НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Костромского областного суда (Костромская область) от 11.12.2017 № 33А-2869

Судья Е.В. Балашова Дело № 33а-2869

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«11» декабря 2017 года

Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Н.А. Гусевой,

судей С.В. Андреева, Н.Н. Демьяновой

рассмотрела в апелляционном порядке частную жалобу начальника государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Галиче Костромской области (межрайонное) Н.П. Дубровиной на определение Галичского районного суда Костромской области от 20 октября 2017 года, которым отказано в удовлетворении заявления Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Костромской области о замене взыскателя на правопреемника по административному делу № 2а-654/2016 по административному иску ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Галиче Костромской области (межрайонное) к Салахутдинову Маису Хайдаровичу о взыскании недоимки по страховым взносам и доначисленных пени за несвоевременную уплату недоимки по страховым взносам.

Заслушав доклад судьи Н.А. Гусевой, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Вступившим в законную силу решением Галичского районного суда Костромской области от 07 июня 2016 года с М.Х. Салахутдинова в пользу ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Галиче Костромской области (межрайонное) взыскана сумма недоимки по страховым взносам за 2015 год на страховую часть трудовой пенсии в сумме 12 207,08 руб. и госпошлины в сумме 400 руб. в доход федерального бюджета.

08 июля 2016 года истцу был выдан исполнительный лист для принудительного исполнения судебного решения.

12 октября 2017 года Межрайонная ИФНС № 2 по Костромской области обратилась в суд с заявлением о процессуальном правопреемстве, просила произвести замену взыскателя по выданному исполнительному листу от 07.06.2016 года по делу № 2а-654/2016 в отношении должника М.Х. Салахутдинова с прежнего взыскателя - государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Галиче Костромской области (межрайонное) на нового взыскателя - Межрайонную ИФНС № 2 по Костромской области. В обоснование заявления указано, что Федеральным законом от 03.07.2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» начиная с 01.01.2017 года на налоговые органы возложены полномочия по администрированию страховых взносов. Таким образом, с учетом положений ст. 4 названного Федерального закона, ст. 44 КАС РФ в данном случае имеют место основания для процессуального правопреемства.

Судом вынесено вышеуказанное определение.

В частной жалобе начальник государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Галиче Костромской области (межрайонное) Н.П. Дубровина просит отменить определение суда как незаконное. Ссылаясь на ст. 44 КАС РФ, ст. 52 Федерального закона «Об исполнительном производстве», разъяснения, содержащиеся в п.27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» и в абз.2 п.11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», полагает, что основанием для замены публичного органа на правопреемника на стадии исполнительного производства может являться, в том числе и перераспределение полномочий в определенной сфере правоотношений. Обращает внимание, что с учетом положений Федерального закона № 243-ФЗ был разработан порядок взаимодействия отделений Пенсионного фонда Российской Федерации и отделений Фонда социального страхования с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, предусмотрена передача Фондами в Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации сальдо расчетов плательщика страховых взносов с бюджетом Фонда строго по состоянию на 01.01.2017 года. Таким образом, органы Пенсионного фонда не могут являться стороной исполнительного производства, поскольку с 01.01.2017 года уплата страховых взносов, в том числе за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 года, должна производиться с использованием кодов бюджетной классификации, закрепленных за ФНС России.

В соответствии с ч. 2 ст. 315 КАС РФ частная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции в порядке упрощенного (письменного) производства.

Изучив представленный материал, проверив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Отказывая в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве, суд первой инстанции руководствовался ст.ст. 19, 20 Федерального закона от 03.07.2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» и пришел к выводу об отсутствии предусмотренных ст. 44 КАС РФ оснований для замены взыскателя правопреемником, указав, что образовавшаяся задолженность взыскана с М.Х. Салахутдинова за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 года, при этом государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Галиче Костромской области (межрайонное) не ликвидировано и не реорганизовано.

Однако с таким выводом суда согласиться нельзя.

В соответствии с положениями Федерального закон от 03.07.2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», вступившего в силу с 01 января 2017 г., на налоговые органы, начиная с 01.01.2017 года, возложены полномочия по администрированию страховых взносов.

Согласно п.1 ст. 19 Федерального закона от 03.07.2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд, осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В целях реализации положений Федерального закона № 243-ФЗ 22.07.2016 года руководителем ФНС России и председателем правления Пенсионного фонда Российской Федерации был утвержден Порядок взаимодействия отделений Пенсионного фонда Российской Федерации с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 5.1, 5.7 данного Порядка Отделения ПФР передают в Управления ФНС России в срок до 01.02.2017 г. сальдо расчетов по взносу, пени и штрафам по состоянию на 01.01.2017 с приложением разбивки сальдо на сумму задолженности и платежами за 4 кв. 2016 года, документы по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, а также организаций, имеющих лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, включая заявление о взыскании страховых взносов, пени и штрафов за счет имущества физического лица, организации, судебный акт и исполнительный лист.

Как следует из материалов дела, к заявлению Межрайонной ИФНС России № 2 по Костромской области о замене взыскателя в исполнительном листе приложены заверенные налоговым органом копии решения Галичского районного суда Костромской области от 07 июня 2016 года по делу № 2а-654/2016 и исполнительного листа серии ФС № 009991194, выданного на основании данного решения.

Таким образом, поскольку во исполнение вышеуказанного Порядка взаимодействия решение суда о взыскании с М.Х. Салахутдинова недоимки по страховым взносам и исполнительный лист были переданы УПФР в г. Галиче Костромской области (межрайонное) налоговому органу, меры по исполнению исполнительного листа в настоящее время могут быть приняты только Межрайонной ИФНС № 2 по Костромской области.

В соответствии с ч.1 ст. 44 КАС РФ в случае, если в период рассмотрения административного дела орган государственной власти, иной государственный орган или орган местного самоуправления, являющиеся стороной в административном деле, реорганизован, суд производит замену этой стороны его правопреемником. В случае, если какой-либо из указанных органов либо организация, наделенная государственными или иными публичными полномочиями, упразднены, суд производит замену этой стороны органом или организацией, к компетенции которых относится участие в публичных правоотношениях в той же сфере, что и рассматриваемые судом спорные правоотношения, либо к компетенции которых относится защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», в случае выбытия взыскателя или должника в исполнительном производстве, возбужденном на основании выданного судом исполнительного документа (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в правоотношениях), вопрос о правопреемстве подлежит разрешению судом (статья 44 ГПК РФ, статья 44 КАС РФ, статья 48 АПК РФ, пункт 1 части 2 статьи 52 Закона об исполнительном производстве). По вопросу правопреемства в суд могут обратиться: судебный пристав-исполнитель, стороны исполнительного производства, лицо, считающее себя правопреемником выбывшей стороны исполнительного производства.

По смыслу приведенных разъяснений к другим случаям перемены лиц в правоотношениях, которые влекут процессуальное правопреемство, может быть отнесена и передача полномочий по администрированию страховых взносов налоговым органам.

В этой связи то обстоятельство, что УПФР в г. Галиче Костромской области (межрайонное) не ликвидировано и не реорганизовано, не свидетельствует об отсутствии оснований для процессуального правопреемства в виде изменения взыскателя в исполнительном листе.

С учетом установленных обстоятельств и приведенных положений закона судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое определение вынесено при неправильном применении судом норм процессуального права и подлежит отмене, а заявление Межрайонной ИФНС России № 2 по Костромской области о процессуальном правопреемстве и замене взыскателя в исполнительном листе - удовлетворению.

Руководствуясь ст. 316 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Определение Галичского районного суда Костромской области от 20 октября 2017 года отменить.

Заявление Межрайонной ИФНС России № 2 по Костромской области о процессуальном правопреемстве удовлетворить.

Произвести замену взыскателя в исполнительном листе № 2а-654/2016, выданном на основании решения Галичского районного суда Костромской области от 07 июня 2016 г. в отношении должника Салахутдинова Маиса Хайдаровича, с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Галиче Костромской области (межрайонное) на Межрайонную ИФНС России № 2 по Костромской области.

Председательствующий:

Судьи: