НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Кассационного военного суда от 26.10.2023 № 2-5/2023

Определение

кассационного военного суда

№ 88-1388/2023

26 октября 2023 г. г. Новосибирск

Кассационный военный суд в составе:

председательствующего – Богдашова Д.А.,

судей: Кузнеченкова Д.С. и Яковлева И.А.,

при секретаре судебного заседания Платошечкиной Ю.С. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5/2023 по кассационной жалобе представителя ответчика Тоняна Артура Сафаровича на решение 80 гарнизонного военного суда от 8 февраля 2023 г. и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 25 апреля 2023 г. по исковому заявлению Апостоловой Николлеты Викторовны к отделению Фонда пенсионного и социального страхования <данные изъяты> (далее - отделение) о взыскании денежных средств.

Заслушав доклад председательствующего, изложившего обстоятельства дела, содержание принятых судебных постановлений и доводы кассационной жалобы, суд

установил:

вышеприведённым решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, удовлетворён иск Апостоловой, в котором она просила взыскать с отделения пособие по уходу за ребёнком за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в размере <данные изъяты>.

В кассационной жалобе, поданной 21 июля 2023 г., представитель ответчика, излагая обстоятельства дела, приводя собственный анализ законодательства, регламентирующего порядок выплаты пособия по уходу за ребёнком, в целом повторяя доводы, приведённые в апелляционной жалобе, и выражая несогласие с состоявшимися судебными актами, полагая, что они приняты с нарушением норм материального и процессуального права, а выводы судебных инстанций не соответствуют обстоятельствам дела, просит их отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.

Препятствий для рассмотрения данного дела в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке, не имеется.

Рассмотрев материалы гражданского дела и обсудив доводы кассационной жалобы, суд исходит из следующего.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК Российской Федерации).

Таких нарушений при разрешении настоящего дела судебными инстанциями не допущено.

Согласно обстоятельствам, которые судами первой и апелляционной инстанций установлены при рассмотрении данного дела и подтверждаются его материалами, гражданка Российской Федерации Апостолова работает по трудовому договору в войсковой части – филиале федерального казённого учреждения <данные изъяты>», дислоцирующейся в <данные изъяты>

Войсковая часть зарегистрирована в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отделении по месту регистрации федерального казённого учреждения <данные изъяты> в г. <данные изъяты>.

По условиям трудового договора войсковая часть обязуется обеспечить работнику социальное страхование и выплату соответствующих пособий в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством <данные изъяты>

В связи с рождением у Апостоловой ДД.ММ.ГГГГ г. ребёнка командиром войсковой части 31 августа 2021 г. издан приказ № 161 о предоставлении ей отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г.

Ввиду технической невозможности корректного внесения сведений в электронную систему документооборота (электронный реестр сведений, представляемый страховщику – отделению Фонда пенсионного и социального страхования <данные изъяты> в соответствии с установленным страховщиком порядком использования системы электронного документооборота) необходимых для назначения и выплаты истцу пособия по уходу за ребёнком, так как программное обеспечение предусматривает расчёт этого пособия исходя из законодательства Российской Федерации, в то время как гражданский персонал войсковой части работает по законодательству <данные изъяты>, названное пособие выплачено не было.

О некорректном отображении в программе электронного документооборота заносимых в реестр сведений о застрахованных лицах, требующих корректировки и исправления ошибок, командир войсковой части неоднократно сообщал страховщику, но каких-либо действий, направленных на устранение препятствий в передаче сведений им не предпринято и социальное обеспечение в виде выплаты пособия по уходу за ребёнком страховщиком не произведено.

Как усматривается из ответа отделения, направленного в адрес командира воинской части, в связи с наличием коллизии законодательства по данному вопросу ответчик обратился с запросом в Фонд социального страхования Российской Федерации за разъяснениями, после получения которых, будет дан окончательный ответ. Иных данных (документов) в материалах дела не содержится и стороной ответчика не представлено.

Полагая, что отсутствие механизма передачи сведений работодателем в отделение для назначения и выплаты пособия по уходу за ребёнком работнику из числа гражданского персонала воинской части, дислоцирующейся на территории <данные изъяты>, не может служить основанием для нарушения права этого работника на получение данного пособия, и со стороны ответчика допущено бездействие, выразившееся в нарушении срока выплаты пособия по уходу за ребёнком, Апостолова обратилась в суд с иском, в котором просила обязать отделение перечислить ей на расчётный счёт денежные средства в размере <данные изъяты> в качестве пособия за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., исчисленного в соответствии с законодательством <данные изъяты>.

Единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, закреплена в Федеральном законе «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Действие приведённого Федерального закона распространяется на граждан Российской Федерации, проживающих на территории Российской Федерации, граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах, и гражданский персонал воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации (абз. 3 ч. 1 ст. 1).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 8 июня 2000 г. № 134-О, конституционно - правовой смысл абз. 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» должен определяться исходя из требований ст. 15 (ч. 4) Конституции Российской Федерации, согласно которой правила международного договора Российской Федерации применяются в том случае, если эти правила иные, нежели предусмотренные законом. В том же случае, если какие-либо международные обязательства в отношениях между двумя государствами отсутствуют или не действуют, то применительно к лицам, указанным в абз. 3 ч. 1 ст. 1, действуют правила, установленные Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Вопреки утверждению автора жалобы, страны, входящие в Содружество Независимых Государств (в том числе <данные изъяты>), 9 сентября 1994 г. подписали Соглашение о гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов, которое вступило в силу 12 апреля 1995 г.

Соглашение распространяется на все виды выплат гарантированной государственной социальной помощи семьям с детьми и алиментов, которые установлены или будут приняты национальным законодательством.

На основании ч. 2 ст. 3 Соглашения социальные пособия и компенсационные выплаты семьям с детьми из числа военнослужащих и гражданского персонала воинских формирований одной Стороны, находящихся на территории другой Стороны, устанавливаются в случаях, если их выплата производится по месту работы (службы) в размерах и на условиях, предусмотренных законодательством Стороны пребывания, за счёт средств, выделяемых из бюджета Стороны принадлежности воинских формирований.

В приказе Минобороны России от 29 декабря 2012 г. № 3910 «О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации», предусмотрено, что трудовые договоры с работниками воинских частей (организаций) необходимо заключать в воинских частях (организациях), находящихся на территории Российской Федерации, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, а в воинских частях (организациях), находящихся за пределами территории Российской Федерации, - в соответствии с законодательством страны пребывания, если иное не предусмотрено международными договорами (соглашениями).

По настоящему делу трудовой договор заключён в соответствии с законодательством <данные изъяты>.

Поскольку судами установлено, что Апостолова, являясь гражданкой Российской Федерации и работающая за её пределами по трудовому договору, относится к гражданскому персоналу воинского формирования Российской Федерации, находящегося на территории иностранного государства, и является застрахованным лицом в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что она имеет право на социальное обеспечение в соответствии с законодательством страны пребывания в виде пособия по уходу за ребёнком, выплачиваемого за счёт средств Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с ч. 18 ст. 13 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» порядок и условия представления страхователем в электронной форме сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, устанавливаются страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Форматы представления страхователем в электронной форме указанных сведений и документов устанавливаются страховщиком.

Согласно п. 3, 5, 7 Правил получения Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребёнка, ежемесячного пособия по уходу за ребёнком, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2021 г. № 2010, назначение и выплата пособий осуществляются страховщиком на основании сведений и документов, представляемых страхователем. При наступлении страхового случая застрахованное лицо представляет страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) сведения и документы, необходимые для назначения и выплаты пособия, который представляет их в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.

Информационное взаимодействие страхователей и страховщика в электронном виде осуществляется с использованием системы электронного документооборота страховщика.

При этом назначение и выплата пособий осуществляются страховщиком не только на основании сведений и документов, представляемых страхователем, невозможность передачи в электронной форме которых явилось основанием к невыплате пособия по настоящему делу, но и сведений, имеющихся в распоряжении страховщика, а также сведений и документов, запрашиваемых страховщиком у государственных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

С учётом приведённых положений, установленных по делу обстоятельств и предпринятых страхователем действий, а также исходя из определённых в ст. 2 ГПК Российской Федерации задач гражданского судопроизводства, выводы судов о невыполнении страховщиком обязанности по назначению и выплате страхового обеспечения и нарушении права Апостоловой на гарантированное Конституцией Российской Федерации социальное обеспечение, являются обоснованными, а принятое решение о возложении на ответчика обязанности по перечислению истцу денежных средств в размере рассматриваемого пособия, верным по существу спора. Реализация права застрахованного лица, находящегося на законном основании за пределами Российской Федерации, на получение пособия, не может быть поставлена в зависимость от установленных страховщиком технических условий получения соответствующих документов (сведений).

Приведённые в кассационной жалобе доводы, в целом повторяют правовую позицию стороны ответчика, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела, были предметом проверки и оценки судов, в то время как принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда в кассационном порядке.

Оснований к безусловной отмене судебных постановлений согласно нормативным положениям ч. 4 ст. 379.7 ГПК Российской Федерации также не выявлено.

Руководствуясь ст. 379.6, 390, 390.1 ГПК Российской Федерации, кассационный военный суд

определил:

решение 80 гарнизонного военного суда от 8 февраля 2023 г. и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 25 апреля 2023 г. по иску Апостоловой Николлеты Викторовны оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя ответчика – без удовлетворения.

Настоящее определение вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные гл. 41 ГПК Российской Федерации.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 26 октября 2023 г.

Председательствующий Д.А. Богдашов

Судьи Д.Н. Кузнеченков

И.А. Яковлев