НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Калужского областного суда (Калужская область) от 08.06.2015 № 33-1724/15

Судья Ватолина Ю.А.                                                             Дело № 33-1724/15

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

8 июня 2015 года                                                                                  г. Калуга

Судебная коллегия по гражданским делам

Калужского областного суда в составе:

председательствующего Ариничева С.Н.,

судей Морозовой Л.С., Романовой В.В.,               

при секретаре  Федориной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Морозовой Л.С.

делопо апелляционной жалобе Г.М. на решение Калужского районного суда Калужской области от 26 февраля 2015 года

по иску Г.М. к обществу с ограниченной ответственностью «Жилстрой», Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калуге Калужской области о возложении обязанности начислить и перечислить дополнительные тарифы страховых взносов, включить в специальный стаж период работы с назначением пенсии по старости,

УСТАНОВИЛА:

16 декабря 2014 года Г.М. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Жилстрой» (далее ООО «Жилстрой»), Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калуге Калужской области (далее УПФР (ГУ) в г. Калуге Калужской области), в котором после уточнения требований просил обязать ООО «Жилстрой» начислить и перечислить дополнительные тарифы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за период работы истца в должности каменщика с 1 января 2013 года по 14 октября 2014 года, а также включить в специальный стаж истица период его работы в должности каменщика в комплексной строительной бригаде с 17 мая 2007 года по 14 октября 2014 года с досрочным назначением пенсии по старости с 16 апреля 2015 года.     

В обоснование требований истецуказал, что с 17 мая 2007 года по 14 октября 2014 года он работал в ООО «Жилстрой» в должности каменщика комплексной строительной бригады. На его обращение в УПФР (ГУ) в г.Калуге Калужской области о получении информации о размере перечисленных ООО «Жилстрой» дополнительных тарифах страховых взносов в связи с тяжелыми условиями труда и зачислению их на лицевой счет истца, как застрахованного лица, Г.М. было сообщено, что ООО «Жилстрой» не уплачивались названные дополнительные тарифы и период работы у ответчика в должности каменщика не будет включен в его специальный стаж для досрочного назначения пенсии по старости.   

В судебном заседании истец Г.М. и его представитель Богатырева А.Ю. уточненные исковые требования поддержали.

Представить ответчика - ООО «Жилстрой» Лопухов Ю.А. иск не признал.

Представители ответчика - УПФР (ГУ) в г. Калуге Калужской области Чернавина И.В., Гудилина Т.В. возражали против удовлетворения исковых требований.

Представитель третьего лица - ООО «Межрегиональный центр охраны труда для малых и средних предприятий», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Решением Калужского районного суда Калужской области от 26 февраля 2015 года постановлено:

Г.М. в удовлетворении исковых требований к ООО «Жилстрой», Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калуге Калужской области о возложении обязанности начислить и перечислить страховые взносы по дополнительному тарифу, включить в специальный стаж период работы с назначением пенсии по старости отказать.  

В апелляционной жалобе Г.М., не согласившись с решением суда, просит его отменить и принять новое решение, удовлетворив заявленные им требования.   

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав истца Г.М. и его представителя Богатыреву А.Ю., поддержавших жалобу, представителей ответчика ООО «Жилстрой» Лопухова Ю.А. и Бобкову Е.Е., представителей ответчика УПФР (ГУ) в г. Калуге Калужской области Чернавину И.В. и Гудилину Т.В., возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.  

Обращаясь в суд с названными выше исковыми требованиями, Г.М. утверждал, что он работал в ООО «Жилстрой» каменщиком в бригаде каменщиков и работа его была связана с тяжелыми условиями труда, в связи с чем, работодатель обязан был с 1 января 2013 года перечислять в Управление  Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калуге Калужской области дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование положенной ему страховой пенсии, которая должна быть назначена истцу досрочно с 16 апреля 2015 года.  

Однако данные утверждения истца не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. 

В соответствии с п. 6 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы, предусмотренные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1-18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Согласно п.5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 №421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" результаты проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда», аттестации рабочих мест по условиям труда, действительные до окончания срока их действий, но не более чем до 31 декабря 2018 года включительно, применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных пунктом 2.1 статьи 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) и частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в редакции настоящего Федерального закона), в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда», признаны вредными и (или) опасными.

В соответствии с ч. 1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с 1 января 2013 г. применяются дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии, за исключением случаев, установленных ч. 2.1 ст. 58.3 Закона №212-ФЗ. В 2014 г. размер дополнительного тарифа по данным видам работ составляет 6 процентов.

Согласно ч. 2 ст. 58.3 названного Закона в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пп. 2 - 18 п. 1 ст. 27 Закона №173-ФЗ, с 1 января 2013 г. применяются дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии, за исключением случаев, установленных ч. 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ. В 2014 г. размер дополнительного тарифа по данным видам работ составляет 4 процента.

Пунктом 2.1 статьи 58.3 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» предусматривается, что для плательщиков страховых взносов, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда взамен установленных в частях 1 и 2 настоящей статьи дополнительных тарифов применяются дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, указанные в таблице.

Для подкласса условий труда «2» (класс «допустимый») дополнительный тариф страхового взноса указан «0,0 процента».  

Из записей трудовой книжки Г.М. следует, что в период с 17 мая 2007 года по 14 октября 2014 года истец работал в ООО «Жилстрой» в должности каменщика, уволен с работы 14 октября 2014 года по собственному желанию.    

В соответствии с условиями трудового договора, заключенного 17 мая 2007 года между Г.М. (работник) и ООО «Жилстрой» (работодатель) работник должен выполнять следующие работы: каменные работы на строительстве зданий и сооружений, производство других строительных работ, смежные работы на объектах строительства в целях взаимозаменяемости, разовые поручения бригадира, прораба, главного инженера, генерального директора. 

Из материалов дела усматривается, что на протяжении всего периода работы Г.М. также принимал участие в монтаже железобетонных изделий, грузоподъемных работах, разборке зданий, в устройстве стропильной системы и обрешетки, очистки крыш от снега, устройства кровли, что подтверждается наряд-допусками.

Как видно из карты аттестации рабочего места по условиям труда №24 от 24.08.2012, класс условий труда по профессии (должности) «каменщик» установлен «2» (класс «допустимый»).  

С результатами оценки условий труда Г.М. был ознакомлен 24 августа 2012 года, о чем свидетельствует его личная подпись.

Результаты аттестации рабочего места никем не оспаривались и недействительными не признавались, что истец подтвердил при разрешении спора.

В ходе рассмотрения настоящего дела требований о признании результатов аттестации рабочего места незаконными Г.М. не заявлялось.   

Кроме того, как усматривается из дела, результаты проведенной в 2012 году в ООО «Жилстрой» аттестации рабочих мест были предметом проверки Государственной инспекции труда в Калужской области, нарушений относительно установления класса условий труда по профессии «каменщик» не выявлено.  

В ходе разрешения судом спора УПФР (ГУ) в г. Калуге Калужской области была проведена документальная проверка факта льготной работы, достоверности индивидуальных сведений в части страхового стажа и начисленных страховых взносов с 17.05.2007 по 14.10.2014, а также отсутствие начисления и уплаты дополнительного тарифа страховых взносов с 17.05.2007 по 14.10.2014 на Г.М., занятого в качестве каменщика в ООО «Жилстрой».   

Из содержания акта проверки №2 от 2 февраля 2015 года  видно, что для проверки были представлены следующие документы: личная карточка работника унифицированной формы Т-2, приказы по личному составу за 2007-2014 года по ООО «Жилстрой», расчетные листки,  индивидуальные карточки учета страховых взносов за 2008-2012 годы, карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов за 2013-2014 годы на Г.М., акты о приеме выполненных работ унифицированной формы №КС-2 за 2007-2014 годы, штатное расписание по ООО «Жилстрой» за 2007-2014 годы, карта аттестации рабочего места по условиям труда №24 (каменщик), справка №64 от 6.02.2015 о специфике работы строительной бригады ООО «Жилстрой».  

Проверкой установлено, что не усматривается факт льготной работы Г.М. за период с 17 мая 2007 года по 14 октября 2014 года, поскольку отсутствует ежедневная постоянная занятость в качестве каменщика работами по кладке кирпича, отсутствует бригада каменщиков. Индивидуальные сведения, представленные ООО «Жилстрой», на Г.М. в части страхового стажа (без кода льготной работы каменщика, постоянно работающего в бригаде каменщиков) и начисленных страховых взносов с 17.05.2007 по 14.10.2014 являются достоверными. Отсутствие начислений дополнительного тарифа страховых взносов за период с 1.01.1013 по 14.10.2014 на Г.М. является законным и обоснованным, в связи с тем, что класс условий труда 2 соответствует допустимому и дополнительный тариф страхового взноса составляет 0,0 процента (пункт 2.1 статьи 58.3 Закона №121-ФЗ).  

В судебном заседании были допрошены свидетель В.С., работающая в ООО «Жилстрой» техником-строителем, и свидетель А.С., работающий каменщиком в ООО «Жилстрой», которые показали, что Г.М., работая в составе комплексных строительных бригад в ООО «Жилстрой», выполнял не только работу по кладке кирпича, но и другие строительные и смежные работы.   

Учитывая изложенное, вывод суда об отсутствии оснований для возложения на ООО «Жилстрой» обязанности начислить и перечислить дополнительные тарифы страховых взносов за период работы Г.М. в должности каменщика с 1 января 2013 года по 14 октября 2014 года является правильным.

Согласно частям 1, 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение. 

Статьей 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлен порядок рассмотрения поданного гражданином заявления о назначении страховой пенсии.  

Статьей 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 1 января 2015 года, предусматривалось, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией.

Из материалов дела следует, что Г.М. с заявлением о досрочном назначении ему трудовой пенсии по старости в пенсионный орган не обращался, вопрос о включении в специальный стаж истца указанного выше периода его работы в ООО «Жилстрой» в должности каменщика Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калуге Калужской области не рассматривался.

Поскольку Г.М. не обращался в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости и данный вопрос не был предметом рассмотрения пенсионного органа, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что у суда не имелось оснований для включения в специальный стаж Г.М. периода его работы в должности каменщика в ООО «Жилстрой».  

При этом суд правомерно указал, что назначение пенсии на будущее время действующим законодательством не предусмотрено.

Решение суда об отказе в удовлетворении заявленных Г.М. исковых требований является обоснованным, оснований для его отмены судебная коллегия не усматривает.

Доводов, свидетельствующих о наличии оснований для отмены обжалуемого решения суда, в апелляционной жалобе не содержится.  

Руководствуясь статьями 328, 329, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Калужского районного суда Калужской области от 26 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Г.М. - без удовлетворения.

Председательствующий                                                         

       Судьи