Калининградский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Калининградский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Чолий Л.Л. Дело № 33-3301/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 августа 2012 года г. Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего: Ольховского В.Н.
судей: Алферовой Г.П., Буданова А.М.
при секретаре: Мещеряковой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Автономной некоммерческой организации «Калининградская Лига современных и уличных танцев» на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 17 апреля 2012 года, которым иск Управления Министерства юстиции РФ по Калининградской области удовлетворен и Автономная некоммерческая организация «Калининградская Лига современных и уличных танцев» ликвидирована.
Заслушав доклад судьи Алферовой Г.П., объяснения представителя АНО «Калининградская Лига современных и уличных танцев» по доверенности Цуркан Э.В., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Министерства юстиции РФ по Калининградской области обратилось в суд с иском о ликвидации Автономной некоммерческой организации «Калининградская Лига современных и уличных танцев», указав, что данная некоммерческая организация была зарегистрирована Управлением Федеральной регистрационной службы РФ по Калининградской области 9 октября 2007 год и внесена в единый государственный реестр юридических лиц за регистрационным номером №.
Согласно Федеральному закону от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации обязаны предоставлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от народных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, формы и сроки представления которых определены федеральным органом исполнительной власти – ежегодно до 15 апреля года, следующего за отчетным.
В нарушение п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» АНО «Калининградская Лига современных и уличных танцев» не представила в уполномоченный орган за 2007, 2008, 2009, 2010 годы документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.
26 сентября 2011 года в адрес АНО «Калининградская Лига современных и уличных танцев» за нарушение требований п. 3 ст. 32 Закона № 7-ФЗ было направлено предупреждение с требованием представить информацию за 2010 год в течении 30 дней с момента получения предупреждения.
Согласно п. 5 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7 –ФЗ «О некоммерческих организациях» Управление Министерства юстиции РФ по Калининградской области осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.
На основании абз. 2 п. 2 ст. 61 ГК РФ, п. 10 ст. 32 ФЗ «О Некоммерческих организациях» истец просил ликвидировать Автономную некоммерческую организацию «Калининградская Лига современных и уличных танцев».
Рассмотрев дело, суд вынес изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе АНО «Калининградская Лига современных и уличных танцев» просит решение отменить, ссылаясь на ошибочность выводов суда о том, что непредставление в уполномоченный орган за 2007, 2008, 2009, 2010 гг документов, содержащих отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документов о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, само по себе свидетельствует об осуществлении деятельности с грубым нарушением закона и могло в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 61 ГК РФ являться основанием для ликвидации юридического лица. Указывает, что АНО «Калининградская Лига современных и уличных танцев» с 2007 года и до настоящего времени осуществляет свою деятельность по организации танцплощадок, дискотек, школ танцев, имеет расчетный счет в ОАО «Б.», по которому постоянно проводятся операции. Также, начиная с 2007 года, регулярно предоставляет отчетность в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Межрайонную налоговую инспекцию № 9 по г. Калининграду, не имеет задолженности по налоговым платежам и обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды. Отмечает, что АНО «Калининградская Лига современных и уличных танцев» не имела возможности представить документы о своей хозяйственной деятельности суду, поскольку не была уведомлена надлежащим образом о дате судебного заседания. Кроме того, ссылается на то, что допущенные нарушения в части непредставления предусмотренных ФЗ «О некоммерческих организациях» сведений в Управление Министерства юстиции РФ по Калининградской области не причинили вредных последствий, не нарушили права и интересы других лиц, а кроме того, были незамедлительно устранены и такие сведения представлены 29 мая 2012 года.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации обязаны предоставлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, формы и сроки представления которых, определены федеральным органом исполнительной власти - ежегодно, до 15 апреля года, следующего за отчетным.
Как предусмотрено п. 10 вышеуказанной статьи, неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что непредставление некоммерческой организацией «Калининградская Лига современных и уличных танцев» в нарушение требований п. 3 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ в уполномоченный орган за 2007, 2008, 2009, 2010 годы документов, содержащих отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, свидетельствует об осуществлении деятельности с грубым нарушением закона, и в соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ является основанием для ликвидации некоммерческой организации.
С такими выводами суда коллегия согласиться не может.
Так, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 года № 14-П по делу о проверке конституционности положений ст. 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», статей 61 и 99 ГК РФ указано, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции РФ критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду – с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных ими последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Таким образом, исходя из конституционно-правового смысла указанных норм юридическое лицо, в том числе, некоммерческую организацию, нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности. При этом характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.
Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Между тем из представленных к апелляционной жалобе документов следует, что АНО «Калининградская Лига современных и уличных танцев» на протяжении всего периода времени с момента регистрации и до настоящего времени осуществляет деятельность, соответствующую ее уставным целям.
Так, справкой ОАО «Б.» подтверждается наличие ежемесячных оборотов по расчетному счету АНО «Калининградская Лига современных и уличных танцев» № за период с 1 января 2008 года по 28 мая 2012 года (л.д.47-48). Факт предоставления отчетности в Межрайонную налоговую инспекцию № 9 по г. Калининграду за период 2009-2011 гг., а также отсутствие задолженности по налогам подтверждается соответствующими отчетами с отметкой налогового органа и расчетом по налогам, сборам и взносам за 2012 год (л.д. 49-56), также представлена отчетность в Пенсионный Фонд, Фонды социального и обязательного медицинского страхования за 2009-2012 гг. с отметками указанных органов об их принятии. Задолженности по страховым взносам в фонды не имеется.
Согласно учредительным документам некоммерческая организация «Калининградская Лига современных и уличных танцев» зарегистрирована по адресу: , ее органами управления являются правление и президент, избираемый правлением на срок 5 лет. Президентом АНО «Калининградская Лига современных и уличных танцев» является В. Изменения в указанные сведения с момента регистрации некоммерческой организации не вносились, и они соответствуют действительности.
После получения копии оспариваемого решения президентом АНО «Калининградская Лига современных и уличных танцев» В. незамедлительно была направлена в Управление Министерства юстиции РФ по Калининградской области предусмотренная п. 3 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ отчетность за 2007-2011 годы.
По смыслу п. 10 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» непредставление сведений, предусмотренных п. 3 данной статьи, может служить основанием для обращения в суд уполномоченного органа с заявлением о ликвидации некоммерческой организации, однако не является безусловным основанием для ее ликвидации.
Принимая во внимание приведенную выше правовую позицию Конституционного Суда РФ, а также то, что АНО «Калининградская Лига современных и уличных танцев» с момента создания и до настоящего времени не осуществляло деятельности, противоречащей ее уставным целям, фактически не прекращало оказывать в соответствии с Уставом услуги в области культуры, физической культуры спорта (организация танцплощадок, дискотек, школ танцев), систематически предоставляло отчетность в налоговый орган и внебюджетные фонды, не имеет задолженности по налоговым платежам и обязательным платежам в бюджетные и внебюджетные фонды, и учитывая, что в период с 2007 года по настоящее время изменения в состав руководящих органов не вносились, некоммерческая деятельность не осуществлялась, поступлений имущества и денежных средств в адрес АНО «Калининградская Лига современных и уличных танцев» от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства не было, при этом ответчиком были устранены допущенные нарушения закона и представлены соответствующие документы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что само по себе непредставление АНО «Калининградская Лига современных и уличных танцев» в Управление Министерства юстиции РФ по Калининградской области предусмотренных п. 3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» сведений, не могло являться достаточным основанием для ликвидации указанного юридического лица, поскольку характер допущенных им нарушений не является существенным и не повлек неустранимых последствий.
При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска Министерства юстиции РФ по Калининградской области о ликвидации Автономной некоммерческой организации «Калининградская Лига современных и уличных танцев».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, п. 3 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 17 апреля 2012 года отменить и вынести новое решение, которым в удовлетворении иска Управления Министерства юстиции РФ по Калининградской области о ликвидации Автономной некоммерческой организации «Калининградская Лига современных и уличных танцев» отказать.
Председательствующий
Судьи