Судья Минакова Е.В. Дело № 33-843
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 апреля 2013 года город Иваново
Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе: председательствующего судьи Петуховой М.Ю.,
судей Анохиной А.В., Холчевой О.П.,
при секретаре Реброве А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 апреля 2013 года
по докладу судьи Холчевой О.П. дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» Ивановской области на решение Родниковского районного суда Ивановской области от 21 февраля 2013 года по иску В.Л. к Администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» Ивановской области о взыскании недополученной пенсии за выслугу лет муниципальной службы,
установила:
В.Л. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» Ивановской области о взыскании недополученной пенсии за выслугу лет муниципальной службы за период с 1 января 2010 года по 31 декабря 2010 года в размере 31 800 рублей.
Исковые требования мотивированы следующим. В.Л. является получателем пенсии за выслугу лет муниципальной службы. Ответчиком в нарушение требований федерального законодательства В.Л. недоплачена пенсия за выслугу лет муниципальной службы за период с 1 января 2010 года по 31 декабря 2010 года. В указанный период в соответствии с решением Совета муниципального образования «Родниковский муниципальный район» Ивановской области размер указанной пенсии составлял по 350 рублей в месяц. Данный размер пенсии за выслугу лет не соответствует действующему федеральному и региональному законодательству. В соответствии с положениями Федеральных законов «О муниципальной службе в Российской Федерации», «О государственном обеспечении в Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положениями Закона Ивановской области «О государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную гражданскую службу в органах государственной власти Ивановской области и иных государственных органах Ивановской области» минимальный размер пенсии за выслугу лет с 1 января 2010 года должен составлять 3 000 рублей. Пенсия за выслугу лет муниципальной службы в размере 3 000 рублей В.Л. стала выплачиваться ответчиком только с 1 января 2011 года. За период с 1 января 2010 года по 31 декабря 2010 года В.Л. ежемесячно недоплачивалась пенсия за выслугу лет в размере по 2650 рублей, всего 31 800 рублей (2650х12=31800).
Решением Родниковского районного суда Ивановской области от 21 февраля 2013 года исковые требования В.Л. удовлетворены.
С Администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» Ивановской области за счет средств бюджета муниципального образования «Родниковский муниципальный район» Ивановской области в пользу В.Л. взыскана недополученная пенсия за выслугу лет муниципальной службы за период с 1 января 2010 года по 31 декабря 2010 года в размере 31 800 рублей.
С вынесенным решением не согласилась Администрация муниципального образования «Родниковский муниципальный район» Ивановской области, в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о рассмотрении апелляционной жалобы были извещены.
В соответствии с положениями ч.3 ст.167 и ч.1 ст.327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.
Проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует и судом установлено, что В.Л. является получателем пенсии за выслугу лет в связи с муниципальной службой в Родниковском муниципальном районе Ивановской области и имеет стаж муниципальной службы более 20 лет. Указанную пенсию В.Л. выплачивает Администрация муниципального образования «Родниковский муниципальный район» за счет средств бюджета указанного муниципального образования.
В течение 2010 года В.Л. получала пенсию за выслугу лет в размере по 350 рублей в месяц согласно распоряжению главы администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» Ивановской области «О назначении пенсии за выслугу лет в минимальном размере» от 21 января 2010 года № 35. Указанное Распоряжение принято, в том числе и на основании решения Совета муниципального образования «Родниковский муниципальный район» «О районном бюджете на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 годов» № 84 от 17 декабря 2009 года, с изменениями, внесенными решением Совета муниципального образования «Родниковский муниципальный район» № 1 от 21 января 2010 года.
Правовые основы организации муниципальной службы в РФ установлены Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
В соответствии с ч.1 ст.24 указанного Федерального закона в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта РФ.
Пунктом 12 ч.1 ст.11 и пунктом 5 ч.1 ст.23 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальному служащему гарантировано пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ, пенсионное обеспечение за выслугу лет.
Статьей 10 Закона Ивановской области от 24 октября 2005 года № 140-ОЗ «О государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную гражданскую службу в органах государственной власти Ивановской области и иных государственных органах Ивановской области» (в редакции Закона № 58-ОЗ от 10 июня 2010 года - в редакции, действующей в период спорных правоотношений сторон) установлено, что с 1 января 2010 года размер пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению, подлежащий выплате, не может быть менее 3 000 рублей.
В статье 15 указанного Закона, устанавливающей условия предоставления права на пенсию за выслугу лет выборным лицам и муниципальным служащим за счет средств органов самоуправления (в редакции, действующей в период спорных правоотношений сторон), предусмотрено, что размер пенсии за выслугу лет определяется с учетом соотношения должностей муниципальной службы к должностям государственной гражданской службы.
В соответствии с положениями ч.4 ст.7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
Установив все обстоятельства, имеющие значение для дела, проанализировав правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, суд пришел к правильному выводу о правомерности исковых требований о взыскании недополученной пенсии за выслугу лет за период с 1 января 2010 года по 31 декабря 2010 года в размере 31 800 рублей.
Установление муниципальным органом минимального размера пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Родниковского муниципального района в сумме 3 000 рублей с 1 января 2011 года, тогда как государственным служащим Ивановской области данная гарантия была предоставлена указанным законом субъекта с 1 января 2010 года, не соответствовало требованиям законодательства, действующего в спорный период.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что минимальный размер пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению, установленный ст.10 Закона Ивановской области от 24 октября 2005 года № 140-ФЗ, распространялся в спорный период и на муниципальных служащих, поскольку данный вывод основан на нормах материального права, указанных в решении и действующих в период спорных правоотношений сторон, исходит из гарантий прав граждан в области государственного пенсионного обеспечения, соответствует конституционным принципам равенства граждан и социальной справедливости и не противоречит принципу самостоятельности органов местного самоуправления и самостоятельности местного бюджета.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом норм материального права судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании положений действующего законодательства. Данные доводы повторяют правовую позицию ответчика в суде первой инстанции, они были предметом исследования суда и получили в решении надлежащую правовую оценку. Все доводы жалобы выводов суда не опровергают.
Самостоятельность местного самоуправления не является абсолютной и определяется пределами, установленными действующим законодательством - ч.2 ст.15, п.«н» ч.1 ст.72 Конституции РФ.
Оспариваемое решение не ограничивает право муниципального образования в области формирования местного бюджета, реализации других полномочий, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Муниципальное образование обязано реализовывать возложенные на него полномочия в пределах своей компетенции с учетом конституционных принципов равенства и социальной справедливости, а также гарантий прав в области государственного пенсионного обеспечения граждан соответствующей категории. Данные принципы должны быть выражены в распространении гарантий в области пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности государственной гражданской службы, установленные законом субъекта РФ, на граждан, замещавших должности муниципальной службы муниципальных образований субъекта РФ, что в свою очередь обеспечивает реализацию принципа взаимосвязи государственной гражданской службы и муниципальной службы. Установленный Законом субъекта РФ минимальный размер пенсии за выслугу лет в спорный период являлся гарантией, в том числе и для лиц, замещавших должности муниципальной службы на территории субъекта РФ.
Ссылка в жалобе на положения ст.15 Закона Ивановской области от 24 октября 2005 года № 140-ОЗ «О государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную гражданскую службу в органах государственной власти Ивановской области и иных государственных органах Ивановской области», предусматривающей, что минимальный размер пенсии за выслугу лет лиц, замещавших должности муниципальной службы, определяется правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области, является необоснованной, поскольку указанная правовая норма в период спорных правоотношений сторон (в 2010 году) отсутствовала и впервые была введена в действие в мае 2012 года Законом Ивановской области от 10 мая 2012 года № 28-ОЗ «О внесении изменений в статью 15 Закона Ивановской области «О государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную гражданскую службу в органах государственной власти Ивановской области и иных государственных органах Ивановской области». Соответственно, положения данной правовой нормы спорные правоотношения сторон не регулируют.
Доводы жалобы в отношении нарушения судом норм процессуального права в связи с тем, что в спорный период минимальный размер пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в размере 350 рублей установлен решением Совета муниципального образования «Родниковский муниципальный район» № 1 от 21 января 2010 года, которое обжалуется в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ, судебная коллегия считает необоснованными. В заявленных требованиях В.Л. имеет место спор о праве, в связи с чем данные требования подлежали рассмотрению в порядке искового производства. Суд вправе дать оценку правомерности нормативного правового акта и при рассмотрении конкретного спора в порядке искового производства. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.11 Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», гражданин вправе обратиться в суд в порядке искового производства за защитой субъективного права, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора нормативного правового акта или его части.
При разрешении дела суд правильно определил юридически значимые обстоятельства; дал правовую оценку установленным обстоятельствам; полно и всесторонне исследовал представленные сторонами доказательства, оценив их в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, и постановил законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены решения, судом не допущено.
Апелляционная жалоба оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для отмены решения суда, не содержит.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Родниковского районного суда Ивановской области от 21 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» Ивановской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи