НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Ивановского областного суда (Ивановская область) от 22.10.2014 № 33-2230

  Судья Козлова Н.А. Дело № 33-2230

 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 22 октября 2014 года город Иваново

 Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда

 в составе председательствующего судьи Плехановой Н.А.,

 судей Добыш Т.Ф., Петуховой М.Ю.,

 при секретаре Саргине С.Э.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Добыш Т.Ф.

 дело по апелляционной жалобе Д.Н.

 на решение Фрунзенского районного суда города Иваново от 5 августа 2014 года

 по иску Д.Н. к территориальному управлению социальной защиты населения по городскому округу Кохма и Ивановскому муниципальному району о перерасчете ежемесячной компенсации,

 У С Т А Н О В И Л А:

 Истец обратился в суд с иском к ответчику о перерасчете ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и взыскании задолженности по выплате с 01.07.2000 г. по 01.05.2014 г. в сумме 100557,90 руб., о перерасчете ежегодной материальной помощи на оздоровление и взыскании задолженности по выплате с 01.07.2000 г. по 2014 год в сумме 13933,59 руб., об обязании ответчика выплачивать с 1 мая 2014 года ежемесячно компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 1491,91 руб., с 1 мая 2014 года ежегодно - компенсацию материальной помощи на оздоровление в размере 2277,57 руб., и об индексации ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров с 01.05.2014 года, ежегодной компенсации на оздоровление в установленном законом порядке.

 Иск мотивирован тем, что он с 11.06.1987 г. по 24.07.1987 г. принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в связи с чем ему гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная материальная помощь на оздоровление. Однако указанные компенсации выплачивались ему без учета индексации.

 Решением суда в удовлетворении иска отказано.

 Истец, не согласившись с решением суда, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска. Жалоба мотивирована нарушением норм материального права.

 В соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствии не явившегося истца и представителя третьего лица – Департамента финансов Ивановской области, извещенных о дате, времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

 Выслушав представителя истца – адвоката Н.О., поддержавшую жалобу, представителя ответчика – О.Н., возражавшую на жалобу, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным.

 Из материалов дела, ссылки на которые содержатся в решении, судом первой инстанции правильно установлено, что истец является участником ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1987 году и относится к категории граждан, перечисленных в ст. 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

 В соответствии со ст. 15 указанного закона ему гарантированы ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и в соответствии со ст. 40 - ежегодная материальная помощь на оздоровление.

 Данная гарантия прав истца соблюдается, и ему ответчиком указанные компенсации выплачиваются.

 Отказывая истцу в индексации компенсационных денежных выплат по требуемому им варианту применения сводного индекса потребительских цен, суд первой инстанции исходил из того, что размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате истцу за соответствующий период, индексируются ответчиком с применением коэффициентов, устанавливаемых Постановлением Правительства Российской Федерации, исходя из уровня инфляции. При этом на законодательном уровне заявленный истцом порядок индексации не предусмотрен.

 Судебная коллегия с данным выводом суда соглашается по следующим основаниям.

 Частью 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. ФЗ от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

 Положения ст. 3 базового Закона (Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1) предусматривали право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение денежных и иных материальных компенсаций и льгот, и та же норма в редакции ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации " предусматривает право указанных граждан на возмещение вреда и меры социальной поддержки.

 Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен ФЗ от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. При этом ст. 3 ФЗ от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ и ст. 4 ФЗ от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ установлено, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 г. (т.е. исчисленных исходя из 83 руб. 49 коп.), а с 1 января 2001 г. - исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно п. 3 ст. 4 ФЗ от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ в ст. 14 и 39 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" внесены изменения, которыми гражданам, указанным в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 названного Закона гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей и ежегодная компенсация за вред здоровью инвалидам 1 и 2 групп в размере 500 рублей.

 Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), федеральных законов от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19 июня 2000 года "О минимальном размере оплаты труда" и от 7 августа 2000 года "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобам граждан и общественных организаций чернобыльцев" (пункт 2 резолютивной части) указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 г. N 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 847, от 7 мая 2005 г. N 292, от 25 апреля 2006 г. N 246 и от 21 марта 2007 г. N 171 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006 и 2007 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

 Этими постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

 При этом, то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, однако, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью не может быть различен. Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением МРОТ, а впоследствии с увеличением роста величины прожиточного минимума, либо, исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, на основании вышеизложенного, индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, а именно: в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 847 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 июня 2004 года в размере 330 руб. (установленная Законом 300 руб.), ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 550 руб. (установленная Законом 500 руб.) - коэффициент 1,1; в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2005 г. N 292 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 января 2005 года в размере 366 руб. 30 коп., ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 610 руб. 50 коп. - коэффициент 1,11; в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2006 года N 246 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 января 2006 года в размере 399 руб. 27 коп., ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 665 руб. 45 коп. - коэффициент 1,09; в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года N 171 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 января 2007 года в размере 431 руб. 21 коп., ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 718 руб. 69 коп. - коэффициент 1,08.

 В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года N 35, в ред. от 5 апреля 2005 года N 7 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" разъяснено, что денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, в связи с чем, суд вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с 01.07.2000 с учетом величины минимального размера оплаты труда, указанной в ст. 1 ФЗ от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", а не из базовой суммы, установленной ст. 4 этого Федерального закона. Данное разъяснение основано на правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2002 N 11-П и касается индексации размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренной п. 15 ст. 14 базового Закона, а индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью исходя из базовой суммы этим же Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, как указывалось выше, не была признана неконституционной.

 Довод жалобы со ссылкой на п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 года № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не влияет на законность решения, поскольку оспариваемые действия ответчика признаны судом законными и поэтому не порождают последствия, применительно к которым Верховный Суд Российской Федерации высказал свою правовую позицию в п. 16 Постановления Пленума.

 Постановлением Правительства РФ от 19.12.2013г. № 1189 с 01 января 2014г. размер ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров (п. 3 ч. 1 ст. 15 базового закона) составляет 493 руб. 74 коп., а размер ежегодной денежной компенсации за вред здоровью (ст. 40 закона) гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 Закона, – 740 руб. 66 коп.

 Таким образом, размер получаемых истцом компенсаций в настоящее время соответствует размеру, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации для участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, в связи с чем требования истца о его увеличении правомерно отклонены судом.

 Довод жалобы о не согласии с выводом суда о применении срока исковой давности на законность решения не влияет в связи с правомерным отказом в удовлетворении иска по существу.

 Поскольку обжалуемое судебное решение является по существу правильным, нарушений норм материального и процессуального права при его принятии судом не допущено, то оснований для его отмены или изменения по нормам ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального

 кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 О П Р Е Д Е Л И Л А:

 решение Фрунзенского районного суда города Иваново от 5 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Д.Н. – без удовлетворения.

 Председательствующий:

 Судьи: