НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Иркутского областного суда (Иркутская область) от 19.08.2010 № 33-5616/10

Судья Синицына М.П.

Судья-докладчик Туглакова Л.Г. По делу № 33-5616/10

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 августа 2010 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего Валовой Г.В.,

судей Степановой О.Н., Туглаковой Л.Г.,

при секретаре Матаповой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного инспектора труда государственной инспекции труда в Иркутской области Б. на решение Братского городского суда Иркутской области от 19 мая 2010 года по заявлению Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество) о признании незаконными предписаний Государственной инспекции труда в Иркутской области,

УСТАНОВИЛА:

Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (открытое акционерное общество) обратился в суд с заявлениями о признании незаконными и отмене предписаний Государственной инспекции труда в Иркутской области за Номер обезличен от Дата обезличена в отношении Ч., за Номер обезличен от Дата обезличена в отношении Н., за Номер обезличен от Дата обезличена в отношении Ш., за Номер обезличен от Дата обезличена в отношении М. и за Номер обезличен от Дата обезличена в отношении А.

Определением суда от 19.05.2010 года данные заявления Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации объединены в одно производство.

В судебном заседании представитель заявителя Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество) Багланова М.Б. заявления о признании незаконными предписаний Государственной Инспекции труда в Иркутской области поддержала, суду пояснила, что Дата обезличена Государственная инспекция труда в Иркутской области, государственный инспектор труда по правовым вопросам Б. вынес предписания Номера обезличены, в соответствии с которыми на ... отделение Номер обезличен Сбербанка России ОАО была возложена обязанность устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и осуществить следующие действия:

1) Исполнить требования ст.т. 22, 315, 316 Трудового кодекса РФ, Постановление главы администрации Иркутской области от 28.01.1993 г. № 9, работникам организации Акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ (ОАО) ... отделение Номер обезличен установить районный коэффициент в размере 60% в срок с Дата обезличена,

2) Исполнить требования ст. ст. 22, 315, 316 Трудового кодекса РФ, постановление главы администрации Иркутской области от 28.01.1993 г. № 9, произвести пересчет и выплату заработной платы за весь период работы работникам Ч., Ш., М., А., Н. с учетом величины районного коэффициента в размере 60 % в срок до Дата обезличена.

Предписания подготовлены на основании актов проверки от Дата обезличена соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и были получены представителем заявителя по доверенности в день их вынесения Дата обезличена.

С предписаниями не согласна, считает их незаконными и подлежащими отмене, т.к. действия банка по начислению районного коэффициента в размере 0.30 были обоснованы вступлением в действие с 1 января 2005 года изменений, внесенных в 3акон Российской Федерации от 19.02.1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», в силу ст. 10 которого возможность устанавливать более высокие размеры коэффициента предусмотрена только для учреждений, финансируемых из средств бюджета субъектов РФ и муниципальных бюджетов.

Следовательно, полномочия по установлению более высоких размеров районных коэффициентов и надбавок к заработной плате работников коммерческих организаций, функционирующих в указанных районах и местностях, ранее предоставленные органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, отменены.

Более того, вопросы установления районного коэффициента к заработной плате работников ... отделения Номер обезличен не относятся к компетенции должностного лица, которому выдано предписание.

Заработная плата работникам выплачивалась своевременно, без задержек, Ч., Ш., М., А., Н. знали о размере районного коэффициента, в том числе, данная информация содержалась в расчетных документах, получаемых работниками ежемесячно (расчетные листы).

Предмет разногласий между работником и работодателем связан с вопросом применения нормативного правового акта, устанавливающего размеры районного коэффициента, т.е. возникший спор, является индивидуальным трудовым спором.

Таким образом, при несогласии с размерами выплаченного заработка работники имели право в соответствии со ст.392 ТК РФ в трехмесячный срок со дня получения заработной платы в суде оспорить ее размер.

Жалоба работников в Государственную инспекцию труда Иркутской области была подана уволившимися работниками только спустя 4 (четыре) года, с момента, когда они узнали о размере начисляемого к заработной плате районного коэффициента.

Государственная инспекция труда в Иркутской области, не являясь органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, при сложившихся обстоятельствах не имеет полномочий на вынесение указанного предписания, поскольку подменяет собой суд и лишает работодателя возможности использовать процессуальные методы защиты.

Кроме того, предписания вынесены в отношении ... отделения  Номер обезличен Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытого акционерного общества). Филиал юридического лица не является лицом, в отношении которого возможно вынесение предписания, поскольку предписание может выноситься в отношении участника трудовых отношений конкретного юридического лица.

В силу п. 5 ст. 5 Закона «Об акционерных обществах» филиал и представительство осуществляют деятельность от имени создавшего их общества. Ответственность за деятельность филиала и представительства несет создавшее их общество.

Работники состояли в трудовых отношениях со Сбербанком России ОАО. Трудовые договоры заключались на стороне работодателя от имени Сбербанка России ОАО, а не от имени его филиалов.

Просила признать незаконными и отменить Предписания Номера обезличены от Дата обезличена, вынесенные Государственным инспектором труда по правовым вопросам государственной инспекции труда в Иркутской области Б. управляющему ... отделения Номер обезличен, а также вернуть уплаченную государственную пошлину размере ... рублей.

Заинтересованные лица: государственный инспектор труда в Иркутской области Б., Ч., Ш., М., А., Н. в судебное заседание не явились, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.

Решением суда заявления Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации  (открытое акционерное общество) удовлетворены.

Признаны Предписания Государственной Инспекции труда в Иркутской области от Дата обезличена за Номера обезличены в отношении ... отделения Номер обезличен Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество) незаконными.

Взыскан с Государственной Инспекции труда в Иркутской области в пользу Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество) возврат госпошлины в размере ... рублей.

В кассационной жалобе государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Иркутской области Б. просит решение суда отменить, указывая в обоснование доводов к отмене, что первый пункт предписания не может быть отменен как незаконный, поскольку исполнен приказом управляющего отделением Номер обезличен Сбербанка России К. от Дата обезличена Номер обезличен. Полагает, что ссылка суда на ст.92 ТК РФ несостоятельна по причине того, что данной нормой установлены сроки для обращения работниками в суд за разрешением индивидуального трудового спора. Ст. 357 ТК РФ наделяет государственного инспектора труда правом предъявлять работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права без уточнения сроков давности. С государственной инспекции труда не может быть удержана госпошлина, так как в соответствии с нормами п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления.

Заслушав доклад судьи, пояснения представителя АК СБ РФ (ОАО) по доверенности Соболевой Е.Н., возражавшей против удовлетворения доводов кассационной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Судом установлено, что по заявлению работников Н., Ш., М., А., Ч. о нарушении трудового законодательства, выразившегося в невыплате в полном размере работнику районного коэффициента, государственным инспектором труда по правовым вопросам Государственной инспекции труда в Иркутской области Б. проведена проверка в отношении ... отделения Номер обезличен Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество).

Согласно актам проверки от Дата обезличена в отношении работников отделения Номер обезличен, в том числе Н., Ш., А., работавших Должность обезличена в ... отделении Номер обезличен, М., работавшей Должность обезличена, Ч., работавшей Должность обезличена установлена выплата районного коэффициента, в размере 30%, в нарушение постановления главы администрации Иркутской области от 28.01.1993 года № 9, которым для рабочих и служащих на территории города У с 01.01.1993 года установлен единый районный коэффициент к заработной плате в размере 1,6.

На основании актов проверки Дата обезличена государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Иркутской области Б. в адрес управляющего Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество)  ... отделение Номер обезличен вынесены предписания  Номера обезличены, в которых обязывает его исполнить требования ст.ст. 22, 315, 316 Трудового кодекса РФ, постановление главы администрации Иркутской области от 28.01.1993 г. Номер обезличен, работникам организации Акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ (ОАО) ... отделение Номер обезличен установить районный коэффициент в размере 60% в срок с Дата обезличена; исполнить требования ст.ст. 22, 315, 316 Трудового кодекса РФ, постановление главы администрации Иркутской области от 28.01.1993 г. № 9, произвести пересчет и выплату заработной платы за весь период работы работникам Ч., Ш., М., А., Н. с учетом величины районного коэффициента в размере 60 % в срок до Дата обезличена.

Разрешая требования о незаконности названных предписаний, суд установив, что работникам Байкальского банка филиала АК Сбербанка РФ (ОАО) ... отделения Номер обезличен с Дата обезличена начисление заработной платы производилось без учета коэффициентов районного регулирования, установленных решениями органов государственной власти субъектов РФ на основании письма заместителя председателя Правления АК Сбербанка РФ (ОАО) от 18.02.2005 года; приказом управляющего отделением Сбербанка России от Дата обезличена Номер обезличен с 01.03.2010 года работникам ... отделения Номер обезличен начисление заработной платы должно производиться с учетом районного коэффициента в размере 1,6, учитывая, что работники Ч., Ш., М., А., Н. были осведомлены о составе заработной платы, в установленный ст. 392 ТК РФ процессуальный срок за защитой индивидуального трудового спора не обратились, доказательств уважительности причин пропуска срока не представили, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.

С данным выводом суда судебная коллегия соглашается, поскольку они подробно мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.

Довод жалобы о том, что первый пункт предписания не может быть отменен как незаконный, поскольку исполнен приказом управляющего отделением Номер обезличен Сбербанка России К. от Дата обезличена Номер обезличен., не может явиться основанием для отмены решения суда, как противоречащий установленным по делу обстоятельствам. Так, судом установлено, что начисление заработной платы работникам отделения Номер обезличен производилось без учета коэффициентов районного регулирования на основании письма заместителя председателя Правления АК Сбербанка РФ (ОАО) от 18.02.2005 года; предписание об устранении данного нарушения управляющим отделением Номер обезличен вынесено без учета его полномочий, входящих в круг его должностных обязанностей, без учета установления статуса отделения (является ли юридическим лицом). Кроме того, приказ управляющего отделением Сбербанка России от Дата обезличена Номер обезличен о начислении работникам ... отделения  Номер обезличен заработной платы с 01.03.2010 года с учетом районного коэффициента в размере 1,6 издан во исполнении приказа и.о. председателя филиала АК СБ РФ (ОАО) Байкальский Банк В. за Номер обезличен от Дата обезличена л.д.30).

Доводы кассационной жалобы направлены на иную оценку доказательств, собранных и исследованных судом в полном соответствии с процессуальным законом, сводятся к позиции, ранее занятой представителем заинтересованного лица при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которой судом дана мотивированная оценка, и не содержат указания на обстоятельства, которые в силу ст.ст. 362, 363 ГПК РФ могут служить основанием для отмены судебного акта.

Довод жалобы о незаконности возложения на государственную инспекцию труда судебных расходов в виде возврата уплаченной заявителем государственной пошлины, заслуживает внимания.

Из положений ст. 103 ГПК РФ следует, что государственная пошлина с ответчика, освобожденного от ее уплаты, не взыскивается.

В соответствии с нормами п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления.

Поэтому из мотивировочной и резолютивной частях решения суда подлежит исключению указание о взыскании Государственной Инспекции труда в Иркутской области в пользу Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество) возврата госпошлины в размере ... рублей.

Данное исключение на законность решения суда не влияет.

Таким образом, проверенное по доводам кассационной жалобы решение суда следует признать законным и обоснованным.

На основании изложенного выше, руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Братского городского суда Иркутской области от 19 мая 2010 года по данному делу оставить без изменения, исключив из мотивировочной и резолютивной частях указание о взыскании с Государственной Инспекции труда в Иркутской области в пользу Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество) возврата госпошлины в размере ... рублей.

Председательствующий Г.В. Валова

Судьи О.Н. Степанова

                                                                           Л.Г. Туглакова