НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Иркутского областного суда (Иркутская область) от 18.09.2015 № 3-283/2015

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

18 сентября 2015 года г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Туглаковой Л.Г., при секретаре судебного заседания Яковенко Е.А.,

С участием представителя административного истца Администрации Шелеховского городского поселения Борисова О.И., представителя заинтересованного лица Ш.Ш. по доверенности Андроновой Т.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело "номер изъят" по заявлению администрации Шелеховского городского поселения об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области от "дата изъята" ,

УСТАНОВИЛА:

Администрация Шелеховского городского поселения обратилась в Иркутский областной суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области от "дата изъята" .

В обоснование заявления Администрация указала, что "дата изъята" Комиссия, рассмотрев заявление физического лица о пересмотре результатов кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 5523 кв.м., с кадастровым "номер изъят", расположенного "адрес изъят", приняла решение "номер изъят" об определении его кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости, установленной в отчете об оценке.

Нарушение своих прав в сфере экономической деятельности Администрация обосновала тем, что кадастровая стоимость является налоговой базой земельного налога, оспариваемым решением кадастровая стоимость земельного участка снижена более чем в 7 раз, что влечет за собой пропорциональное снижение земельного налога, поступающего в местный бюджет.

В судебном заседании представителем заинтересованного лица Ш.Ш. заявлено ходатайство о прекращении производства по делу в связи с тем, что решением Комиссии об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равной его рыночной стоимости для заявителя, который не является ни собственником, ни арендатором земельного участка, не затрагиваются его права и законные интересы.

Выслушав мнение представителя административного истца Администрации Шелеховского городского поселения Борисова О.И., возражавшего против удовлетворения заявленного ходатайства, обсудив его доводы, изучив материалы дела, суд находит его подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, собственником земельного участка с кадастровым "номер изъят" общей площадью 5523 кв.м., расположенного "адрес изъят", является Ш.Ш. гражданин Российской Федерации на основании свидетельства о государственной регистрации права от "дата изъята" .

По заявлению Ш.Ш. на основании отчета "номер изъят", подготовленного ООО "Десоф-Консалтинг", и положительного экспертного заключения на отчет НП СОО «Сибирь» от "дата изъята" , решением Комиссии от "дата изъята" кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 01.01.2012 г. в размере его рыночной стоимости, равной (данные изъяты).

Согласно части 2 статьи 245 КАС РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

Кроме того, положения статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в которой перечислены вопросы местного значения, не наделяют органы местного самоуправления полномочиями по обращению в суд с заявлениями, как в защиту интересов юридических лиц, так и об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в собственности этих лиц.

Таким образом, администрация не может участвовать в настоящем деле в качестве заявителя.

В силу части 3 статьи 194 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу и в иных предусмотренных настоящим Кодексом случаях.

Согласно части 2 статьи 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление подано в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, должностным лицом либо гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право.

При этом суд полагает также, что не может быть принят во внимание довод Администрации о нарушении их прав в сфере экономической деятельности, а именно то обстоятельство, что оспариваемым решением кадастровая стоимость земельного участка снижена более чем в 7 раз, что, влечет за собой пропорциональное снижение земельного налога, поступающего в местный бюджет.

Налоговым кодексом Российской Федерации закреплено, что налоговая база по земельному налогу - это кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, которая определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390); она определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом; налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункты 1 и 3 статьи 391); налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393).

В силу статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2); при этом в случаях определения рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).

Приведенные законоположения предусматривают, таким образом, преимущество, в том числе для целей налогообложения, в применении кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости земельного участка, перед кадастровой стоимостью земельных участков, установленной по результатам государственной кадастровой оценки земель.

Преимущество же применения рыночной стоимости земельных участков, определяемой в силу пункта 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации по правилам законодательства об оценочной деятельности, состоит, в частности, в том, что ее устанавливают в отношении конкретных земельных участков, а это предполагает большую точность по сравнению с массовой оценкой.

Указанное согласуется с положениями статьи 3 НК РФ о том, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

С учетом системного толкования приведенных норм законов, подлежащих применению в настоящем деле, установление кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик земельных участков, принадлежащих Ш.Ш. на праве собственности не нарушает права администрации Шелеховского городского поселения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 128, 194, 15 КАС РФ, Иркутский областной суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Ходатайство удовлетворить.

Производство по административному делу "номер изъят" по заявлению администрации Шелеховского городского поселения об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области от "дата изъята" прекратить.

На определение суда может быть подача частная жалоба в судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда в течение 15 дней со дня его вынесения.

Председательствующий судья Л.Г.Туглакова