Иркутский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Иркутский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Артёмова Ю.Н. По делу № 33-9766/12
Судья-докладчик Папуша А.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 декабря 2012 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Петуховой В.Г.,
судей Папуши А.С., Туглаковой Л.Г.,
при секретаре Арбатской Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ольденбургера В.И. на решение Братского городского суда Иркутской области от 9 августа 2012 года по гражданскому делу по иску Ольденбургера В.И. к Администрации муниципального образования города Братска, Думе муниципального образования города Братска о признании решений Думы г. Братска незаконными,
У С Т А Н О В И Л А:
Ольденбургер В.И. в обоснование исковых требований указал, что решением Братского городского суда от 30.06.2011 г. по делу признан не действующим со дня вступления этого решения суда в законную силу пункт 2 решения Братской городской Думы № 69/г-Д от 03.09.2005 г. «О налоге на имущество физических лиц в городе Братске» незаконным, недействительным. Указанное судебное решение вступило в законную силу 06.10.2011 г., в связи с чем признание судом недействительным решения Братской городской думы в части установления ставок налога на имущество физических лиц сделало незаконным взимание этого налога в г. Братске в (дата обезличена). В решении Братской городской Думы № 69/г-Д от 03.09.2005 г. не были указаны в качестве объектов налогообложения виды имущества, установленные Законом РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, а ставки налога в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования имущества были установлены в следующих размерах: жилые помещения стоимостью до 300 тыс. рублей – 0,1 %; от 300 до 500 тыс. рублей – 0,1 %; свыше 500 тыс. рублей – 0,3 %; прочее имущество стоимостью до 300 тыс. рублей – 0,1 %; от 300 до 500 тыс. рублей – 0,3 %; свыше 500 тыс. рублей – 2 %.
Решением Братской городской думы № 322/г-Д от 23.12.2011 г. внесены изменения в пункт 2 решения Братской городской Думы № 69/г-Д от 03.09.2005г. «О налоге на имущество физических лиц в городе Братске», изложенные в следующей редакции: «Установить ставки налога в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования имущества в следующих размерах: объект жилого назначения (жилой дом, квартира, комната, доля в праве общей долевой собственности на указанное имущество) суммарной инвентаризационной стоимостью до 300000,00 рублей (включительно) – 0,09 %; свыше 300000,00 рублей до 500000,00 рублей (включительно) – 0,11 %; свыше 500000 рублей – 0,31 %; объекты нежилого назначения (дача, гараж, иное строение, помещение или сооружение, доля в праве общей долевой собственности на указанное имущество) суммарной инвентаризационной стоимостью до 300000,00 рублей (включительно) – 0,1 %; свыше 300000,00 рублей до 500000,00 рублей (включительно) – 0,3 %; свыше 500000,00 рублей – 2,0 %
Кроме того, указанным решением новые ставки налогообложения были распространены на правоотношения по уплате налога на имущество физических лиц возникшие с 1 января 2011 года, то есть, наверное, в интересах своих избирателей, повысив ставки налога на объекты жилого назначениях, дума придала своему решению обратную силу. Также в решении думы указано, что оно вступает в силу со дня официального опубликования, которого фактически не было.
В связи с тем, что решение Братской городской думы № 322/г-Д от 23.12.2011 г. не содержит в себе сведений о зависимости ставок налога на имущество от типа использования объекта налогообложения, и типы использования объектов не указаны, это создает неопределенность в его понимании при исчислении суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения с учетом типа их использования, что противоречит требованиям ст. 3 Налогового кодекса РФ, Закону РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», нарушая права неопределенного круга лиц, препятствуя созданию единого правового пространства, реализации положений федерального законодательства.
В оспариваемом решении указано, что оно вступает в силу после его официального опубликования и его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года, в связи с чем полагал, что были превышены ставки налога на объекты жилого назначения и дума придала своему решению обратную силу. Однако вступление в силу решения после его официального опубликования и распространение его действий на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года, противоречит действующему законодательству и Уставу МО город Братск, согласно которым нормативные правовые акты представительных органов муниципального образования, вводящие налоги, вступают в силу не ранее января года, следующего за годом их принятия, и не ранее одного месяца со дня официального опубликования.
С учетом уточнений исковых требований просил суд признать решение Думы г. Братска № 321/г-Д «Об отмене решения Думы города Братска от 26.02.2010 г. № 59/г-Д «О внесении изменений в решение Братской городской Думы № 69/г-Д от 03.09.2005 г. «О налоге на имущество физических лиц в городе Братске» незаконным, недействительным и не действующим с момента принятия; признать решение Думы г. Братска № 322/г-Д от 23.12.2011 г. «О внесении изменения в решение Братской городской Думы № 69/г-Д от 03.09.2005 г. «О налоге на имущество физических лиц в городе Братске» незаконным, недействительным и не действующим с момента принятия.
Определением суда от 05.06.2012 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечен мэр г. Братска.
В судебном заседании истец Ольденбургер В.И. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации МО г.Братска по доверенности Обожина С.Н. исковые требования не признала, по доводам, изложенным в возражениях на иск, суду пояснила, что согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 11.04.2000 г. № 6-П лишение акта юридической силы возможно только по решению самого законодательного органа, издавшего акт. Суд общей юрисдикции лишь признает нормативный акт недействительным. Таким образом, решение Думы г. Братска № 322г-Д от 23.12.2011 г. «О внесении изменения в решение Братской городской Думы № 69/г-Д от 03.09.2005 г. «О налоге на имущество физических лиц в городе Братске» принято в порядке исполнения решения Братского городского суда от 30.06.2011 г., а решение Думы г. Братска № 321/г-Д «Об отмене решения Думы города Братска от 26.02.2010 г. № 59/г-Д «О внесении изменений в решение Братской городской Думы № 69/г-Д от 03.09.2005 г. «О налоге на имущество физических лиц в городе Братске» принято в порядке самоконтроля для приведения в соответствие федеральному законодательству. Оснований для признания обжалуемых решений незаконными не имеется.
В судебном заседании представитель ответчика Думы г. Братска и третьего лица мэра г. Братска по доверенностям Гаранина С.С. исковые требования не признала, суду пояснила, что поддерживает позицию, изложенную представителем Администрации г. Братска.
В судебном заседании представитель ответчика ИФНС РФ по ЦО Иркутской области по доверенности Денеко А.В. с исковыми требованиями не согласился, по доводам, изложенным в отзыве на иск.
Решением суда Ольденбургеру В.И. отказано в удовлетворении исковых требований к Администрации муниципального образования города Братска, Думе муниципального образования города Братска о признании решения Думы г. Братска № 321/г-Д «Об отмене решения Думы города Братска от 26.02.2010 г. № 59/г-Д «О внесении изменений в решение Братской городской Думы № 69/г-Д от 03.09.2005 г. «О налоге на имущество физических лиц в городе Братске» незаконным, недействительным и недействующим с момента принятия; признании решения Думы г. Братска № 322/г-Д от 23.12.2011 г. «О внесении изменения в решение Братской городской Думы № 69/г-Д от 03.09.2005 г. «О налоге на имущество физических лиц в городе Братске» незаконным, недействительным и не действующим с момента принятия.
На решение суда Ольденбургер В.И. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новое решение.
В обоснование доводов к отмене судебного решения указал, что решение думы г.Братска № 322/г-Д от 23.12.2001 г., которым внесены изменения в пункт 2 решения Братской городской думы № 69/г-Д от 03.09.2005 г. «О налоге на имущество физических лиц в г. Братске», является незаконным, так как в соответствии с Федеральным законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ нельзя внести в него изменения, поскольку данный пункт уже в судебном порядке признан незаконным, недействительным и не действующим с 06.10.2011 г. и с указанной даты потерял юридическую силу.
Считает, что если дума г. Братска имела бы желание восстановить действие пункта 2 решения Братской городской думы № 69/г-Д от 03.09.2005 г. «О налоге на имущество физических лиц в г. Братске», то она должна была принять данный пункт в новой редакции, а не внести в него изменения.
Указывает, что дума не имела права придавать своему решению № 321/г-Д обратную силу, так как она не могла улучшить положение налогоплательщиков путем уменьшения одной налоговой ставки на 0,001 % по причине признания в судебном порядке незаконным, недействительным и не действующим с 06.10.2011 г. пункта 2 решения Братской городской думы № 69/г-Д от 03.09.2005 г. «О налоге на имущество физических лиц в г. Братске», которым эти налоговые ставки уже были установлены.
Заявитель жалобы полагает, что опубликование нормативных актов в газете «Братские вести» не достигает своей цели – доведение полного содержания муниципальных правовых актов до всеобщего сведения и не обеспечивает возможность ознакомления с ними жителей г. Братска. Кроме того, решением думы г. Братска от 25.06.2011 г. № 116/г-Д «Об утверждении Положения об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления муниципального образования города Братска и требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами органов местного самоуправления муниципального образования города Братска» установлено, что газета «Братские вести» вместо официального опубликования муниципальных правовых актов теперь будет заниматься официальным опубликованием информации о деятельности органов местного самоуправления. Соответственно, полагает, что в г. Братске на сегодняшний день не определен источник официального опубликования муниципальных правовых актов.
Помимо этого, указал, что ответчиками суду не представлены доказательства официального опубликования решений городской думы, на которые суд ссылается в решении: № 59/г-Д от 26.02.2010 г. «О внесении изменений в решение Братской городской Думы № 69/г-Д от 03.09.2005 г. «О налоге на имущество физических лиц в городе Братске», № 69/г-Д от 03.09.2005г. «О налоге на имущество физических лиц в городе Братске», №122/г-Д от 03.09.2010 г. «О внесении изменений в решение Братской городской Думы № 69/г-Д от 03.09.2005 г. «О налоге на имущество физических лиц в городе Братске».
В отзыве на апелляционную жалобу начальник ИФНС России по Центральному округу г. Братска Иркутской области Сычихина Т.Н. просит в удовлетворении апелляционной жалобы Ольденбургера В.И. отказать, решение Братского городского суда от 09.08.2012 г. оставить без изменения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав доклад по делу, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалованного решения суда.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции было установлено, что
решением Братского городского суда Иркутской области от 30.06.2011 года, вступившим в силу 06.10.2011 года пункт 2 решения Братской городской Думы № 69/г-Д от 30.09.2005 года «О налоге на имущество физических лиц в городе Братске» был признан незаконным, недействительным и недействующим со дня вступления решения в законную силу.
Решением № 321/г-Д от 23.12.2011 г. отменено решение Думы города Братска от 26.02.2010г. № 59/г-Д «О внесении изменений в решение Братской городской Думы № 69/г-Д от 03.09.2005г. «О налоге на имущество физических лиц в городе Братске».
Решением Думы г. Братска № 322/г-Д от 23.12.2011г. в пункт 2 решения Братской городской Думы № 69/г-Д от 03.09.2005г. «О налоге на имущество физических лиц в городе Братске» внесены изменения. Установлены ставки налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объектов налогообложения.
Истцом оспаривается законность принятия решений Думы г. Братска №321/г-Д «Об отмене решения Думы города Братска от 26.02.2010 г. № 59/г-Д «О внесении изменений в решение Братской городской Думы № 69/г-Д от 03.09.2005 г. «О налоге на имущество физических лиц в городе Братске» и № 322/г-Д от 23.12.2011г. «О внесении изменения в решение Братской городской Думы № 69/г-Д от 03.09.2005 г. «О налоге на имущество физических лиц в городе Братске», в том числе, порядок их официальной публикации, вступления в законную силу, их действие во времени.
Проверяя соответствие закону оспариваемых истцом решений суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Дума города Братска приняла это решение в рамках своих полномочий, предусмотренных федеральным законодательством и уставом муниципального образования г. Братска.
Судом установлено, что обязанность Думы г. Братска по опубликованию оспариваемых решений исполнена в полном объеме, что подтверждается копией газеты «Братские вести» от 28.12.2011 № 100 (464).
Рассматривая довод истца о том, что Дума г. Братска незаконно придала своему решению № 322/г-Д от 23.12.2011г. «О внесении изменения в решение Братской городской Думы № 69/г-Д от 03.09.2005г. «О налоге на имущество физических лиц в городе Братске» обратную силу, суд первой инстанции обосновано данный довод отклонил, так как ставка налога на имущество физических лиц в городе Братске для объектов жилого назначения снижена с 0,1 % до 0,099 %, данное изменение налога, улучшающее положение налогоплательщиков, что позволяло определить моментом вступления в силу решения Думы города Братска № 322/г-Д от 23.12.2011 г. - день его официального опубликования 28 декабря 2011 года, и распространить его действие, на основании п. 4 ст. 5 НК РФ, на правоотношения по уплате налога на имущество физических лиц, возникшие с 01 января 2011 года, что прямо указано в тексте решения.
Решением № 322/г-Д от 23.12.2011 г. «О внесении изменения в решение Братской городской Думы № 69/г-Д от 03.09.2005 г. «О налоге на имущество физических лиц в городе Братске» предусмотрено, что объекты налогообложения разделены на следующие типы использования: «объекты жилого назначения» и «объекты нежилого назначения». К «объектам жилого назначения» отнесены жилой дом, квартира, комната, доля в праве общей собственности на указанное имущество, а к «объектам нежилого назначения» - дача, гараж, иное строение, помещение и сооружение, доля в праве общей собственности на указанное имущество. Судом установлено, что дифференциация ставок налога не превышает пределов, установленных ч. 1 ст. 3 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».
При указанных выше обстоятельствах, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к правильному выводу о том, что решения Думы г. Братска № 321/г-Д от 23.12.2011 г. «Об отмене решения Думы города Братска от 26.02.2010г. № 59/г-Д «О внесении изменений в решение Братской городской Думы № 69/г-Д от 03.09.2005г. «О налоге на имущество физических лиц в городе Братске» и решение Думы г. Братска № 322/г-Д от 23.12.2011г. «О внесении изменения в решение Братской городской Думы № 69/г-Д от 03.09.2005г. «О налоге на имущество физических лиц в городе Братске» соответствуют законодательству Российской Федерации о налогах и сборах, приняты уполномоченным органом в соответствии с требованиями Устава г. Братска, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и не нарушают прав и законных интересов заявителя и других лиц, поэтому в удовлетворении исковых требований Ольденбургеру В.И. судом правомерно было отказано.
Доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию истца, занимаемую им в ходе рассмотрения дела, которой судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка. Эту оценку судебная коллегия находит соответствующей закону и собранным по делу доказательствам. Нормы материального и процессуального права при разрешении дела судом применены правильно, поэтому судебная коллегия оснований к отмене обжалованного решения не усматривает.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Братского городского суда Иркутской области от 9 августа 2012 года по гражданскому делу по иску Ольденбургера В.И. к Администрации муниципального образования города Братска, Думе муниципального образования города Братска о признании решений Думы г. Братска незаконными – оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий: В.Г. Петухова
Судьи: А.С. Папуша
Л.Г. Туглакова