88-1347/2020
27RS0001-01-2019-000866-22
ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
12 марта 2020 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Старовойт Р.К.,
судей Виноградовой О.Н., Кравченко А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мартышова Сергея Владимировича к УФСБ России по Хабаровскому краю о признании решения незаконным, возложении обязанности учесть приобретенную выслугу при определении размера пенсии, произвести перерасчет пенсии
по кассационной жалобе Мартышова Сергея Владимировича
на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 14 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 29 августа 2019 года.
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К., пояснения истца Мартышова С.В., представителя УФСБ по Хабаровскому краю Волковой Е.С., представителя Дальневосточного таможенного управления Згудова Д.М., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Мартышов С.В. обратился в суд с иском к УФСБ России по Хабаровскому краю о признании решения незаконным, возложении обязанности учесть приобретенную выслугу при определении размера пенсии, произвести перерасчет пенсии. В обоснование заявленных требований указал, что проходил военную службу в пограничных войсках ФСБ России, в 1999 году уволен в запас. Выслуга на день увольнения составила 23 года 5 месяцев и 12 дней в календарном исчислении, ему назначена пенсия за выслугу лет, при назначении которой включен период службы с 1 августа 1975 года по 12 января 1999 года. После увольнения в запас он был принят на службу по контракту в таможенные органы РФ, уволен в 2007 году, выслуга составила 8 лет. Общая выслуга лет на день его последнего увольнения 31 июля 2007 года составила 31 год 5 месяцев 12 дней. На период службы в таможенных органах ему была приостановлена выплата пенсии по линии ФСБ России. Пенсия от таможенных органов ему не назначалась и не выплачивалась. После увольнения из таможенных органов при обращении в УФСБ России просил для определения размера возобновляемой пенсии учесть всю приобретенную выслугу за время военной и правоохранительной службы, однако получил отказ.
Просил признать незаконным решение УФСБ России об отказе учесть всю приобретенную выслугу за время военной и правоохранительной службы до момента последнего увольнения из таможенных органов для определения размера возобновленной пенсионной выплаты, нарушающим его права и законные интересы и отменить его. Возложить на УФСБ России обязанность учесть всю приобретенную выслугу и определить с учетом всей выслуги размер возобновляемой пенсионной выплаты с 31 июля 2007 года. Произвести перерасчет пенсионных выплат с даты последнего увольнения с учетом индексации.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 14 мая 2019 года в удовлетворении исковых требований Мартышова С.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 29 августа 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Мартышова С.В. – без удовлетворения.
В кассационной жалобе Мартышов С.В. просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления, не передавая дело на новое рассмотрение принять новое судебное решение, которым исковые требования удовлетворить. Полагает, что судами первой и апелляционной инстанции были неправильно применены нормы материального права, неправильно истолкован закон. Ссылаясь на Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», а также на п. 1 ст. 50 Федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», полагает, что пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов осуществляется на условиях и по нормам, установленным законом для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. Считает, что в случае продолжения службы в правоохранительных органах соответствующий период подлежит зачету в выслугу лет, после возобновления выплата пенсии должна производиться с учетом данной выслуги. Полагает, что при разрешении спора судами не была учтена позиция Конституционного Суда РФ, изложенная в постановлении от 18 марта 2004 г. N 6-П.
Мартышов С.В., участвуя в судебном заседании суда кассационной инстанции посредством видеоконференцсвязи, обеспеченной Кировским районным судом г. Хабаровска, поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель ответчика ФСБ России Управление по Хабаровскому краю, представитель третьего лица Дальневосточного таможенного управления полагали судебные постановления законными и обоснованными, кассационную жалобу истца не подлежащей удовлетворению.
Заслушав пояснения истца Мартышова С.В., представителя УФСБ по Хабаровскому краю Волковой Е.С., представителя Дальневосточного таможенного управления Згудова Д.М., проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения суда первой инстанции, апелляционного определения.
Согласно ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Разрешая исковые требования Мартышова С.В., суд первой инстанции, с которым согласилась апелляционная инстанция, исходя из установленных обстоятельств, пришел к выводу о том, что время службы в таможенных органах в специальный стаж при назначении пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации лицам, уволенным с военной службы, не засчитывается и не влечет увеличения выслуги лет по военной службе, а также увеличения размера ранее назначенной им пенсии; период службы в таможенных органах засчитывается в специальный стаж при назначении пенсии за выслугу лет сотрудникам таможенных органов, однако истец в настоящее время получает пенсию за выслугу лет не как сотрудник таможенных органов, а как бывший военнослужащий по линии Министерства обороны Российской Федерации, в связи с чем, посчитал исковые требования не подлежащими удовлетворению.
С данными выводами соглашается судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции.
Судом установлено, что Мартышов С.В. с 01.08.1975 по 12.01.1999 года проходил военную службу в пограничных войсках Федеральной службы безопасности РФ.
В 1999 году уволен в запас. Выслуга на день увольнения составила 23 года 5 месяцев 12 дней в календарном исчислении.
Мартышову С.В. назначена пенсия за выслугу лет, в которую включен период военной службы с 01.08.1975 по 12.01.1999.
С 30.08.1999 по 31.07.2007 Мартышов С.В. проходил службу по контракту в Дальневосточном таможенном управлении в должности заместителя начальника таможенного органа с присвоением специального звания.
Решением УФСБ России по Хабаровскому краю №80/ф/9236мс от 13.12.2018 Мартышову С.В. отказано в перерасчете выслуги лет и размера пенсии с учетом периода службы таможенном органе.
Пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу, регулируется законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
В силу пункта 1 статьи 50 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно подп. «а» п. 2 Постановления Правительства РФ от 2 февраля 1998 года N 103 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям» в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов засчитываются: исчисленное в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации» время службы (работы): в таможенных органах на должностях сотрудников, в том числе в качестве стажеров, или должностях федеральной государственной гражданской службы; в том числе указанное в статье 18 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Вышеназванные положения определяют правовой механизм реализации пенсионных прав исключительно для сотрудников таможенных органов и предусматривают возможность зачета соответствующих периодов работы в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов. Однако указанные нормы неприменимы при назначении пенсии за выслугу лет военнослужащим.
Пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу, производится на основании специального закона - Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», статьей 18 которого предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом «а» статьи 13 засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), а также иные периоды.
Конституционный суд Российской Федерации в постановлении от 18 марта 2004 года N 6-П указал, что рассматриваемый Закон, как следует из его наименования и содержания, определяет условия и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и именно этими категориями граждан - по буквальному смыслу статьи 1 данного Закона -ограничивается круг лиц, на которых распространяется его действие.
Вместе с тем рядом законодательных актов действие рассматриваемого Закона распространено на граждан, проходивших службу в иных правоохранительных органах. Так, Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федераци» (пункт 1 статьи 50) предусматривается, что пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей.
Предписания названного Федерального закона, касающегося пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов, отсылают не к отдельным положениям рассматриваемого закона, а к установленным им нормам и условиям в совокупности, т.е. к закону в целом, причем какие-либо изъятия из закрепленного его статьей 6 общего правила назначения и выплаты пенсий для указанных лиц не предусматриваются.
При этом, в Определении от 9 ноября 2004 года N 320-О, принятом по ходатайству Федеральной таможенной службы об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года N 6-П, указано, что повторное поступление на службу лиц, получающих пенсию за выслугу лет, и приобретение ими вновь статуса военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов) не могут и не должны иметь своим результатом снижение размера пенсионного обеспечения за выслугу лет по сравнению с тем, которое они имели бы, продолжая находиться на пенсии. Поэтому при увольнении со службы в таможенных органах такие лица вправе выбирать наиболее предпочтительный для них вариант: либо оформить пенсию за выслугу лет, полагающуюся им как сотрудникам таможенных органов, либо получать ранее назначенную им пенсию за выслугу лет, выплата которой была приостановлена в связи с поступлением на службу (пункт 2.1).
Статьей 18 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», а также постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941 предусмотрены периоды деятельности, подлежащие включению в стаж военной службы, дающий право на пенсионное обеспечение за выслугу лет.
В этих исчерпывающих перечнях служба в таможенных органах отсутствует.
Из содержания приведенных норм следует, что служба в таможенных органах относится к другому виду государственной службы, отличному от военной службы, в связи с чем, служба в таможенных органах не учитывается при исчислении выслуги лет, необходимой для выплаты пенсии по линии Федеральной службы безопасности РФ в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1.
Федеральный закон РФ от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ», постановление Правительства РФ от 02 февраля 1998 года N 103 определяют механизм реализации пенсионных прав исключительно для сотрудников таможенных органов и не подлежат применению при исчислении выслуги лет военнослужащим.
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций сделан обоснованный вывод о том, что право на получение пенсии за выслугу лет, назначаемой в соответствии с Законом РФ №4468-1, как военнослужащему, за период службы в таможенных органах у Мартышова С.В. отсутствует.
Доводы кассационной жалобы истца о том, что решение по делу принято без учета позиции Конституционного Суда Российской Федерации отмену судебных постановлений не влекут, поскольку выводы суда в решении по толкованию и применению норм материального права к спорным правоотношениям не противоречат положениям, содержащимся в постановлении Конституционного Суда РФ от 18 марта 2004 года N 6-П, с учетом разъяснений, содержащихся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 ноября 2015 года N 2500-О-Р.
Доводы кассационной жалобы Мартышова С.В. не содержат данных о допущенных судами фундаментальных нарушениях существенного и непреодолимого характера, которые признаются основанием для отмены судебного постановления.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что приведенные выводы суда первой и апелляционной инстанций основаны на правильном толковании и применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой и апелляционной инстанции.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесения незаконных судебных постановлений, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 14 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 29 августа 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Мартышова Сергея Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи