Дело № 2а-601/2022
УИД 75RS0025-01-2022-001162-08
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 мая 2022 года г. Чита
Читинский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Галановой Д.И.,
при секретаре Базаровой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Читинского района, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Атамановское», АО «ЗабТЭК» о признании незаконным бездействия, понуждении к действиям,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением ссылаясь на следующее. Прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства о концессионных соглашениях, в ходе которой установлено, что на территории Читинского района в п. Атамановка осуществляет хозяйственную деятельность АО «ЗабТЭК», эксплуатируя муниципальные объекты жилищно-коммунального хозяйства, переданные администрацией городского поселения «Атамановское» по концессионному соглашению от 15.10.2018 № 1, заключенному сроком на 6 лет. В силу п.1.1 указанного концессионного соглашения, концессионер обязуется за свой счет и (или) за счет привлеченных средств в порядке, в сроки и на условиях, предусмотренных Концессионным соглашением осуществить мероприятия по реконструкции и (или) модернизации Объекта соглашения, право собственности на который принадлежит Концеденту, в соответствии с Заданием и основными мероприятиями, а также осуществлять с использованием (эксплуатацией) Объекта соглашения и иного имущества деятельность по производству, передаче, распределению тепловой энергии и осуществлению горячего водоснабжения в границах муниципального образования городского поселения «Атамановское». Согласно п.2.1 указанного концессионного соглашения, его объектами являются объекты теплоснабжения и горячего водоснабжения, описание и технико-экономические показатели которых приведены в Приложении № 1 соглашения. Согласно п.5.3 концессионного соглашения, реконструкция объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения, входящих в состав объекта соглашения, осуществляется в сроки, предусмотренные Заданием и основными мероприятиями. Указанные сроки могут продлеваться в случаях и порядке, предусмотренных Концессионным соглашением и Законодательством. В соответствии с п. 8.1, 8.10 концессионного соглашения перечень и сроки мероприятий по реконструкции и (или) модернизации Объектов соглашения, определяются в соответствии с Заданием и основными мероприятиями (Приложение №3). Завершение Концессионером работ по реконструкции и модернизации Объекта соглашения (объектов, входящих в состав Объекта соглашения) оформляется подписываемым Сторонами актом об исполнении Концессионером своих обязательств по реконструкции и (или) модернизации Объекта соглашения (объектов, входящих в состав Объекта соглашения). Приложением № 3 к Концессионному соглашению установлено задание и основные мероприятия по созданию объекта соглашения. Установлены обязанности концессионера с общей суммой расходов 391,61 тыс. рублей. Несвоевременное составление актов свидетельствует о ненадлежащем исполнении администрацией городского поселения «Атамановское» предусмотренных концессионным соглашением обязанностей по осуществлению контроля за его исполнением (п.8.10 концессионного соглашения), что наряду с ранее установленным в ходе проверки фактом взаимной несогласованности условий концессионного соглашения о размере расходов на осуществление мероприятий по реконструкции и (или) модернизации Объекта соглашения (пункт 8.14 соглашения и сведения в Приложении № 3 входят в противоречие между собой в части размеров вложений), явилось основанием для внесения прокурором Читинского района в порядке ч.1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» 20.05.2021 главе городского поселения «Атамановское» обобщенного представления об устранении допущенных нарушений закона, которое в полном объеме не выполнено. Как следует из пунктов п.2.14, 2.15, 2.16, 3.1.6, 7.1, 7.2, 7.3, 11.1, 11.2 указанного концессионного соглашения, концессионер обязан в течение 1 года с даты заключения концессионного соглашения за счет собственных средств обеспечить осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности концедента на незарегистрированное имущество, в том числе при необходимости выполнение кадастровых работ в отношении незарегистрированного имущества. Концедент обязан в течение 30 календарных дней со дня получения соответствующего запроса концессионера предоставить концессионеру доверенность сроком на 1 год на право предоставления от имени концедента заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации права собственности на незарегистрированное имущество. Если по истечении одного года с момента заключения концессионного соглашения права на незарегистрированное имущество не были зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, незарегистрированное имущество, передача которого концессионеру предусмотрена концессионным соглашением, считается возвращенным во владение и пользование концедента, а с концессионером в отношении такого имущество заключается договор аренды на срок действия концессионного соглашения без проведения конкурса в порядке и на условиях, определенных законодательством. При заключении такого договора аренды обязательств концессионера, установленные ранее концессионным соглашением в отношении передаваемого в аренду незарегистрированного имущества, сохраняются (п. 2.14 - 2.16). Концедент обязан предоставить в качестве обеспечения надлежащего исполнения обязательств по концессионному соглашению безотзывные банковские гарантии должного исполнения условий концессионного соглашения либо осуществить страхование риска ответственности концессионера за нарушение обязательств по концессионному соглашению (п. 3.1.6). В течение 30 календарных дней с даты заключения концессионного соглашения концедент обязуется передать концессионеру имущество, входящее в состав объекта соглашения и иного имущества, принадлежащее концеденту на праве собственности (п.7.1). Передача объекта соглашения и иного имущества концессионеру подтверждается подписанием концедентом и концессионером акта приема-передачи по форме, предусмотренной в приложении №5 к концессионному соглашению (п.7.2). В сроки, указанные в п.7.1 концессионного соглашения, концедент обязан передать концессионеру документы, указанные в приложении № 6 к концессионному соглашению, а также, по требованию Концессионера, любые имеющиеся в концедента или подлежащие оформлению концедентом документы, относящиеся к объекту соглашения и необходимые для исполнения концессионером обязанностей по концессионному соглашению (П.7.3). В силу п. 11.1 концессионного соглашения, концедент осуществляет контроль за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения, в том числе обязательств по реконструкции и модернизации объекта соглашения, осуществлению концессионной деятельности, а также иных условий концессионного соглашения в порядке, предусмотренном указанной статьей. Концедент вправе осуществлять следующие мероприятия с целью контроля за исполнением концессионером условий концессионного соглашения (п. 11.2): проводить плановые осмотры объекта соглашения и иного имущества, запрашивать у концессионера любую информацию и документы, связанные с исполнением концессионером своих обязательств по концессионному соглашению. Вместе с тем, из материалов проверки (ответ главы городского поселения «Атамановское» от 20.01.2022 № 53, ответ генерального директора АО «ЗабТЭК» от 21.01.2022 № 234) следует, что п. 2.14-2.16, 3.1.6, 7.3 концессионного соглашения сторонами не исполнены, а возложенная п. 11.1 концессионного соглашения и ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» на концедента обязанность по осуществлению контроля за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения, несмотря на ранее принятые меры реагирования не исполнялась и не исполняется, о чем свидетельствует отсутствие соответствующих актов о результатах контроля. Проси суд признать незаконным бездействие ответчиков, выражающееся в непринятии мер к надлежащему исполнению условий заключенного 15.10.2018 концессионного соглашения (администрации городского поселения «Атамановское» Читинского района Забайкальского края - в части пунктов 2.16, 7.3, 11.1, 11.2 концессионного соглашения, АО «ЗабТЭК» - в части пунктов 2.14, 2.15, 2.16, 3.1.6, концессионного соглашения). Обязать Администрацию городского поселения «Атамановское» исполнить в натуре п. 2.15 концессионного соглашения от 15.10.2018 путем предоставления в течение: 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу АО «ЗабТЭК» доверенности сроком на 1 год на право предоставления от имени администрации городского поселения «Атамановское» заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации права собственности на незарегистрированное имущество, АО «ЗабТЭК» исполнить в натуре п. 2.14 концессионного соглашения от 15.10.2018 путем возложения обязанности течение 6 месяцев со дня исполнения администрацией городского поселения «Атамановское» установленной решением суда обязанности по выдаче доверенности, за счет собственных средств обеспечить осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности концедента на незарегистрированное имущество, в том числе при необходимости выполнение кадастровых работ в отношении незарегистрированного имущества, АО «ЗабТЭК» исполнить в натуре п. 3.1.6 концессионного соглашения от 15.10.2018 путем возложения обязанности в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить администрации городского поселения «Атамановское» в качестве обеспечения надлежащего исполнения обязательств по концессионному соглашению от 15.10.2018 безотзывные банковские гарантии должного исполнения условий концессионного соглашения либо осуществить страхование риска ответственности концессионера за нарушение обязательств по концессионному соглашению, Администрацию городского поселения «Атамановское» исполнить в натуре п. 7.3 концессионного соглашения от 15.10.2018 путем возложения обязанности в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу передать АО «3абТЭК» документы, указанные в приложения № 6 к концессионному соглашению от 15.10.2018, а также, по требованию АО «ЗабТЭК», любые имеющиеся в администрации городского поселения «Атамановское» или подлежащие оформлению администрацией городского поселения «Атамановское» документы, относящиеся к объекту соглашения и необходимые для исполнения концессионером обязанностей по концессионному соглашению, Администрацию городского поселения «Атамановское» исполнить в натуре п. 11.1 концессионного соглашения от 15.10.2018 путем возложения обязанности в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу осуществить контроль за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения, в том числе обязательств по реконструкции и модернизации объекта соглашения, осуществлению концессионной деятельности, а также иных условий концессионного соглашения в порядке, предусмотренном п. 11.1 - 11.2 концессионного соглашения от 15.10.2018, с последующим составлением предусмотренных ч.4-6 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» актов о результатах контроля. Возложить на администрацию городского поселения «Атамановское» Читинского района Забайкальского края, АО «ЗабТЭК» обязанность сообщить в письменном виде об исполнении решения суда в прокуратуру Читинского района в течение 5 дней с момента исполнения каждого пункта, приложив надлежащим образом прошитые и заверенные копии соответствующих документов.
Протокольным определением суда в качестве заинтересованного лица привлечено Правительство Забайкальского края.
В судебном заседании помощник прокурора района Сухарев А.А. заявленные требования поддержал, пояснил, что требования обусловлены достижением целей, отраженных в ст.1 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», в том числе повышением качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям, и направлены на предупреждение нарушения прав неопределенного круга лиц.
Представитель административного ответчика администрации городского поселения «Атамановское» Девятериковая Е.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, ранее в судебном заседании выразила несогласие с заявленными требованиями, пояснила, что выдача доверенности н требуется, поскольку на все имущество зарегистрировано право собственности, в части бесхозяйного имущества администрация реализует свои права самостоятельно, необходимости в исполнении п.2.3, 2.4 просительной части искового заявления не усматривает, акты о результатах контроля составлены, хотя и несвоевременно. Указала, что заявленные требования не направлены на защиту интересов неопределенного круга лиц.
Представитель административного ответчика АО «ЗабТЭК» Грешилова О.В. в судебное заседание не явилась, будучи извещенная надлежащим образом, ранее в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам письменных возражений.
Правительство Забайкальского края извещено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило, не ходатайствовало об отложении дела слушанием.
Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Суд, изучив материалы дела, заслушав прокурора, приходит к выводу об оставлении административного искового заявления без рассмотрения по следующим причинам.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, административное исковое заявление не подписано или подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд, либо лицом, должностное положение которого не указано.
Порядок участия в административном деле прокурора регламентирован ст. 39 КАС РФ. В соответствии с ч. 1 названной статьи прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместитель Генерального прокурора Российской Федерации вправе обратиться в Верховный Суд Российской Федерации, верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, военный суд, районный суд; прокурор субъекта Российской Федерации, заместитель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры и их заместители - в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, окружной (флотский) военный суд, гарнизонный военный суд, районный суд; прокурор города, района и приравненные к ним прокуроры - в гарнизонный военный суд, районный суд (ч.2).
Согласно ст.3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности (ч.1).
Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа концессионного соглашения (ч.2).
В силу положений ст.39 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем и концедентом по которому выступает муниципальное образование, третьей стороной в обязательном порядке является также субъект Российской Федерации, в границах территории которого находится имущество, передаваемое концессионеру по концессионному соглашению, в случае, если полномочия по государственному регулированию тарифов в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения не переданы указанному муниципальному образованию в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации и если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной таким концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам).
Как следует из материалов дела 15.10.2018 между администрацией городского поселения «Атамановское» (Концедент), АО «ЗабТЭК» (Концессионер), Забайкальским краем (сторона) заключено концессионное соглашение, согласно которому Концессионер обязуется за свой счет и (или) за счет привлеченных средств в порядке, в сроки и на условиях, предусмотренных Концессионным соглашением осуществить мероприятия по реконструкции и (или) модернизации Объекта соглашения, право собственности на который принадлежит Концеденту, в соответствии с Заданием и основными мероприятиями (далее – «Создание объекта соглашения»), а также осуществлять с использованием (эксплуатацией) Объекта соглашения и иного имущества деятельность по производству, передаче, распределению тепловой энергии и осуществлению горячего водоснабжения в границах муниципального образования городского поселения «Атамановское» (далее – «Концессионная деятельность»).
Объектом Концессионного соглашения является совокупность объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения (п.2.1).
Из приведенных норм следует, в частности в рамках рассматриваемого дела, что концессионное соглашение от 15.10.2018 № 1 по своему существу является договором хозяйствующих субъектов, одним из которых является муниципальное образование.
При этом из доводов административного искового заявления следует, что прокурором оспаривается ненадлежащее исполнение участниками концессионного соглашения пунктов п.2.14-2.16, 3.1.6, 7.3, 11.1, 11.2 названного концессионного соглашения, которые фактически регулируют взаимоотношения его сторон, и не влекут возникновение каких-либо последствий для конечных потребителей услуг по водоснабжению и теплоснабжению.
Сведений о том, что ненадлежащее исполнение приведенных пунктов концессионного соглашения привело к нарушению прав потребителей, в защиту которых выступает прокурор, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, административный иск прокурора района в силу п. 3 ч. 1 ст. 196 КАС РФ подлежит оставлению без рассмотрения, поскольку оснований для обращения прокурора с названными требования судом не установлено..
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.196 КАС РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Читинского района, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Атамановское», АО «ЗабТЭК» о признании незаконным бездействия, понуждении к действиям оставить без рассмотрения.
На определение суда в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения может быть подана частная жалоба в Забайкальский краевой суд через Читинский районный суд Забайкальского края.
Судья: Галанова Д.И.