НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции от 30.07.2020 № 2-5642/19

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело

№ дела суда 1-й инстанции 2-5642/2019

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 30 июля 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Мартыновой Н.Н.,

судей Мамия М.Р., Якубовской Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Таганрога Ростовской области в интересах ФИО1 к Государственному казенному учреждению Ростовской области «Центр занятости населения г. Таганрога» о признании действий незаконными, обязании произвести перерасчет и выплату пособия по безработице лицу предпенсионного возраста, компенсации за его несвоевременную выплату, по кассационной жалобе Государственного казенного учреждения Ростовской области «Центр занятости населения г. Таганрога», поступившей с делом 21 мая 2020 г., на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 12 марта 2020 г.

Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н., выслушав прокурора Пономареву П.Г., судебная коллегия

установила:

прокурор г. Таганрога Ростовской области обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к Государственному казенному учреждению Ростовской области «Центр занятости населения г. Таганрога» (далее ГКУ РО «Центр занятости населения г.Таганрога»), в котором просил суд признать незаконными действия ответчика, выразившиеся в отказе в назначении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пособия по безработице в повышенном размере, как лицу предпенсионного возраста; обязать ГКУ РО «Центр занятости населения г. Таганрога» в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда, произвести перерасчет размера пособия по безработице ФИО1 за период с 1 января 2019 г. по 16 августа 2019 г. с учетом сведений об отнесении ее к лицам предпенсионного возраста и произвести его выплату; обязать ГКУ РО «Центр занятости населения г.Таганрога» произвести расчет и выплату компенсации ФИО1 за несвоевременную выплату пособия.

Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 9 ноября 2019г. в удовлетворении исковых требований прокурора г. Таганрога отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 12 марта 2020 г. решение суда первой инстанции отменено, вынесено новое решение о частичном удовлетворении исковых требований прокурора. Судом постановлено: обязать Государственное казенное учреждение Ростовской области «Центр занятости населения города Таганрога» в течение месяца с момента вступления в законную силу определения суда произвести перерасчет размера пособия по безработице ФИО1 за период с 1 января 2019 г. по 16 августа 2019 г. с учетом сведений об отнесении её к лицам предпенсионного возраста и осуществить его выплату. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

В кассационной жалобе ГКУ РО «Центр занятости населения г. Таганрога» просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 12 марта 2020 г. ввиду неправильного применения норм материального права.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. Представитель ответчика ГКУ РО «Центр занятости населения г. Таганрога» обратился к суду с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие, доводы кассационной жалобы поддерживает в полном объеме.

В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.

Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав мнение прокурора Пономаревой П.Г., возражавшей против кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судом установлено и из материалов дела следует, что приказом ГКУ РО «Центр занятости населения г. Таганрога» от ДД.ММ.ГГГГД195/1866 ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признана безработной (л. д. 72).

Приказом ГКУ РО «Центр занятости населения <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГг. П196/1866 ФИО1 назначено пособие по безработице с ДД.ММ.ГГГГ на срок 12 месяцев, пунктом 3 приказа установлены следующие размеры и сроки выплаты пособия по безработице:

- в размере 75% средней зарплаты гражданина (25 000 руб.) 18 750,00 руб., но не выше 4900,00 руб. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- в размере 60% средней заплаты гражданина (25 000 руб.) 15 000,00 руб., но не выше 4 900,00 руб. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- в размере 45% средней зарплаты гражданина (25 000 руб.) 11250,0 руб., но не выше 4 900,00 руб. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л. д.73).

С ДД.ММ.ГГГГ пункт 3 Приказа ГКУ РО «Центр занятости населения <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГП196/1866 изложен в новой редакции: «Установить следующие размеры и сроки выплаты пособия по безработице:

- в размере 75 % средней зарплаты гражданина (25 000 руб.) 18 750,00 руб., но не выше 4900,00 руб. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- в размере 60 % средней зарплаты гражданина (25 000 руб.) 15 000,00 руб., но не выше 4 900,00 руб. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

- в размере 60 % средней заплаты гражданина (25 000 руб.) 15 000,00 руб., но не выше 8 000,00 руб. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- в размере 45% средней зарплаты гражданина (25 000 руб.) 11 250,00 руб., но не выше 8 000,00 руб. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 74).

Приказом ГКУ РО «Центр занятости населения Таганрога» от ДД.ММ.ГГГГП304/1966 размер пособия по безработице, выплачиваемого ФИО1, сокращен на 25% на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с неявкой без уважительных причин на собеседование о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости (л. д. 75).

Приказом ГКУ РО «Центр занятости населения Таганрога» от ДД.ММ.ГГГГД160/1966 ФИО1 снята с регистрационного учета с ДД.ММ.ГГГГ в связи с отказом от посредничества органов службы занятости (личное письменное заявление гражданина от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.27-28, 76).

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выплачено пособие по безработице в общей сумме 80 003,25 руб. (л. д.58).

В ГКУ РО «Центр занятости населения <адрес>» в соответствии с частью 10 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» начальником ГУ УПФ РФ в <адрес> представлены сведения об отнесении гражданина к категории граждан предпенсиноного возраста, согласно которым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории предпенсионного возраста в соответствии со статьей 34.2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О занятости населения в Российской Федерации» (л.д.77).

Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствовался положениями Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О занятости населения в Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, и исходил из того, что поскольку в прежней редакции Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О занятости населения в Российской Федерации» отсутствовала норма, предусматривающая установление периода выплаты пособия по безработице и его размера такой категории, как граждане предпенсионного возраста, то соответственно и изменения размера назначенного пособия по безработице для зарегистрированных в качестве безработных в 2018 году с ДД.ММ.ГГГГ производятся в пределах минимальной и максимальной величины пособия по безработице, то есть от 1500 руб. до 8000 руб. соответственно. В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 гражданам, признанным безработными до ДД.ММ.ГГГГ, пособие по безработице выплачивается в порядке, сроки и размерах, которые установлены Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), то есть до ДД.ММ.ГГГГ

Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшей на момент признания ФИО1 безработной), пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), (в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ № 367-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГг. -Ф3, от ДД.ММ.ГГГГ № 235-ФЗ)

в первом (12-месячном) периоде выплаты:

в первые три месяца - в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);

в следующие четыре месяца - в размере 60 процентов; в дальнейшем - в размере 45 процентов, но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента; (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ);

во втором (12-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ).

Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством Российской Федерации (пункт 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ)

С ДД.ММ.ГГГГ в связи с постепенным повышением общеустановленного возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий» в закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О занятости населения в Российской Федерации» внесены изменения, в том числе, с учетом установления категории лиц предпенсионного возраста, Закон дополнен статьей 34.2 «Дополнительные гарантии социальной 1 поддержки граждан предпенсионного возраста», а статья 33 Закона изложена ’ в новой редакции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3), пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям (за исключением указанных в статьях 34, 34.1 и 34.2 настоящего Закона) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель и признанным в установленном порядке безработными, начисляется в первые три месяца в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы), в следующие три месяца - в размере 60 процентов указанного заработка. При этом размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.

Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением граждан, указанных в статье 34.2 настоящего закона, ежегодно определяется Правительством Российской Федерации (пункт 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №350-ФЗ).

С ДД.ММ.ГГГГ для граждан предпенсионного возраста, признанных безработными, увеличен период выплаты пособия по безработице (пункты 1, 2 статьи 34.2 Закона РФ ; часть 1 статьи 11 Федерального закона № 350-ФЗ). Вместе с тем, для указанной категории граждан сохранено ограничение размера пособия по безработице, которое не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия ю безработице, которые ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с положениями пункта 3 статьи 34.2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (введена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3) гражданам предпенсионного возраста, указанным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, состоявшим в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, пособие по безработице начисляется в первые три месяца в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту заботы (службы), в следующие четыре месяца - в размере 60 процентов такого заработка, в дальнейшем - в размере 45 процентов такого заработка. При этом размер пособия по безработице указанным гражданам не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, определенных в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, увеличенных на размер районного коэффициента.

Согласно пункта 5 статьи 34.2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице для граждан, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, как в прежней редакции Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, так и в редакции, действующей с ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице для граждан, признанных в установленном законом порядке безработными, ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2019 год» установлена:

минимальная величина пособия по безработице в размере 1500 рублей, максимальная величина пособия по безработице в размере 8000 рублей - для граждан, признанных в установленном порядке безработными, за исключением граждан предпенсионного возраста, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 34.2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»;

минимальная величина пособия по безработице в размере 1500 рублей, максимальная величина пособия по безработице в размере 11280 рублей - для признанных в установленном порядке безработными граждан предпенсионного возраста, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 34.2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции верно указал, что всем гражданам предпенсионного возраста в случае признания их безработными и подтверждения их статуса, как лиц предпенсионного возраста, с ДД.ММ.ГГГГ установлена повышенная максимальная величина пособия по безработице.

Полномочия по отнесению граждан к категории лиц предпенсионного фонда на органы занятости Российской Федерации не возложены.

Согласно статье 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» указанные полномочия возложены на пенсионные органы.

Как следует из Письма Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ/П-9611, рекомендованного в целях организации работы по реализации положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» для органов социальной защиты населения и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения в целях предоставления таким гражданам льгот и (или) мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, установлены критерии, согласно которым следует относить граждан к лицам предпенсионого возраста, установлено, что в 2019 году новый общеустановленный возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию, составляет для женщин 54 года, для мужчин 61 год.

Следовательно, ФИО1, родившаяся в ДД.ММ.ГГГГ году, отнесена к категории граждан предпенсионного возраста, что подтверждается информацией ГУ УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, из содержания которого следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории граждан предпенсионного возраста в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий». ДД.ММ.ГГГГ ГУ УПФР в <адрес> в рамках информационного взаимодействия направлен в Центр занятости <адрес> ответ на запрос (л. д.14-15, 77).

Учитывая, что ответчик располагал ведениями об отнесении ФИО1 к категории лиц предпенсионого возраста, он должен быть произвести перерасчет пособия по безработице за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из максимальной величины пособия по безработице для признанных в установленном порядке безработными граждан предпенсионного возраста, установленной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2019 год» в размере 11280 рублей.

Вопреки доводом кассационной жалобы, применение при расчете пособия по безработице ФИО1 в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ максимальной величины пособия по безработице, установленной абзацем 2 пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, не противоречит положениям части 1 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», согласно которой гражданам, признанным безработными до ДД.ММ.ГГГГ, пособие по безработице выплачивается в порядке, сроки и размерах, которые установлены Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).

Суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что ответчик, получив ДД.ММ.ГГГГ в рамках информационного взаимодействия от органов пенсионного фонда Российской Федерации сведения об отнесении гражданина к категории граждан предпенсионного возраста, влияющие на размер пособия по безработице ФИО1, имел возможность и обязан был произвести соответствующий перерасчет, в соответствии с требованиями пункта 14 Правил, утвержденных Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГн, согласно которым органы службы занятости осуществляют выплату пособия по безработице безработным гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам, при поступлении сведений, влияющих на размер и/или сроки выплаты пособия до безработице, центром занятости издается приказ о внесении изменений в приказ о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным и назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице. Изменения производятся со дня предоставления указанных сведений.

Судебная коллегия полагает, что, разрешая заявленные требования, суд апелляционной инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил судебный акт, отвечающий нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Доводы кассационной жалобы в своей совокупности направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка.

Позиция суда апелляционной инстанции основана на правильном толковании в их системном единстве нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, соответствует фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.

Приведенные доводы основаны на ином применении ответчиком положений законодательства к установленным обстоятельствам дела, не подтверждают нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов на основании статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В связи с вышеизложенным судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы обжалуемого судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного казенного учреждения <адрес> «Центр занятости населения <адрес>» - без удовлетворения.

Председательствующий Н.Н. Мартынова

Судьи М.Р. Мамий

Е.В. Якубовская