НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции от 28.09.2023 № 88-30144/2023

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУДОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-30144/2023

№ дела суда 1-й инстанции 2-34/2022

УИД: 91RS0005-01-2021-001074-43

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 28 сентября 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Мартыновой Н.Н.,

судей Мотиной И.И., Черкасовой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи гражданское дело по иску ФИО1 к администрации города Армянска Республики Крым, муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Детская школа искусств» города Армянска Республики Крым о признании трудового договора бессрочным, взыскании стимулирующих выплат, компенсации морального вреда, по кассационным жалобам ФИО1, администрации города Армянска Республики Крым, поступившим в суд 28 июля 2023 г., на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 24 апреля 2023 г.

Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н., выслушав истца ФИО1 и ее представителя – адвоката Мацак А.И., поддержавших доводы кассационной жалобы истца, представителя администрации города Армянска Республики Крым ФИО2, поддержавшую доводы кассационной жалобы ответчика, представителя муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств» города Армянска Республики Крым ФИО3, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы истца и полагавшей доводы кассационной жалобы ответчика обоснованными, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации города Армянска Республики Крым и с учетом уточненных в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ требований просила признать незаконным бездействие ответчика по выплате расчетов в связи с прекращением трудовых договоров; взыскать выплаты стимулирующего характера за 2014 – 2021 г.г. в размере 1 226 975, 12 руб.; взыскать в качестве процентов (денежную компенсацию) из расчета одной сто пятидесятой действующей ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно; обязать ответчика принять трудовую книжку, а также организовать работу по ее ведению и хранению в соответствии с Порядком ведения и хранения трудовых книжек, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 мая 2021 г. №320н; взыскать в счет компенсации морального вреда 50 000 руб.; признать срочный трудовой договор от 30 декабря 2020 г. заключенным на неопределенный срок.

Заявленные требования мотивированы тем, что 1 августа 1989 г. истец была принята в Детскую музыкальную школу г. Армянска по должности преподаватель, 16 августа 2006 г. назначена директором школы, с 2014 по 2020 годы с истцом заключилась срочные трудовые договоры по должности директора. По мнению истца, законных оснований для заключения с ней срочных трудовых договоров не имелось.

При расторжении срочных трудовых договоров работодателем причитающиеся компенсации при увольнении, а именно указанные в трудовых договорах выплаты стимулирующего характера, не выплачены.

Определением Армянского городского суда Республики Крым от 26 января 2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МКУ «Централизованная бухгалтерия по обслуживанию учреждений культуры г. Армянск Республики Крым» (т. 1 л. д. 215).

Определением Армянского городского суда Республики Крым от 25 марта 2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Крымская республиканская организация общероссийского союза работников культуры (т. 2 л. д. 120).

Решением Армянского городского суда Республики Крым от 21 июня 2022 г. исковые требования удовлетворены частично; на администрацию г. Армянск Республики Крым возложена обязанность по ведению, хранению, учету трудовой книжки ФИО1; взыскана с администрации г. Армянск Республики Крым в пользу ФИО1 стимулирующая надбавка за 2021 года в размере 209 718, 71 руб.; компенсация морального вреда в размере 4 000 руб.; в остальной части иска отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 21 декабря 2022 г. судебная коллегия перешла к рассмотрению данного гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Заявлением от 27 марта 2023 г., принятым судебной коллегией, истец уточнила исковые требования, и в окончательной редакции требований просила взыскать с администрации города Армянска Республики Крым выплаты стимулирующего характера за период с 2021 г. по 15 декабря 2022 г. в размере 413 861, 29, признать срочный трудовой договор от 30 декабря 2020 г. заключенным на неопределенный срок, взыскать компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 29 марта 2023 г. принят отказ истца от исковых требований к администрации г. Армянска Республики Крым в части признания незаконным бездействия ответчика по выплате расчетов в связи с прекращением трудовых договоров; процентов (денежной компенсации) из расчета одной сто пятидесятой действующей ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно; обязать ответчика принять трудовую книжку, а также организовать работу по ее ведению и хранению в соответствии с Порядком ведения и хранения трудовых книжек, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 мая 2021 г. №320н; производство по делу в данной части исковых требований прекращено.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 29 марта 2023 г., занесенным в протокол судебного заседания, привлечено к участию в деле в качестве соответчика Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» города Армянска Республики Крым, последнее исключено из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 24 апреля 2023 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение о частичном удовлетворении исковых требований ФИО1

С администрации города Армянска Республики Крым в пользу ФИО1 взысканы выплаты стимулирующего характера в размере 413 861, 29 руб., а также в счет компенсации морального вреда 5 000 руб.

В удовлетворении иной части исковых требований отказано.

В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 24 апреля 2023 г. в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании срочного трудового договора заключенным на неопределенный срок, принять в указанной части новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов ссылается на неправильное применение судом апелляционной инстанции ном материального права указывает, что условия трудового договора, подписанного истцом, были определены работодателем, обстоятельства, свидетельствующие о возможности повлиять на решение работодателя о заключении с истцом трудового договора на определенный срок, судом не устанавливались, как не проверялись и доводы о том, что истец, являясь лицом пенсионного возраста, не имея в городе Армянске иных специализированных организаций для трудоустройства по профессиональному образованию, и опасаясь лишения возможности получать средства к существованию, была вынуждена соглашаться на заключение срочных трудовых договоров.

Отказывая в удовлетворении исковых требований в части признания срочного трудового договора от 30 декабря 2020 г. заключенным на неопределенный срок, суд указал на применение части 2 статьи 59 Трудового кодекса РФ, предусматривающие возможность по соглашению сторон заключать срочный трудовой договор с творческими работниками средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иными лицами, участвующими в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

При этом, руководитель муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования не относится к названной категории работников, в перечне работ, профессий, должностей, утвержденном Правительством Российской Федерации, не состоит.

Выражает несогласие с выводами суда апелляционной инстанции о том, что многократность заключения срочных трудовых договоров не свидетельствует о возникновении трудовых отношений на неопределенный срок, поскольку начиная с 2014 г. и до 2022 г. истец выполняла одну и ту же трудовую функцию, без перерыва в работе, со стороны администрации города Армянска была создана лишь формальная видимость принятия на работу и прекращения трудовых отношений, записи о приеме на работу и прекращении трудовых отношений в трудовую книжку работодателем не вносились. Кроме того, судом не была дана оценка, что трудовые отношения между истцом и ответчиком до 2014 г. носили бессрочный характер, а в 2014 г. ей без увольнения и приема на работу установили срочный характер трудовых отношений.

Ответчик в кассационной жалобе также просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 24 апреля 2023 г., указав в обоснование, что в соответствии с Положением о системе оплаты труда работников муниципальных бюджетных образовательных учреждений дополнительного образования муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым от 28 августа 2019 г. № 585 (далее Положение), фонд оплаты труда образовательных учреждений включает в себя оклад (должностной оклад), ставки заработной платы (тарифные ставки), а также в пределах фонда оплаты труда выплаты компенсационного и стимулирующего характера, а также в пределах фонда оплаты труда выплаты социального характера, включая материальную помощь. Стимулирующие выплаты - это выплаты, предусматриваемые с целью повышения мотивации работников учреждения к качественному результату труда, а также поощрения за выполненную работу. Удовлетворяя требования истца, судом не определено какие из стимулирующих выплат подлежат выплате: за интенсивность труда или за высокие результаты работы. Так, согласно пункта 6.2.1.1. Положения, размеры надбавки за интенсивность устанавливаются руководителем в пределах фонда оплаты труда на основании представлений руководителей структурных подразделений образовательного учреждения с учетом мнения представительного органа работников, в случае необходимости основание для установления надбавки подтверждается документами, предоставляемыми работником. При этом, как указывалось ответчиком в ходе судебного разбирательства, такие подтверждающие доказательства не предоставлялись, судом не исследовались.

К выплатам же за высокие результаты работы, согласно пункту 6.2.1.2. Положения, предоставление подтверждающих документов работником не предусмотрено. При установлении премии за высокие результаты работы учитываются, в частности стабильно высокие показатели результативности работы; применение в работе передовых методов труда, высокие достижения в работе; сложность выполняемой работы. При неполном выяснении обстоятельств дела, судом вынесено решение об удовлетворении требований истца в части выплат стимулирующих выплат.

Выражает несогласие с взысканной судом апелляционной инстанции суммой выплат стимулирующего характера, приводя собственные расчеты полагает, что выплаты стимулирующего характера, исходя из заявленных истцом составляют, в 2021 г.- 185 442,58 руб., а не 209 718,71 руб. в 2022 г.- 198 918,97 руб., а не 204 397,58 руб.

Также указывает, что выплаты стимулирующего характера производится в пределах бюджетных ассигнований в части фонда оплаты труда муниципального учреждения, при наличии экономии фонда оплаты труда и не могут направлены исключительно на выплаты руководителю учреждения, без учета остальных работников.

Кроме того, считает нарушением норм процессуального права неприменение судом заявленного администрацией пропуска срока исковой давности к требованиям истца по выплате стимулирующих надбавок за 2022 год, предъявленных истцом 27 марта 2023 г.

Администрация также считает незаконным решение в части взыскания с администрации г. Армянска Республики Крым в пользу ФИО1 морального вреда в размере 5000 руб.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с помощью иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.

Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.

В целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что согласно данных трудовой книжки ФИО1, истец 1 августа 1989 г. зачислена преподавателем теоретических дисциплина Армянской ДМШ, 1 сентября 1989 г. переведена и.о. завуча, 1 сентября 1990 г. переведена преподавателем, 1 сентября 1991 г. назначена на должность завуча, 16 августа 2006 г. назначена на должность директора ДМШ г. Армянска путем перевода, 4 декабря 2014 г. внесена запись об изменении наименования Детская музыкальная школа на Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа» города Армянска Республики Крым, 12 декабря 2014 г. переведена на должность директора Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образований «Детская музыкальная школа» города Армянска Республики Крым, 14 декабря 2015 г. прекращено действие трудового договора от 12 декабря 2014 г. по истечении срока трудового договора, пункт 2 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ, 15 декабря 2015 г. назначена на должность директора Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования «Детская музыкальная школа» города Армянска Республики Крым, Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа» города Армянска Республики Крым переименовано в Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» города Армянска Республики Крым с 1 января 2018 г. в связи с внесением изменений в уставные документы организации, 30 ноября 2017 г. прекращено действие трудового договора от 15 декабря 2016 г. по истечении срока трудового договора пункт 2 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ, 1 декабря 2017 г. назначена на должность директора Муниципального казенного образовательного учреждения «Детская музыкальная школа» города Армянска Республики Крым, 1 января 2018 г. внесена запись считать директором Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств» города Армянска Республики Крым, 30 декабря 2020 г. прекращено действие трудового договора от 1 декабря 2018 г. по истечении срока трудового договора пункт 2 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ, 31 декабря 2020 г. назначена на должность директора Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств» города Армянска Республики Крым (т.1 л. д. 5-18).

Замещение ФИО1 должности директора Детской музыкальной школы (в дальнейшем Детской школы искусств) также подтверждено имеющимися в материалах дела распоряжениями Администрации города Армянска Республики Крым, трудовыми договорами от 9 декабря 2014 г., от 10 декабря 2015 г., от 15 декабря 2016 г., от 1 декабря 2017 г., от 1 декабря 2018 г., от 30 декабря 2020 г. (т. 2 л. <...>, 24-30, 32, 35-43, 46-52, 56-63).

30 декабря 2020 г. между Администрацией города Армянска Республики Крым (далее Работодатель) и ФИО1 (далее - Руководитель), назначенной на должность директора муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств» города Армянска Республики Крым (далее Учреждение), заключен трудовой договор (т.1 л. д. 19-22).

Согласно пункту 1.2 трудового договора, последний заключен на срок с 31 декабря 2020 г. по 15 декабря 2022 г. включительно.

Настоящий трудовой договор является договором по основной работе; руководитель приступает к исполнению обязанностей с 31 декабря 2020 г. (пункты 1.3, 1.4 трудового договора).

В трудовом договоре также определены права и обязанности сторон, режим рабочего времени и времени отдыха, оплата труда и других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, ответственность руководителя, порядок изменения и прекращения трудового договора и иные условия.

В силу пункта 5.1 трудового договора заработная плата Руководителя состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера, установленных Положением о системе оплаты труда работников муниципальных бюджетных образовательных учреждений дополнительного образования городского округа Армянск Республики Крым, утвержденным постановлением администрации города Армянска от 28 сентября 2020 г. №591 «О внесении изменений в постановление администрации города Армянска Республики Крым от 28 августа 2019 г. №585 «Об утверждении Положения о системе оплаты труда работников муниципальных бюджетных образовательных учреждений дополнительного образования муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым и настоящим трудовым договором.

В пункте 5.2 трудового договора определен размер должностного оклада руководителя 34 505 руб. в месяц, а также 20% повышающего показателя за государственную/ведомственную награду почетное звание «Заслуженный работник культура Автономной Республики Крым» в размере 6901,00 руб., итого 41 406,00 руб.

Согласно пункту 5.4 трудового договора, в целях усиления материальной заинтересованности и повышения эффективности качества работы Руководителю могут быть установлены выплаты стимулирующего характера, в частности за интенсивность труда - в пределах фонда оплаты труда, в размере не более 50%; за высокие результаты работы - в пределах фонда оплаты труда, в размере до 50%.

В силу пункта 5.7 трудового договора заработная плата Руководителя перечисляется на указанный Руководителем счет в банке.

Одним из условий осуществления выплаты стимулирующего характера является достижение значений показателей, предусмотренных подпунктом «ц» пункта 2.4 настоящего трудового договора (пункт 5.8 трудового договора).

Постановлением Главы администрации города Армянска от 30 января 2015 г. №10 утверждено Положение о порядке назначения на должность и освобождение от должности руководителей муниципальных учреждений, муниципальных предприятий муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым (далее Положение), которым установлены основные принципы назначения на должность и освобождения от должности руководителей муниципальных учреждений, муниципальных предприятий муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым (т.1 л. д. 176-194).

В силу пункта 13 Положения выплата стимулирующих надбавок, предоставление отпусков и направление в командировки руководителей муниципальных учреждений (кроме руководителя муниципального учреждения «Административно-хозяйственная часть» города Армянска) производится приказом руководителя подразделения администрации, в ведении которого находится данное учреждение, на основании условий трудового договора.

Согласно пункту 20 Положения трудовой договор с Руководителем заключается на определенный срок продолжительностью до 5 лет.

Конкретный срок трудового договора определяется соглашением сторон при заключении трудового договора. По окончанию срока действия срочного трудового договора он может быть заключен на следующий определенный срок или прекращен, при этом Руководитель увольняется (пункт 21 Положения).

В силу пункта 24 Положения условия и порядок оплаты труда руководителя муниципального учреждения определяются на основании положения об оплате труда работников муниципальных учреждений муниципального образования городской округ Армянск, а также иных нормативных правовых актов, принимаемых администрацией.

Согласно Устава МБУДО «Детская школа искусств» города Армянска Республики Крым, утвержденного постановлением администрации города Армянска 9 января 2018 г. №1, Учреждение является образовательной организацией дополнительного образования (т. 1 л. д. 116-127).

Учредителем Учреждения является муниципальное образование городской округ Армянск Республики Крым; функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет МКУ Отдел культуры и межнациональных отношений администрации города Армянска Республики Крым; Учреждение является юридическим лицом (пункты 1.3, 1.4, 1.6 Устава).

Согласно пункта 3.1 Устава Учреждения, Учреждение возглавляет директор Учреждения (далее - Руководитель), который назначается на срок не более 5 лет.

Руководитель назначается и освобождается от должности постановлением администрации города Армянска Республики Крым (пункт 3.2 Устава).

Постановлением Администрации города Армянска Республики Крым №585 от 28 августа 2019 г. утверждено Положение о системе оплаты труда работников муниципальных бюджетных образовательных учреждений дополнительного образования городской округ Армянск Республики Крым (далее Положение о системе оплаты труда) (т. 2 л. д. 64-84).

Согласно пункту 1.3 Положения о системе оплаты труда, система оплаты труда работников образовательных учреждений включает в себя размеры окладов (должностных окладов), ставки заработной платы (тарифные ставки), выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также настоящим Положением.

Заработная плата руководителей образовательных учреждений, их заместителей состоит из оклада (должностного оклада), выплат компенсационного и стимулирующего характера и определяется трудовыми договорами в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым, настоящим Положением (пункт 3.1 Положения о системе оплаты труда).

Согласно пункту 3.4 Положения о системе оплаты труда размеры выплат стимулирующего характера руководителю образовательного учреждения устанавливаются распоряжением администрации города Армянска Республики Крым.

Стимулирующие выплаты устанавливаются руководителю образовательного учреждения в зависимости от исполнения целевых показателей эффективности работы образовательного учреждения и результативности деятельности самого руководителя.

Целевые показатели эффективности работы образовательного учреждения, критерии оценки результативности деятельности ее руководителя, порядок и условия стимулирующих выплат согласовываются с учредителем, и устанавливается распорядительным документом отдела, выполняющего функции учредителя.

Размеры стимулирующих выплат руководителю образовательного учреждения устанавливаются распоряжением Главы администрации города Армянска Республики Крым.

Постановлением Администрации города Армянска Республики Крым от 8 декабря 2022 г. №981 (т. 5 л. д. 79) прекращено действие трудового договора от 30 декабря 2020 г. с руководителем муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств» города Армянска Республики Крым ФИО1 с 15 декабря 2022 г. в связи с истечением срока его действия.

Разрешая заявленные ФИО1 исковые требования о признании срочного трудового договора от 30 декабря 2020 г., заключенным на неопределенный срок, суд апелляционной инстанции руководствовался положениями статей 59, 59 Трудового кодекса РФ и исходил из того, что у работодателя имелись законные основания для расторжения трудового договора по пункту 2 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с наступлением обстоятельств, при наличии которых указанный срочный трудовой договор подлежал прекращению, а именно, истечение срока действия трудового договора. Суд отметил, что заключение с ФИО1 срочного трудового договора не противоречит трудовому законодательству Российской Федерации и не нарушает ее прав, поскольку между сторонами при заключении трудового договора было достигнуто соглашение о существенном его условии, то есть о сроке действия трудового договора, окончание которого определялось конкретной датой.

Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования о взыскании выплат стимулирующего характера, руководствуясь статьями 129, 135, 392 Трудового кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Суд апелляционной инстанции также указал на то, что срок на обращение в суд истцом не пропущен.

Установив нарушения трудовых прав истца со стороны работодателя, выразившийся в невыплате причитающихся стимулирующих выплат, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 237 Трудового кодекса РФ, взыскал с ответчика в лице администрации города Армянска Республики Крым в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме 5 000 руб.

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы по существу данного спора суда апелляционной инстанции основанными на правильном применении норм материального права.

Доводы кассационной жалобы истца о вынужденности заключения срочных трудовых договоров на определенный срок не нашли своего подтверждения.

Согласно части 1 статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Одним из обязательных условий, подлежащих включению в трудовой договор, является дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом (абзац третий части 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации).

Трудовые договоры могут заключаться как на неопределенный срок, так и на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен названным кодексом и иными федеральными законами (часть 1 статьи 58 Трудового кодекса Российской Федерации).

Срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации. В случаях, предусмотренных частью 2 статьи 59 названного кодекса, срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон трудового договора без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения (часть 2 статьи 58 Трудового кодекса Российской Федерации).

Частью 2 статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации определен перечень конкретных случаев, когда допускается заключение срочного трудового договора по соглашению сторон.

В соответствии с названной нормой закона по соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться, в частности, с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (абзац восьмой части 2 статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации).

В пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что, решая вопрос об обоснованности заключения с работником срочного трудового договора, следует учитывать, что такой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, в частности в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации, а также в других случаях, установленных Кодексом или иными федеральными законами (часть 2 статьи 58, часть 1 статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации). В соответствии с частью 2 статьи 58 Трудового кодекса Российской Федерации, срочный трудовой договор может заключаться без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения. При этом необходимо иметь в виду, что такой договор может быть признан правомерным, если имелось соглашение сторон (часть 2 статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации), то есть если он заключен на основе добровольного согласия работника и работодателя. Если судом при разрешении спора о правомерности заключения срочного трудового договора будет установлено, что он заключен работником вынужденно, суд применяет правила договора, заключенного на неопределенный срок.

Согласно части 1 статьи 79 Трудового кодекса Российской Федерации срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия. О прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три дня до увольнения, за исключением случаев, когда истекает срок действия срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника.

Истечение срока трудового договора, за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения, является основанием для прекращения трудового договора (пункт 2 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации).

Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что по общему правилу срочные трудовые договоры могут заключаться только в случаях, когда трудовые отношения с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения не могут быть установлены на неопределенный срок, а также в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами. Вместе с тем Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает в статье 59 перечень конкретных случаев, когда допускается заключение срочного трудового договора в силу характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а также без учета указанных обстоятельств при наличии соответствующего соглашения работника и работодателя. К таким случаям, в частности, относится заключение срочного трудового договора с руководителями организаций независимо от их организационно-правовой форм и форм собственности. При этом работнику, выразившему согласие на заключение трудового договора на определенный срок, известно о его прекращении по истечении заранее оговоренного периода. Истечение срока трудового договора, за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения, является основанием для прекращения трудового договора.

В материалах дела имеются собственноручно написанные ФИО1 заявления о заключении с ней срочных трудовых договоров, в том числе от 11 декабря 2020 г., на основании которого заключен трудовой договор от 30 декабря 2020 г. (т. 2 л. <...>, 44, 55).

Доводы кассационной жалобы истца, что при заключении срочных трудовых договоров согласия ФИО1 не спрашивали, возможности повлиять на решение работодателя она не имела, фактически заявления писала под угрозой работодателя, отклоняются судебной коллегией как несостоятельные, истцом в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ не предоставлено надлежащих и допустимых доказательств того, что при написании соответствующих заявлений, в том числе заявления от 11 декабря 2020 г., на нее было оказано какое-либо давление, и последнее не было написано истцом добровольно.

Напротив, собственноручно написанные и поданные заявления, подписание срочного трудового договора от 30 декабря 2020 г. лично ФИО1, отсутствие с ее стороны обращений в компетентные органы по вопросу якобы оказанного на нее давления, либо отказ от заключения срочных трудовых договоров, в том числе договора от 30 декабря 2020 г., свидетельствуют о добровольном волеизъявлении истца на заключение срочного трудового договора, соответственно, между сторонами было достигнуто соглашение о заключении трудового договора на определенный сторонами срок.

Как следует из материалов дела, при заключении трудовых договоров каких-либо возражений со стороны ФИО1 по условиям трудового договора не имелось.

В статье 59 Трудового кодекса Российской Федерации приведен перечень случаев (обстоятельств), при наличии которых в силу характера предстоящей работы или условий ее выполнения заключаются срочные трудовые договоры, а также перечень случаев (обстоятельств), при наличии которых допускается по соглашению между работником и работодателем заключение срочного договора.

Согласие работника на заключение срочного трудового договора должно быть добровольным и осознанным, то есть работник, заключая с работодателем такой трудовой договор, должен понимать и осознавать последствия заключения с работодателем срочного трудового договора, в числе которых сохранение трудовых отношений только на определенный период времени, прекращение трудовых отношений с работником по истечении срока трудового договора.

Судебная коллегия отмечает, что последовательность действий истца при подписании срочного трудового договора, продолжение работы на определенных договором условиях, напротив являются доказательствами добровольных действий работника на осуществление трудовых функций на условиях срочности трудового договора.

По данному делу суд апелляционной пришел к верному выводу о заключении сторонами срочного трудового договора, между тем, ошибочно указал, что срочный трудовой договор заключен с ФИО1, как с творческим работником. Однако неверное определение судом апелляционной инстанции характера работы истца, на правильность выводов суда не влияет, поскольку срочный трудовой договор заключен с истцом, как с руководителем учреждения, в силу абзаца восьмого части 2 статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации.

Указание на срочность трудовых договоров, которые заключаются с руководителями учреждений, определена в локальных нормативных актах Администрации города Армянска Республики Крым, в частности Положении о порядке назначения на должность и освобождение от должности руководителей муниципальных учреждений, муниципальных предприятий муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым, а также в Уставе Учреждения, которые в установленном действующим законодательством порядке незаконными либо недействительными не признавались.

Доводы кассационной жалобы о многократности заключения срочных трудовых договоров для выполнения одной и той же трудовой функции, отсутствие каких-либо предпосылок для заключения срочного трудового договора, также не могут явиться основанием для признания трудового договора от 30 декабря 2020 г. заключенным на неопределенный срок, поскольку договор считается заключенным на неопределенный срок лишь в случае отсутствия в договоре условия о сроке (часть 3 статьи 58 Трудового кодекса Российской Федерации), продолжения работы после окончания срока действия договора (часть 4 статьи 58 Трудового кодекса Российской Федерации) или в случае заключения срочного договора при отсутствии достаточных к тому оснований, установленных судом (часть 5 статьи 58 Трудового кодекса Российской Федерации), чего в данном случае судом первой инстанции не установлено. Заключение новых срочных трудовых договоров с руководителями учреждения по окончании срока действий предыдущих в течение определенного периода времени не противоречит требованиям статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации и не свидетельствует о возникновении трудовых отношений на неопределенный срок.

Также судебная коллегия по гражданским делам соглашается с выводами суда апелляционной инстанции о взыскании с ответчика в пользу истца выплат стимулирующего характера.

В силу абзаца пятого части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; при этом в силу абзаца 1 части 2 данной статьи основной обязанностью работника является добросовестное исполнение трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором, соблюдение правил внутреннего трудового распорядка; соблюдение трудовой дисциплины.

На основании статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с данным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующим у данного работодателя системами оплаты труда (часть 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Применительно к названным нормам права с учетом их разъяснений, данных Верховным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", обязанность доказать отсутствие задолженности по заработной плате возложена на ответчика.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 28 февраля 2023г. №396-0, Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает, что заработная плата конкретного работника может состоять из вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, компенсационных и стимулирующих выплат (доплат и надбавок стимулирующего характера, премий и иных поощрительных выплат) (часть первая статьи 129). Называя премию в качестве элемента заработной платы работника, законодатель закрепляет, что заработная плата конкретного работника устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации), которые включают в том числе системы премирования. Это предполагает определение размера, условий и периодичности премирования в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая названной статьи), и возможность защиты соответствующих прав работника в судебном порядке.

Таким образом, части первая и вторая статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации направлены на обеспечение права на справедливую заработную плату, а также определенности порядка ее исчисления и не могут расцениваться как нарушающие права работников (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28 сентября 2021 года N 1949-0).

Частью 1 статьи 140 Трудового кодекса Российской Федерации, определяющей сроки расчета с работником при увольнении, предусмотрено, что при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

При прекращении трудового договора в день увольнения работника производится выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, в том числе и задолженности по заработной плате (начисленной, но не выплаченной заработной платы), если ранее эта задолженности не была погашена.

Согласно расчетных листков за 2017-2019 годы, ФИО1 как руководителю Учреждения, в том числе выплачивались стимулирующие выплаты за интенсивность (т. 6 л. д. 159-170), предусмотренные условиями заключенных в указанный период срочных трудовых договоров с ФИО1, в данной части аналогичных по содержанию условиям трудового договора от 30 декабря 2020 г.

После заключения 30 декабря 2020 г. срочного трудового договора с ФИО1, согласно расчетных листков в 2021 и 2022 г.г. истцу как руководителю учреждения соответствующие выплаты стимулирующего характера за интенсивность не выплачивались (т. 6 л. д. 145-158), что также не оспаривалось сторонами по делу.

Как было указано судом апелляционной инстанции, пунктом 5.4 трудового договора, заключенного с ФИО1, такие выплаты предусмотрены; пунктом 3.4 Положения о системе оплаты труда, утвержденного постановлением администрации города Армянска от 28 августа 2019 г. №585, в частности установлено, что стимулирующие выплаты устанавливаются руководителю образовательного учреждения в зависимости от исполнения целевых показателей эффективности работы образовательного учреждения и результативности деятельности самого руководителя; целевые показатели эффективности работы образовательного учреждения, критерии оценки результативности деятельности ее руководителя, порядок и условия стимулирующих выплат согласовываются с учредителем, и устанавливается распорядительным документом отдела, выполняющего функции учредителя.

Ответчиком в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ не предоставлено доказательств отсутствия оснований для осуществления в спорный период соответствующих выплат стимулирующего характера, в том числе неисполнение целевых показателей эффективности работы образовательного учреждения, отсутствие результативности деятельности самого руководителя, либо снижение таких показателей.

Наличие в производстве ОМВД России по г. Армянску материалов проверки по факту незаконного начисления и выплаты заработной платы в период 2021-2022 годов должностными лицами МБУ ДО «Детская школа искусств» города Армянска Республики Крым; установленные в ходе проведенных проверок контролирующими органами допущенные нарушения должностными лицами МБУ ДО «Детская школа искусств» города Армянска Республики, по мнению судебной коллегии, не свидетельствуют о наличии оснований для не начисления истцу соответствующих стимулирующих выплат, поскольку доказательств привлечения истца за выявленные нарушения к дисциплинарной ответственности, соответственно наличие вины истца в выявленных нарушениях, ответчиками не предоставлено; в рамках материалов проверки на время разрешения данного спора какого- либо процессуального документа в отношении ФИО1 не выносилось.

Утверждения ответчика об отсутствии экономии фонда оплаты труда в спорный период также отклоняется судебной коллегией как необоснованные, поскольку наличие фонда оплаты труда, в пределах которого начисляются стимулирующие выплаты руководителю учреждения, подтверждено документально (т. 8 л. д. 214), в пределах такого фонда и должен был определяться размер (в процентом соотношении) стимулирующих выплат с учетом установленных показателей, чего ответчиком как работодателем в спорном случае не выполнялось.

С учетом вышеизложенного, судебная коллегия пришла к верному выводу об обоснованности заявленных исковых требований о взыскании с ответчика стимулирующих выплат за период с 2021 г. по 15 декабря 2022 г. в заявленном истцом размере - 413 861, 29 руб., исчисленном истцом исходя из размера 50% от должностного оклада (т. 7 л. д. 94); размер должностного оклада, определенный истцом, исходя из которого исчислены стимулирующие выплаты, ответчиком не оспаривался, подтвержден документально (т. 8 л. <...>).

Вопреки доводам кассационной жалобы ответчика, ответчиком контррасчет судебной коллегии предоставлен не был, представленный суду апелляционной инстанции в отзыве на уточненное исковое заявление расчет экономии фонда оплаты труда организации и информация о выплате премии ФИО1, как преподавателю, таковым не является.

В силу части 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Также суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу, что срок исковой давности для обращения в суд с требованиями о взыскании стимулирующих выплат за 2021 и 2022 годы истцом не пропущен, с требованиям о взыскании выплат за 2021 г. истец обратилась в суд 29 ноября 2021 г., впоследствии исковые требования ФИО1 дополнены требованиями о взыскании стимулирующих выплат за 2022 г.

В соответствии со статьей 237 Трудового кодекса РФ судом апелляционной инстанции с ответчика в пользу истца взыскана компенсация морального вреда в размере 5 000 руб., с учетом требований разумности, соразмерности и справедливости.

Приведенные в кассационных жалобах доводы сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов

Несогласие сторон с установленными по делу обстоятельствами не является правовым основанием к отмене состоявшегося по делу судебного акта

Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебного акта, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 24 апреля 2023 г. оставить без изменения, кассационные жалобы ФИО1, администрации города Армянска Республики Крым - без удовлетворения.

Председательствующий Н.Н. Мартынова

Судьи И.И. Мотина

Е.В. Черкасова