НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции от 22.04.2021 № 88-10954/2021

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-10954/2021

№ дела суда 1-й инстанции 2-2704/2020

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 22 апреля 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Егоровой Е.С.

судей Мартыновой Н.Н., Бетрозовой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воронкова Андрея Анатольевича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Астрахани Астраханской области и Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области о признании права на ежемесячную доплату к страховой и назначении ежемесячной доплаты к страховой пенсии

по кассационной жалобе Воронкова Андрея Анатольевича на решение Ленинского районного суда г. Астрахани от 08 октября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 02 декабря 2020 года.

Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С., судебная коллегия

установила:

Воронков А.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Ленинскому району города Астрахани (далее – ГУ-УПФР по Ленинскому району города Астрахани), в котором просил:

- признать право Воронкова А.А. на ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости до величины трех прожиточных минимумов пенсионера по Астраханской области с 01 января 2020 года в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года №1662-р;

- возложить на ГУ-УПФР по Ленинскому району города Астрахани обязанность назначить ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости Воронкова А.А. до величины трех прожиточных минимумов пенсионера в Астраханской области, начиная с 01 января 2020 года до момента окончания права Воронкова А.А. на получение трудовой пенсии.

Решением Ленинского районного суда города Астрахани от 08 октября 2020 года в удовлетворении иска Воронкова А.А. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 02 декабря 2020 года решение Ленинского районного суда города Астрахани от 08 октября 2020 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Воронков А.А. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в связи с несоответствием выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права, направив дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В обоснование доводов кассационной жалобы Воронков А.А. полагает, что судом первой инстанции неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Фактически заявленные исковые требования и их толкование судом первой инстанции являются различными по своему смыслу правоотношениями. Указывает, что суд первой инстанции при подготовке к судебному разбирательству не вынес на обсуждение вопрос о юридической квалификации правоотношения для определения того, какие нормы права подлежат применению при разрешении спора статьи 148 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Суд первой инстанции неверно определяя юридическую квалификацию возникшего правоотношения, применил законы не регулирующие спорные правоотношения и не подлежащие применению. Кроме того, указывает, что судами первой и апелляционной инстанций не учтены положений Постановлений Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.

Представитель Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда России по Астраханской области ходатайствовал о рассмотрении жалобы в его отсутствие.

Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие основания для пересмотра решения суда первой инстанции и апелляционного определения в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.

Судом установлено, что с 09 ноября 2015 года Воронков А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

По состоянию на 01 июня 2020 года размер пенсии Воронкова А.А. составляет 13 784,32 рублей, из которых страховая пенсия в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» составляет 8 098,07 рублей, фиксированная выплата к страховой пенсии в соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» составляет 5686,25 рублей.

03 июня 2019 года Воронков А.А. обратился в ГУ-УПФР по Ленинскому району города Астрахани с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости в соответствии с положениями Распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 17, 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», исходил из того, что действующее законодательство не содержит императивных норм, обязывающих ГУ-УПФР по Ленинскому району города Астрахани назначать ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости до величины трех прожиточных минимумов пенсионера в Астраханской области с 01 января 2020 года.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, с соблюдением процессуального права.

В соответствии с частью 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Согласно части первой статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.

В силу части 2 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с названным федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в данный федеральный закон.

Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что порядок финансового обеспечения выплаты страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии определяется Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

При внесении в настоящий Федеральный закон изменений, требующих увеличения расходов на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, принимаются федеральные законы о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год и плановый период и федеральный закон о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на текущий год и плановый период (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N1662-р, предусмотрено, что дальнейшее развитие пенсионной системы на основе заложенных в нее страховых принципов должно осуществляться в целях повышения уровня пенсионного обеспечения всех категорий пенсионеров и обеспечения ее финансовой сбалансированности для устойчивого функционирования в долгосрочной перспективе и предусматривать достижение следующих показателей:

обеспечение начиная с 2010 года минимального уровня материального обеспечения пенсионера не ниже величины прожиточного минимума пенсионера и повышение среднего размера трудовых пенсий по старости к 2016 - 2020 годам до величины, обеспечивающей не менее 2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера;

создание условий для повышения индивидуального коэффициента замещения утраченного заработка, на который начислялись страховые взносы, трудовой пенсией по старости не менее чем до 40 процентов.

Разрешая спор, суд первой инстанции, правильно применив действующее законодательство, установил, что необходимые условия для получения ежемесячной денежной выплаты в соответствии с подразделом 10 раздела III Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, отсутствуют, в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований Воронкова А.А.

Судебная коллегия исходит из того, что приведенные положения Концепции не имеют прямого действия, в качестве необходимого условия для их применения предполагают внесение изменений в законодательство.

Основания перерасчета страховой пенсии по старости предусмотрены частью 2 статьи 18 Федерального закона «О страховых пенсиях». Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае:

1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года;

2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии;

3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.

Оснований для перерасчета пенсии по основаниям, указанным истцом, не имеется.

Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что судом первой инстанции не выполнены требования статьи 148 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, являются не состоятельными.

Согласно пункту 2 статьи 148 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определяет закон, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и устанавливает правоотношения сторон.

Также пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 года N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству" разъяснено, что при определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела.

Поскольку основанием иска являются фактические обстоятельства, то указание истцом конкретной правовой нормы в обоснование иска не является определяющим при решении судьей вопроса о том, каким законом следует руководствоваться при разрешении дела.

Судом первой инстанции выполнены требования статьи 148 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по делу проведена подготовка к судебному разбирательству, в том числе определен закон подлежащий применению.

Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов, не опровергают вывода судов первой и апелляционной инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.

При таких обстоятельствах Ленинского районного суда г. Астрахани от 08 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 02 декабря 2020 года являются законными, постановленными в соответствии с нормами материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Ленинского районного суда г. Астрахани от 08 октября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 02 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Воронкова Андрея Анатольевича – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Постановление05.07.2021