НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции от 20.01.2022 № 88-1239/2022

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-1239/2022

№ дела суда 1-й инстанции 2-42/2020

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 20 января 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Мартыновой Н.Н.,

судей Егоровой Е.С., Авериной Е.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ленинского района города Севастополя в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя, Государственному казенному учреждению города Севастополя «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Наш дом» о понуждении совершить определенные действия, по кассационной жалобе Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя, поступившей с делом 26 августа 2021 г., на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 14 декабря 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 1 апреля 2021 г.,

Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н., выслушав прокурора Стрелковского С.Н., возражавшего против отмены судебных актов, судебная коллегия

установила:

заместитель прокурора Ленинского района города Севастополя обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя, ГКУ города Севастополя Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Наш дом», в котором, уточнив требования, просил обязать Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя выделить необходимые денежные средства ГКУ города Севастополя «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Наш дом» для выполнения следующих мероприятий:

по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия воспитанников и работников учреждения, а именно:

по комплектованию воспитательных групп, исходя из установленной предельной численности детей (до 6 человек в возрасте до 4 лет, до 8 человек в возрасте от 4 лет и старше);

по приведению воспитательных групп в соответствие с предъявляемыми требованиями по набору помещений (помещения для проживания, в которых размещены воспитательные группы, создаются по квартирному типу, включают в себя (отдельными комплексами для каждой воспитательной группы) жилые комнаты, санузлы, помещения для отдыха, игр, занятий, приема и (или) приготовления пищи, а также бытовые помещения);

по выполнению работ по контрастной окраске по отношению с окраской стен выступающих частей зданий, границ ступеней, мебели и оборудования в помещениях для детей с нарушением зрения;

по приведению помещений медицинского назначения в соответствие с требованиями санитарных норм и правил (две палаты изолятора, приемно-карантинное отделение с отдельным входом);

- по получению санитарно-эпидемиологического заключения, подтверждающего соответствие медицинского кабинета санитарным нормам и правилам, предъявляемым при оказании медицинской помощи несовершеннолетним;

по антитеррористической защищенности, а именно:

оснащению объекта охранной сигнализацией (кабинет бухгалтерии и серверная комната);

по обеспечению охраны объекта (территории) силами сотрудников охранной организации;

обеспечению пожарной безопасности, а именно:

по обеспечению подъезда пожарных автомобилей со всех сторон зданий.

Обязать ГКУ города Севастополя «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Наш дом» в течение 3 месяцев со дня выделения денежных средств Департаментом труда и защиты населения города Севастополя на цели, указанные в первом пункте исковых требований, обеспечить выполнение работ:

по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия воспитанников и работников учреждения, а именно:

по комплектованию воспитательных групп, исходя из установленной предельной численности детей (до 6 человек в возрасте до 4 лет, до 8 человек в возрасте от 4 лет и старше);

по приведению воспитательных групп в соответствие с предъявляемыми требованиями по набору помещений (помещения для проживания, в которых размещены воспитательные группы, создаются по квартирному типу, включают в себя (отдельными комплексами для каждой воспитательной группы) жилые комнаты, санузлы, помещения для отдыха, игр, занятий, приема и (или) приготовления пищи, а также бытовые помещения);

по выполнению работ по контрастной окраске по отношению с окраской стен выступающих частей зданий, границ ступеней, мебели и оборудования в помещениях для детей с нарушением зрения;

по приведению помещений медицинского назначения з соответствие с требованиями санитарных норм и правил (две палаты изолятора, приемно-карантинное отделение с отдельным входом);

по получению санитарно-эпидемиологического заключения, подтверждающего соответствие медицинского кабинета санитарным нормам и правилам, предъявляемым при оказании медицинской помощи несовершеннолетним;

по антитеррористической защищенности, а именно:

оснащению объекта охранной сигнализацией (кабинет бухгалтерии и серверная комната);

по обеспечению охраны объекта (территории) силами сотрудников охранной организации;

обеспечению пожарной безопасности, а именно:

по обеспечению подъезда пожарных автомобилей со всех сторон зданий.

Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 14 декабря 2020 г. исковые требования удовлетворены.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 1 апреля 2021 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ответчик Департамент труда и защиты населения города Севастополя просит отменить судебные акты и принять новое судебное постановление об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование доводов указывает, что финансирование расходов ГКУ города Севастополя «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Наш дом», Департаментом труда и социальной защиты населения осуществляется в пределах утвержденных лимитов бюджетных средств.

Удовлетворяя исковые требования, судом не было учтена информация о невозможности исполнения решения суда в силу конструктивных особенностей здания, его местоположения и придомовой территории. В полной мере соблюсти законодательство возможно только при строительстве нового здания либо предоставления Учреждению иного здания полностью соответствующего всем необходимым требованиям.

Также судом не было принято во внимание, что решение о выделении дополнительных средств на проведения указанных в иске работ может быть принято после разработки проектно-сметной документации и получения положительного заключения на весь объем работ, проведение которых возможно после проведения процедур, определенных Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения, государственных и муниципальных нужд».

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.

Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.

Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.

При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, выслушав прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судом постановлено, что прокуратурой Ленинского района города Севастополя проведена проверка исполнения требований обеспечения безопасности в ГКУ города Севастополя «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Наш дом», по результатам которой 6 мая 2019 г. в адрес директора Учреждения внесено представление об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о противодействии терроризму.

Указанные в представлении нарушения до настоящего времени в полном объеме не устранены, в том числе в связи с отсутствием необходимого финансирования из бюджета города Севастополя.

Согласно пункту 1 статьи 28, статье 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять гигиеническое обучение работников.

В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено нарушение указанных требований законодательства, а также Положений о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. №481, СанПиН 2.4.3259-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 9 февраля 2015 г. № 8, в частности воспитательные группы не комплектуются, исходя из установленной предельной численности детей (до 6 человек в возрасте до 4 лет, до 8 человек в возрасте от 4 лет и старше); помещения для проживания, в которых размещены воспитательные группы, не создаются по квартирному типу, включая в себя жилые комнаты, санузлы, помещения для отдыха, игр, занятий, приема и (или) приготовления пищи, а также бытовые помещения; не выполнены работы по контрастной окраске по отношению с окраской стен выступающих частей зданий, границ ступеней, мебели и оборудования в помещениях для детей с нарушением зрения; помещения медицинского назначения не соответствуют требованиями санитарных норм и правил (отсутствуют две палаты изолятора, приемно-карантинное отделение с отдельным входом).

Также в ходе проверки установлено, что в нарушение пункта 1 статьи 155.1, пункта 2 статьи 155.2 Семейного кодекса Российской Федерации, статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», подпункта 43, подпунктов «о, п» пункта 51 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481, Учреждением не получено санитарно-эпидемиологическое заключение, подтверждающее соответствие медицинского кабинета санитарным нормам и правилам, предъявляемым при оказании медицинской помощи несовершеннолетним.

В соответствии со статьей 2, пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма являются основными принципами противодействия терроризму в Российской Федерации. Противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), предупреждению террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В силу положений пункта 6 статьи 3 указанного закона, Учреждение относится к местам с массовым пребыванием людей, так как в здании данного учреждения одновременно может находиться более 50 человек, в том числе несовершеннолетних.

Частью 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Мероприятия по антитеррористической защищенности образовательных организаций определены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2016 г. №410 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - Требования), а также постановлением Правительства Севастополя от 18 декабря 2014 г. №594 «О мерах и требованиях по обеспечению антитеррористической защищенности объектов с массовым пребыванием людей, расположенных на территории города Севастополя» (далее - постановление №594).

В результате проведенного категорирования объекта Учреждению присвоена 1 категория опасности.

В нарушение указанных требований законодательства, а также пункта 15 Требований, разделов 3, 4 постановления № 594: не обеспечена охрана объекта (территории) силами сотрудников охранных организаций; объект (кабинет бухгалтерии и серверная комната) не оснащен охранной сигнализацией.

В силу положений статей 37, 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

В нарушение указанных требований законодательства, а также Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 123-ФЗ), Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390, не обеспечен подъезд пожарных автомобилей со всех сторон зданий (пункт 1 части 1 статьи 90 Федерального закона № 123-ФЗ; пункта 8.1 СП 4.13130.2013).

Установив, что полномочия учредителя Учреждения от имени города Севастополя выполняет Департамент труда и социальной защиты населения юрода Севастополя; собственником имущества Учреждения является город Севастополь; Учреждение является юридическим лицом, осуществляет оказание государственных услуг, выполнение работ, финансовое обеспечение учреждения осуществляется за счет средств бюджета города Севастополя на основании бюджетной сметы; здание находится в собственности города Севастополя и передано Учреждению в оперативное управление, руководствуясь положениями статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязанности по финансированию в достаточном объеме подведомственного Учреждения для доведения мероприятия по обеспечению безопасности его воспитанников и работников Департаментом труда и социальной защиты населения города Севастополя не выполнены, суд первой инстанции удовлетворил требования прокурора в полном объеме.

Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда согласилась с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.

Соглашаясь с данными выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции отметил, что приведенные положения направленны на соблюдение мер по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, организацию питания, соблюдения санитарных и противопожарных норм, противодействие террористической деятельности, что имеет важнейшее и приоритетное значение для целей защиты жизни и здоровья несовершеннолетних воспитанников Учреждения, а также преподавательского состава и третьих лиц.

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, с соблюдением процессуального права.

Доводы кассационной жалобы о том, что финансирование Учреждения осуществляется в пределах утвержденных лимитов и законом предусмотрена определенная процедура выделения дополнительных средств и проведения работ, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении иска и допущению нарушений условий содержания и проживания воспитанников и преподавателей ГКУ города Севастополя «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Наш дом» в условиях нарушающих санитарно-эпидемиологическую обстановку и противопожарную безопасность и требования антитеррористической защищенности.

Ссылка в жалобе на невозможность исполнения решения суда в силу конструктивных особенностей здания, его местоположения и придомовой территории, что судом учтено не было подлежат отклонению, поскольку доказательств того, что ответчиками предпринимались меры для устранения выявленных проверкой нарушений в целях соблюдения норм действующего законодательства и заключений о невозможности выполнения определенных требований, не представлено. Кроме того, вопрос о возможности или невозможности исполнения решения суда может быть разрешен в рамках исполнительного производства.

Доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы, были предметом проверки суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемом судебном постановлении, они, по существу, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и основаны на ошибочном толковании норм процессуального права.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, вопреки доводам кассационной жалобы, допущено не было.

При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 14 декабря 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 1 апреля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя - без удовлетворения.

Председательствующий Н.Н. Мартынова

Судьи Е.С. Егорова

Е.Г. Аверина

Постановление09.03.2022