НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции от 19.07.2022 № 88-17099/2022

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-17099/2022

УИД 91RS0024-01-2021-002304-02

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

19 июля 2022 года г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Губаревой С.А.,

судей Егоровой Е.С., Руденко Ф.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к департаменту социальной политики администрации г. Ялта Республики Крым о признании решения незаконным, о возложении обязанности принять решение о выплате социального пособия на детей,

по кассационной жалобе департамента социальной политики администрации г. Ялта Республики Крым на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 5 октября 2021 года.

Заслушав доклад судьи Губаревой С.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратилась в суд с иском к департаменту социальной политики администрации г. Ялта Республики Крым (далее также-Департамент) о признании решения незаконным, о возложении обязанности принять решение о выплате социального пособия на детей.

В обоснование исковых требований указано, что семья истицы является многодетной.

ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в Департамент с заявлением о назначении социального пособия на детей.

Уведомлением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ истица извещена об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты, в связи с превышением среднедушевого дохода на каждого члена семьи установленной величине прожиточного минимума на душу населения. При этом, доходы семьи Департаментом были рассчитаны исходя из валового дохода, без учета расходов, произведенных в связи с предпринимательской деятельностью, и без осуществления которых ведение предпринимательской деятельности было бы невозможно как то - арендная плата, закупка товара, приобретение кассового аппарата и т.п.

По мнению истицы, действия и решение ответчика противоречат постановлению Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года № 384, ст. 346.52 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениям департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов Российской Федерации, изложенным соответственно в письмах от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, из содержания которых следует, что расчет дохода индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения, в целях назначения мер социальной поддержки следует производить из дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности, уменьшенного на величину расходов, связанных с его получением, и на сумму налога, уплаченного в связи с применением указанной системы налогообложения. Книга доходов и расходов была предоставлена в Департамент и безосновательно не учитывалась при определении права истицы на получение социального пособия.

Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 8 июля 2021 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 5 октября 2021 года указанное решение отменено, по делу принято новое решение, иск ФИО1 удовлетворен частично. Судом постановлено:

признать незаконным и отменить решение департамента социальной политики администрации города Ялта Республике Крым об отказе в назначении денежной выплаты на детей, оформленное в виде уведомления от ДД.ММ.ГГГГ;

возложить на департамент социальной политики администрации города Ялта Республике Крым обязанность произвести расчет среднедушевого дохода членов семьи ФИО1 с учетом документов (сведений) о доходах, полученных от осуществления предпринимательской деятельности с применением упрощенной системы налогообложения (в случае если в качестве объекта налогообложения выбраны доходы), системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности патентной системы налогообложения, за вычетом расходов, связанных с осуществлением указанной деятельности.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 отказано.

В кассационной жалобе Департамент просит апелляционное определение отменить. В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.

В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело без их участия.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции не допущено.

Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя; осуществляла в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предпринимательскую деятельность с применением патентной системы налогообложения (л.д. 78, 79, 85).

Согласно справки УФНС России по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГФИО1 применяет упрощенную систему налогообложения (УСН) с объектом налогообложения «доходы»; согласно предоставленной декларации по УСН за 2020 год сумма дохода составила 1 106 936 руб. (л.д. 95)

В состав семьи ФИО1 входит ее супруг ФИО5, дети: ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в Департамент с заявлением о назначении социального пособия на детей.

Уведомлением Департамента от ДД.ММ.ГГГГФИО1 извещена о том, что в предоставлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет отказано в связи с тем, что среднедушевой доход превышает величину прожиточного минимума на душу населения.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований истицы, суд первой инстанции исходил из того, что расчет среднедушевого дохода семьи истицы произведен ответчиком правильно, в связи с чем отказ в назначении социального пособия на детей ввиду того, что среднедушевой доход на каждого члена семьи истицы превышает величину прожиточного минимума на душу населения, соответствует закону и является обоснованным.

Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции и отменил принятое по делу судебное постановление. Принимая новое решение об удовлетворении исковых требований в части, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым указала следующее.

На основании ст. 1 Закона Республики Крым от 6 апреля 2020 года N 53-ЗРК/2020 "О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно" право на ежемесячную выплату имеет один из родителей (законный представитель ребенка) на каждого совместно проживающего с ним ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно при условии, что размер среднедушевого дохода семьи таких лиц не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Республике Крым в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.

Порядок определения состава и среднедушевого дохода семьи, обратившейся за назначением ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, порядок и условия назначения, осуществления и прекращения ежемесячной выплаты устанавливаются Советом министров Республики Крым.

Постановлением Совета Министров Республики Крым от 30 апреля 2020 г. N 253 утвержден Порядок определения состава и среднедушевого дохода семьи, обратившейся за назначением ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, условий ее назначения, осуществления и прекращения» (далее также- Порядок).

В соответствии с пунктом 14 Порядка (в редакции, действовавшей на момент обращения истицы в Департамент), при расчете среднедушевого дохода семьи учитывается такой вид доходов семьи, полученных в денежной форме, как доходы от предпринимательской деятельности и от осуществления частной практики.

Постановлением Совета Министров Республики Крым от 05.04.2021 № 207 «О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Крым от 30.04.2020 № 253» введена в действие новая редакция Порядка.

В пункте 2 названного постановления указано, что данная редакция Порядка распространяется на правоотношения, возникшие с 01.04.2021, за исключением абз. 5 и 6 подп. 5 п. 17 Порядка.

В соответствии с п. 15 Порядка, в редакции, действующей с 01.04.2021, в случае если заявитель или члены его семьи получили доходы, определенные в подпункте 10 пункта 14 настоящего Порядка, осуществляя свою деятельность с применением упрощенной системы налогообложения (в случае, если в качестве объекта налогообложения выбраны доходы), системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, патентной системы налогообложения, заявитель или члены его семьи вправе представить документы (сведения) о доходах за вычетом расходов в сроки, установленные пунктами 9 и 10 настоящего Порядка.

Постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 №384 утверждены Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее- Основные требования), примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении.

В соответствии с подпунктом «ф» пункта 13 Основных требований одновременно с заявлением о назначении ежемесячной выплаты, заявителем предоставляются в зависимости от сложившейся у него жизненной ситуации документы (сведения) о размере доходов от занятий предпринимательской деятельностью.

В п.п. 21, 24 Основных требований (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2021 № 489) указано, что при расчете среднедушевого дохода членов семьи учитываются следующие виды доходов семьи, полученные в денежной форме: подп. «л» - доходы от предпринимательской деятельности (п. 21).

Доходы, определенные в подпунктах "и" - "н" пункта 21 настоящих Основных требований, учитываются как одна двенадцатая суммы дохода, полученного в течение налогового периода, умноженная на количество месяцев, вошедших в расчетный период.

В случае если заявитель или члены его семьи получили доходы, определенные в подпункте "л" пункта 21 настоящих Основных требований, осуществляя свою деятельность с применением упрощенной системы налогообложения (в случае, если в качестве объекта налогообложения выбраны доходы), системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, патентной системы налогообложения, заявитель или члены его семьи вправе представить документы (сведения) о доходах за вычетом расходов в сроки, установленные пунктами 13(1) и 13(2) настоящих Основных требований. В таком случае уполномоченный орган при расчете среднедушевого дохода семьи использует документы (сведения), представленные заявителем или членами его семьи.

В случае если в информации, представленной в рамках межведомственного электронного взаимодействия, отсутствуют сведения о доходах, указанных в подпунктах "л" и "н" пункта 21 настоящих основных требований, полученных в течение налогового периода, учитываются доходы, документы (сведения) о которых представлены заявителем или членами его семьи в соответствии с пунктом 13 и абзацем вторым настоящего пункта за расчетный период (п. 24).

В типовой форме заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно заявитель с целью уточнения среднедушевого дохода семьи вправе представить документы, подтверждающие: сумму дохода от занятий предпринимательской деятельностью, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе созданного без образования юридического лица, и дохода от осуществления частной практики в период, за который рассчитывается среднедушевой доход семьи; сумму дохода за вычетом расходов от деятельности с применением упрощенной системы налогообложения (в случае, если гражданин выбрал в качестве объекта налогообложения доходы), системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, патентной системы налогообложения в период, за который рассчитывается среднедушевой доход семьи (раздел 10).

Минфин России в письме от 31.01.2013 N 03-11-10/1925 разъяснил, что в целях назначения мер социальной поддержки органами социальной защиты населения расчет дохода индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность, облагаемую единым налогом на вмененный доход, должен осуществляться исходя из дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности, уменьшенного на величину расходов, связанных с его получением, и на сумму налога, уплаченного в связи с применением указанной системы налогообложения.

Расчет дохода индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, в целях назначения мер социальной поддержки также следует производить исходя из дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности, уменьшенного на величину расходов, связанных с его получением, и на сумму налога, уплаченного в связи с применением указанной системы налогообложения.

Применив в совокупности действующее на момент обращения истицы с заявлением законодательство, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что для целей получения социальной поддержки доходом предпринимателя считается не сумма поступлений денежных средств на расчетный счет, а разница между доходами от предпринимательской деятельности и расходами, связанными с ее осуществлением.

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу обстоятельствам.

Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что на момент подачи истицей заявления действовала редакция Порядка, в котором отсутствовала норма о возможности предоставления заявителем документов о доходах за вычетом расходов, в связи с чем Департамент не имел полномочий учитывать доход от предпринимательской деятельности за вычетом расходов, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку основаны на неправильном толковании подлежащих применению норм права.

Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, по доводам жалобы, не имеется.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 5 октября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу департамента социальной политики администрации г. Ялта Республики Крым – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи