НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции от 19.05.2022 № 88-14059/2022

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-14059/2022

№ дела суда 1-й инстанции 2-933/2021

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 19 мая 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Егоровой Е.С.

судей Мартыновой Н.Н., Авериной Е.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тугуз Нурбия Азаматовича к Управлению культуры администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» о признании незаконным приказов, взыскании недополученных сумм заработной платы, стимулирующих и компенсационных выплат, связанных с незаконным снижением оклада, компенсации морального вреда,

по кассационной жалобе представителя администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» на решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 07 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея от 19 ноября 2021 года.

Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С., выслушав истца и его представителя, представителя ответчика, судебная коллегия

установила:

Тугуз Н.А. обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению культуры администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» о:

- признании незаконными приказов Управления культуры администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» от 25 сентября 2019 года об установлении ему должностного оклада в размере 12 400 рублей на период с 1 сентября 2019 года по 31 августа 2020 года, от 29 сентября 2020 года об установлении ему должностного оклада в размере 12 400 рублей на период с 1 сентября 2020 года по 31 августа 2021 года,

- взыскании с Управления культуры администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» в его пользу суммы заработной платы, стимулирующих и компенсационных выплат за период с 1 сентября 2019 года по 31 марта 2021 года в размере 610 726 рублей 96 копеек, недополученных им, в связи с незаконным снижением должностного оклада, компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей.

Определением Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 21 апреля 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования «Тахтамукайский район».

Решением Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 7 июня 2021 года исковые требования Тугуз Н.А. удовлетворены частично.

Суд признал незаконными приказы Управления культуры администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» от 25 сентября 2019 года об установлении ему должностного оклада в размере 12 400 рублей на период с 1 сентября 2019 года по 31 августа 2020 года, от 29 сентября 2020 года об установлении ему должностного оклада в размере 12 400 рублей на период с 1 сентября 2020 года по 31 августа 2021 года.

Суд взыскал с Управления культуры администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» в пользу Тугуз Н.А. сумму заработной платы, стимулирующих и компенсационных выплат за период с 1 сентября 2019 года по 31 марта 2021 года в размере 610 726 рублей 96 копеек, недополученных им, в связи с незаконным снижением должностного оклада, компенсацию морального вреда в сумме 30 000 рублей.

В удовлетворении исковых требований в оставшейся части отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея от 19 ноября 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе представитель администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» просит отменить состоявшиеся по делу решение и апелляционное определение в связи с неправильным применением норм материального права, существенным нарушением норм процессуального права.

В обоснование доводов заявитель ссылается на то, что судами первой и апелляционной инстанций не учтено, что должность, замещаемая Тугуз Н.А., отнесена к группе общеотраслевых должностей служащих четвертого уровня, третьего квалификационного уровня. Постановлением кабинета Министров Республики Адыгея от 9 августа 2019 года № 187 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 22 июня 2009 года N 130 «Об оплате труда работников государственных учреждений Республики Адыгея, подведомственных Министерству культуры Республики Адыгея, по видам экономической деятельности» в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 мая 2008 года № 247н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих» внесен ряд изменений, на основании которых и изданы оспариваемые приказы и составлены проекты дополнительных соглашений с истцом о размере должностного оклада. Однако Тугуз Н.А. намеренно уклонялся от подписания указанных дополнительных соглашений и ознакомления с приказами. Также судами не принято во внимание то, что должность директора муниципального бюджетного учреждения не указана ни в одном нормативном правовом акте Российской Федерации. По мнению кассатора, причинение морального вреда истцу не подтверждено материалами дела, при это Тугузом Н.А. пропущен срок для обращения в суд по делам данной категории, установленный статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации, в части исковых требований о признании незаконным приказа Управления культуры администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» от 25 сентября 2019 года № 52-л и взыскании заработной платы.

Представитель администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» по доверенности Сообцокова С.А. в судебном заседании поддержала кассационную жалобу по изложенным в ней доводам.

Тугуз Н.А. и его представителя по доверенности Миш Ф.Д. против удовлетворения кассационной жалобы возражали.

Исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений при рассмотрении данного дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено.

Судом установлено и из материалов дела следует, что 1 сентября 2014 года между Тугузом Н.А. и муниципальным учреждением «Управление культуры администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» заключен трудовой договор с руководителем муниципального бюджетного учреждения на неопределенный срок, согласно пункту 1 которого истец выполняет обязанности по должности директора муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей детской школы искусств аула Тахтамукай.

Согласно пунктам 16, 17, 18 трудового договора с руководителем муниципального бюджетного учреждения от 1 сентября 2014 года заработная плата руководителя состоит из должностного оклада и выплат компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаемых в соответствии с настоящим трудовым договором. Должностной оклад руководителя устанавливается в размере 11 471 рубль 23 копейки в месяц. В соответствии с Положением об оплате труда учреждений культуры, подведомственных муниципальному учреждению «Управление культуры администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» от 9 декабря 2013 года и № 3352 и приказом муниципального учреждения «Управление культуры администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» от 30 декабря 2013 года № 23-0 «Об определении должностного оклада руководителя муниципального учреждения, подведомственного муниципальному учреждению «Управление культуры администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» руководителю устанавливается: выплата компенсационного характера за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (особые условия работы), в размере 30 процентов от оклада; выплаты стимулирующего характера за интенсивность и высокие показатели в размере 200 процентов от оклада.

В последующем, в период с 2015 года по 2018 год между сторонами заключались дополнительные соглашения, в соответствии с которыми изменялся установленный оклад Тугуз Н.А. в сторону увеличения.

31 августа 2018 года Управление культуры администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» заключило с Тугузом Н.А. дополнительное соглашение № 3 к трудовому договору с руководителем муниципального бюджетного учреждения от 1 сентября 2014 года, согласно которого в раздел 5 пунктов 17-18 названного трудового договора внесены изменения и они изложены в следующей редакции: должностной оклад установлен в размере 18 513 рублей 22 копейки; стимулирующая выплата за интенсивность и высокие результаты (сложность и напряженность выполняемой работы) - 135 процентов от оклада с 1 сентября 2018 года по 31 августа 2019 года; выслуга лет - 5 процентов; компенсационная выплата за выполнение учреждением функций зональных методических объединений наличие методического объединения на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств аула Тахтамукай» - 30 процентов от оклада.

Согласно приказу Управления культуры администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» от 31 августа 2018 года с 1 сентября 2018 года по 31 августа 2019 года Тугузу Н.А. установлены должностной оклад в размере 18 513 рублей 22 копейки; стимулирующие выплаты за интенсивность и высокие результаты - 135 процентов от оклада; выслугу лет - 5 процентов; компенсационная выплата за ведение методического объединения - 30 процентов от оклада.

В материалы дела представлена копия уведомления об изменении оклада в меньшую сторону от 1 сентября 2019 года, согласно которого руководитель Управления культуры администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» уведомляет Тугуз Н.А. об изменении размера должностного оклада на 12 400 рублей в месяц, начиная с 1 сентября 2019 года. Основание: Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 9 августа 2019 года № 187. В уведомлении также указано, что истец может быть уволен в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации по «соглашению сторон»; в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации «отказ работника от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда». Подписи в графах «с уведомлением ознакомлен», «и согласен/не согласен» отсутствуют. При этом на уведомлении имеется штамп Управления культуры администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» с указанием исходящего номера 608, дата - 31 октября 2019 года.

Приказом Управления культуры администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» от 25 сентября 2019 года на основании постановления главы администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» от 23 сентября 2019 года № 1302 «Об оплате труда работников муниципальных учреждений культуры, подведомственных Управления культуры администрации муниципального образования «Тахтамукайский район», приказа муниципального учреждения «Управление культуры» муниципального образования «Тахтамукайский район» от 19 октября 2015 года № 34-о «О выплатах стимулирующего и компенсационного характера руководителей муниципальных бюджетных учреждений дополнительного образования детских школ искусств, подведомственных Управлению культуры» и протокола экспертной комиссии по выплатам стимулирующего и компенсационного характера руководителям муниципальных бюджетных учреждений дополнительного образования от 8 августа 2019 года истцу установлен оклад в размере 12400 рублей с 1 сентября 2019 года по 31 августа 2020 года, стимулирующие выплаты за интенсивность и высокие результаты - 185 процентов, за выслугу лет - 10 процентов, компенсационные выплаты за ведение методического объединения - 30 процентов.

Приказом Управления культуры администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» от 29 сентября 2020 года на основании постановления главы администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» от 23 сентября 2019 года № 1302 «Об оплате труда работников муниципальных учреждений культуры, подведомственных Управления культуры администрации муниципального образования «Тахтамукайский район», приказа муниципального учреждения «Управление культуры» муниципального образования «Тахтамукайский район» от 13 октября 2019 года № 49-О «О выплатах стимулирующего и компенсационного характера руководителей муниципальных бюджетных учреждений дополнительного образования детских школ искусств, подведомственных Управлению культуры» и протокола экспертной комиссии по выплатам стимулирующего и компенсационного характера руководителям муниципальных бюджетных учреждений дополнительного образования от 28 августа 2020 года ( Тугуз Н.А.) установлен оклад в размере 12 400 рублей с 1 сентября 2019 года по 31 августа 2020 года, стимулирующие выплаты за интенсивность и высокие результаты - 78 процентов, за выслугу лет - 10 процентов, компенсационные выплаты за ведение методического объединения - 30 процентов.

С приказом Управления культуры администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» от 29 сентября 2020 года истец ознакомлен 1 октября 2020 года, что подтверждается отметкой на приказе.

В судебном заседании 13 апреля 2021 года Управлением культуры администрации муниципального образования «Тахтамукайский район», а также в отзыве на исковое заявление ответчиком заявлено ходатайство о применении последствий пропуска истцом срока обращения в суд по исковым требованиям в части признания незаконным приказа Управления культуры администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» от 25 сентября 2019 года .

Разрешая спор и частично удовлетворяя иск Тугуза Н.А., суд первой инстанции, руководствуясь нормами статей 57, 72, 74 Трудового кодекса Российской Федерации, исходил из того, что ответчик незаконно снизил размер оклада и нарушил процедуру, установленную статье 74 Трудового кодекса Российской Федерации, чем нарушил права истца.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно указав на то, что ответчик о предстоящих изменениях, определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, не уведомил работника в письменной форме не позднее, чем за два месяца.

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на правильном применении норм материального права и сделанными без нарушения норм процессуального права.

Трудовые отношения в силу положений части 1 статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Работник имеет право на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами (абзац 2 части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации).

Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором (абзацы 2, 3 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).

Часть 1 статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовой договор как соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Обязательными для включения в трудовой договор являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) (абзац 5 части 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации система оплаты труда работников муниципальных учреждений устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными актами органов местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Профессиональные квалификационные группы - группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.

Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Правительство Российской Федерации вправе утверждать требования к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в том числе в части установления (дифференциации) окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, перечней выплат компенсационного характера, стимулирующих выплат, условий назначения выплат компенсационного характера, стимулирующих выплат.

При утверждении Правительством Российской Федерации требований к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений определяется сфера деятельности государственных и муниципальных учреждений, на которые распространяются указанные требования, а также срок, в течение которого таким учреждениям необходимо привести условия оплаты труда работников в соответствие с указанными требованиями.

В соответствии с пунктом 2 Порядка исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 8 апреля 2008 года № 167н, должностной оклад руководителя учреждения, определяемый трудовым договором, устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемого им учреждения, и составляет до 5 размеров указанной средней заработной платы.

Вместе с тем действие названного федерального акта не распространено на муниципальные бюджетные учреждения субъектов Российской Федерации.

Федеральные нормативные правовые акты, предусматривающих размеры оплаты труда по должности директора муниципального бюджетного учреждения, отсутствуют.

Согласно Профессиональным квалификационным группам общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 мая 2008 года № 247н, к группе «общеотраслевые должности служащих четвертого уровня» 3 квалификационного уровня относится директор (начальник, заведующий) филиала, другого обособленного структурного подразделения.

Постановлением главы администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» от 23 сентября 2019 года № 1302 «Об оплате труда работников муниципальных учреждений культуры, подведомственных Управления культуры администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» утверждено Положение об оплате труда работников муниципальных учреждений культуры, подведомственных Управления культуры администрации муниципального образования «Тахтамукайский район», по видам экономической деятельности «Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта» (приложение № 1 к названному постановлению).

В соответствии с пунктом 2 раздела 2 Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений культуры, подведомственных Управления культуры администрации муниципального образования «Тахтамукайский район», по видам экономической деятельности «Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта», утвержденного постановлением главы администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» от 23 сентября 2019 года № 1302, размеры окладов, ставок заработной платы работников учреждений устанавливаются на основе отнесения занимаемых ими должностей служащих к профессиональным квалификационным группам, утвержденным приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 августа 2007 года № 570 «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников культуры, искусства и кинематографа», от 29 мая 2008 года № 247н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих», указаны минимальные размеры окладов по должностям следующих профессиональных квалификационных групп: должности технических исполнителей и артистов исполнительного состава; должности работников культуры, искусства и кинематографа нижнего среднего звена; должности работников культуры, искусства и кинематографа ведущего звена; должности руководящего состава учреждения культуры, искусства и кинематографа; общеотраслевые должности служащих первого уровня; общеотраслевые должности служащих второго уровня; общеотраслевые должности служащих третьего уровня; общеотраслевые должности служащих четвертого уровня. При этом минимальный размер оклада 12 400 рублей установлен по общеотраслевой должности служащих четвертого уровня 3 квалификационного уровня.

Пунктом 3 раздела 2 Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений культуры, подведомственных Управления культуры администрации муниципального образования «Тахтамукайский район», по видам экономической деятельности «Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта», утвержденного постановлением главы администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» от 23 сентября 2019 года № 1302, установлено, что размеры окладов работников, отнесенных к иным профессиональным квалификационным группам, устанавливаются локальными нормативными актами учреждения не ниже установленных положениями об оплате труда работников муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность по соответствующему виду экономической деятельности.

В силу пункта 1 раздела III Положения об оплате труда работников муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей детской школы искусств аула Тахтамукай, утвержденного директором муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей детской школы искусств аула Тахтамукай Тугуз Н.А. 25 января 2021 года, размеры окладов работников, занимающих общеотраслевые должности руководителей, специалистов и служащих, устанавливаются на основе отнесения занимаемых ими должностей служащих к профессиональным квалификационным группам, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 мая 2008 года № 247н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих», указаны минимальные размеры окладов по должностям следующих профессиональных квалификационных групп: общеотраслевые должности служащих первого уровня; общеотраслевые должности служащих второго уровня; общеотраслевые должности служащих третьего уровня; общеотраслевые должности служащих четвертого уровня. При этом минимальный размер оклада 12 400 рублей установлен по общеотраслевой должности служащих четвертого уровня 3 квалификационного уровня.

Статьей 72 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных этим кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

В отступление от общего правила об изменении определенных сторонами условий трудового договора только по соглашению сторон частью первой статьи 74 данного кодекса предусмотрена возможность одностороннего изменения таких условий работодателем.

В силу части первой статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.

Частью второй статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено данным кодексом.

Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 названного кодекса (части третья и четвертая статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, гарантируя защиту от принудительного труда, законодатель предусмотрел запрет на одностороннее изменение определенных сторонами условий трудового договора по инициативе работодателя без согласия работника, а также предоставил работнику ряд других гарантий, в том числе минимальный двухмесячный срок (если иной срок не предусмотрен Трудовым кодексом Российской Федерации) уведомления работника работодателем о предстоящих изменениях и о причинах, их вызвавших.

Такое правовое регулирование направлено на обеспечение баланса прав и законных интересов сторон трудового договора, имеет целью обеспечить работнику возможность продолжить работу у того же работодателя либо предоставить работнику время, достаточное для принятия решения об увольнении и поиска новой работы (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 28 сентября 2017 года № 2052-О, от 25 мая 2017 года № 1041-О, 25 сентября 2014 года № 1853-О, от 29 сентября 2011 года № 1165-О-О).

Судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела правильно применены приведенные положения Конвенции Международной организации труда от 28 июня 1930 года № 29, Конституции Российской Федерации, правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации и нормы Трудового кодекса Российской Федерации, определяющие гарантии, предоставляемые работнику в случае одностороннего изменения условий трудового договора по инициативе работодателя.

Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судом первой инстанции установлено, что приказом Управления культуры администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» от 25 сентября 2019 года № 52-л истцу изменены условия оплаты труда с 1 сентября 2019 года. Доказательства ознакомления Тугуз Н.А. с указанным приказом в материалах дела отсутствуют.

Разрешая спор на основании совокупности всех представленных сторонами доказательств, и руководствуясь положениями действующего трудового законодательства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что со стороны ответчика имело место несоблюдение срока уведомления работника о предстоящих изменениях трудового договора, предусмотренного частью 2 статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации, изменения условий трудового договора Тугуза Н.А. в соответствии с приказом Управления культуры администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» от 25 сентября 2019 года были введены с 1 сентября 2019 года.

В нарушение части 2 статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации истец не был предупрежден в письменной форме не позднее чем за два месяца о предстоящих изменениях определенных сторонами трудового договора, следовательно, порядок уведомления о предстоящих изменениях определенных условий трудового договора работодателем был нарушен. Учитывая то, что оклад уменьшен ответчиком с 1 сентября 2019 года, уведомление истца об изменении условий определенных сторонами условий трудового договора должно было вручаться не позднее 1 июля 2019 года, что не было исполнено работодателем.

Аналогичные нарушения допущены ответчиком также при вынесении приказа Управления культуры администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» от 29 сентября 2020 года .

Довод заявителя о том, что Тугуз Н.А. отказался от подписания уведомления об изменении оклада в меньшую сторону от 1 сентября 2019 года, зарегистрированного 31 октября 2019 года, о чем составлен соответствующий акт от 31 октября 2019 года, является ошибочным и нарушающим один из основных принципов правового регулирования трудовых отношений - запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда. Лишение работника права отказаться от работы в новых условиях в пределах срока, предоставленного ему для этого законом, приводило бы к несоразмерному ограничению трудовых прав работника и вступало бы в противоречие с конституционными принципами свободы труда, стабильности и гарантированности прав граждан.

Приказы Управления культуры администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» от 25 сентября 2019 года и от 29 сентября 2020 года об установлении истцу должностного оклада в размере 12 400 рублей вынесены в отсутствие согласия работника на уменьшение оклада и при отсутствии согласия на подписание дополнительного соглашения.

В связи с вышеизложенным суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что дополнительное соглашение от 31 августа 2018 года к трудовому договору с руководителем муниципального бюджетного учреждения от 1 сентября 2014 года не изменено в части ставки заработной платы, иные дополнительные соглашения Тугузом Н.А. не подписаны, оклад изменен в одностороннем порядке, следовательно, требования о взыскании разницы между размером выплаченной заработной платы за период с сентября 2019 по 31 марта 2021 года и размером заработной платы, подлежащей выплате, исходя из ранее достигнутых условий в части оплаты труда за тот же период, подлежат удовлетворению.

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции также соглашается и с выводами судов первой и апелляционной инстанций о наличии уважительных причин, препятствовавших Тугузу Н.А. своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора о признании незаконным приказа Управления культуры администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» от 25 сентября 2019 года и взыскании заработной платы.

Сроки обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора установлены статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности (статья 66.1 названного кодекса) у работодателя по последнему месту работы.

За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении (часть 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации).

При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями 1, 2 и 3 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, они могут быть восстановлены судом (часть 4 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации).

В абзаце 5 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

Разъяснения по вопросам пропуска работником срока на обращение в суд содержатся в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 года № 15 «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям».

Эти разъяснения, относящиеся ко всем субъектам трудовых отношений, правомерно были приняты во внимание судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 16 Постановления от 29 мая 2018 года № 15 «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям» разъяснил, что при пропуске работником срока, установленного статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации, о применении которого заявлено ответчиком, такой срок может быть восстановлен судом при наличии уважительных причин (часть четвертая статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации). В качестве уважительных причин пропуска срока для обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, объективно препятствовавшие работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора, как то: болезнь работника, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимости осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи и тому подобное.

Обратить внимание судов на необходимость тщательного исследования всех обстоятельств, послуживших причиной пропуска работником установленного срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

Оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении пропущенного срока, суд не должен действовать произвольно, а обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора. Например, об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора может свидетельствовать своевременное обращение работника с письменным заявлением о нарушении его трудовых прав в органы прокуратуры и (или) в государственную инспекцию труда, которыми в отношении работодателя было принято соответствующее решение об устранении нарушений трудовых прав работника, вследствие чего у работника возникли правомерные ожидания, что его права будут восстановлены во внесудебном порядке.

Перечень уважительных причин, при наличии которых пропущенный срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть восстановлен судом, законом не установлен. Приведенный в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации перечень уважительных причин пропуска срока обращения в суд исчерпывающим не является.

Судами первой и апелляционной инстанций при разрешении вопроса об уважительности причин пропуска Тугуз Н.А. срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора приведенные выше правовые нормы и разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», учтены.

Судебные инстанции, определяя начало течения срока по спору в части оспаривания приказа Управления культуры администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» от 25 сентября 2019 года , установленного статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации, сослались на то, что о нарушении своего права названным приказом Тугуз Н.А. узнал 6 октября 2020 года при получении копии приказа, что подтверждается письмом Управления культуры администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» от 6 октября 2020 года .

Судами принято во внимание, что после получения приказа и ознакомления с ним, 26 октября 2020 года Тугуз Н.А. обратился с жалобой в прокуратуру Тахтамукайского района Республики Адыгея за восстановлением нарушенных прав, которая письмом от 25 ноября 2020 года сообщила ему, что в связи с выявленными нарушениями закона в Управление культуры администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» внесено представление об устранений нарушений закона, о результатах рассмотрения которого будет сообщено дополнительно. Руководитель Управления культуры администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» не усмотрел оснований для изменения заработной платы истца и 21 января 2021 года предоставил ответ в прокуратуру. 15 февраля 2021 года истцу стало известно о том, что работодатель отказался фактически исполнить представление прокуратуры и он направил исковое заявление в суд, которое зарегистрировано 20 февраля 2021 года. Эти обстоятельства работодателем в судебном заседании не оспаривались, доказательств обратного суду не представлено.

Тугуз Н.А., не соглашаясь с размером выплачиваемой ему заработной платы, обращался в прокуратуру Тахтамукайского района Республики Адыгея (заявление от 26 октября 2020 года) и Государственную инспекцию труда в Республике Адыгея (письма от 14 октября 2019 года ) с заявлением о нарушении его трудовых прав.

Признавая уважительными причины пропуска Тугуз Н.А. предусмотренного статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации срока для обращения в суд по спору в части признании незаконным приказа Управления культуры администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» от 25 сентября 2019 года и взыскании заработной платы, суды первой и апелляционной инстанций приняли во внимание всю совокупность обстоятельств, не позволивших истцу своевременно обратиться в суд за разрешением настоящего спора, с учетом нормативных положений о способах защиты гражданами своих прав и свобод, государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Так, в соответствии со статьей 352 Трудового кодекса Российской Федерации каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются в том числе государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; судебная защита.

Частью 1 статьи 353 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда) (часть 1 статьи 354 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан; ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав (абзацы 2, 3, 15 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации).

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право в том числе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке (абзац 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.

В силу части 1 статьи 26 названного Закона предметом прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, в частности органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Частью 1 статьи 27 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что при осуществлении возложенных на него функций прокурор в том числе рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 данного Закона.

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе вносить представление об устранении нарушений закона (абзац 3 части 3 статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).

Из данных норм следует, что государственные инспекции труда и органы прокуратуры, не являясь органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, наделены законом полномочиями по рассмотрению заявлений, писем, жалоб и иных обращений граждан о нарушении их трудовых прав и по применению в связи с этим определенных мер реагирования в виде предъявления должностным лицам предписаний об устранении нарушений закона.

Направляя письменные обращения по вопросу нарушения трудовых прав в государственную инспекцию труда и органы прокуратуры, Тугуз Н.А. правомерно ожидал, что в отношении его работодателя будет принято соответствующее решение об устранении нарушений его трудовых прав и его трудовые права будут восстановлены во внесудебном порядке.

Приведенное выше с учетом законоположений статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации дает основание для вывода о том, что довод кассатора о пропуске Тугуз Н.А. срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора не соответствует требованиям закона.

Доводы кассационной жалобы свидетельствуют не о нарушениях судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, были проверены судами и признаны необоснованными, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств.

Поскольку существенных нарушений судами норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, доводы кассационной жалобы не подтверждают, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений не имеется.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 07 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея от 19 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи