НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции от 18.06.2020 № 2-1746/19

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-14130/2020

№ дела суда 1-й инстанции 2-1746/2019

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Краснодар 18 июня 2020 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Фрид Е.К.,

судей Песоцкого В.В., Бетрозовой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тимаковой Т. Р. к администрации города Феодосии Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления, возложении обязанности совершить определенные действия по кассационной жалобе Тимаковой Т.Р. на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 3 октября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда республики Крым от 29 января 2020 года.

Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Песоцкого В.В., судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Тимакова Т.Р. обратилась с иском к администрации города Феодосии Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления, возложении обязанности совершить определенные действия.

В обоснование своих требований истец указала, что в мае 2018 года во дворе жилого дома на средства спонсоров установлены 15 автобарьеров, а ключи от них безвозмездно переданы жильцам, которые имеют в собственности автомобили. Администрацией города Феодосии Республики Крым вынесено постановление о демонтаже (сносе) нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым». Тимакова Т.Р. за нарушение требований действующего законодательства постановлением привлечена к административной ответственности, которое отменено и производство по делу прекращено за недоказанностью. Истец просила признать незаконным и отменить постановление администрации города Феодосии Республики Крым от 29 мая 2019 года, восстановить незаконно демонтированные антипарковочные барьеры в количестве 15 штук, которые ранее размещены жильцами по адресу<адрес>

Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 3 октября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 29 января 2020 года, в удовлетворении иска отказано.

В кассационной жалобе Тимаковой Т.Р. поставлен вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов ввиду нарушения норм материального и процессуального права.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица, участвующего в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Как установлено судами и следует из материалов дела Тимакова Т.Р. является собственником 1/2 доли в праве на квартиру <адрес>

В мае 2018 года по инициативе собственников дома <адрес> на основании решения общего собрания собственников дома от 20 мая 2019 года во дворе дома были установлены автопарковочные барьеры.

5 сентября 2018 года главным специалистом Муниципального казенного учреждения «Орджоникидзевская поселковая администрации города Феодосии Республики Крым» Б.О.И. составлен протокол об административном правонарушении для физических лиц за нарушение подпункта 1.1 части 5 Правил благоустройства на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым по факту самовольного установления Тимаковой Т.Р. на территории общего пользования во дворе дома <адрес> устройства ограничения проезда в количестве 15 штук.

По результатам рассмотрения протокола административная комиссия города Феодосии 10 октября 2018 года вынесла постановление о привлечении Тимаковой Т.Р. к административной ответственности по статье 3.11 Закона Республики Крым от 25 июня 2015 года «Об административных правонарушениях в Республике Крым», согласно которому на нее наложен административный штраф в размере 300 рублей.

Решением судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 20 ноября 2018 года по делу по жалобе Тимаковой Т.Р. постановление административной комиссии города Феодосии отменено, производство по делу прекращено за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, по причине ненадлежащего извещения Тимаковой Т.Р. о дате составления протокола.

Из акта обследования нестационарного объекта, размещённого на территории муниципального образования городской округ Феодосии Республики Крым, составленного 26 февраля 2019 года сотрудниками Отдела муниципального контроля администрации города Феодосии Республики Крым, следует, что во дворе дома <адрес>, гражданкой Тимаковой Т.Р. самовольно установлены устройства ограничения проезда (в количестве 15 штук), изготовленные из металла желтого цвета в черную полоску в нарушение статьи 10 Правил благоустройства территорий муниципального образования городской округ.

Акт составлен в присутствии Тимаковой Т.Р., о чем имеется ее личная подпись.

Согласно протоколу заседания комиссии по демонтажу (сносу) нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым от 26 февраля 2019 года в отношении нестационарных объектов - парковочных стопперов, расположенных по адресу: г<адрес> в количестве 15 штук, принято решение вынести заключение о наличии предусмотренных действующим законодательством оснований для демонтажа (сноса) нестационарных объектов.

12 марта 2019 года Комиссией по демонтажу (сносу) нестационарных объектов вынесено заключение о демонтаже неправомерно установленных устройств ограничения проезда в количестве 15 штук во дворе дома <адрес>, в связи с отсутствием согласования с администрацией города Феодосии Республики Крым на установку на земельном участке муниципальной собственности.

29 мая 2019 года администрацией города Феодосии Республики Крым вынесено постановление о демонтаже (сносе) нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым.

Копия постановления направлена в адрес Тимаковой Т.Р. 31 мая 2019 года заказным письмом с уведомлением, почтовое уведомление вручено 06 июня 2019 года, о чем свидетельствует личная подпись Тимаковой Т.Р.

Согласно выписки из протокола Общего собрания собственников помещений многоквартирного, проведенного в форме очно-заочного голосования 11 ноября 2018 года, собственники дома обязали Тимакову Т.Р. демонтировать самовольно установленные устройства ограничения проезда территории общего пользования в районе 3, 4 подъездов (в количестве 15 штук) и восстановить поврежденное дорожное покрытие, что свидетельствует об отсутствии согласия собственников многоквартирного дома на их установку.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из факта самовольной установки истцом устройств ограничения проезда на территории общего пользования многоквартирного дома в количестве 15 штук в отсутствие надлежащих разрешений, согласований с собственником земельного участка и собственниками многоквартирного дома, на основании чего пришел к выводу о том, что вынесенное ответчиком постановление о демонтаже принято в целях устранения нарушений требований Правил благоустройства в рамках компетенции ответчика и соответствует положениям действующего законодательства, с чем согласился суд апелляционной инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит состоявшиеся судебные акты законными и обоснованными.

Согласно статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

В силу части 2 статьи 7 указанного Федерального закона, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 6 Устава муниципального образования городской округ Феодосии Республики Крым (далее - Устав), утвержденного решением Феодосийского городского совета 5 сессии 1 созыва от 17 ноября 2014 года к полномочиям администрации муниципального образования городской округ Феодосии относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа Феодосия. Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым федеральными законами и законами Республики Крым.

В силу пунктов 1, 2 статьи 39 Устава органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление муниципального контроля, является администрация города Феодосии Республики Крым, которая организует и осуществляет муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления городского округа Феодосия, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами Республики Крым.

Согласно подпункту 28 пункта 1 статьи 6 Устава к вопросам местного значения муниципального образования городской округ Феодосия отнесено утверждение правил благоустройства территории городского округа Феодосия, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа Феодосия (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа Феодосия.

Решением 97-й сессии 1-го созыва Феодосийского городского Совета от 31 мая 2018 года утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым (далее - Правила благоустройства).

Согласно подпункту 1.1 части 1 статьи 5 Правил благоустройства самовольная установка, уничтожение или повреждение объектов благоустройства (ограждений, бордюров, указателей улиц и номеров домов, устройств наружного освещения, столбов, малых архитектурных форм и оборудования детских и спортивных площадок, скульптур), устройств ограничения проезда, блоков, механических блокираторов, расположенных на территориях общего пользования запрещена.

В соответствии с частью 1 пункта 10 Правил благоустройства, к ограничивающим устройствам относятся механические, передвижные и стационарные объекты, служащие для ограничения пешеходного или автомобильного движения на определенной территории (шлагбаумы, железобетонные блоки, иные строительные конструкции, металлические цепи, тросы ограждения стационарные или переносные и т.д.).

На территории округа Феодосия запрещается установка ограждений и ограничивающих устройств, без согласования с Администрацией города Феодосии Республики Крым на прилегающих, дворовых (внутриквартальных) территориях и территориях общего пользования, за исключением ограждения строительных площадок и мест проведения ремонтных работ; ограждения земельных участков школ, детских дошкольных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, объектов с особым режимом эксплуатации и иных объектов, имеющих самостоятельный земельный участок, подлежащий ограждению в соответствии с проектной документацией; ограждения территорий круглосуточных, охраняемых автостоянок, объектов инженерного оборудования коммунальной инфраструктуры; организации безопасного пешеходного движения вблизи проезжей части улиц и магистралей; иных случаях, предусмотренных законодательством, муниципальными правовыми актами округа Феодосии (часть 2 пункта 10 Правил благоустройства).

Постановлением администрации города Феодосии Республики Крым от 28 декабря 2018 года утверждено Положение по демонтажу (сносу) нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым и утвержден состав комиссии (далее - Положение).

Согласно подпункту «а» пункта 1.4 Положения к неправомерно размещенным нестационарным объектам на территории города Феодосии относятся нестационарные объекты, размещенные (установленные) вне или с нарушением утвержденных Схем размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, а также в отсутствие договора, предоставляющего право на размещение нестационарного объекта;

Основной функцией Комиссии является осуществление мероприятий по освобождению от неправомерно размещенных нестационарных объектов, в том числе, ограждений, стопперов, шлагбаумов, иных преград движения, сооружений для организации стоянок в неустановленных для этих целей местах (пункт 1.6 Положения).

Согласно пункту 3.1 Положения выявление неправомерно размещенных нестационарных объектов осуществляется Отделом муниципального контроля при проведении рейдовых (плановых) осмотров территорий муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым соответствия размещенных нестационарных объектов утвержденной Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территорий муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, соблюдения требований Правил благоустройства территорий муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым.

В соответствии с пунктом 3.2 указанного Положения факт выявления неправомерно размещенного нестационарного объекта оформляется актом обследования, составленным представителем Отдела муниципального контроля.

В течение десяти рабочих дней с даты составления акта обследования, Отдел муниципального контроля направляет данный акт и документы, подтверждающие неправомерность размещения нестационарного объекта, в Комиссию (пункт 3.4).

Согласно пункту 3.7 Положения в случае вынесения заключения Комиссии с выводом о наличии предусмотренных действующим законодательством и/или договором оснований для демонтажа (сноса) нестационарного объекта в судебном порядке Отдел муниципального контроля в течение десяти дней с момента получения заключения направляет необходимые материалы для проведения дальнейшей исковой работы по демонтажу (сносу) нестационарного объекта в Юридический отдел Администрации города Феодосии Республики Крым.

Пунктом 3.8 Положения предусмотрено, что в случае вынесения заключения Комиссии с выводом о наличии предусмотренных действующим законодательством и/или договором оснований для демонтажа (сноса) нестационарного объекта, Отдел муниципального контроля в течение пяти рабочих дней с момента получения заключения готовит проект постановления администрации города Феодосии о демонтаже (сносе) нестационарного объекта.

Установив, что администрация города Феодосии Республики Крым действовала в соответствии и в пределах предоставленных законом полномочий, судебные инстанции пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Довод Тимаковой Т.Р. о том, что она не подписывала акт от 26 февраля 2019 года, являлся предметом исследования и оценки суда первой и апелляционной инстанций, и по мотивам, приведенным в обжалуемых судебных актах, обоснованно признан несостоятельным.

Утверждения в кассационной жалобе о том, что акт от 26 февраля 2019 года сфальсифицирован, материалами дела не подтвержден? а также не оспорен Тимаковой Т.Р. путем заявления о подложности в порядке, установленном статьей 186 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В целом доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с оценкой доказательств по делу и являются несостоятельными, поскольку все доказательства по делу были проверены судами и оценены в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, следовательно, они не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.

Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.

При таких обстоятельствах предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 3 октября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда республики Крым от 29 января 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Тимаковой Т.Р. – без удовлетворения.

Председательствующий Е.К. Фрид

Судьи В.В. Песоцкий

Е.В. Бетрозова