Дело № 88-2751/2022
№ дела суда 1-й инстанции 2-336/2020
ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 18 января 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Якубовской Е.В.,
судей Губаревой С.А., Руденко Ф.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Быковского муниципального района Волгоградской области о признании незаконными и отмене протокола № от 2 июня 2020 года, распоряжения от 2 июня 2020 года, решения от 3 июня 2020 года, постановления от 4 июня 2020 года по кассационной жалобе представителя администрации Быковского муниципального района Волгоградской области по доверенности ФИО6 на решение Быковского районного суда Волгоградской области от 24 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 21 июля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Быковского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным решения о прекращении выплаты пенсии, в котором просила, уточнив исковые требования, признать незаконными и отменить протокол заседания комиссии по определению периода работы муниципальных служащих администрации Быковского муниципального района для исчисления стажа муниципальной службы № от 2 июня 2020 года, распоряжение администрации Быковского муниципального района Волгоградской области № от 2 июня 2020 года «О внесении изменений в распоряжения администрации Быковского муниципального района», решение комиссии по рассмотрению вопросов пенсионного обеспечения за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы в администрации Быковского муниципального района № от 3 июня 2020 года о прекращении выплаты пенсии за выслугу лет ФИО1 с 1 июля 2020 года и постановление администрации Быковского муниципального района № от 4 июня 2020 года «О прекращении выплаты пенсии за выслугу лет ФИО1».
Решением Быковского районного суда Волгоградской области от 24 ноября 2020 года и дополнительным решением Быковского районного суда Волгоградской области от 1 апреля 2021 года исковые требования удовлетворены. Признаны незаконными и отменены протокол заседания комиссии по определению периода работы муниципальных служащих администрации Быковского муниципального района для исчисления стажа муниципальной службы № от 2 июня 2020 года в части исключения из муниципальной службы ФИО1 периода работы библиотекарем в кабинете политпросвещения Быковского райкома КПСС с 25 ноября 1978 года по 17 июля 1984 года, определения стажа муниципальной службы ФИО1 10 лет 4 месяца 22 дня; распоряжение администрации Быковского муниципального района Волгоградской области № от 2 июня 2020 года «О внесении изменений в распоряжения администрации Быковского муниципального района»; решение от 3 июня 2020 года о прекращении выплаты пенсии за выслугу лет ФИО1 с 1 июля 2020 года, постановление администрации Быковского муниципального района Волгоградской области № от 4 июня 2020 года «О прекращении выплаты пенсии за выслугу лет ФИО1».
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 21 июля 2021 года решение Быковского районного суда Волгоградской области от 24 ноября 2020 года и дополнительное решение Быковского районного суда Волгоградской области от 1 апреля 2021 года оставлены без изменения.
В кассационной жалобе представитель ответчика по доверенности ФИО6 просит отменить решение и апелляционное определение, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований, в связи с тем, что судами были допущены существенные нарушения норм материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Судом апелляционной инстанции дана ненадлежащая оценка письму Управления по вопросам государственной службы и кадров аппарата Губернатора Волгоградской области от 3 ноября 2020 года №. Спорный период работы ФИО1 в должности библиотекаря райкома КПСС неправомерно был учтен в муниципальный стаж. Кассатор полагает, что у судов первой и апелляционной инстанции не имелось достаточных оснований для признания незаконным и отмене протокола № от 2 июня 2020 года, распоряжения от 2 июня 2020 года, решения комиссии от 3 июня 2020 года, постановления от 4 июня 2020 года.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведения об уважительности причин своей неявки не представили. При этом информация о движении дела была размещена также на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.
Судебная коллегия полагает, что лицо, подавшее жалобу, обязано отслеживать информацию о ее движении на сайте суда, что согласуется с положениями пункта 2.1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, ФИО1 с 14 июня 2012 года является получателем трудовой пенсии по старости.
Постановлением администрации Быковского муниципального района от 17 декабря 2012 года №ФИО1, как лицу, ранее замещавшему должность муниципальной службы, была установлена пенсия за выслугу лет как муниципальному служащему.
Согласно решению комиссии администрации Быковского муниципального района Волгоградской области по рассмотрению вопросов пенсионного обеспечения за выслугу лет (протокол от 14 декабря 2012 года №) и постановлению администрации Быковского муниципального района от 17 декабря 2012 года №ФИО1, был определен стаж муниципальной службы 16 лет, в который был включен, в том числе, период замещения должности библиотекаря кабинета политпросвещения Быковского РК КПСС с 25 ноября 1978 года по 17 июля 1984 года.
2 июня 2020 года состоялось заседание комиссии по определению периода работы муниципальных служащих для исчисления стажа муниципальной службы администрации Быковского муниципального района, оформленное протоколом №, на котором было принято решение об исключении из стажа муниципальной службы ФИО1 периода её работы библиотекарем в кабинете политпросвещения Быковского РК КПСС с 25 ноября 1978 года по 17 июля 1984 года (5 лет 7 месяцев 22 дня); определен стаж муниципальной службы ФИО1 – 10 лет 4 месяца 22 дня.
Постановлением администрации Быковского муниципального района № от 4 июня 2020 года, принятым на основании протокола заседания комиссии о прекращении выплаты пенсии решения комиссии по рассмотрению вопросов пенсионного обеспечения за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы в администрации Быковского муниципального района № от 3 июня 2020 года (решение от 3 июня 2020 года), выплата пенсии за выслугу лет ФИО1 прекращена с 1 июля 2020 года.
Распоряжением главы администрации Быковского муниципального района Волгоградской области № от 2 июня 2020 года внесены изменения в распоряжения администрации Быковского муниципального района № от 26 января 2009 года, № от 7 апреля 2010 года, № от 28 ноября 2011 года и исключены установленные ФИО1 процентные надбавки за выслугу лет; определен стаж муниципальной службы ФИО1 – 10 лет 04 месяца 22 дня.
13 июня 2020 года истец получила уведомление ответчика от 5 июня 2020 года № о прекращении выплаты пенсии за выслугу лет с 1 июля 2020 года в связи с обнаружением обстоятельств опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на пенсию за выслугу лет (отсутствие необходимого стажа муниципальной службы).
Из протокола заседания комиссии по определению периода работы муниципальных служащих администрации Быковского муниципального района для исчисления стажа муниципальной службы № от 2 июня 2020 года, распоряжения администрации Быковского муниципального района Волгоградской области № от 2 июня 2020 года «О внесении изменений в распоряжения администрации Быковского муниципального района», решения от 3 июня 2020 года о прекращении выплаты пенсии за выслугу лет ФИО1 с 1 июля 2020 года и постановления администрации Быковского муниципального района № от 4 июня 2020 года «О прекращении выплаты пенсии за выслугу лет ФИО1» следует, что ФИО1 не засчитан в стаж муниципальной службы период ее работы с 25 ноября 1978 года по 17 июля 1984 года в должности библиотекаря кабинета политпросвещения Быковского РК КПСС по тем основаниям, что данная должность не входит в Реестр должностей муниципальной службы в Волгоградской области (приложение № к Закону Волгоградской области от 11 февраля 2008 года № - ОД) и орган, в котором работала истец не является органом государственной власти и управления.
Разрешая заявленные требования и приходя к выводу об их удовлетворении, суд первой инстанции, исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства настоящего дела, руководствуясь положениями статей 7, 18, 24, 39, 46, 130, 132 Конституции РФ, а также Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом Волгоградской области от 11 февраля 2008 года №-ОД «О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области», Положения «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Быковского муниципального района Волгоградской области», утвержденного решением Быковской районной Думы от 31 мая 2012 года №, обоснованно исходил из того, что нормы Положения, устанавливающего порядок прекращения выплаты пенсии за выслугу лет, введены решением Быковской районной Думы от 30 октября 2019 года № не распространяют свое действие на правоотношения, возникшие до их принятия, решения, принятые на заседании комиссии по определению периода работы муниципальных служащих администрации Быковского муниципального района для исчисления стажа муниципальной службы, оформленные протоколом № от 2 июня 2020 года, последующие решения комиссии по рассмотрению вопросов пенсионного обеспечения о прекращении выплаты пенсии, постановления администрации Быковского муниципального района о прекращении выплаты ФИО1 муниципальной пенсии за выслугу лет и исключении надбавок за выслугу лет являются незаконными.
Суд первой инстанции указал на то, что, определяя стаж муниципальной службы истца, комиссия предусмотренные вышеуказанным Положением документы не рассматривала, не истребовала, при рассмотрении вопроса о включении в муниципальный стаж ФИО1 периода работы в должности библиотекаря кабинета политпросвещения Быковского РК КПСС голосование не состоялось, решения были приняты по другим вопросам, которые не были включены в повестку дня. Спорный период подлежит включению в стаж муниципальной службы в соответствии с законодательством, действующим на момент спорных правоотношений, при этом направленное в адрес ответчика прокуратурой Быковского района Волгоградской области представление об устранении нарушений пенсионных прав истца не исполнено.
Волгоградский областной суд при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, исследовав представленные сторонами в дело доказательства в их совокупности, согласился с выводами суда первой инстанции о том, что спорный период с 25 ноября 1978 года по 17 июля 1984 года неправомерно исключен ответчиком из стажа выслуги лет для назначения пенсии.
При рассмотрении настоящего дела суды правомерно исходили из того, что в соответствии Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).
В статье 25 данного Федерального закона закреплено, что в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения должностей муниципальной службы; муниципальных должностей; государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации; должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов; иных должностей в соответствии с федеральными законами (часть 1). В стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются) помимо периодов замещения должностей, указанных в части 1 настоящей статьи, иные периоды в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (часть 3). Порядок исчисления стажа муниципальной службы устанавливается законом субъекта Российской Федерации (часть 4).
В соответствии с частью 1 статьи 9.1 Закона Волгоградской области от 11 февраля 2008 года № 1626-ОД «О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области» в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на должностях, установленных Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации». В стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются) помимо периодов замещения должностей, указанных в Федеральном законе, иные периоды в соответствии с настоящим Законом согласно приложению 7, в пункте 5 которого указано, что к периодам, включаемым в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет, отнесены, в том числе, периоды замещения должностей в ЦК КПСС, ЦК компартий союзных республик, крайкомах, обкомах, окружкомах, райкомах, горкомах партии и их аппаратах, в парткомах органов государственной власти и управления до 14 марта 1990 года (до введения в действие в новой редакции статьи 6 Конституции (Основного Закона) СССР), не включая периоды работы на должностях в парткомах на предприятиях, в организациях и учреждениях.
Согласно статье 1 Положения «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Быковского муниципального района Волгоградской области», утвержденного решением Быковской районной Думы от 31 мая 2012 года № (в редакции, действующей на момент правоотношений) муниципальные правовые акты о пенсионном обеспечении за выслугу лет состоят из настоящего Положения и муниципальных правовых актов Быковского муниципального района.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Положения, одним их условий возникновения права на пенсию за выслугу лет является наличие стажа муниципальной службы не менее 15 лет.
Пунктом 4 статьи 11 Положения «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Быковского муниципального района Волгоградской области», утвержденного решением Быковской районной Думы от 31 мая 2012 года № (в редакции от 18 декабря 2019 года) предусмотрено, что выплата пенсии прекращается на основании обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на пенсию за выслугу лет.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции соглашается с позицией суда апелляционной инстанции, отклоняющего аналогичные заявленным в кассационной жалобе доводы апеллянта, о том, что работа истца библиотекарем кабинета политического просвещения Быковского районного комитета КПСС имела место до 14 марта 1990 года (до введения в действие в новой редакции статьи 6 Конституции СССР), указанная должность является штатной должностью районного комитета КПСС, поэтому период работы ФИО1 в указанной должности подлежит включению в стаж муниципальной службы.
Суд апелляционной инстанции в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ приобщил к материалам дела и учел в качестве доказательства трудовую книжку ФИО1 и архивные справки, из анализа которых сделан верный вывод о том, что истец работала в должности библиотекаря кабинета политпросвещения Быковского РК КПСС с 25 ноября 1978 года, и с 17 июля 1984 года освобождена от данной должности в связи с увольнением по собственному желанию на основании распоряжений по Быковскому райкому КПСС от 20 ноября 1978 года (протокол №) и от 27 июня 1984 года (протокол №); значилась в лицевых счетах по заработной плате Быковского райкома КПСС за 1978-1984 годы, как работник Быковского райкома КПСС.
Доводы кассационной жалобы о том, что суды не установили, являлась ли должность библиотекаря кабинета политического просвещения Быковского районного комитета КПСС замещаемой, о правомерности и обязательности протокола комиссии по назначению и выплате пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и лицам, замещавшим муниципальные должности в Быковском муниципальном районе Волгоградской области, от 14 декабря 2012 года являлись предметом судебного исследования в апелляционной инстанции, судом они проверены, всем им дана оценка в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, его последующих пересмотрах, переоценка доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами не допускается.
Ссылки кассатора на неверную оценку судом апелляционной инстанций также являются несостоятельными и подлежат отклонению в связи с тем, что оценка доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности, а в совокупности достаточности относится к обязанности суда, разрешающего дело по существу, непринятие позиции стороны либо критическое отношение к такой позиции и представленным стороной доказательствам не свидетельствует о допущенной процессуальной ошибке.
Доводы жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемого судебного постановления, поскольку не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.
Выводы судов нижестоящих инстанций согласуются с установленными обстоятельствами дела, характером возникших правоотношений и примененными нормами материального права, регулирующих спор, с соблюдением положений процессуального закона.
Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.
Таких нарушений, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Быковского районного суда Волгоградской области от 24 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 21 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации Быковского муниципального района Волгоградской области по доверенности ФИО6 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Постановление18.02.2022