НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции от 12.11.2020 № 2-69/20

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-24078/2020

№ дела суда 1-й инстанции 2-69/2020

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 12 ноября 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Руденко Ф.Г.,

судей Макаровой Е.В., Мамия М.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ильченко В. Н. к губернатору г. Севастополя, правительству г. Севастополя, Департаменту труда и социальной защиты населения г. Севастополя о понуждении к перерасчету пенсии, выплате недополученной пенсии по кассационной жалобе Ильченко В. Н. на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 30.01.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 15.06.2020.

Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г., судебная коллегия

установила:

Ильченко В.Н. обратился в суд с иском к губернатору г. Севастополя, правительству г. Севастополя, Департаменту труда и социальной защиты населения г. Севастополя о понуждении к перерасчету пенсии, выплате недополученной пенсии.

Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 30.01.2020 в удовлетворении исковых требований Ильченко В.Н. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 15.06.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Ильченко В.Н. – без удовлетворения.

В кассационной жалобе Ильченко В.Н. просит об отмене решения суда и апелляционного определения и направлении дела на новое рассмотрение.

В обоснование жалобы указано, что судами первой и апелляционной инстанций должным образом не были исследованы материалы дела, суды неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушили и неправильно применили нормы материального и процессуального права.

По мнению кассатора, судами первой и апелляционной инстанций неверно применены нормы законодательства о государственной гражданской службе, судом не учтен порядок назначения пенсии с учетом классного чина истца.

В судебное заседание не явился Ильченко В.Н.

В судебное заседание не явились представители губернатора г. Севастополя, правительства г. Севастополя, Департамента труда и социальной защиты населения г. Севастополя.

Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.

В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.

В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.

В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Как следует из материалов дела и установлено судом, распоряжением губернатора г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ с 01.07.2015 Ильченко В.Н. назначен заместителем Директора Департамента труда и социальной защиты населения г. Севастополя, проходил государственную гражданскую службу г. Севастополя и замещал указанную должность на основании служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы г. Севастополя.

Распоряжением губернатора г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГИльченко В.Н.ДД.ММ.ГГГГ присвоен классный чин действительного государственного советника г. Севастополя 3 класса.

ДД.ММ.ГГГГ с Ильченко В.Н. заключено дополнительное соглашение к служебному контракту, согласно которому ему устанавливается денежное содержание, состоящее, в том числе и из оклада за классный чин в размере 8 054 руб. в месяц.

С ДД.ММ.ГГГГИльченко В.Н. досрочно назначена пенсия по старости в порядке Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и в соответствии с п. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

Решением Департамента труда и социальной защиты населения г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГИльченко В.Н. с ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом г. Севастополя от 05.08.2014 №55-ЗС «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы г. Севастополя».

Ильченко В.Н. в исковом заявлении указывает, что при назначении пенсии по выслуге лет не была принята во внимание ч. 5 ст. 64 Закона г. Севастополя от 03.06.2014 №23-ЗС «О государственной гражданской службе города Севастополя», согласно которой при определении размера пенсии лицам, которым присвоен классный чин, учитывается оклад за классный чин. На обращения к губернатору г. Севастополя истец получал ответы о том, что размер пенсии ему определен в соответствии с действующим законодательством г. Севастополя.

Суд апелляционной инстанции при разрешении спора правильно указал, что определение размера пенсии с учетом классного чина было предусмотрено законодательством Севастополя в переходный период, на что обоснованно указано районным судом.

Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.

Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Основания возникновения права на пенсию за выслугу лет лиц, замещавших должности государственной гражданской службы г. Севастополя установлены Законом г. Севастополя от 05.08.2014 №55-ЗС «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы города Севастополя».

Согласно п. 1 ст. 4 Закона № 55-ЗС гражданскому служащему г. Севастополя назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы не менее стажа, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в размере 45 процентов 1,6 среднемесячного должностного оклада, установленного ему в расчетном периоде (должностного оклада, сохраненного в расчетном периоде в соответствии с законодательством г. Севастополя), за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к ней и повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Порядок определения среднемесячного должностного оклада, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет, устанавливается правительством г. Севастополя.

Такой порядок до настоящего времени не установлен, Постановление Правительства г. Севастополя от 05.06.2015 № 480-ПП «Об утверждении Правил определения среднемесячного должностного оклада, исходя из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы города Севастополя», предусматривающее вступление его в силу со дня официального опубликования, до настоящего времени не опубликован.

П. 1 ст. 1 Закона г. Севастополя от 03.06.2014 № 22-ЗС «О денежном содержании государственных гражданских служащих города Севастополя» установлено, что денежное содержание гражданского служащего (далее - денежное содержание) состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы города Севастополя (далее - должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным ему классным чином государственной гражданской службы города Севастополя (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из дополнительных выплат.

Из анализа указанных правовых норм следует, что при определении размера пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы города Севастополя, учитывается не оклад денежного содержания, куда входит оклад за классный чин, а только должностной оклад.

Согласно п. 5 ст. 65 указанного Закона, предусматривающей переходные положения, установлено, что пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих г. Севастополя, а также лиц, замещавших государственные должности города Севастополя, осуществляется с 01.01.2015 в соответствии с законами города Севастополя, определяющими условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим города Севастополя и лицам, замещавшим государственные должности города Севастополя.

На период до 01.01.2015 пенсионное обеспечение государственных служащих, должностных лиц местного самоуправления г. Севастополя, государственных гражданских служащих г. Севастополя, а также лиц, замещавших государственные должности г. Севастополя, осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами, регламентировавшими пенсионное обеспечение государственных служащих и должностных лиц местного самоуправления по состоянию на 21.02.2014.

Лицам, которым присвоен ранг государственного служащего, служащего местного самоуправления, при определении размера пенсии учитывается соответствующая доплата за ранг, а лицам, которым присвоен классный чин, - оклад за классный чин.

С 01.01.2015 введен в действие специальный Закон №55-ЗС «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы города Севастополя», который предусматривает установление размера пенсии, исходя из должностного оклада без учета оклада за классный чин.

В соответствии со ст. 57 Закона № 55-ЗС финансирование гражданской службы г. Севастополя осуществляется за счет средств бюджета г. Севастополя в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, законами и иными нормативными правовыми актами г. Севастополя.

В силу п. 2 ст. 4 указанного Закона пенсии за выслугу лет государственным служащим Севастополя выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования страховым пенсиям.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03.02.2010 №150-О-О прямо указал, что введенный в действие с 01.01.2002 Федеральный закон от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» регламентирует условия пенсионного обеспечения за выслугу лет только федеральных государственных служащих. Что касается государственных служащих субъектов Российской Федерации, то согласно пункту 4 статьи 7 данного Федерального закона условия предоставления им права на пенсию за счет средств субъектов Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Дело рассмотрено судом в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 196 ГПК РФ в пределах заявленных исковых требований, оснований для выхода за их пределы у суда отсутствовали.

С учетом изложенного, доводы кассационной жалобы фактически были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции, всем доказательствам по делу судами дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, выводы судов основаны на совокупности и достаточности допустимых доказательств, при правильном применении норм материального и процессуального права.

При вынесении оспариваемых судебных постановлений судами не было допущено существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 ГПК РФ могут повлечь отмену судебных постановлений в кассационном порядке и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Доводов, свидетельствующих о наличии подобных нарушений в оспариваемых судебных постановлениях, кассационная жалоба не содержит.

Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.

Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления в кассационном порядке.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 30.01.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 15.06.2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Ильченко В. Н. – без удовлетворения.

Председательствующий Ф.Г. Руденко

Судьи Е.В. Макарова

М.Р. Мамий