ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУДОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-32905/2023
№ дела суда 1-й инстанции 2-173/2023
УИД: 23RS0047-01-2022-001195-43
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 12 октября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н.,
судей Руденко Ф.Г., Мотиной И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кочетовой Т.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю о перерасчете пенсии, по кассационной жалобе Кочетовой Т.А., поступившей с делом 24 августа 2023 г., на решение Советского районного суда города Краснодара Краснодарского края от 12 января 2023 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 19 июня 2023 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н., судебная коллегия
установила:
Кочетова Т.А. обратилась в суд с иском к государственному учреждению – Отделение пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю, в котором с учетом уточнения просила суд признать незаконным отказ в перерасчете пенсии от 7 декабря 2021 г. №К-19122-790 с правом применения повышенного отношения к заработку 1,7 к среднемесячной выплате в РФ (ЗР/РП) при определении расчетного размера пенсии с 1 января 2002 г. по пункту 2 статьи 30 Федерального закона №173-Ф3 от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях»; обязать ответчика произвести перерасчет страховой пенсии по старости с применением повышенного отношения заработка 1,7 к среднемесячной выплате в РФ (ЗР/ЗП) при определении расчетного размера пенсии с 1 января 2002 г. по пункту 2 статьи 30 Федерального закона №173-Ф3 от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях», обязав ответчика выплатить всю недополученную пенсию с 9 февраля 2010 г.
В обоснование исковых требований Кочетова Т.А. указывала, что на основании заявления о назначении пенсии от 9 февраля 2010 г., поданного в Управление ПФР в г. Барнауле Алтайского края назначена страховая пенсия по старости. В последующем истец переехала на постоянное место жительства в Краснодарский край. В 2021 г. истец обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете назначенной пенсии, однако, ответом от 7 декабря 2021 г. №К-19122-790 было отказано. Истец считает, что в ее случае наиболее выгодный вариант применения расчета размера пенсии вытекает именно из пункта 3 статьи 30 Закона №173-ФЗ, с применением повышенного коэффициента к заработку 1.7.
Просит учесть, что пунктом 3 статьи 30 Закона №173-ФЗ также предусмотрено, что для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, установлено более высокое, чем для других граждан, соответствующее соотношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ, учитываемое при оценке пенсионных прав, а именно не свыше 1,7 для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8 и выше. Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ (ЗР/ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей. При этом в повышенном размере указанного отношения заработков осуществляется на основании сведений о заработной плате за периоды, предусмотренные абзацем 7 настоящего пункта, включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях. В состав заработной платы, приходящейся на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца. В случаях, когда представлены сведения о заработной плате с выплатами разных по размеру районных коэффициентов, для учета в повышенном размере указанного отношения заработков принимается последний по времени получения районный коэффициент, начисленный к представленной заработной плате в период работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях. Исчисление продолжительности периодов трудовой или иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.
Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 22 апреля 2003 г. №22 по согласованию с Пенсионным фондом РФ утверждено разъяснение №3 от 22 апреля 2003 г. «О порядке применения положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей. В соответствии с пунктом 3 указанного разъяснения лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, по состоянию на 1 января 2002 г. повышенное отношение заработков определяется в зависимости от размера районного коэффициента, установленного к заработной плате работников в том районе или местности, где проживают соответствующие лица. В силу пункта 4 разъяснения №3 от 22 апреля 2003 г. лицам, по состоянию на 1 января 2002 г. проживающим за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также за пределами территории РФ, повышенное отношение заработков определяется на основании сведений о заработке за периоды, предусмотренные пунктом 2 статьи 30 Закона от 17 декабря 2001 г., то есть за 2000-2001 годы либо за любые 60 мес. подряд до 1 января 2002 г., включающие периоды в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом в состав заработка, приходящегося на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца.
Согласно справки о заработной пате за период работы в районах Крайнего Севера с 1987 года по 1994 год в Депутатском ГОКе, рудник «Западный», вся заработная плата истцу начислялась с применением коэффициента 2, в связи с чем имеются основания для перерасчета размера пенсии с учетом отношения его среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,7.
Определением Советского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 12 января 2023 г. произведена замена ответчика на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю.
Решением Советского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 12 января 2023 г. исковые требования Кочетовой Т. А. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 19 июня 2023 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить состоявшиеся судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование доводов ссылается на неправильное применение судами норм материального права. Считает, что судами не учтено право истца на сохранение всех выработанных льгот до введения нового пенсионного законодательства. По мнению истца, для появления права на повышенный коэффициент (ЗР/ЗП) пенсионера продолжительность северного стажа значения не имеет, достаточно и одного месяца работы в районе Крайнего Севера.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, судебные извещения вручены адресатам.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с помощью иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что с 9 февраля 2010 г. Кочетова Т.А. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ.
Страховой стаж Кочетовой Т.А. на дату назначения пенсии составил 19 лет 6 месяцев 4 дня, стаж работы в районах Крайнего Севера - 7 лет 6 месяцев 29 дней, в местностях, приравнённых к районам Крайнего Севера – 1 год 5 месяцев 20 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера с учетом суммирования Списков – 11 лет 1 месяц 20 дней.
Оценка пенсионных прав истца произведена по пункту 3 статьи 30 Федерального закона №173-ФЗ, размер страховой части пенсии рассчитан из среднемесячного заработка 96840,60 руб. с отношением заработка к среднемесячной заработной плате по стране за аналогичный период 1,707 (предельное отношение 1.2).
По мнению истца, оценка ее пенсионных прав по пункту 3 статьи 30 Федерального закона №173-ФЗ произведена пенсионным органом неверно, без применения отношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране в размере 1.7.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», Федерального закона № 400-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 17 апреля 2006 г. №216, исходил из того, что при расчете пенсии Кочетовой Т.А. выбран наиболее выгодный вариант по пункту 3 статьи 30 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 г., размер пенсии составлял 12 240,23 руб. Расчет пенсии произведен ответчиком в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При расчете пенсии по пункту 4 статьи 30 ФЗ №173-ФЗ составил бы 8 559,58 руб.
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда согласилась с выводами суда первой инстанции и правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях подлежащего применению к правоотношениям законодательства.
С 1 января 2002 г. назначение и выплата трудовой пенсии в Российской Федерации производились в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Статьей 112 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", который утратил силу с 1 января 2002 г., устанавливалось, что за гражданами, которым пенсия по старости назначалась в соответствии со статьей 14 данного Закона в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в случае их выезда на новое постоянное место жительства сохранялся размер пенсии, определенный при ее установлении с учетом соответствующего районного коэффициента.
Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" распространил это право на всех лиц, проработавших не менее 15 - 20 календарных лет в районах Крайнего Севера либо в приравненных к ним местностях независимо от вида назначаемой пенсии (часть первая статьи 31).
Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" был введен новый порядок исчисления пенсий - с применением индивидуального коэффициента пенсионера, для определения которого использовалось отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране в размере, не превышающем 1,2. Этот порядок не предусматривал применение районных коэффициентов.
В дальнейшем с целью повышения уровня социальной защиты пенсионеров, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 122-ФЗ "О внесении дополнений в статью 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" для исчисления пенсий этих лиц с применением индивидуального коэффициента пенсионера установил повышенные размеры отношения среднемесячной заработной платы пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране - от 1,4 до 1,9.
Так, при определении индивидуального коэффициента пенсионера лицам, проживающим в районах Крайнего Севера или в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в которых решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране учитывается в следующих размерах:
не свыше 1,4 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;
не свыше 1,7 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;
не свыше 1,9 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
Одновременно в качестве новой льготы для пенсионеров, выезжающих на постоянное жительство за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, законодатель предусмотрел сохранение для них указанного отношения в повышенном размере только при условии достижения ими возраста 50 и 55 лет соответственно для женщин и мужчин.
Пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, в редакции, действовавшей до 1 января 2010 г., было определено, что при исчислении расчетного размера трудовой пенсии повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате по стране за этот же период (ЗР/ЗП) в размерах не свыше 1,4, 1,7, 1,9 применяется для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате.
Лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
К лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона, относятся: мужчины по достижении возраста 55 лет и женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" указано, что оценка пенсионных прав граждан на основании статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ производится по состоянию на 1 января 2002 г., в связи с чем отношение заработков в повышенном размере может учитываться мужчинам и женщинам, если они по состоянию на 1 января 2002 г. проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (независимо от даты достижения необходимого возраста выхода на пенсию).
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при назначении трудовой пенсии по старости осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по приведенной в данной статье формуле.
Согласно пункту 2 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
В случае отсутствия данных о волеизъявлении пенсионера оценка пенсионных прав производится пенсионным органом по более выгодному для застрахованного лица варианту.
При этом варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 30 названного федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами (абзац седьмой пункта 3 и абзац четвертый пункта 4 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
В абзаце десятом пункта 3 статьи 30 вышеуказанного Закона установлено, что отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в размере не свыше 1,2.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, положение статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" об установлении при определении расчетного размера трудовой пенсии ограничения соотношения среднемесячного заработка застрахованного лица и среднемесячной заработной платы в Российской Федерации направлено на обеспечение баланса интересов частных лиц и публичных интересов государства и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16 апреля 2009 г. N 406-О-О, от 21 апреля 2011 г. N 470-О-О, от 24 сентября 2013 г. N 1382-О, от 24 декабря 2013 г. N 1947-О, от 20 марта 2014 г. 526-О, и др.).
В соответствии с абзацем 16 пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
При этом учет в повышенном размере указанного отношения заработков осуществляется на основании сведений о заработной плате за периоды, предусмотренные абзацем 7 настоящего пункта, включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях. В состав заработной платы, приходящейся на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца.
К указанным в абзаце 1 подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам отнесены граждане, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 названного Федерального закона, а именно: мужчины, достигшие возраста 55, женщины, достигшие возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 апреля 2003 г. N 22 было утверждено по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации разъяснение N 3 от 22 апреля 2003 г. о порядке применения положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей.
В соответствии с пунктом 3 указанного разъяснения лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по состоянию на 1 января 2002 г. повышенное отношение заработков определяется в зависимости от размера районного коэффициента, установленного к заработной плате работников в том районе или местности, где проживают соответствующие лица.
Аналогичные разъяснения изложены в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии".
Согласно разъяснениям, содержащимся в подпункте "в" пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при определении отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации следует иметь в виду, что отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) по общему правилу учитывается в размере не свыше 1,2.
Судам необходимо иметь в виду, что, поскольку оценка пенсионных прав граждан на основании статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ производится по состоянию на 1 января 2002 года, исходя из пункта 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ отношение заработков в повышенном размере (не свыше 1,4; 1,7; 1,9) может учитываться:
лицам, проживавшим по состоянию на 1 января 2002 г. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом в указанном случае возможность учета заработков в повышенном размере Закон не ставит в зависимость от того, приобрели они на эту дату право на трудовую пенсию или нет, а также выехали они из указанных районов после 1 января 2002 г. или остались там проживать;
мужчинам и женщинам, если они по состоянию на 1 января 2002 г. проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (независимо от даты достижения необходимого возраста выхода на пенсию - 55 и 50 лет соответственно для мужчин и для женщин). При этом отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Из указанных положений закона, разъяснений Пленума Верховного суда Российской Федерации следует, что основанием для применения повышенного отношения заработков является факт проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по состоянию на 1 января 2002 г. либо наличие на 1 января 2002 г. стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет или в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 20 календарных лет, а также страхового стажа на указанную дату не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин.
Учитывая, что предусмотренных законом условий для применения отношения заработков в повышенном размере 1,7 у истца не установлено, выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения иска Кочетовой Т.А. являются правильными.
Принимая решение об отказе Кочетовой Т.А. в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что пенсия рассчитана и выплачивается истцу в соответствии с действующим законодательством.
Приведенные Кочетовой Т.А. в кассационной жалобе доводы о наличии оснований для перерасчета пенсии с 9 февраля 2010 г. с применением коэффициента 1,7, по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда города Краснодара Краснодарского края от 12 января 2023 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 19 июня 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Кочетовой Т.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Ф.Г. Руденко
И.И. Мотина