НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции от 12.04.2022 № 2-168/2021

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-8206/2022

(в суде первой инстанции № 2-168/2021)

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

12 апреля 2022 года г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Губаревой С.А.,

судей Якубовской Е.В., Руденко Ф.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Янтарненского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым о признании незаконным решения об отказе в установлении ежемесячной доплаты к пенсии, о возложении обязанности установить доплату к пенсии,

по кассационной жалобе администрации Янтарненского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 5 августа 2021 года.

Заслушав доклад судьи Губаревой С.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Янтарненского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым (далее также- администрация) о признании незаконным решения об отказе в установлении ежемесячной доплаты к пенсии, о возложении обязанности установить доплату к пенсии в соответствии с Законом Республики Крым от 23 ноября 2016 года № 302-3PK/2016 «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности в Республике Крым, и внесении изменения в статью 28 Закона Республики Крым «Об основах местного самоуправления в Республике Крым».

В обоснование исковых требований указано, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ занимал должность главы Янтарненского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым.

Поскольку истец замещал муниципальную должность более пяти лет, то у него возникло право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости в размере 75 % ежемесячного денежного содержания занимаемой ранее должности.

Однако, ответчик отказал истцу в установлении доплаты к пенсии со ссылкой на то, что на момент прекращения полномочий, ФИО1 не достиг пенсионного возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости.

Данное решение, по мнению истца, является незаконным и нарушает его права на пенсионное обеспечение.

Решением Красногвардейского районного суда Республики Крым от 8 февраля 2021 года в удовлетворении требований ФИО1 отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 5 августа 2021 года решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 8 февраля 2021 года отменено, по делу принято новое решение. Судом постановлено:

признать незаконным и отменить решение администрации Янтарненского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым об отказе в назначении ежемесячной доплаты к пенсии ФИО1, замещавшему муниципальную должность;

возложить на администрацию Янтарненского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым обязанность назначить ФИО1 ежемесячную доплату к пенсии со ДД.ММ.ГГГГ.

В кассационной жалобе администрация просит апелляционное определение отменить, оставить в силе решение районного суда. В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.

В возражениях на кассационную жалобу ФИО8.Э. просит жалобу оставить без удовлетворения.

В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело без их участия.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела.

Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ занимал выборную должность главы администрации Янтарненского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым (л.д.6).

Полномочия прекращены в связи с вступлением в должность вновь выбранного главы муниципального образования Янтарненское сельское поселение Красногвардейского района Республики Крым.

Согласно сообщению УПФР в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости со ДД.ММ.ГГГГ, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д.30).

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в администрацию Янтарненского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к страховой пенсии (л.д.7).

Решением комиссии по установлению ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности в Янтарненском сельском поселении Красногвардейского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 отказано в установлении доплаты за выслугу лет в связи с тем, что на момент его освобождения от выборной должности главы муниципального образования Янтарненское сельское поселение Красногвардейского района Республики Крым, он не достиг возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости (л.д.34).

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции согласился с позицией ответчика и указал, что на момент освобождения от выборной должности главы Янтарненского сельского поселения истец не достиг возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости, поэтому и не имеет права на доплату к страховой пенсии как лицо, замещавшее муниципальную должность.

Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя исковые требования ФИО1, суд апелляционной инстанции указал, что в переходный период законодатель связывает возникновение права на страховую пенсию по старости с наступлением 60-летнего возраста для мужчин в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, изменены лишь сроки назначения страховой пенсии по старости, в связи с чем пришел к выводу, что на дату прекращения полномочий в 2019 году ФИО1 достиг пенсионного возраста, который предусмотрен Законом Республики Крым от 23.11.2016 года № 302-ЗРК/2016 для возникновения права на установление ежемесячной доплаты к пенсии.

Судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции с апелляционным определением не может согласиться по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 24 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 2 Закона Республики Крым от 23.11.2016 №-ЗРК/2016 «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности в Республике Крым, и внесении изменения в статью 28 Закона Республики Крым «Об основах местного самоуправления в Республике Крым» ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - ежемесячная доплата к пенсии), - ежемесячная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Законом, и которая предоставляется лицам, замещавшим на постоянной основе муниципальные должности в Республике Крым, в целях компенсации им денежного содержания, утраченного в связи с прекращением замещения муниципальной должности в Республике Крым и назначением в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» страховой пенсии по старости (инвалидности) либо пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 4 указанного Закона право на ежемесячную доплату к пенсии имеют лица, замещавшие муниципальные должности на постоянной основе не менее трех лет, достигшие пенсионного возраста или потерявшие трудоспособность в период осуществления ими полномочий по указанной должности, освобожденные от указанных должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, абзацем седьмым части 16 статьи 35, частью 7 статьи 35.1, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 - 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1, 2, 2.1, 2.2 статьи 73 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Ежемесячная доплата к пенсии устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности) либо к пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

Пунктом 2 статьи 6 Закона Республики Крым от 23.11.2016 №-ЗРК/2016 «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности в Республике Крым, и внесении изменения в статью 28 Закона Республики Крым «Об основах местного самоуправления в Республике Крым» установлено, что ежемесячная доплата к пенсии устанавливается с 1 числа месяца, в котором лицо, замещавшее муниципальную должность, обратилось за ней, но не ранее дня возникновения права на нее или назначения страховой пенсии по старости (инвалидности) либо пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», а также не ранее дня, следующего за днем освобождения от муниципальной должности.

Из анализа указанных норм следует, что право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с вышеуказанным Законом Республики Крым возникает при совокупности следующих условий: замещение муниципальной должности на постоянной основе не менее трех лет; достижение пенсионного возраста или потеря трудоспособности в период осуществления полномочий по указанной должности; освобождение от указанной должности в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно).

ФИО1 занимал муниципальную должность более трех лет, освобожден от должности в связи с прекращением полномочий, но не достиг пенсионного возраста в период осуществления полномочий по муниципальной должности главы Янтарненского сельского поселения.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

С учетом приложения № 6 для мужчин, достигших 60-летнего возраста в 2019 г., возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию, составит 61 год.

В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», гражданам, которые указаны в ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста, предусмотренного приложением 6 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста.

Из данной нормы следует, что для мужчин, родившихся в первом полугодии 1959 г., право на страховую пенсию по старости наступает в 60 лет и 6 месяцев.

ФИО5 родился ДД.ММ.ГГГГ

Страховая пенсия по старости истцу назначена по достижении возраста 60 лет 6 месяцев– со ДД.ММ.ГГГГ.

На момент освобождения от должности муниципальной службы - ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 не достиг пенсионного возраста, поэтому, как правильно указал суд первой инстанции, он не имел права на ежемесячную денежную выплату в соответствии с Законом Республики Крым от 23.11.2016 №-ЗРК/2016.

Указание суда апелляционной инстанции на то, что Федеральный закон № 400-ФЗ предоставляет мужчинам право на страховую пенсию по старости с наступлением 60-летнего возраста в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а сроки назначения страховой пенсии по старости изменяются согласно приложению № 6 к Федеральному закону № 400-ФЗ и Федеральному закону № 350-ФЗ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает основанным на неправильном толковании норм материального права.

Указанными законами именно право на страховую пенсию по старости поставлено в зависимость от достижения гражданином определенного возраста, предусмотренного приложением № 6 к Федеральному закону № 400-ФЗ, и возможности назначения страховой пенсии в 2019 и 2020 году ранее определенного возраста, но не более, чем на 6 месяцев.

Сроки назначения страховой пенсии по старости предусмотрены приложением № 7 к Федеральному закону № 400-ФЗ только для лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возраста, поэтому не могут быть применены в рассматриваемом споре.

Допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального права являются существенными и непреодолимыми, в связи с чем, могут быть исправлены только посредством отмены судебного постановления.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу, вправе оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений.

Принимая во внимание, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил нормы материального права, подлежащие применению к отношениям сторон, и разрешил спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает необходимым апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 5 августа 2021 года отменить, оставив в силе решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 8 февраля 2021 года.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 5 августа 2021 года отменить.

Решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 8 февраля 2021 года оставить в силе.

Председательствующий

Судьи