НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции от 11.11.2021 № 88-27668/2021

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-27668/2021

№ дела суда 1-й инстанции 2-100/2021

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 11 ноября 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Егоровой Е.С.

судей Авериной Е.Г., Бетрозовой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зимовниковского района Ростовской области в интересах Ивановой Натальи Анатольевны к муниципальному учреждению «Департамент социальной защиты населения» Зимовниковского района Ростовской области и Комиссии по рассмотрению заявлений малоимущих граждан об оказании адресной социальной помощи в виде социального пособия в денежном выражении при муниципальном учреждении «Департамент социальной защиты населения» Зимовниковского района Ростовской области о предоставлении адресной социальной помощи в виде социального пособия и выплате денежных средств

по кассационным жалобам представителя муниципального учреждения «Департамент социальной защиты населения» Зимовниковского района Ростовской области, представителя Комиссии по рассмотрению заявлений малоимущих граждан об оказании адресной социальной помощи в виде социального пособия в денежном выражении при муниципальном учреждении «Департамент социальной защиты населения» Зимовниковского района Ростовской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 08 июля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С., выслушав прокурора Пономареву П.Г., судебная коллегия

установила:

прокурор Зимовниковского района Ростовской области в интересах Ивановой Н.А., несовершеннолетнего Иванова А.Р. обратился в суд с иском, в котором, с учетом уточнений, просил:

- признать незаконным отказ «Департамента социальной защиты населения» Зимовниковского района (далее – ДСЗН Зимниковского района) и Комиссии по рассмотрению заявлений малоимущих граждан об оказании адресной социальной помощи в виде социального пособия в денежном выражении при МУ «Департамент социальной защиты населения» Зимовниковского района от 04 сентября 2020 года протокол заседания комиссии по назначению адресной социальной помощи, в предоставлении Ивановой Н.А. адресной социальной помощи в форме социального пособия по основанию: «не предприняты меры к самообеспечению»;

- возложить обязанность на ответчиков осуществить перерасчет и произвести выплату адресного социального пособия в количестве четырех месяцев с сентября 2020 года по декабрь 2020 года.

Решением Зимовниковского районного суда Ростовской области от 09 апреля 2021 года отказано в удовлетворении исковых требований.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 08 июля 2021 года решение от 09 апреля 2021 года отменено.

По делу принято новое решение, которым признано незаконным решение комиссии по рассмотрению заявлений малоимущих граждан об оказании адресной социальной помощи в виде социального пособия в денежном выражении при МУ «Департамент социальной защиты населения» Зимовниковского района Ростовской области от 04 сентября 2020 года об отказе Ивановой Н.А. в предоставлении социального пособия (протокол от 04 сентября 2020 года №12).

За Ивановой Н.А. признано право на получение адресной социальной помощи в виде социального пособия в соответствии с Областным законом от 22 октября 2004 года №174-ЗС «Об адресной социальной помощи в Ростовской области» на основании заявления Ивановой Натальи Анатольевны от 07 августа 2020 года.

Возложена обязанность на муниципальное учреждение «Департамент социальной защиты населения» Зимовниковского района Ростовской области назначить и произвести выплату адресной социальной помощи в виде социального пособия Ивановой Н.А. на срок 4 месяца с сентября 2020 года по декабрь 2020 года.

В кассационной жалобе представитель МУ «Департамент социальной защиты населения» Зимовниковского района Ростовской области просит отменить апелляционное определение в связи с нарушением норм материального и процессуального права, оставив в силе решение суда первой инстанции.

В обоснование доводов жалобы указано, что суд апелляционной инстанции при определении права Ивановой Н.А. на получение адресной социальной помощи в соответствии с частью 1 статьи 7 Областного закона №174-ЗС «Об адресной социальной помощи в Ростовской области», где право на получение адресной социальной помощи в виде социального пособия и натуральной помощи имеют малоимущие семьи или одиноко проживающие граждане Российской Федерации, проживающие на территории Ростовской области, имеющие по не зависящим от них причинам (объективные жизненные обстоятельства либо иные уважительные причины) среднедушевой доход, размер которого ниже величины прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения, а если в составе семьи имеются несовершеннолетние дети - ниже полуторной величины прожиточного минимума для детей в Ростовской области, учитывает только среднедушевой доход семьи и прожиточный минимум по Ростовской области, но полностью игнорирует пункт 4 части 4 статьи 8 Областного закона №174-ЗС который предусматривает, что для назначения адресной социальной помощи граждане представляют документы, подтверждающие обстоятельства, указанные в абзаце первом части 1 статьи 7 Областного закона №174-ЗС в случае, если указанные сведения не находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг. Судебная коллегия суда апелляционной инстанции, оставляя без внимания отсутствие в деле выше указанных документов, рассматривая только документы о доходах семьи, не определяя в полной мере степень нуждаемости семьи, неправомерно усмотрела право Ивановой Н.А. на получение адресной социальной помощи.

Также указано, что в нарушении пункта 4 Постановление от 05 июля 2012 года № 588 «О порядке оказания адресной социальной помощи в Ростовской области», обязывая Департамент назначить и произвести выплату адресной социальной помощи в виде социального пособия Ивановой Н.А. на срок 4 месяца с сентября 2020 года по декабрь 2020 года, суд подменяет уполномоченный орган государственной власти и местного самоуправления и разрешает вопрос, отнесенный к компетенции указанных органов. Правовых оснований для удовлетворения требований прокурора в части срока предоставления адресной социальной помощи в виде социального пособия не имеется.

Судебной коллегией не принято внимание, что Комиссия по рассмотрению заявлений малоимущих граждан об оказании адресной социальной помощи в виде социального пособия в денежном выражении осуществляет свою деятельность в соответствии с Областным законом №174-ЗС «Об адресной социальной помощи в Ростовской области», который устанавливает условия и порядок предоставления государственной социальной помощи за счет средств областного бюджета и в котором отсутствует четкая формулировка причин отказа, а не в соответствии с Административным регламентом.

Аналогичные требования и доводы содержит кассационная жалоба и представителя Комиссии по рассмотрению заявлений малоимущих граждан об оказании адресной социальной помощи в виде социального пособия в денежном выражении при муниципальном учреждении «Департамент социальной защиты населения» Зимовниковского района Ростовской области.

В судебном заседании кассационного суда общей юрисдикции прокурор возражал против удовлетворения кассационных жалоб, просил оставить без изменения обжалуемый судебный акт.

Представитель Комиссии по рассмотрению заявлений малоимущих граждан об оказании адресной социальной помощи в виде социального пособия в денежном выражении при муниципальном учреждении «Департамент социальной защиты населения» Зимовниковского района Ростовской области представил ходатайство о рассмотрение дела в их отсутствие.

Другие участвующие в деле лица, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили.

Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.

Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие основания для пересмотра судебного акта в кассационном порядке отсутствуют.

Судом установлено и следует из материалов дела, 03 август 2020 года Иванова Н.А обратилась в УСЗН г. Таганрога с заявлением на выплату адресной социальной помощи в виде социального пособия, предоставив сведения о составе совместно зарегистрированных и проживающих с ней членов семьи: сын - Горлов А.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын - Иванов А.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, мать - Иванова Т.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отец - Иванов А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Согласно протоколу заседания комиссии по оказанию адресной социальной помощи в виде социального пособия от 08 июля 2020 года, выписке из заседания комиссии по назначению адресной социальной помощи от 08 июля 2020года (протокол ), ответчиком назначена Ивановой Н.А., имеющей среднедушевой доход 13 839 рублей 09 копеек, адресное социальное пособие в размере 1 691 рубль 91 копейка на срок 2 месяца, с единовременной выплатой через Сбербанк. Рекомендации: оформить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, летнее оздоровление несовершеннолетних, обратившись в службу занятости для трудоустройства.

03 августа 2020 года Иванова Н.А. обратилась с заявлением в муниципальное учреждение «Департамент социальной защиты населения» Зимовниковского района о назначении адресной социальной помощи в виде социального пособия в соответствии с Областным законом от 22 октября 2004 года № 174-ЗС «Об адресной социальной помощи в Ростовской области» по следующим причинам: в связи с тяжелым материальным положением, на приобретение одежды, канцтоваров, указав, что вместе с нею проживают 4 члена семьи.

К заявлению были приложены необходимые документы: сведения о составе лиц, находящихся на регистрационном учете по постоянному месту жительства с копиями паспортов, свидетельств о рождении детей и свидетельства о расторжении брака, заявление Ивановой Н.А. о доходе за последние 3 месяца в размере 20 000 рублей, заявление Иванова А.М. о том, что он получает пенсию по инвалидности, заявление Ивановой Т.Н. об отсутствии дохода, заявление Горлова А.Р. о том, что он не работает, учится, справка об инвалидности Иванова А.М., справка ГБПОУ РО «ЗимПК» об обучении Горлова А.Р. на 3 курсе колледжа по очной форме обучения за счет ассигнований из областного бюджета, срок обучения с 01 сентября 2018 года по 30 июня 2022 года и справка о его доходах за 3 месяца, согласно которой стипендия не выплачивается.

Посредством межведомственного взаимодействия МФЦ получены сведения о размере выплат Иванова А.М. в виде страховой пенсии по старости, ежемесячной денежной выплаты, дополнительного ежемесячного материального обеспечения инвалидов вследствие военной травмы в общей сумме 36 549 рублей 14 копеек в месяц, сведения о размере выплат Ивановой Т.Н. в виде страховой пенсии по старости, федеральной социальной доплаты к пенсии в общей сумме 9 225 рублей 78 копеек в месяц.

Согласно протоколу заседания комиссии по оказанию адресной социальной помощи в виде социального пособия от 04 сентября 2020 года, выписке из заседания комиссии по назначению адресной социальной помощи от 04 сентября 2020 года (протокол ), муниципальным учреждением «Департамент социальной защиты населения» Зимовниковского района отказано Ивановой Н.А. в назначении адресного социального пособия в связи с тем, что ею не предприняты меры по самообеспечению, рекомендовано обратиться в ГКУ РО «Центр занятости населения Зимовниковского района» и трудоустроиться.

Ивановой Н.А. 04 сентября 2020 года направлено уведомление о том, что в соответствии со статьей 8 Областного закона от 22 октября 2004 года №174-ЗС «Об адресной социальной помощи в Ростовской области» ей отказано в предоставлении социального пособия в связи с тем, что не предприняты меры к самообеспечению.

При этом 07 августа 2020 года ответчиком произведен расчет по заявлению Ивановой Н.А. от 03 августа 2020 года, из которого следует, что среднедушевой доход семьи составляет 14 195 рублей 07 копеек при средней величине 1,5 прожиточного минимума по Ростовской области в расчете на душу населения – 15 531 рублей.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Постановления Правительства Ростовской области от 05 июля 2017 года №588 «О прядке оказания адресной помощи в Ростовской области», Областным законом Ростовской области от 22 октября 2004 года №174-ЗС, Федерального закона от 05 апреля 2003 года № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», Постановления Правительства РФ от 20 августа 2003 года №512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи», Постановлением Администрации Зимовниковского района Ростовской области от 26 ноября 2020 года № 985 «По оказанию адресной помощи», исходил из того, что адресная социальная помощь не является выплатой систематического характера и в полной мере не покрывает расходы на содержание семьи, а истец мер к самообеспечению не предприняла, не воспользовалась в полном объеме другими мерами социальной поддержки, в связи с чем комиссия, определив тяжесть положения истца и отсутствие высокой степени нуждаемости семьи: на момент подачи заявления, среднедушевой доход семьи составил 14 195 рублей 07 копеек, при средней величине 1,5 прожиточного минимума для семьи 15 531 рубль, правомерно отказала в предоставлении адресной социальной помощи.

Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.

Так, государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абз.2 статьи 1 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» определены цели оказания государственной социальной помощи. В их числе - поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 7 Федерального закона «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац 4 части 2 статьи 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).

В целях реализации вышеуказанного Федерального закона «О государственной социальной помощи» Законодательным собранием Ростовской области принят Областной закон Ростовской области от 22 октября 2004 года №174-ЗС «Об адресной социальной помощи в Ростовской области» (далее - Областной закон).

В силу статьи 7 Областного закона «Об адресной социальной помощи в Ростовской области» (в редакции Закона Ростовской области от 09 апреля 2020 года № 309-3C, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) право на получение адресной социальной помощи в виде социального пособия имеют малоимущие семьи или одиноко проживающие граждане Российской Федерации, проживающие на территории Ростовской области, имеющие по не зависящим от них причинам (объективные жизненные обстоятельства либо иные уважительные причины) среднедушевой доход, размер которого ниже полуторной величины прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения, а если в составе семьи имеются несовершеннолетние дети - ниже полуторной величины прожиточного минимума для детей в Ростовской области. Учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи или одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им адресной социальной помощи осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ростовской области (пункт 1 статьи 7 Областного закона).

При предоставлении адресной социальной помощи используется величина прожиточного минимума, указанного в части 1 статьи 7, установленная на день подачи заявления гражданином.

Адресная социальная помощь в виде социального пособия назначается на срок от одного до шести месяцев в году с единовременной или периодической выплатой, начиная с месяца, в котором приняты заявление и документы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Областного закона организационную работу по оформлению и назначению адресной социальной помощи осуществляет орган социальной защиты населения.

Постановлением Правительства Ростовской области от 05.07.2012г. №588 утвержден Порядок оказания адресной социальной помощи в Ростовской области (далее - Порядок), который устанавливает порядок оформления, назначения и выплаты адресной социальной помощи в виде социального пособия (далее - социальное пособие), предоставляемого в соответствии со статьей 8 Областного закона малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Ростовской области.

Предоставление социального пособия осуществляет Министерство труда и социального развития Ростовской области (пункт 2 Порядка).

В силу пункта 3 Порядка оформление и назначение социального пособия осуществляют органы социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов по месту жительства или пребывания граждан, организационную работу по оформлению социального пособия - также многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, у которого имеется соглашение о взаимодействии с органом социальной защиты населения.

С письменным заявлением, в котором указываются совместно проживающие члены семьи, по форме согласно приложению к настоящему Положению граждане могут обратиться в: орган социальной защиты населения; МФЦ, у которого имеется соглашение о взаимодействии с органом социальной защиты населения.

Решение о назначении (отказе в назначении) социального пособия принимают органы социальной защиты населения на основании комиссионного рассмотрения заявления и документов, дающих право на его получение (пункт 4 Порядка).

В силу пункта 10 постановления Министерства труда и социального развития Ростовской области от 04 августа 2017 года №36 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги «Социальная поддержка малоимущих граждан» (предоставление адресной социальной помощи в виде социального пособия)» содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги:

- если документы, представленные заявителем, не отвечают требованиям пункта 6.10 подраздела 6 настоящего раздела;

- превышение среднедушевого дохода семьи величины прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения.

Пунктом 6.10 подраздела 6 установлены требования к предоставляемым документам заявителем: документы не должны быть заполнены карандашом; документы не должны иметь серьезных повреждений, наличие которых не позволяет однозначно истолковать их содержание; представленные документы в установленных законодательством случаях должны быть скреплены печатями и иметь надлежащие подписи; тексты документов должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц - без сокращения, с указанием их мест нахождения; в документах не должно быть подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных неоговоренных исправлений.

Судом апелляционной инстанции отмечено, что из выписки из протокола заседания комиссии по рассмотрению заявлений малоимущих граждан об оказании адресной социальной помощи в виде социального пособия в денежном выражении при муниципальном учреждении «Департамент социальной защиты населения» Зимовниковского района Ростовской области № 12 от 04 сентября 2020 года следует, что муниципальное учреждение «Департамент социальной защиты населения» Зимовниковского района отказал Ивановой Н.А. в назначении адресного социального пособия в связи с тем, что ею не предприняты меры по самообеспечению, рекомендовано обратиться в ГКУ РО «Центр занятости населения Зимовниковского района» и трудоустроиться.

Таким образом, как указал суд апелляционной инстанции, из протокола следует, что комиссией фактически не определялась тяжесть положения истца и отсутствие высокой степени нуждаемости семьи, тогда как даже по расчету ответчика среднедушевой доход семьи составил 14 195 рублей 07 копеек, при средней величине 1,5 прожиточного минимума для семьи 15 531 рубль, а сформулированный ответчиком отказ в предоставлении адресной социальной помощи отсутствует в исчерпывающем перечне оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, отказ ответчика не основан на требованиях законодательства.

В связи с изложенным, судебная коллегия суда апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение комиссии по рассмотрению заявлений малоимущих граждан об оказании адресной социальной помощи в виде социального пособия в денежном выражении при МУ «Департамент социальной защиты населения» Зимовниковского района Ростовской области от 04 сентября 2020 года об отказе Ивановой Н.А. в предоставлении социального пособия (протокол от 04 сентября 2020 года №12) является незаконным.

При этом, принимая новое решение об удовлетворении исковых требований, судебная коллегия суда апелляционной инстанции исходила из следующего.

Так, порядок учета доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и предоставления им материальной помощи определяется в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2003 года № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года №512 утвержден Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.

Подпунктом «д» пункта 1 Перечня предусмотрено, что при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников.

Пунктом 2 вышеуказанного Перечня определено, что в доходе семьи или одиноко проживающего гражданина не учитывается государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи.

Согласно пункту 1 статьи 7 Областного закона (в редакции, действовавшей на день подачи заявления) право на получение адресной социальной помощи в виде социального пособия имеют малоимущие семьи или одиноко проживающие граждане Российской Федерации, проживающие на территории Ростовской области, имеющие по не зависящим от них причинам (объективные жизненные обстоятельства либо иные уважительные причины) среднедушевой доход, размер которого ниже полуторной величины прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения, а если в составе семьи имеются несовершеннолетние дети - ниже полуторной величины прожиточного минимума для детей в Ростовской области.

В силу пункта 2 статьи 7 Областного закона при предоставлении адресной социальной помощи используется величина прожиточного минимума, указанного в части 1 настоящей статьи, установленная на день подачи заявления гражданином.

По состоянию на дату подачи заявления Ивановой Н.А. (на 07 августа 2020 года), имеющей в составе семьи несовершеннолетнего сына- ИвановаА.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, размер прожиточного минимума в расчете на душу населения составлял 11 053 рубля, для детей - 11 642 рубля (постановление Правительства Ростовской области от 03 августа 2020 года №691 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Ростовской области за II квартал 2020г.).

Размер полуторной величины прожиточного минимума для семьи, составляет – 16 579 рублей 5 копеек, а для семьи, имеющей несовершеннолетних детей, составляет 17 463 рубля.

Таким образом, как указал суд апелляционной инстанции, документы, представленные заявителем, отвечают установленным законом требованиям, а из представленных документов следует, что среднедушевой доход семьи (14 195 рублей 07 копеек) не превышал полуторной величины прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Областного закона размер адресной социальной помощи в виде социального пособия определяется как разница между полуторной величиной прожиточного минимума и среднедушевым доходом семьи или одиноко проживающего гражданина.

Разница между среднедушевым доходом семьи Ивановой Н.А. в размере 14 195 рублей 07 копеек и полуторной величиной прожиточного минимума на душу населения семьи, в состав которой входит несовершеннолетний в размере 17 463 рубля составляет 3 267 рублей 93 копейки.

Вместе с тем, судебной коллегией отмечено, что муниципальным учреждением «Департамент социальной защиты населения» Зимовниковского района Ростовской области, рассматривая заявление Ивановой Н.А., неправомерно не приняты во внимание нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения, которые не допускают отказ в предоставлении указанной меры социальной поддержки в случае, если малоимущая семья или малоимущий одиноко проживающий гражданин по независящим от них причинам имеют доход ниже величины прожиточного минимума.

При установленных обстоятельствах, как указал суд апелляционной инстанции, у ответчика не имелось правовых оснований для отказа в предоставлении Ивановой Н.А. адресной социальной помощи в виде социального пособия в соответствии с Областным законом на основании заявления Ивановой Н.А. от 07 августа 2020 года.

В силу пункта 5 статьи 7 Областного закона адресная социальная помощь в виде социального пособия назначается на срок от одного до шести месяцев в году с единовременной или периодической выплатой, начиная с месяца, в котором приняты заявление и документы.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Иванова Н.А. состоит на учете как малоимущие семьи с 01 июня 2020 года, на основании протокола от 08 июля 2020 года ей назначена и выплачена в полном объеме адресная социальная помощь за 2 месяца (июль и август 2020 года).

С учетом изложенного? приведенных норм права, придя к выводу об обоснованности требований прокурора и признании за Ивановой Н.А. права на получение адресной социальной помощи в виде социального пособия в соответствии с Областным законом на основании заявления Ивановой Н.А. от 07 августа 2020 года на срок 4 месяца с сентября 2020 года по декабрь 2020 года, судебная коллегия суда апелляционной инстанции исходила из того, что при подаче заявления 07 августа 2020 года Ивановой Н.А. представлены в комиссию все необходимые документы, при этом в рамках межведомственного взаимодействия комиссией были получены все необходимые для назначения и выплаты пособия сведения.

Судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции, которые постановлены обоснованно и мотивированно, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и применении норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям.

Доводы кассационных жалоб о том, что обязывая Департамент назначить и произвести выплату адресной социальной помощи в виде социального пособия Ивановой Н.А. на срок 4 месяца с сентября 2020 года по декабрь 2020 года, суд подменяет уполномоченный орган государственной власти и местного самоуправления и разрешает вопрос, отнесенный к компетенции указанных органов, не является основанием к отмене обжалуемого судебного акта, поскольку обусловлен ошибочным толкованием возникших между сторонами спорных правоотношений.

Вместе с тем, кассационный суд общей юрисдикции отмечает следующее.

В соответствии со статьей 6.1 Областного закона Ростовской области № 174-ЗС государственные полномочия Ростовской области по организации работы по оформлению и назначению адресной социальной помощи передаются на неограниченный срок исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области.

При осуществлении государственных полномочий органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Устав Ростовской области, областные законы и нормативные правовые акты Правительства Ростовской области по вопросам осуществления государственных полномочий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Областной закон Ростовской области № 174-ЗС организационную работу по оформлению и назначению адресной социальной помощи осуществляет орган социальной защиты населения.

Согласно пункту 3 Постановления Правительства Ростовской области от 05 июля 2012 года № 588 «О порядке оказания адресной социальной помощи в Ростовской области» оформление и назначение социального пособия осуществляют органы социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов.

Пунктом 4 Постановления Правительства Ростовской области от 05 июля 2012 года № 588 «О порядке оказания адресной социальной помощи в Ростовской области» предусмотрено, что решение о назначении (отказе в назначении) социального пособия принимают органы социальной защиты населения на основании комиссионного рассмотрения заявления и документов, дающих право на его получение.

Согласно протоколу заседания комиссии от 08 июля 2020 года Ивановой Н.А. в 2020 году назначалась адресная социальная помощь в форме социального пособия в размере 1 691 рубль 91 копейка сроком на 2 месяца с единовременной выплатой. Ивановой Н.А. реализовано право на получение мер социальной поддержки государства в размере 2 месяцев из 6 возможных в 2020 году.

Исходя из положений пункта 5 статьи 7 Областного закона Ростовской области № 174-ЗС адресная социальная помощь в виде социального пособия назначается на срок от одного до шести месяцев в году с единовременной или периодической выплатой, начиная с месяца, в котором приняты заявление и документы.

Исходя из изложенного, кассационным судом принимается во внимание ссылка прокурора о том, что вследствие незаконного отказа департамента социальной защиты населения от 04 сентября 2020 года (протокол заседания комиссии №12) в предоставлении Ивановой Н.А. адресной социальной помощи в форме социального пособия, в связи с невозможностью оперативного восстановления права заявителя досудебными мерами прокурорского реагирования, Иванова Н.А. утратила право на получение мер социальной поддержки в 2020 году в полном объеме, а в силу части 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Другие доводы кассационных жалоб повторяют позицию заявителей по спору, являлись предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку, с которой кассационный суд общей юрисдикции соглашается.

Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебного акта, не допущено.

При таких обстоятельствах апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 20 мая 2021 года является законным, принятым в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для его отмены согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 20 мая 2021 года оставить без изменения, кассационные жалобы представителя муниципального учреждения «Департамент социальной защиты населения» Зимовниковского района Ростовской области, представителя Комиссии по рассмотрению заявлений малоимущих граждан об оказании адресной социальной помощи в виде социального пособия в денежном выражении при муниципальном учреждении «Департамент социальной защиты населения» Зимовниковского района Ростовской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Постановление15.02.2022