НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Челябинского областного суда (Челябинская область) от 31.12.9999 № 11-15566/17

Дело№ 11-15566/2017

Судья Торопова Л.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Шушкевич О.В.

судей Давыдовой Т.И., Швайдак Н.А.

при секретаре Дюсембаеве А.А.

с участием прокурора Малышевой О.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании 05 декабря 2017 года в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Гончарова Евгения Степановича на решение Миасского городского суда Челябинской области от 19 сентября 2017 года по иску Гончарова Евгения Степановича к Филиалу № 7 Государственного учреждения регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственному учреждению - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Министерству социальных отношений Челябинской области, Министерству финансов Российской Федерации о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение, зарегистрировать заявление на получение путевки, взыскании компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, возражения представителя ответчика Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Соколовой А.Л. против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Малышевой О.П., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Гончаров Е.С. обратился с иском к Филиалу № 7 Государственного учреждения регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение на календарный год с 03 июля 2017 года по 02 июля 2018 года и в последующем предоставлять путевку на санаторное лечение ежегодно, зарегистрировать заявление на получение путевки, взыскании компенсации морального вреда в размере 100 000 руб.

В обоснование заявленных требований указал, что является ***с 03 июля 2008 года, является получателем льгот, в том числе на получение путевки на санаторно-курортное лечение. 24 октября 2016 года им


2

было подано заявление о предоставлении путевки и медицинская справка на санаторное лечение, его заявление было зарегистрировано 12 декабря 2016 года. Заявление на получение путевки на календарный год с 03 июля 2017 года по 02 июля 2018 года, поданное 13 июня 2017 года, регистрировать отказались, ответ на поданное заявление не дали. В результате незаконных действий ответчика ему причинен моральный вред, выразившейся в ***.

Определением суда от 24 августа 2017 года к участию в деле привлечен прокурор, в качестве соответчиков привлечены Государственное учреждение - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее ГУ ЧРО ФСС), Министерство социальных отношений Челябинской области (далее МСО Челябинской области), Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Челябинской области (далее Минфин РФ), в качестве третьих лиц привлечены Управление социальной защиты населения администрации Миасского городского округа Челябинской области (далее УСЗН администрации Миасского городского округа), Областное государственное казенное учреждение Государственное учреждение Челябинский областной реабилитационно - физкультурный центр инвалидов «Импульс» (далее ОГКУ ГУ «Импульс»),

В судебном заседании истец Гончаров Е.С. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика ГУ ЧРО ФСС РФ Рахмангулова Е.В. исковые требования не признала.

Представитель ответчика филиала № 7 ГУ ЧРО ФСС РФ в судебное заседание не участвовал, представил отзыв, в котором против удовлетворения исковых требований возражал.

Представители ответчиков Минфина РФ в лице УФК по Челябинской области, МСО Челябинской области в судебном заседании не участвовали, представили отзывы, просили в удовлетворении исковых требований отказать.

Представители третьих лиц УСЗН администрации Миасского городского округа, ОГКУ ГУ «Импульс» в судебном заседании не участвовали.

Суд постановил решение, которым в удовлетворении исковых требований отказал.

В апелляционной жалобе Гончаров Е.С. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что *** ему установлена 02 июля 2008 года,


3 '

девятую путевку на санаторно-курортное лечение должен получить до 02 июля 2017 года, однако, путевка ему не выдана. Заявление о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение от 24 октября 2016 года со всеми необходимыми документами было зарегистрировано ответчиком 12 декабря 2016 года, ответ по данному заявлению им не получен. 13 июня 2017 года им было подано заявление о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение с приложением необходимых документов, в регистрации данного заявления ему было отказано со ссылкой на то, что он уже стоит в очереди, однако, та очередь относится к другому календарному периоду предоставления путевки. За причиненный моральный и физический ущерб здоровью взысканию подлежит 100 000 руб.

В возражениях на апелляционную жалобу ГУ ЧРО ФСС РФ указывает на несостоятельность доводов жалобы истца, поскольку Гончаров Е.С. состоит в реестре граждан - получателей государственной социальной помощи в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, номер очереди 11526, общее количество нуждающихся - 15503. Обеспечение граждан путевками осуществляется в пределах выделяемых средств из федерального бюджета на соответствующий год. Повторная подача заявления о предоставлении государственной услуги в период предоставления данной услуги действующим законодательством не предусмотрена, подача такого заявления приведет к нарушению порядка очередности и нарушению прав других граждан - получателей набора социальных услуг. Кроме того, действующее законодательство не содержит обязательства по ежегодному предоставлению социальной услуги в виде санаторно-курортного лечения.

Истец Гончаров Е.С, представители ответчиков Филиала № 7 ГУ ЧРО ФСС РФ, Минфина РФ в лице УФК по Челябинской области, МСО Челябинской области, представители третьих лиц УСЗН администрации Миасского городского округа, Центра «Импульс» о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, в суд не явились, в связи с чем судебная коллегия на основании ст. 327 и ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Из материалов дела следует, что Гончаров Е.С. является ***с 01 августа 2012 года бессрочно (л.д. 7).

12 декабря 2016 года Гончаров Е.С. обратился в МСО Челябинской области с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение (л.д. 30).


4

Уведомлением от 12 декабря 2016 года истцу сообщено, что он поставлен на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением, о предоставлении путевки ему будет сообщено дополнительно (л.д. 18, 30-32).

13 июня 2017 года Гончаров Е.С. обратился в ГУ ЧРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за период с июля 2017 года по июнь 2018 года с приложением медицинской справки формы № 070/у (л.д. 19).

Ответом ГУ ЧРО ФСС РФ от 16 июня 2017 года № 01-10/04/42Л Гончарову Е.С. разъяснено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется с учетом соблюдения установленного порядка очередности граждан на получение санаторно-курортных услуг исходя из даты регистрации заявления и в пределах лимита бюджетных ассигнований. Также указано, что Гончаров Е.С. состоит на учете на основании заявления, поданного 12 декабря 2016 года, номер очереди - 13367, обеспечение санаторно-курортным лечением будет осуществлено с учетом соблюдения установленного порядка очередности (л.д. 60-61).

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявление истца от 24 октября 2016 года было принято МСО Челябинской области, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции, истец был обеспечен санаторно-курортной путевкой в 2016 году, заявление истца от 13 июня 2017 года было принято ГУ ЧРО ФСС РФ, истцу дан ответ от 16 июня 2017 года, доказательств неисполнения ответчиком требований действующего законодательства не имеется, также суд указал, что действующее законодательство не предусматривает внеочередного оказания государственной социальной помощи в виде санаторно-курортного лечения, путевка предоставляется в последовательности, определяемой датой постановки на учет за получением такой путевки.

Судебная коллегия, соглашаясь с окончательным выводом суда первой инстанции, отмечает следующее.

Согласно ст. ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.

В соответствии с п. 3.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом


Минздравсоцразвития РФ от 29 декабря 2004 года № 328, обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории РФ, включенные в Перечень, утверждаемый Минздравсоцразвития РФ.

Граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 года № 256 (п. 3.6 Порядка).

При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы ФСС РФ или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7 Порядка).

В период с 01 января 2011 года по 31 декабря 2016 года полномочия по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан на территории Челябинской области, в том числе по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение на основании распоряжения Правительства РФ от 27 декабря 2010 года № 2428-р были переданы Правительству Челябинской области.

На основании постановления Правительства Челябинской области 18 апреля 2011 гола № 95-П в указанный период организация работы в сфере предоставления мер социальной поддержки, оказания различных видов государственной социальной помощи и социального обслуживания населения осуществлялась МСО Челябинской области.

Приказом МСО Челябинской области от 27 января 2011 года № 22 уполномоченным учреждением по приему и оформлению документов на получение санаторно-курортных путевок являлся Центр «Импульс».

С 01 января 2017 года указанные полномочия переданы ГУ ЧРО ФСС РФ на основании решения Министерства труда и социальной защиты РФ от 14 июня 2016 года № 12-3/10/В-3988, принятого с учетом письма Губернатора Челябинской области от 11 мая 2016 года № 01-2785.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27 марта 2012 года № 271н утвержден Административный регламент


6

предоставления Фондом социального страхования РФ гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее Административный регламент).

Документами, необходимыми для предоставления территориальным органом ФСС РФ заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке, предоставленной территориальным органом Фонда, и обратно, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путевки по форме N 070/у-04, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (п. 13 Административного регламента).

Предоставление государственной услуги по обеспечению заявителей при наличии медицинских показаний санаторно-курортным лечением путем предоставления путевки на санаторно-курортное лечение включает в себя следующие административные процедуры:

- прием и регистрация заявления о предоставлении государственной услуги и документа (содержащихся в нем сведений), указанных в п. 13 настоящего Административного регламента;

- рассмотрение заявления о предоставлении государственной услуги и документов и определение наличия или отсутствия оснований для отказа заявителю в предоставлении государственной услуги в соответствии с п. 19 Административного регламента;

принятие решения о предоставлении путевки территориальным органом Фонда, уведомление заявителя о выделении путевки, выдача заявителю путевки на санаторно-курортное лечение и специальных талонов и (или) направлений на право бесплатного получения проездных документов (п. 51 Административного регламента).

Основаниями для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение является отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, непредставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства РФ, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.

Согласно ч. 3 ст. 6.5 Федерального закона «О государственной


социальной помощи» порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством РФ.

В соответствии с п.п. 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утверждённых постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 года № 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в состав которого входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством РФ.

Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путёвкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счёт денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов ФСС РФ.

ФСС РФ распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (п.п. 4, 11, 19-21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг).

В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы.

Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона «О государственной социальной помощи», в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по


8

санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты РФ, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2013 года№ 1294).

Приобретение путевок на санаторно-курортное лечение осуществля­ется территориальными органами ФСС РФ в рамках выделенных бюджетных ассигнований в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Таким образом, из содержания приведённых нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объёмы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.

Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очерёдности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда РФ от 03 апреля 2014 года № 686-0).

Право на получение государственной социальной помощи в виде


9

предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6 Федерального закона «О государственной социальной помощи» категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путёвками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает.

Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.

Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной, и он сохраняет за собой право на ее предоставление.

Как следует из материалов дела, на основании заявления от 12 декабря 2016 года истец состоит в очереди лиц, имеющих право на предоставление санаторно-курортной путевки, следовательно, ответчиком начата правоприменительная процедура по предоставлению истцу санаторно-курортной путевки, которая должна быть предоставлена истцу в последовательности, определяемой датой регистрации заявления.

До завершения процедуры предоставления истцу санаторно-курортной путевки по заявлению от 12 декабря 2016 года оснований для регистрации последующих заявлений и начала новой правоприменительной процедуры не имеется.

Нарушений прав истца со стороны ответчика, отказавшего в регистрации заявления от 13 июня 2017 года, судебная коллегия не усматривает, поскольку повторная подача заявления о предоставлении государственной услуги в период предоставления данной услуги действующим законодательством не предусмотрена.

Кроме того, регистрация нового заявления истца при наличии предыдущего приведет к увеличению очереди нуждающихся в санаторно-курортном лечении граждан, нарушению прав иных граждан - получателей набора социальных услуг.


10

То обстоятельство, что истец продолжает стоять на учете по заявлению от 12 декабря 2016 года, не свидетельствует о нарушении прав истца на предоставление санаторно-курортной путевки.

Как было указано выше, установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение не исключается, поскольку право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6 Федерального закона «О государственной социальной помощи» категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путёвками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает, а финансирование осуществляется в рамках действующего правового регулирования.

Таким образом, отказ ответчика в постановке истца на учет в 2017 году не лишает его права на получение гарантированной государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а именно на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, из очереди на получение санаторно-курортного лечения истец не исключен, отказа в предоставлении истцу путевки ответчиком не принималось.

При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для возложения на ответчика обязанности зарегистрировать его заявление и предоставить санаторно-курортную путевку вне очереди.

Также у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения исковых требований о возложении на ответчика обязанности в последующем предоставлять путевку на санаторное лечение ежегодно, поскольку в силу ст. 2 Гражданского процессуального кодекса РФ защите подлежат лишь нарушенные права, тогда как доказательств того, что права истца нарушены, не имеется.

Доводы истца о том, что 24 октября 2016 года им было подано заявление о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение со всеми необходимыми документами, которое было зарегистрировано ответчиком 12 декабря 2016 года, не являются основанием для отмены постановленного судом решения.

Как следует из материалов дела, истец в период с 22 ноября 2016 года по 09 декабря 2016 года находился на лечении в МУП Санаторий «Дальняя Дача» по заявлению от 17 ноября 2015 года, следовательно, зарегистрировать заявление о получении санаторно-курортной путевки на новый срок, МСО


11

Челябинской области не могло, поэтому соответствующее заявление обоснованно было принято и зарегистрировано 12 декабря 2016 года.

Доводы апелляционной жалобы о том, что *** установлена 02 июля 2008 года, в связи с чем путевка должна быть предоставлена до 02 июля 2017 года, а также о том, что заявление от 13 июня 2017 года о предоставлении путевки подлежало регистрации, поскольку заявление от 12 декабря 2016 года, на основании которого он стоит в очереди, относится к другому календарному периоду предоставления путевки, являются несостоятельными, поскольку в период предоставления государственной услуги новое заявление принятию не подлежит.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требования о взыскании компенсации морального вреда за причиненный моральный и физический ущерб здоровью в размере 100 000 руб., поскольку оно производно от первоначальных требований, в удовлетворении которых истцу отказано, доказательств, подтверждающих ухудшение состояния здоровья вследствие не предоставления истцу санаторно-курортной путевки, не имеется.

Иных доводов, влекущих отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Миасского городского суда Челябинской области от 19 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гончарова Евгения Степановича - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи