НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Челябинского областного суда (Челябинская область) от 31.12.9999 № 11-14015/17

Дело№ 11-14015/2017

Судья Штрауб Г.О.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего судей

при секретаре

Скрябиной СВ.,

Андрусенко И.Д., Шушкевич О.В., Подмаревой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 26 октября 2017 года в городе Челябинске гражданское дело по иску Рябининой Валентины Владимировны к Государственному унитарному предприятию Челябинской области «ЧелябМедФарм», Министерству имущества и природных ресурсов Челябинской области о взыскании недополученной заработной платы,

по апелляционной жалобе Рябининой Валентины Владимировны на решение Сосновского районного суда Челябинской области 09 августа 2017 года.

Заслушав доклад судьи Скрябиной СВ. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, пояснения представителя истца Рябинина Д.А., настаивавшего на удовлетворении апелляционной жалобы, пояснения представителей ответчиков Яхина А.А. и Трушинской И.А., считавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Рябинина В.В. обратилась в суд с иском к Государственному унитарному предприятию Челябинской области «Челябмедфарм» (далее по тексту - ГУП «ЧелябМедФарм»), Министерству имущества и природных ресурсов Челябинской области (далее по тексту - Министерство) о взыскании недополученной заработной платы, компенсации за нарушение срока причитающихся выплат.

В обоснование иска указала, что работала **** ГУП «ЧелябМедФарм» с 29 мая 2015 года по 19 июня 2017 года. По условиям трудового договора ей был установлен должностной оклад в размере 34 783 руб., с начислением на него районного коэффициента 15%. 26 мая 2016 года в связи с изданием постановления Правительства Челябинской области от 24 мая 2016 года № 261-П, которым было утверждено Положение об условиях оплаты труда руководителей областных унитарных предприятий, с ней заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, в


соответствии с которым ей был установлен должностной оклад в размере 43 428 руб. из расчета семи минимальных размеров оплаты труда.

В связи с увеличением минимального размера оплаты труда с 01 июля 2016 года до 7 500 руб. она обратилась в Министерство с заявлением о пересмотре ее должностного оклада, однако ответа на свое обращение она не получила. 19 июня 2017 года трудовой договор с ней был прекращен в связи с принятием уполномоченным органом по управлению областным государственным имуществом решения о прекращении трудового договора. Ссылаясь на Положение об условиях оплаты труда руководителей областных унитарных предприятий, утвержденное постановлением Правительства Челябинской области от 24 мая 2016 года № 261-П, согласно которому размер должностного оклада руководителя унитарного предприятия зависит от минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, и коэффициента, определяемого в соответствии с названным Положением, полагала, что с 01 июля 2016 года ее должностной оклад должен был составлять 52 500 руб. без учета районного коэффициента, поэтому в период работы ей не была выплачена заработная плата в размере 120 722 руб. 40 коп. с учетом районного коэффициента. Помимо недополученной заработной плате в обозначенном размере просила взыскать с ответчика дополнительную денежную компенсацию, установленную статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации, в размере 24 498 руб. 59 коп.

В дальнейшем истец, сославшись на допущенные арифметические ошибки при подсчете размера компенсации, просила взыскать компенсацию за нарушение срока выплаты заработной платы за период с 01 июля 2016 года по 19 июня 2017 года в размере 12 416 руб. 72 коп., а также взыскать компенсацию на будущее время с 20 июня 2017 года по день фактической выплаты недополученной заработной платы.

В судебное заседание суда первой инстанции истец не явилась при надлежащем извещении, ее представитель Рябинин Д.А., действующий на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержал.

Представитель ответчика ГУП «ЧелябМедФарм» Керпельман Е.С., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска, сославшись на то, что в трудовом договоре и дополнительном соглашении к нему стороны договорились относительно условий оплаты труда, заработная плата выплачена истцу в полном объеме в соответствии с трудовым договором и дополнительным соглашением к нему. Какого-либо соглашения об изменении должностного оклада истца в сторону увеличения между сторонами не заключалось.

Представитель Министерства Трушинская И.А., действующая на основании доверенности, исковые требования также не признала, указав, что решение Министерства об отказе в изменении условий трудового договора незаконным не признано, просила применить последствия пропуска истцом


срока обращения в суд (л.д. 95-96).

Суд первой инстанции постановил решение, которым в удовлетворении исковых требований Рябининой В.В. отказал.

В апелляционной жалобе истец требует отмены решения суда как незаконного и необоснованного, указывает, что судом дано неверное толкованием норм, содержащихся в Положении об условиях оплаты труда руководителей областных унитарных предприятий, утвержденное постановлением Правительства Челябинской области от 24 мая 2016 года № 261-П. В Положении нет ссылки на то, что размер должностного оклада устанавливается только один раз при заключении трудового договора и изменению не подлежит. Считает, что из буквального толкования Положения следует, что размер должностного оклада **** областного унитарного предприятия может быть изменен как при изменении минимального размера оплаты труда, так и при изменении коэффициента, определяемого в соответствии с Положением. В трудовом договоре нет ссылки на то, что размер заработной платы **** может быть пересмотрен по соглашению сторон, так как это противоречит названному Положению. Ошибочным считает мнение суда о том, что установленный ей должностной оклад является фиксированным. Суд не учел, что условия оплаты труда руководителей унитарных предприятий определяются не только трудовым договором, но и Трудовым кодексом Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, учредительными документами организации.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец при надлежащем извещении не явилась. В соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным провести судебное заседание в ее отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 29 мая 2015 года во исполнение приказа министра имущества и природных ресурсов Челябинской области от 29 мая 2015 года (л.д. 9) между Министерством имущества и природных ресурсов Челябинской области и Рябининой В.В. заключен трудовой договор на новый срок, в соответствии с которым она назначена на должность директора ГУП Челябинской области «ЧелябМедФарм» (л.д. 10-13).

Пунктом 6.1 трудового договора истцу был установлен должностной оклад в размере 34 783 руб., на который начисляется районный (уральский) коэффициент в размере 15 процентов к должностному окладу (л.д. 10-13).

На основании дополнительного соглашения от 26 мая 2016 года пункт 6.1 трудового договора изложен в новой редакции: «оплата труда руководителя включает должностной оклад, выплаты компенсационного и


стимулирующего характера. Оклад установлен в размере 43 428 руб. (из расчета 6 204 руб. * 7, где 6 204 руб. - минимальный размер оплаты труда, установленный действующим законодательством на дату заключения трудового договора, 7 - коэффициент, определяемый в соответствии с постановлением Правительства Челябинской области «О Положении об условиях оплаты труда руководителей областных унитарных предприятий». На должностной оклад руководителя начисляется компенсационная выплата в виде районного (уральского) коэффициента в размере 15 процентов к должностному окладу)».

Приказом министра имущества и природных ресурсов Челябинской области от 19 июня 2017 года № **** трудовой договор с Рябининой В.В. расторгнут с 19 июня 2017 года в связи с принятием уполномоченным органом по управлению областным государственным имуществом решения о прекращении трудового договора в соответствии с пунктом 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации (л.д. 16).

Отказывая в удовлетворении исковых требований Рябининой В.В. о взыскании заработной платы и процентов за нарушение работодателем сроков выплаты заработной платы, суд первой инстанции исходил из того, что условия оплаты труда истца как руководителя государственного унитарного предприятия определены трудовым договором, которым предусмотрен должностной оклад в твердой денежной сумме; доказательств того, что сторонами заключено соглашение об изменении оплаты труда истца в зависимости от изменения размера минимального размера оплаты труда, не представлено.

Судебная коллегия соглашается с решением суда исходя из следующего.

Особенности правового регулирования условий оплаты труда руководителей государственных унитарных предприятий предусмотрены статьей 145 Трудового кодекса Российской Федерации.

Так, на момент подписания сторонами трудового договора и дополнительного соглашения к нему действовала редакция статьи 145 Трудового кодекса Российской Федерации, которая предусматривала, что условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий, а также руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности, определяются трудовыми договорами в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами


Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).

Условия оплаты труда руководителей иных организаций, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов организаций устанавливаются по соглашению сторон трудового договора.

Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 347-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" статья 145 Трудового кодекса Российской Федерации была изложена в новой редакции, согласно которой условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий, а также руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности, определяются трудовыми договорами в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).

Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких фондов, учреждений, предприятий (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) определяется государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих фондов, учреждений, предприятий, в размере, не превышающем размера, который установлен:

для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений, федеральных государственных


6

унитарных предприятий - нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации -нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий -нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Без учета предельного уровня соотношения размеров среднемесячной заработной платы, указанного в части второй настоящей статьи, могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий, включенных в перечни, утвержденные соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Условия оплаты труда руководителей иных организаций, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов иных организаций устанавливаются по соглашению сторон трудового договора.

Указанные изменения вступили в действие 04 июля 2016 года, со дня опубликования.

При этом в силу статьи 2 названного Закона предельные уровни соотношения среднемесячной заработной платы применяются с 1 января 2017 года, а предельные уровни соотношения заработной платы, установленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются до 31 декабря 2016 года.

Согласно пункту 3 Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1994 года № 210 "Об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов)", действовавшего до 11 января 2015 года, должностные оклады руководителей государственных предприятий устанавливались в зависимости от величины тарифной ставки I


разряда рабочего основной профессии, определенной коллективным договором на данном предприятии, исходя из списочной численности предприятия и коэффициента к величине тарифной ставки. Этим же пунктом было предусмотрено, что должностной оклад руководителя государственного предприятия повышается одновременно с увеличением тарифных ставок работников данного предприятия путем внесения изменений (дополнений) в трудовой договор (контракт).

Пунктом 3 Положения об условиях оплаты труда руководителей федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02 января 2015 года № 2, вступившего в действие 11 января 2015 года, предусмотрено, что размер должностного оклада руководителя предприятия определяется федеральным органом исполнительной власти либо организацией, осуществляющей функции и полномочия учредителя по заключению и расторжению трудового договора с руководителем предприятия (далее -учредитель), в зависимости от сложности труда, масштаба управления и особенностей деятельности и значимости предприятия.

24 мая 2016 года Правительством Челябинской области было утверждено Положение об условиях оплаты труда руководителей областных унитарных предприятий.

В соответствии с пунктами 4 и 5 названного Положения размер должностного оклада руководителя областного предприятия определяется в трудовом договоре и рассчитывается исходя из минимального размера оплаты труда, утвержденного федеральным законом, умноженного на коэффициент, определяемый в соответствии с настоящим Положением. Величина коэффициента определяется в зависимости от сферы деятельности областного предприятия и объема выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг, полученной областным предприятием по итогам работы за предшествующий год, на основании данных бухгалтерской отчетности.

При этом данным Положением не предусмотрено условия о повышении должностного оклада руководителя унитарного предприятия одновременно с изменением на федеральном уровне минимального размера оплаты труда.

В связи с тем, что такого условия названное Положение, утвержденное постановлением Правительства Челябинской области от 24 мая 2016 года № 261-П, не содержит, у Министерства отсутствовала обязанность по изменению установленного Рябининой В.В. должностного оклада с 01 июля 2016 года в связи с увеличением минимального размера оплаты труда.

В силу общих требований трудового законодательства стороны трудового договора вправе изменить определенные ими условия договора по взаимному соглашению, которое заключается в письменной форме (статья 72 Трудового кодекса Российской Федерации).


8

На возможность изменения условий трудового договора по соглашению сторон указывает и пункт 8.1 договора, заключенного с Рябининой В.В.

Предложение Рябининой В.В. об увеличении ее должностного оклада с 01 июля 2016 года Министерством было оставлено без удовлетворения, что свидетельствует о том, что соглашения об изменении размера должностного оклада между сторонами достигнуто не было.

Доводы истца, приведенные в ее апелляционной жалобе о неправильном толковании судом норм Положения об условиях оплаты труда руководителей областных унитарных предприятий, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 24 мая 2016 года № 261-П, ошибочны, не влекут изменение решения суда первой инстанции. Напротив, суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, разрешил дело в соответствии с представленными доказательствами и требованиями закона, в связи с чем оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сосновского районного суда Челябинской области от 09 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Рябининой Валентины Владимировны - без удовлетворения.

Председательствующий Судьи