Дело № 11-11403/2014 Судья Шишкина Е.Е.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 октября 2014 года город Челябинск
Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судьи Шигаповой СВ., судей Загайновой А.Ф., Трапезниковой И.И. при секретаре Бурцеве П.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Щелконоговой О.В. на решение Озерского городского суда Челябинской области от 20 августа 2014 года по заявлению ЩЕЛКОНОГОВОЙ О.В. к Управлению социальной защиты населения администрации Озерского городского округа, Министерству социальных отношений Челябинской области о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда»,
заслушав доклад судьи Загайновой А.Ф. об обстоятельствах дела, судебная коллегия,
установила:
Щелконогова О.В. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Озерского городского округа Челябинской области, Министерству социальных отношений Челябинской области о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», указывая, что на ее заявление о присвоении звания «Ветеран труда» письмом Министерства социальных отношений от 19 декабря 2013 года № 2634-ОЛ было отказано со ссылкой на отсутствие справки о наличии общего страхового стажа. Считает, что представленные ею справки о страховом стаже от различных организаций, подтверждающие общий страховой стаж более **** лет, являются достаточными. Ввиду наличия всех условий, предусмотренных законом, просит обязать ответчиков присвоить ей звание «Ветеран труда».
В судебном заседании Щелконогова О.В. и ее представитель Шмельзер А.О. настаивали на заявленных требованиях, указывая, что Щелконогова О.В. не является пенсионером и обращаться за подсчетом страхового стажа в органы Пенсионного фонда она не вправе, а последний работодатель - ФГУП ПО «Маяк» не вправе суммировать
2
страховой стаж, наработанный в предыдущих местах работы. Считает, что у Министерства социальных отношений Челябинской области препятствий к суммированию страхового стажа самостоятельно не имеется.
Представители УСЗН по г. Озерску Челябинской области, Министерства социальных отношений Челябинской области в судебном заседании участия не принимали, извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Суд постановил решение об отказе заявителю в удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе Щелконогова О.В. просит отменить решение суда и вынести по делу новое решение, об удовлетворении заявленных требований. Считает, что ею были представлены все необходимые документы, предусмотренные Положением о порядке присвоения звания «Ветеран труда» и выдаче удостоверения «Ветеран труда» в Челябинской области, утвержденным постановлением Губернатора Челябинской области от 20 апреля 2006 года № 111. Указанным постановлением не предусмотрено предварительное обращение в Управление Пенсионного фонда г. Озерска за назначением пенсии и достижение пенсионного возраста для присвоения звания «Ветеран труда», как на это указывает суд. Считает, что выводы суда не основаны на требованиях закона и не соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Исходя из положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заслушав Щелконогову О.В., ее представителя Шмельзер А.О., судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и сторонами не оспаривается, Щелконогова О.В., обращаясь в Управление социальной защиты населения с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда», помимо других требуемых законом документов к заявлению в подтверждение наличия у нее страхового стажа более **** лет приложила справки со всех мест работы, а именно: справку из МУП «Управление автомобильного транспорта» Озерского городского округа о наличии
3
страхового стажа на предприятии, исчисленного в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в течение **** лет **** месяцев **** дней (л.д. 14); аналогичного содержания справку из ФГУП ПО «Маяк» со ссылкой на тот же закон о продолжительности страхового стажа на предприятии в течение **** лет **** месяцев **** дней (л.д. 16) и справку из Управления Пенсионного фонда в г. Озерске, подтверждающую страховой стаж за период работы в Управлении продолжительностью **** лет **** месяц **** день (л.д. 17).
Письмом Министерства социальных отношений от 19 декабря 2013 года Щелконоговой О.В. отказано в рассмотрении заявления о присвоении звания «Ветеран труда» со ссылкой на то, что представленные справки отдельных организаций содержат сведения о наличии страхового стажа конкретно за определенные периоды трудовой деятельности на этих предприятиях, сведений о наличии общего страхового стажа не менее **** лет, данные документы не содержат, суммировать отраженные в справках страховые периоды органы социальной защиты не вправе ввиду того, что не являются уполномоченными органами, осуществляющими исчисление страхового стажа.
Щелконоговой О.В. разъяснено, что вернуться к рассмотрению данного вопроса будет возможно после представления справки, подтверждающей наличие страхового стажа не мене **** лет, оформленной территориальным Управлением Пенсионного фонда РФ, либо кадровой службой предприятия, на котором она работает (л.д. 12-13).
Отказывая Щелконоговой О.В. в удовлетворении требований, суд исходил из того, что заявителем не были представлены в орган, уполномоченный на рассмотрение вопросов, связанных с присвоением звания «Ветеран труда», всех необходимых для этого документов, которые предусмотрены Положением о порядке присвоения звания «Ветеран труда» и выдаче удостоверения «Ветеран труда» в Челябинской области, утвержденным постановлением Губернатора Челябинской области от 20 апреля 2006 года № 111, в частности, не представлена справка, выданная уполномоченными органами, о наличии страхового стажа, исчисленного в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не менее 20 лет для женщин либо страхового стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
На основании Положения о порядке присвоения звания «Ветеран труда» и выдаче удостоверения «Ветеран труда» в Челябинской области, п. 4 статьи 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской
4
Федерации», Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555, ответа Управления Пенсионного фонда г. Озерска об отсутствии в отношении Щелконоговой О.В. данных о её страховом стаже, исчисленном в соответствии с ФЗ № 173-ФЗ, суд пришел к выводу о том, что Щелконогова О.В. не достигшая пенсионного возраста, являясь работающим гражданином в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги «Присвоения звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверения «Ветеран труда», утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 18 июля 2012 года № 388-П, должна справку о продолжительности страхового стажа для присвоения звания «Ветеран труда» получить в кадровой службе по месту работы.
Нарушения требований закона и прав заявителя в обжалуемом ответе Министерства социальной защиты не нашел, указав, что оформив единую справку о страховом стаже, Щелконогова О.В. вправе повторно обратиться с аналогичным заявлением в орган, рассматривающий вопрос о присвоении звания «Ветеран труда».
Доводы представителя ФГУП ПО «Маяк» Шмельзер А.О., представляющей интересы истицы, о том, что единую справку о продолжительности страхового стажа на основании аналогичных справок с других предприятий предприятие выдать не обязано, а препятствий у Министерства социальных отношений произвести суммарный подсчет общего размера страхового стажа по представленным справкам нет, суд отверг со ссылкой на отсутствие доказательств наличия полномочий и правовых оснований у Управления социальной защиты населения по г. Озерску или Министерства социальных отношений Челябинской области исчислять страховой стаж, в том числе суммировать его периоды.
Выводы суда основаны на ошибочном толковании нормы материального права. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 4 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ).
В Челябинской области порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» урегулированы Законом Челябинской области от 29.11.2007 № 220-30 «О звании «Ветеран труда Челябинской области» и постановлением Губернатора Челябинской области от 20.04.2006 №111 «Об утверждении Положения о порядке присвоения звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверения «Ветеран труда» в Челябинской области», которым утверждено Положение о порядке присвоения
5
звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверения «Ветеран труда» в Челябинской области».
Пунктом 4 указанного Положения предусмотрено, что для присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, необходимо представить справку, выданную уполномоченными органами, о наличии страхового стажа, исчисленного в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин либо страхового стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, законодательно закреплено, что для присвоения звания «Ветеран труда» необходимо предоставление заявителем справки о страховом стаже, подсчитанном в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно статье 2 Федерального от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» страховой стаж -учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий.
Согласно пункту 5 Постановления Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при применении названных Правил приравнивается уплата страховых взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, уплата единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
6
Вопросы, какие периоды засчитываются в страховой стаж, порядок исчисления страхового стажа, правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа регулирует Глава 2 Закона «Страховой стаж».
Однако, Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий регулируют только пенсионные отношения застрахованных лиц и применение иных положений, касающихся страхового стажа к вопросам присвоения звания «Ветеран труда» недопустимо.
Законодательством о присвоении звания «Ветеран труда» предусмотрено лишь представление справки, подтверждающей страховой стаж, который был бы исчислен в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Положения о том, что данная справка должна быть единой закон не содержит.
По делу установлено, что Щелконогова О.В. представила в Управление социальной защиты населения три справки о страховом стаже, выданные кадровыми службами предприятий, учреждения, где она работала.
В каждой справке отражено, что страховой стаж Щелконоговой О.В. на данном предприятии подсчитан в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и, соответственно, с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий (л.д. 14-17).
Соответствие этих справок требованиям Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Правилам подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий по делу не оспаривается.
Таким образом, судебная коллегия считает, что Щелконогова О.В. подтвердила свой страховой стаж для присвоения звания «Ветеран труда».
Выводы суда о наличии обязанности у ФГУП «ПО «Маяк» выдать Щелконоговой О.В. единую справку, подтверждающую страховой стаж, исчисленную в соответствии ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и отсутствия обязанности у Управления социальной защиты населения по г. Озерску, Министерства социальных отношений
7
Челябинской области исчислять такой страховой стаж, в том числе, суммировать периоды заявителя на каждом предприятии, основаны на ошибочном толковании нормы материального права.
Кроме того, как следует из существа дела, предметом спора явилось не только отсутствие у заявителя единой справки, в которой был бы суммирован страховой стаж работы с каждого предприятия, но и, на ком лежит обязанность суммировать страховой стаж, в случае, если заявитель имел не одно место работы.
Законодательство, регулирующее вопросы присвоения звания «Ветеран труда», предусматривает выдачу такой справки для работающих лиц, кадровой службой по месту работы, для пенсионеров органом, осуществляющим пенсионное обеспечение. Однако, какой кадровой службой, с каждого места работы, либо с последнего места работы, законом не предусмотрено.
Как следует из материалов дела, на запрос суда о предоставлении сведений о страховом стаже Щелконоговой О.В. ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Озерска Челябинской области повторно выдал предоставленную Щелконоговой О.В. справку о страховом стаже только в период работы в этом Управлении, в выдаче сведений о суммарной продолжительности периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж Щелконоговой О.В. отказал, указав, что Щелконогова О.В. за назначением пенсии в Управление пенсионного фонда в г. Озерске не обращалась, в связи, с чем выдача такой справки не представляется возможным (л.д. 23).
Из объяснений представителя ФГУП «ПО «Маяк», являющегося последним местом работы Щелконоговой О.В., также следует, что суммировать ее страховой стаж на основании справок, выданных с прежнего места работы, и выдавать единую справку для обращения за присвоением звания «Ветеран труда» они не намерены. Обязанность такая на них также не возложена.
Между тем, для присвоения звания «Ветеран труда» юридически значимым является страховой стаж в смысле статьи 2 Федерального от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», как суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
8
Указав на отсутствие полномочий у Управления социальной защиты населения по г. Озерску, Министерства социальных отношений Челябинской области исчислять страховой стаж, суд оставил без внимания, что страховой стаж на каждом предприятии у Щелконоговой О.В. исчислен.
Понятие суммирования страхового стажа, исчисленного в соответствии с требованиями закона, не тождественно понятию его исчисления.
При тех обстоятельствах, когда законодательно не закреплено, кто должен суммировать страховой стаж лица, претендующего на звание «Ветеран труда» и имеющего при этом стаж работы не на одном предприятии, отказ в рассмотрении заявления о присвоении звания «Ветеран труда» ввиду отсутствия единой справки, подтверждающий необходимый трудовой стаж», не допустим.
Судебная коллегия считает, что оспариваемое заявителем решение Министерства социальных отношений от 19 декабря 2013 года Щелконоговой О.В. об отказе в рассмотрении заявления о присвоении звания «Ветеран труда» ввиду отсутствия сведений о наличии общего страхового стажа не менее **** лет, нарушает требования закона и права заявителя, претендующего на звание «Ветеран труда».
Соглашаясь с доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия учитывает, что Правительством Челябинской области от 18 июля 2012 утверждено Постановление № 388-П «Об Административном регламенте предоставления государственной услуги «Присвоение звания «Ветеран труда» и выдача удостоверения «Ветеран труда» (вместе с «Административным регламентом предоставления государственной услуги «Присвоение звания «Ветеран труда» и выдача удостоверения «Ветеран труда»).
Согласно абзацу 5 подпункта 1 статьи 11 Административного регламента в перечне документов, подтверждающих право заявителя на присвоение звания «Ветеран труда» указана справка, выданная уполномоченными органами, о наличии страхового стажа, исчисленного в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин либо страхового стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Для работающих граждан справка, указанная в абзаце пятом настоящего подпункта, выдается кадровыми службами по месту работы.
Для пенсионеров справка, указанная в абзаце пятом настоящего подпункта, выдается уполномоченными органами, осуществляющими
9
пенсионное обеспечение; (в ред. Постановления Правительства Челябинской области от 16.04.2014 № 141-П)
Документы, указанные в абзаце пятом подпункта 1, абзаце третьем подпункта 2 настоящего пункта, запрашиваются органами социальной защиты населения в рамках межведомственного информационного взаимодействия (абзац введен Постановлением Правительства Челябинской области от 16.04.2014 № 141-П)
Заявитель вправе по собственной инициативе самостоятельно представить документы, указанные в абзаце пятом подпункта 1, абзаце третьем подпункта 2 настоящего пункта.
(абзац введен Постановлением Правительства Челябинской области от 16.04.2014 № 141-П)
Таким образом, изменения, внесенные в Постановление № 388-П «Об Административном регламенте предоставления государственной услуги «Присвоение звания «Ветеран труда» и выдача удостоверения «Ветеран труда» (вместе с «Административным регламентом предоставления государственной услуги «Присвоение звания «Ветеран труда» и выдача удостоверения «Ветеран труда») Постановлением Правительства Челябинской области от 16.04.2014 № 141-П подтверждают выводы о том, что возникшие по настоящему делу вопросы решаются на соответствующем уровне уполномоченными органами, а Щелконогова О.В. лишь вправе по собственной инициативе представить справку о наличии страхового стажа в требуемой форме.
Поскольку Министерство социальных отношений Челябинской области не рассмотрело заявление Щелконоговой О.В., судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда и вынести новое решение о признании незаконным отказа Министерства социальных отношений Челябинской области в рассмотрении заявления Щелконоговой О.В. о присвоении звания «Ветеран труда» с возложением обязанности рассмотреть указанное заявление. При тех обстоятельствах, когда заявление Щелконоговой О.В. не было рассмотрено решение суда о присвоении ей звания «Ветеран труда» рассматривалось бы как вмешательство в деятельность уполномоченного на то органа.
Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда
определила:
Решение Озерского городского суда Челябинской области от 20 августа 2014 года отменить. Вынести новое решение. Признать незаконным отказ Министерства социальных отношений Челябинской
10
области в рассмотрении заявления ФИО1 о присвоении звания «Ветеран труда». Обязать Министерство социальных отношений Челябинской области рассмотреть заявление ФИО1 от 18 ноября 2013 года о присвоении звания «Ветеран труда».
Председательствующий
Судьи