НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Челябинского областного суда (Челябинская область) от 23.11.2017 № 11-15073/17

Дело№ 11-15073/2017

Судья Селина Н.Л.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 ноября 2017 года г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Галимовой P.M.,

судей Козиной Н.М., Давыдовой Т.И.

при секретаре Подмаревой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Озерске Челябинской области на решение Озёрского городского суда Челябинской области от 19 сентября 2017 года по иску Богуновой Ирины Викторовны к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда РФ в г. Озерске Челябинской области о признании права на досрочное пенсионное обеспечение.

Заслушав доклад судьи Галимовой P.M. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Озерске Челябинской области - Одинцовой СВ., Романенковой Е.Е., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Богунова И.В. обратилась в суд с иском (с учетом уточнений) к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Озерске о включении в специальный стаж для назначения пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности периодов работы с 01 января 1997 г. по 27 октября 1997 г., с 15 июня 1999 г. по 23 сентября 2001 г. и с 24 ноября 2001 г. по 31 декабря 2001 г., с 01 января 2003 года по 30 июня 2004 года в должности **** в льготном исчислении - 1 год как 1 год 3 месяца работы; с 10 января 1994 года по 09 марта 1994 года, с 24 сентября 2001 года по 23 ноября 2001 года, с 29 мая 2006 года по 17 июня 2006 года - периодов нахождения на курсах повышения квалификации в календарном исчислении; с **** года по **** года - период нахождения в отпуске **** в льготном исчислении - 1 год как 1 год 3 месяца работы; возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии по старости с 30


января 2017 года; взыскании расходов по оплате юридических услуг в размере 3 ООО рублей (л.д.5-14, 57-66)

В обоснование иска истец указала, что 30 января 2017 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по п.20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», ответчик своим решением от 02 марта 2017 года отказал в назначении пенсии и не включил в специальный стаж указанные выше периоды. Отказ полагает незаконным, так как она осуществляла деятельность по охране здоровья населения в режиме нормальной продолжительности рабочего времени; в должности **** она выполняла должностные обязанности ****; периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж, так как в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 03 августа 2012 года № 66и прохождение повышения квалификации для медицинских работников является обязательным; отпуск по беременности и родам подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении, так как указанный отпуск является разновидностью временной нетрудоспособности.

Истец Богунова И.В. и ее представитель Ермилова Н.Б. в судебном заседании настаивали на удовлетворении иска.

Представители ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Озерске Челябинской области - Романенкова Е.Е., Одинцова СВ. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований.

Суд вынес решение об удовлетворении исковых требований, на Государственное учреждение - Управление Пенсионного РФ в г. Озерске возложена обязанность зачесть в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения Богуновой Ирины Викторовны периоды: с 01 января 1997 г. по 27 октября 1997 г., с 28 октября 1997 г. по 31 марта 1998 г., с 15 июня 1999 г. по 23 сентября 2001 г., с 24 ноября 2001 г. по 31 декабря 2001 г., с 01 января 2003 г. по 30 июня 2004 г. в льготном исчислении как год работы за один год и три месяца; с 10 января 1994 г. по 09 марта 1994 г., с 24 сентября 2001 г. по 23 ноября 2001 г., с 29 мая 2006 г. по 17 июня 2006 г. в календарном исчислении, назначить Богуновой Ирине Викторовне страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с 30 января 2017 года. Взыскал с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Озерске в пользу Богуновой Ирины Викторовны расходы по госпошлине 300 руб. и расходы на представителя 1 500 руб.

2


В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить. Указывает, судом не учтено, что периоды работы с 01 января 1997 г. по 27 октября 1997 г., с 15 июня 1999 г. по 23 сентября 2001 г., с 24 ноября 2001 г. по 31 декабря 2001 г., с 01 января 2003 г. по 30 июня 2004 г. в должности **** не подлежат включению в специальный стаж, поскольку наименование должности не предусмотрено Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, утвержденными Постановлениями Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781, от 22 сентября 1999 № 1066, в выписке из лицевого счета Богуновой И.В. периоды работы с 24 ноября 2001 г. по 31 декабря 2001 г., с 01 января 2003 г. по 30 июня 2004 г. не подтверждены как специальный стаж; включение периодов нахождения на курсах усовершенствования не предусмотрено постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516; отпуск **** не подлежит включению в специальный стаж, так как истица в указанный период лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не осуществляла; взысканные судом расходы по оплате услуг представителя являются необоснованными и завышенными, так как истцом не представлено доказательств причинной связи между ущербом и действиями ответчика, в силу ст. 147 Бюджетного кодекса РФ расходование средств Пенсионного фонда РФ является исключительно целевым.

В возражениях на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Озерске Челябинской области - без удовлетворения (л.д.196-199).

Истец Богунова И.В., третье лицо ФГБУЗ ЦМСЧ № 71 ФМБА о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции надлежащим образом извещены заказной почтовой корреспонденцией, истец также посредством смс-уведомления при наличии в деле согласия на такой способ извещения, телефонограммой, в суд апелляционной инстанции истец и представитель третьего лица не явились, причины неявки не сообщили, поэтому судебная коллегия в соответствии со ст. 327 и ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39), конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

3


В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу пункта 20 части первой статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с частью второй статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 «н» постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:

Список должностей и учреждений, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране

4


,.' '

здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября

1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января

1992 г.

Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет, включалась работа врачей и среднего медицинского персонала лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

В разделе «Наименование должностей» Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на досрочную пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1066, указаны должности среднего медицинского персонала: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (или фельдшер, или медицинская сестра), заведующий медицинским пунктом -медсестра (или фельдшер), предусмотрены фельдшеры.

В разделе «Наименование должностей» Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на досрочную пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, предусмотрены должности среднего медицинского

5


персонала: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (или фельдшер, или медицинская сестра), заведующий медицинским пунктом -медсестра (или фельдшер), предусмотрены фельдшеры.

Согласно Номенклатуре учреждения здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 395 от 03 ноября 1999 года, утратившим силу в связи с изданием Приказа Минздрава РФ от 03 июня 2003 № 229, фельдшерско-акушерский пункт относился к лечебно -профилактическим учреждениям.

Согласно Примечанию 15 к Номенклатуре, здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений, и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.

В силу пункта 5 а Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.

Аналогичный порядок исчисления стажа предусмотрен и пунктом 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066.

Как следует из материалов дела, Богунова Ирина Викторовна, **** года рождения, (ранее Ермакова), работала в периоды с 10 января 1994 года по 01 июля 2004 года ****, ****, откуда уволена переводом в **** на должность **** - ****, что подтверждено записями в трудовой книжке истца (л.д. 18-20).

Согласно уточняющей справке **** № 15 от 14 апреля 2017 года (л.д. 71) Богунова И.В. в период с **** года по **** года находилась в отпуске ****, в периоды с 10 января 1994 г. по 09 марта 1994 г., с 24 сентября 2001 г. по 23 ноября 2001 г., с 29 мая 2006 г. по 17 июня 2006 г. на основании приказов работодателя истица находилась на курсах повышения квалификации (л.д. 50, 71).

6


Данные обстоятельства также подтверждены свидетельствами о прохождении повышения квалификации и сертификатом(л.д.44-49).

Из штатных расписаний ФАП следует, что в штате **** с 1997 года по 2000г. значится две штатные единицы - фельдшер и санитарка. С 2001 г. штатная единица фельдшера переименована в «заведующий ФАП -фельдшер» (л.д.32-40,72-73,87-88).

Отдельной должности заведующей ФАП в штатных расписаниях не указано.

Как следует из исторической справки **** (л.д.26-27), приказом департамента здравоохранения Кировской области и приказа **** от 30 июня 2004 г. № ****, в структурные подразделения участковых больниц с 01 июля 2004 г. переданы фельдшерско-акушерские пункты, в том числе и ****.

Как следует из исторической справки **** от 30 декабря 2010 г. (л.д.24) распоряжением Главы муниципального образования «Зуевский район» Кировской области от 15 октября 2004 № 12 **** переменовано в ****. В структуру учреждения вошли, в том числе и ****.

Как следует из справки администрации Мухинского сельского поседения Зуевского района Кировского района № 45 от 18 мая 2009 года (л.д. 74) **** (ранее ****) **** расположен на территории села Рябово, которое находится в административном подчинении муниципального образования Мухинское сельское поселение и отнесено к сельским населенным пунктам.

30 января 2017 года Богунова И.В. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Озерске Челябинской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости (л.д. 109-111).

Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Озерске Челябинской области № 73398/17 от 02 марта 2017 года Богуновой И.В. отказано в установлении страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ (л.д. 89-94).

Как следует из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 90 от 02 марта 2017 года

7


(л.д. 95-100) продолжительность стажа лечебной деятельности Богуновой И.В. в учреждениях здравоохранения по наиболее выгодному варианту исчисления стажа с учетом норм постановления Конституционного суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П составила 24 года 01 месяц 15 дней; стаж на соответствующих видах работ по п.20 ч.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ по постановлению Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781- 18 лет 06 месяцев 07 дней.

В специальный стаж не включены периоды нахождения на курсах усовершенствования с 10 января 1994 г. по 09 марта 1994 г., с 24 сентября 2001 г. по 23 ноября 2001 г., с 29 мая 2006г. по 17 июня 2006 г., так как указанные периоды не предусмотрены постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516; период работы с 01 января 1997 г. по 31 декабря 2001 года (в том числе отпуск **** с **** г. по **** г., отпуск **** с **** года по **** года), курсы усовершенствования, так как указанные периоды не предусмотрены Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, утвержденными Постановлениями Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781, от 22 сентября 1999 г. № 1066.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Богуновой И.В., суд первой инстанции исходил из того, что в спорные периоды кроме работы ****, истец также выполняла работу ****; запись в трудовой книжке о переводе на работу на должность **** этим же **** с 01 июля 2004 года выполнена не в связи с изменением места работы, а в связи со штатно-организационными изменениями, при этом трудовая функция истца не изменилась, а поскольку **** находился в сельской местности, то спорные периоды работы, включая период нахождения в отпуске ****, подлежит включению в стаж в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год 3 месяца, а периоды нахождения на курсах повышения квалификации следует включить в специальный стаж в календарном исчислении, как заявлено в иске, поскольку прохождение курсов для медицинских работников являлось обязательным, в эти периоды сохранялось рабочее место и заработная плата; с учетом спорных периодов специальный стаж истицы превышает требуемые 30 лет.

Разрешая ходатайство Богуновой И.В. о взыскании расходов по оплате госпошлины и расходов на оплату юридических услуг, суд первой инстанции руководствуясь ч.1 ст. 88, ст. 94, ч. 1 ст. 98, ч.1 ст. 100 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для возмещения указанных расходов, и учитывал принцип разумности, сложность дела, участие представителя в рассмотрении

8


дела, определил ко взысканию сумму расходов на оплату госпошлины 300 рублей и расходы на оплату услуг представителя 1500 рублей.

Указанные выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на законе, поэтому являются правильными.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о непринятии судом во внимание, что периоды работы с 01 января 1997 г. по 27 октября 1997 г., с 15 июня 1999 г. по 23 сентября 2001 г., с 24 ноября 2001 г. по 31 декабря 2001 г., с 01 января 2003 г. по 30 июня 2004 г. в должности **** не подлежат включению в специальный стаж, поскольку наименование должности не предусмотрено Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781, от 22 сентября 1999 № 1066, в выписке из лицевого счета Богуновой И.В. периоды работы с 24 ноября 2001 г. по 31 декабря 2001 г., с 01 января 2003 г. по 30 июня 2004 г. не подтверждены как специальный стаж; не состоятельны ввиду следующего.

Из акта № 43/14 от 02 октября 2015г. ГУ УПФР в Зуевском районе Кировской области (л.д.23) следует, что в штатном расписании по **** с 1997 года по 2000г. значится две штатные единицы -фельдшер и санитарка. С 2001 г. штатная единица фельдшера переименована в «заведующий ФАП - фельдшер», это же подтверждено штатными расписаниями **** за спорный период (л.д.32-40,72-73,87-88), затем 01 июля 2004 года истец была уволена переводом на должность **** этого же ****, а из исторических справок в отношении **** и ****(л.д.24,26-27) следует, что указанный ****, в котором работала истица, входил в состав этих больниц, из чего суд сделал правильный вывод, что истица фактически работала во все спорные периоды **** и ****, то есть имело место неполное указание наименования ее должности; а поскольку подтверждена ее занятость на работах, предусмотренных Списком № 781, суд пришел к верному выводу о наличии правовых оснований для включения этих периодов в специальный стаж.

При таких обстоятельствах указание в выписке из ИЛС данных периодов без кода льготной работы, то есть невыполнение работодателем обязанности, предусмотренной Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» по предоставлению в орган Пенсионного фонда сведений об условиях работы, само по себе не может служить основанием к отказу в иске.

9


i

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что включение периодов нахождения на курсах усовершенствования не предусмотрено постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516; не состоятельны ввиду следующего.

Так, пунктами 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

В соответствии с требованиями приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09 августа 2001 года № 314 «О порядке получения квалификационных категорий» повышение квалификации для медицинского работника является обязательным и на основании статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации эти периоды подлежат включению в стаж, поскольку за работником в указанный период сохраняется место работы, и производятся выплаты, предусмотренные законодательством, в том числе страховые взносы.

В соответствии со статьей 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинские и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на создание руководителем медицинской организации соответствующих условий для выполнения работником своих трудовых обязанностей, включая обеспечение необходимым оборудованием, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации; профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

10


В соответствии с действовавшим ранее законодательством, в случае направления работников на курсы повышения квалификации с сохранением заработной платы, за них производилась уплата взносов на государственное социальное страхование (статья 112 Кодекса законов о труде РСФСР).

В соответствии с требованиями статьи 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (действовавших в периоды прохождения курсов повышения квалификации), приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09 августа 2001 N 314 "О порядке получения квалификационных категорий" повышение квалификации для медицинского работника является обязательным.

Исходя из приведенных норм права, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем эти периоды подлежат включению в специальный стаж.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что отпуск по беременности и родам не подлежит включению в специальный стаж, так как истица в указанный период лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не осуществляла; не состоятельны ввиду следующего.

Отпуск по беременности и родам в силу ст.255 Трудового кодекса РФ предоставляется на основании листка нетрудоспособности, следовательно, этот отпуск в силу пунктов 4,5 приведенных выше Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, подлежит включению в специальный стаж, при этом порядок исчисления этих периодов является одинаковым с порядком исчисления самих периодов работы, предшествующих предоставлению отпуска.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что взысканные судом расходы по оплате услуг представителя являются необоснованными и завышенными, так как истцом не представлено доказательств причинной связи между ущербом и действиями ответчика, в силу ст. 147 Бюджетного кодекса РФ расходование средств Пенсионного фонда РФ является исключительно целевым, не состоятельны по следующим основаниям.

В силу ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых

11


требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано (ч. 1).

Правила, изложенные в части первой настоящей статьи, относятся также к распределению судебных расходов, понесенных сторонами в связи с ведением дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях (ч.2).

В силу ч.1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Таким образом, судебные расходы в виде расходов по оплате государственной пошлины и расходов по оплате услуг представителя подлежат взысканию в зависимости от результата рассмотрения дела.

Действующим законодательством УПФР не освобождено от несения таких расходов при удовлетворении иска, предъявленного к УПФР.

Поскольку решение вынесено в пользу истца, то у суда имелись правовые основания для возмещения указанных судебных издержек истца по нормам ГПК РФ, а не как ущерб по нормам Гражданского кодекса РФ, поэтому доказывания наличия причинной связи между действиями УПФР и наступившим ущербом не требовалось, а принцип целевого расходования средств Пенсионного фонда РФ на распределение судебных издержек по делу не влияет.

Кроме того, взысканная судом сумма расходов на оплату услуг представителя является разумной и соответствует необходимому объему юридических услуг по делу, сложности дела, также соответствует стоимости аналогичных услуг.

Истицей за составление иска оплачено по квитанции 3000 рублей (л.д.52), суд взыскал сумму 1500 рублей.

В силу п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

В апелляционной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и выводы.

12


/

Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, поскольку представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального закона при разрешении спора не допущено.

Руководствуясь ст.ст.327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Озёрского городского суда Челябинской области от 19 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Озерске Челябинской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

13