НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Челябинского областного суда (Челябинская область) от 23.05.2017 № ГА-003908-02/17

Дело№ lla-5 806/2017

Судья: Куценко Т.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 мая 2017 года г. Челябинск

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего: Смолина А.А.,

судей: Шигаповой СВ., Загайновой А.Ф.,

при секретаре Лысяковой Т.С,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по апелляционной жалобе Совета депутатов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области на решение Сосновского районного суда Челябинской области от 08 февраля 2017 года по административному исковому заявлению ФИО1 к Совету депутатов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области о признании незаконным и отмене Решения Совета депутатов Рощинского сельского поселения от 04 октября 2016 года № 103 «О досрочном прекращении депутатских полномочий депутата ФИО1» с момента принятия, признания права на исполнение депутатских обязанностей до истечения срока полномочий,

заслушав доклад судьи Смолина А.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия,

установила:

ФИО1 обратился с административным исковым заявлением к Совету депутатов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области о признании незаконным и отмене Решения Совета депутатов Рощинского сельского поселения от 04 октября 2016 года № 103 «О досрочном прекращении депутатских полномочий депутата ФИО1» с момента принятия, признания права на исполнение депутатских обязанностей до истечения срока полномочий (л.д. 6-8). В обоснование требований указано, что 04 октября 2016 года проведено заседание Совета депутатов Рощинского сельского поселения, в повестку дня которого был включен вопрос № 2 о досрочном прекращении депутатских полномочий депутата Совета депутатов Рощинского сельского поселения ФИО1, в проекте решения указано о досрочном прекращении депутатских полномочий депутата ФИО1 в связи с неполным представлением сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 года на основании п.7.1 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ. Решением от 04 октября 2016 года № 103 депутатские полномочия ФИО1 были досрочно прекращены,


основанием для вынесения этого решения явилось представление прокуратуры Сосновского района. Ссылается на то, что документы, подтверждающие неполноту предоставленных сведений и устанавливающие заведомый характер незаконных деяний ФИО1 к проекту не были приложены, депутаты с ними не ознакомлены. Оспариваемое решение принято при создавшемся конфликте интересов, из-за разногласий по вопросам, принимаемым на заседаниях Совета депутатов. Считает, что порядок принятия данного решения нарушен, поскольку основание для прекращения полномочий депутата ФИО1 могло возникнуть только в момент предоставления якобы неполной декларации, при этом в соответствии с ч. 11 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через 3 месяца со дня появления такого основания. Таким образом, полагает, поскольку неполные сведения ФИО1 о доходах за 2015 года были представлены до 01 апреля 2016 года, следовательно, решение Совета депутатов Рощинского сельского поселения от 04 октября 2016 года № 103 «О досрочном прекращении депутатских полномочий депутата ФИО1» принято по истечении времени, когда такое решение может быть принято.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании поддержал свои требования по основаниям указанным в заявлении, в дополнении указал, что отразил в налоговой декларации все свое имущество, доходы не скрывал, поскольку декларацию заполнял в первый раз, то указал не общий годовой доход в своей декларации и декларации своей супруги, а размер ежемесячной пенсии. Указывает на то, что, помимо него в представлении прокурора были указаны и иные депутаты, допустившие неточности в заполнении декларации, но в отношении них никаких решений не было принято.

Представитель административного ответчика председатель Совета депутатов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области - Евстигнеев А.И. возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснил, что сам он с декларациями, поданными ФИО1 не ознакомился, на обозрение депутатов их не предоставлял, на вопрос суда, почему такие меры были приняты только лишь в отношении депутата ФИО1, представитель административного ответчика пояснил, что в отношении ФИО1 прокурором в представлении было написано больше нарушений чем у других депутатов, кроме того, заявил, что в отношении депутата ФИО1 все равно решали бы вопрос о прекращении полномочий, а представление прокурора


3

только послужило поводом.

Представители заинтересованных лиц прокуратуры Сосновского района Челябинской области, Администрации Сосновского муниципального района, главы Рощинского сельского поселения, Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Сосновского района в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Судом постановлено решение об удовлетворении заявленных ФИО1 требований. Решение Совета депутатов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 04.10.2016 года № 103 «О досрочном прекращении депутатских полномочий депутата ФИО1» признано незаконным и отменено с момента принятия.

Не согласившись с решением суда, председатель Совета депутатов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области Евстигнеев А.И. обратился в Челябинский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что судом неправильно были определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также при вынесении решения неверно применены нормы материального права. Указывает, что рассмотрение представления прокуратуры было включено в повестку заседания Совета депутатов Рощинского сельского поселения 04 октября 2016 года под № 10, после чего решением Совета депутатов большинством голосов принято решение № 103 «О досрочном прекращении депутатских полномочий депутата ФИО1» в связи с неполным представлением сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год. Считает, что оспариваемое решение полностью соответствует п.2 ч.1 ст. 13.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131 -ФЗ, при этом полномочия совета депутатов при принятии указанного решения не превышены. Вывод суда о том, что оспариваемое решение не соответствует закону и потому подлежит отмене, является необоснованным, поскольку судом не указано какому именно закону решение не соответствует. Также вывод суда о том, что допущенные несущественные нарушения при принятии решения о лишении депутата ФИО1 депутатских полномочий могли повлиять на волеизъявление большинства депутатов Рощинского сельского поселения является необоснованным. Полагает, что указанные судом несущественные нарушения при принятии решения Советом депутатов не могли повлиять на результаты голосования по вопросу лишения ФИО1 депутатских полномочий.

Административный истец ФИО1 в суде апелляционной инстанции в удовлетворении жалобы просил отказать.


4

Представитель административного ответчика Совета депутатов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, представитель заинтересованного лица прокуратуры Сосновского района Челябинской области, представитель заинтересованного лица Администрации Сосновского муниципального района, главы Рощинского сельского поселения, представитель заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Сосновского района в судебное заседание в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения дела.

На основании части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (преамбула).

Согласно ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об


5

имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Часть 1 статьи 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ содержит основные термины и понятия, используемые в указанном Федеральном законе. В частности, определяет понятие «лицо, замещающее муниципальную должность» - депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса.

Согласно ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ и другими федеральными законами.

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ, Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ, Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ.

Пункт 4 статьи 5 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ предусматривает, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

В соответствии с ч. 3 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ полномочия депутата начинаются со дня его


избрания и прекращаются со дня начала работы выборного округа местного самоуправления нового созыва.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1, является избранным депутатом в Совет депутатов Рощинского сельского поселения третьего созыва на основании решения избирательной комиссии муниципального образования Рощинское сельское поселение от 15 сентября 2014 года № 80М88 «О результатах голосования по выборам депутатов Совета депутатов Рощинского сельского поселения по единому многомандатному округу» (л.д. 100).

22 июня 2016 года председателю Совета депутатов Рощинского сельского поселения Евстигнееву А.И. прокурором района Глазковым А.В. направлено письмо о проведении проверки соблюдения требований Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (л.д.54).

24 июня 2016 года страшим помощником прокурора Сосновского района Пудовой С.А. по результатам проведения указанной проверки составлен акт проверки, которым выявлены следующие нарушения:

1. сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год депутата ФИО1 заполнены не в полном объеме, либо при их заполнении допускаются неточности, а именно: в р. 1 не указан общий доход депутата и его супруги за 2015 год (указан размер ежемесячной пенсии); п.5.1 р.5 - не указаны объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании, в разделах справок не ставятся прочерки либо словосочетание «не имеется», также не указан орган, в который предоставляются указанные сведения.

2. при заполнении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год депутатов З.А.С., Р.В.В., Ч.Т.Д. допущены неточности: не указывается наименование органа, в который представляются соответствующие сведения, не полностью указаны адреса банковских и кредитных учреждений, валюта счетов (разд. 4), неправомерно заполнен разд. 6-6.1, т.к. имущество находится в собственности, не указана дата рождения, чьи сведения представлены (Ч.Т.Д.), отсутствуют подписи лица, принявшего справки (л.д. 55).

28 июня 2016 года прокуратурой Сосновского района вынесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции с требованием рассмотреть настоящее представление на ближайшем заседании Совета депутатов, принять исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих, указанное представление поступило


7

23 августа 2016 года в Совет депутатов Рощинского сельского поселения (л.д.31-32).

Рассмотрение указанного представления прокурора было включено в повестку на заседании Совета депутатов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района от 04 октября 2016 года под № 10.

Решением Совета депутатов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 04 октября 2016 года большинством голосов (6 - за, 4 - против) принято решение № 103 «О досрочном прекращении депутатских полномочий депутата ФИО1» в связи с неполным представлением сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год (л.д. 101).

Удовлетворяя заявленные требования административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что депутатом ФИО1 были допущены технические ошибки при заполнении справок о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера, которые сами по себе не искажают ни сведения об общих доходах депутата и его супруги, ни сведения о принадлежащем депутату и его супруге имуществе и основаниях им владения. Кроме того, согласно пояснений председателя Совета депутатов Евстигнеева А.И. справки о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера депутата ФИО1 он не смотрел даже после получения представления прокурора, при этом Комиссия по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в нарушении п.4 Положения «О порядке проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности муниципальном образовании Рощинского сельского поселения, а также соблюдения лицами, замещающими муниципальные должности муниципальным образовании Рощинского сельского поселения, ограничений и запретов, установленных законодательством Российско Федерации» создана также не была.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о незаконности принятого Советом депутатов Рощинского сельского поселения решения от 04 октября 2016 года № 103 «О досрочном прекращении депутатских полномочий депутата ФИО1».

Решением Совета депутатов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 21 апреля 2016 года № 84 утверждено Положение «О порядке представления сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, для лиц, замещающих муниципальные должности муниципальном


образовании Рощинском сельском поселении», согласно которому, сведения представляются ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом либо в Комиссию по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо председателю Совета депутатов, согласно форме, утверждаемой нормативным правовым актом Президента Российской Федерации. При этом, согласно п. 5 данного Положения, в случае, если лицо, замещающее муниципальную должность в муниципальном образовании Рощинского сельского поселения, обнаружило, что в представленных им сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения, либо имеется ошибка, лицо вправе представить уточненные сведения в течение одного месяца после окончания срока, указанного в пункте 4 настоящего Положения.

Из материалов дела следует, что депутат ФИО1 заблаговременно, 01 апреля 2016 года представил в Совет депутатов Рощинского сельского поселения справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, при этом доказательств принятия данных справок Комиссией по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо председателем Совета депутатов, в материалах дела отсутствуют.

Кроме того, согласно ч. 11 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания. При этом, депутатом ФИО1 данная справка была сдана 01 апреля 2016 года, что подтверждает запись сделанная ФИО1 в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (л.д. 133-152), а решение № 103 «О досрочном прекращении депутатских полномочий депутата ФИО1» принято Советом депутатов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области - 04 октября 2016 года.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемое решение принято без достаточных к тому оснований, а потому не может быть признано законным.


9

0е-

Приведенные в обоснование апелляционной жалобы доводы не опровергают правильных выводов суда по обстоятельствам рассматриваемого дела, при этом суд первой инстанции дал надлежащую оценку доводам административного истца и ответчика, основываясь на совокупности представленных сторонами доказательств. По существу доводы жалобы сводятся к позиции административного ответчика, изложенной в ходе рассмотрения дела, и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, они не опровергают правильность выводов суда и в соответствии со статьей 310 КАС РФ не могут служить основанием к отмене решения.

Учитывая изложенное, судебная коллегия находит решение суда правильным, оснований, предусмотренных ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы, не усматривает.

Нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену принятого решения, судом не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 306, 307, 308, 309, 310, 311 КАС РФ, судебная

коллегия

определила:

решение Сосновского районного суда Челябинской области от 08 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета депутатов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи