НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Челябинского областного суда (Челябинская область) от 22.06.2017 № 11-7796/17

Дело№ 11-7796/2017

Судья Галюкова М.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 июня 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Швайдак Н.А.,

судей Шушкевич О.В., Жуковой Н.А.,

при секретаре Чертовой О.Н.,

с участием прокурора Минкиной Л.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 25 октября 2016 года по иску прокурора Центрального района г. Челябинска к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, Управлению Здравоохранения Администрации г. Челябинска, МАУЗ «Ордена трудового красного знамени Городская клиническая больница №1», Министерству социальных отношений Челябинской области о возложении обязанности выделить средства на содержание и реконструкцию входа, утвердить смету расходов на реконструкцию входа, обеспечить беспрепятственный доступ маломобильных групп населения в помещение путем.

Заслушав доклад судьи Швайдак Н.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, действующего по доверенности, Баркиной О.Н., поддержавшей доводы жалобы, объяснения прокурора, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истец Прокурор Центрального района города Челябинска обратился в суд с иском к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, Управлению Здравоохранения Администрации г. Челябинска, МАУЗ «Ордена трудового красного знамени Городская клиническая больница №1» о возложении на Комитет по управлению имуществом и земельными отношениями города Челябинска обязанности выделить средства на содержание и реконструкцию входа в помещение отделения общей врачебной практики поселка Сосновка МАУЗ «ОТКЗ ГКБ №1», возложении на Управление Здравоохранения Администрации г. Челябинска обязанности утвердить смету расходов на реконструкцию входа в помещение отделения общей врачебной практики поселка Сосновка МАУЗ

1


«ОТКЗ ГКБ №1», возложении на МАУЗ «Ордена трудового красного знамени Городская клиническая больница №1» обязанности обеспечить беспрепятственный доступ маломобильных групп населения (включая инвалидов-колясочников) в помещение отделения общей врачебной практики поселка Сосновка МАУЗ «ОТКЗ ГКБ №1», расположенное по адресу: **** путем оборудования входной группы: пандусом, соответствующим требованиям пунктов 5.2.13, 5.2.14, СП 59.13330.2012; выделенными цветом или фактурой краевыми ступенями лестничных маршей в соответствии с требованиями п. 4.1.12 СП 59.13330.2012; предупредительными тактильными полосами перед открытой лестницей за ****-**** кв.м., шириной 0,3-0,5 м; поручнями, соответствующими требованиям п. 5.2.15, п. 5.2.16 СП 59.13330.2012.

В обоснование иска указал на то, что в больнице МАУЗ «Ордена трудового красного знамени Городская клиническая больница №1» отсутствует доступ для маломобильных групп населения.

Помощник прокурора Центрального района города Челябинска Герман А.С. в судебном заседании суда первой инстанции настаивал на удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика Управления здравоохранения Администрации г. Челябинска по доверенности Начвай А.А. в судебном заседании суда первой инстанции возражал против удовлетворения исковых требований.

Представители ответчиков Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, МАУЗ «Ордена трудового красного знамени Городская клиническая больница №1», Министерства социальных отношений Челябинской области в судебное заседание суда первой инстанции не явились, извещены надлежащим образом.

Решением суда исковые требования Прокурора Центрального района г. Челябинска удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе ответчик Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска просит решение суда в части возложения на них обязанности выделить средства на содержание и реконструкцию входа отменить, принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Считает, что в данной части решение суда принято без учета программы по реализации спорных прав, а так же того обстоятельства, что финансирование в данной части осуществляет ответчик Управление здравоохранения Администрации г. Челябинска.

Ответчики Управление здравоохранения Администрации г. Челябинска, МАУЗ «Ордена трудового красного знамени Городская


клиническая больница № 1», Министерство социальных отношений Челябинской области о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, в суд не явились, причины неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В суд апелляционной инстанции поступило заявление прокурора Центрального района г. Челябинска об отказе от исковых требований в части возложения на Комитет по управлению имуществе земельными отношениями города Челябинска обязанности по выделению средств на содержание и реконструкцию входа в помещение отделения об врачебной практики поселка Сосновка МАУЗ «ОТКЗ ГКБ №1».

Согласно ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе отказаться от иска. Суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В силу ч. 1 ст. 326.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отказ истца от иска, признание иска ответчиком или мировое соглашение сторон, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме.

Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе истца от иска или заявления сторон о заключении мирового соглашения определяются по правилам, установленным ч. 2 и ч. 3 ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При принятии отказа истца от иска или при утверждении мирового соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по делу (ч. 2 ст. 326,1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу п. 5 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в

3


соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.

Судебная коллегия принимает во внимание, что МАУЗ «Ордена трудового красного знамени Городская клиническая больница №1», является бюджетным учреждением, заявленные исковые требования не связаны с причинением вреда гражданам, субсидиарная ответственность за который может быть возложена на собственника имущества учреждения.

Обсудив поступившее заявление об отказе прокурора Центрального района г. Челябинска от исковых требований к Комитету по управлению имуществом земельным отношениям города Челябинска, учитывая, что отказ от иска в указанной части не нарушает права и интересы других лиц, правовые последствия отказа от иска истцу известны, судебная коллегия полагает возможным принять отказ прокурора от исковых требований о возложении на Комитет по управлению имуществе земельными отношениями города Челябинска обязанности по выделению средств на содержание и реконструкцию входа в помещение отделения об врачебной практики поселка Сосновка МАУЗ «ОТКЗ ГКБ №1».

Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, поскольку доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с решением суда в части возложения на Комитет по управлению имуществе земельными отношениями города Челябинска обязанности по выделению средств на содержание и реконструкцию входа в помещение отделения об врачебной практики поселка Сосновка МАУЗ «ОТКЗ ГКБ №1», судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения в обжалуемой части в соответствии с положениями ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ. Основания для проверки решения суда первой инстанции в полном объеме судебная коллегия не усматривает и приходит к следующему.

Пунктом «а» части 1 статьи 9 Конвенции ООН о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года, ратифицированной Россией 15 мая 2012 года, предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимьш образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: на

4


здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние , объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в РФ является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно ст. 11.1, этого же закона, к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида (вспомогательные технические средства реабилитации инвалидов).

В силу положений ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

В силу п.1 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур

5


должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Согласно п. 1.4 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года №605, проектные решения объектов, доступных для маломобильных групп населения, должны обеспечивать досягаемость перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения, а также место проживания, обслуживания и приложения труда; своевременное получение полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и т.д.; удобство и комфорт среды жизнедеятельности.

Улучшение условий жизни инвалидов, как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 года и 25 апреля 2005 года.

Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач Федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2006 -2010 годы», утв. Постановлением Правительства РФ 29 декабря 2005 года №832.

Постановлением Правительства Челябинской области от 15 декабря 2010 года №301-П утверждена целевая программа «Социальная поддержка инвалидов в Челябинской области» на 2011- 2015 годы, целью которой является реабилитация и интеграция инвалидов в общество, повышение их жизненного уровня, а также формирование доступной среды жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения наравне со всеми гражданами.

Важнейшей нерешенной социальной задачей является создание равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, информации и связи.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Центрального района города Челябинска по коллективному обращению жителей поселка Сосновка и Центрального района города Челябинска проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов, в том числе маломобильных групп населения, в отделение общей врачебной практики поселка Сосновка МАУЗ «Ордена трудового красного знамени Городская клиническая больница №1».

б


В нежилом помещении одноэтажного административного здания по адресу: ****, расположено отделение общей врачебной практики поселка Сосновка МАУ «ОТКЗ ГКБ№1».

В указанном помещении населению поселка Соновка МАУЗ «ОТК ГКБ №1» оказывает терапевтическую, диагностическую и медико санитарную помощь в амбулаторных условиях.

В помещении имеется два входа (выхода) с северной и с южной стороны здания, беспрепятственный доступ маломобильных групп населения, в том числе инвалидов-колясочников, в помещение отделения общей врачебной практики поселка Сосновка МАУЗ «ОТКЗ ГКБ № 1» не обеспечен.

На основании договора от 14 апреля 1999 года №У071/30 Комитет по управлению имуществом города Челябинска закрепил за МУЗ «Ордена трудового красного знамени Городская клиническая больница №1» нежилое помещение площадью **** кв.м., расположенное по адресу: ****.

Пунктами 5,6 Устава МАУЗ «ОТКЗ ГКБ №1». утвержденного приказом начальника Управления здравоохранения Администрации города Челябинска от 19 сентября 2015 года №3583, установлено, что учредителем автономного учреждения является Администрация города Челябинска. Полномочия собственника муниципального имущества, закрепленного за автономным учреждением на праве оперативного управления, осуществляет Администрация города Челябинска в лице Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие беспрепятственного доступа для маломобильных групп населения на объект социальной инфраструктуры, нарушает права на доступную среду инвалидов.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, так как они соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Доводы апелляционной жалобы Комитета по управлению имуществе земельными отношениями города Челябинска о том, что суд первой инстанции безосновательно возложил на Комитет обязанность по выделению денежных средств, не влечет отмены решения суда первой инстанции, так как в данной части прокурор от исковых требований отказался, а в остальной части решение суда ответчиком не обжалуется, от иных сторон жалобы так же отсутствуют.

7


Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 25 октября 2016 года в части возложения на Комитет по управлению имуществе земельными отношениями города Челябинска обязанности по выделению средств на содержание и реконструкцию входа в помещение отделения врачебной практики поселка Сосновка МАУЗ «Ордена трудового красного знамени Городская клиническая больница №1» отменить.

Принять отказ прокурора Центрального района г. Челябинска от искаовых требований к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска о возложении обязанности выделить средства на содержание и реконструкцию входа в помещение отделения врачебной практики поселка Сосновка МАУЗ «Ордена трудового красного знамени Городская клиническая больница №1», производство по делу в этой части прекратить.

Это же решение суда в остальной части оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи:

8