Дело№ 11-4616/2014
Судья Крафт Г.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судей
при секретаре
Скрябиной С.В.,
Давыдовой Т.И., Лутфуллоевой P.P., Терюшовой М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 мая 2014 года в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Булатовой Н.А., Орловой С.А., Васильевой И.А., Кухарь С.С. на решение Карталинского городского суда Челябинской области от 05 февраля 2014 года.
Заслушав доклад судьи Скрябиной С.В. об обстоятельствах дела, пояснения представителя истца Булатовой Н.А., представителя истцов Силинцева А.С., настаивавших на удовлетворении апелляционной жалобы, представителей ответчиков Хакимова М.А., Выхрыстюк Ю.М., Уромбаевой Н.А., Гончара Н.Н., Антоновой Н.М., представителя третьего лица Шакировой Э.А., считавших решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Булатова Н.А., Орлова С.А., Тихонова Т.В., Васильевна И.А., Кухарь С.С. обратились в суд с иском к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 2» (далее по тексту - Школа) о взыскании задолженности по заработной плате за период с 01 октября 2012 года по 31 октября 2013 года, взыскании процентов за несвоевременную выплату заработной платы в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса РФ, а также процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса РФ.
В обоснование требований указали, что являются **** образовательного учреждения, каким является ответчик:
Булатова Н.А. работает **** с 14 марта 2011 года,
Орлова С.А. - ****
**** с 03 сентября 2012 года;
Тихонова Т.В. - **** с 11 января 2012 года;
Кухарь С.С. - **** с 18 марта 2003 года;
Васильева И.А. состояла в трудовых отношениях с ответчиком с 17 апреля 2012 года по 12 августа 2013 года, работала ****.
Ссылаясь на Указ Президента РФ от 07 мая 2012 года «О мероприятиях по государственной социальной политике», в соответствии с которым их заработная плата должна быть равной заработной плате работников сектора экономики Челябинской области, а также на распоряжение Главы администрации Локомотивного городского округа от 09 октября 2012 года № 376 «Об оплате труда педагогических работников МКОУ СОШ № 2», в соответствии с которым заработная плата педагогического работника Школы должна быть не менее **** руб. с 1 октября 2012 года, распоряжение Главы администрации Локомотивного городского округа от 24 декабря 2012 года № 481 -р, в соответствии с которым уровень заработной платы педагогических работников Школы должен быть повышен до **** руб., истцы указали, что их работодателем требования указанных нормативных правовых актов не исполняются, заработная плата им выплачивается в меньшем размере, в связи с чем образовалась задолженность.
В судебном заседании суда первой инстанции истец Булатова Н.А. участия не принимала, ходатайствовала о рассмотрении дела с участием ее представителя по доверенности Горпинич Т.А., которая на иске настаивала.
Истцы Васильева И.А., Кухарь С.С., Тихонова Т.В., Орлова С.А. свои требования поддержали.
Представитель ответчика директор Школы Хакимов М.А. иск не признал, заявил что хотя Школа и является юридическим лицом, а детские сады ее структурными подразделениями, однако это не означает, что воспитатели также имеют право на получение заработной платы в повышенном размере как педагоги общего образования с октября 2012 года. Воспитателям, которые относятся к третьей квалификационной категории, была повышена средняя заработная плата в соответствие с Указом Президента РФ, но с 1 декабря 2012 года, размер которой составил не менее **** руб.49 коп., педагогам дополнительного образования, которые относятся ко второй квалификационной категории, произведен перерасчет заработной платы в октябре 2013 года. Указал, что в Указе Президента РФ, на который ссылаются истцы, идет речь о повышении средней заработной платы, а не ежемесячного заработка. Кроме того, сославшись на положение статьи 392 Трудового кодекса РФ, заявил о применении последствий
пропуска истцами срока обращения в суд за разрешением трудового спора.
Определением Карталинского городского суда от 28 января 2014 года, в качестве соответчика по делу привлечена администрация Локомотивного городского округа Челябинской области, представитель которой Гончар Н.Н. возражал по поводу удовлетворения исковых требований, указав, что в соответствие с Указом Президента РФ был увеличен размер средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений с октября 2012 года, с 2013 года - воспитателей дошкольных учреждений. Истцы просят увеличить им размер заработной платы, что не обосновано, так как полагает, что заработная плата педагога (учителя) не может быть равной заработной плате воспитателя детского сада. Решающего значения в увеличении размера заработной платы по причине того, что на территории Локомотивного городского округа нет дошкольных детских учреждений, а детские сады, где работают истцы, являются структурным подразделением Школы, не может являться основанием для фактического уравнивания заработной платы воспитателей детских садов и педагогов общеобразовательной школы.
Представитель третьего лица Министерства образования и науки Челябинской области в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве указал, что Министерство не является работодателем истцов, поэтому не имеет сведений о размере заработной платы и перерасчете их заработной платы, также не является учредителем ответчика, функций главного распорядителя бюджетных средств в отношении Школы не осуществляет.
Решением суда в удовлетворении исковых требований было отказано.
В апелляционной жалобе истцы Булатова, Орлова, Васильева и Кухарь указывают на свое несогласие с выводом суда о пропуске ими срока обращения в суд, утверждают, что о нарушении своего права на оплату труда в повышенном размере они узнали в декабре 2013 года, когда и обратились в суд. Также не согласны с выводом суда о том, что их права работодателем не нарушаются. Они продолжают настаивать на том, что являются работниками Школы, которое является общеобразовательным учреждением, следовательно, действие Указа Президента РФ, как и распоряжения Главы администрации Локомотивного городского округа, распространяется на них в полном объеме, и разделение ответчиком педагогических работников школы на педагогов общеобразовательного звена, педагогов дошкольного образования, педагогов дополнительного образования «Блока дополнительного образования» в целях оплаты труда необоснованно и незаконно.
Истец Тихонова решение суда не обжаловала.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истцы не явились при надлежащем извещении, как и представитель третьего лица Государственной инспекции труда в Челябинской области. В соответствии со
статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ с учетом мнения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия сочла возможным провести судебное заседание без их участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения.
Так, судом первой инстанции было установлено и подтверждается материалами дела, что согласно трудовому договору, заключенному 17 апреля 2012 года между Школой и Васильевой И.А., изданному на его основе приказу о приеме работника на работу, Васильева И.А. принята на должность **** (л.д. 228, 229-231, том 2).
Кухарь С.С. принята на работу в Школу по трудовому договору, заключенному 18 марта 2003 года, воспитателем в структурное подразделение Школы - **** (л.д. 222, 223-224, том 2).
Истец Орлова С. А. переведена **** с 03 сентября 2012 года ( 160-162, том 1).
Булатова Н.А. (до изменения фамилии - Левенцова) является **** с 14 марта 2011 года (л.д. 168-170, том 1)
Согласно распоряжению Главы администрации Локомотивного городского округа Челябинской области от 09 октября 2012 года № 376, которое было издано, как это следует из преамбулы распоряжения, в соответствии с требованиями Указа Президента РФ от 07 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», на основании письма Министерства образования и науки Челябинской области от 09 июля 2012 года № 24/5115, с целью доведения заработной платы педагогических работников Школы до средней заработной платы работников по экономике Челябинской области в 2011 году, с 01 октября 2012 года увеличен фонд оплаты труда педагогических работников Школы с учетом, что средняя заработная плата педагогического работника должна быть не менее **** руб. (л.д. 153, том 1).
На основании данного распоряжения по Школе был издан приказ «Об оплате труда педагогических работников Школы, в соответствии с которым с 01 октября 2012 года фонд оплаты труда педагогических работников увеличен (л.д. 121, том 1).
Как следует из представленных расчетных листов по заработной плате истцов увеличение их заработной платы с 01 октября 2012 года не произошло (л.д. 176-203, том 3, л.д. 1-86, том 4).
Согласно штатным расписаниям Школы и структурного подразделения «Блок дополнительного образования» должностные оклады воспитателей и педагогов дополнительного образования «Блока» (л.д. 153-159, том 3) не повышены.
Из распоряжения Главы администрации Локомотивного городского округа от 24 декабря 2012 года № 481-р, изданном в соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», на основании письма Министерства образования и науки Челябинской области от 04 декабря 2012 года № 13/9510 с целью доведения заработной платы педагогических работников Школы до средней заработной платы работников экономики Челябинской области в 2012 году (не менее **** руб.), а заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений Локомотивного городского округа до средней заработной платы в сфере общего образования (не менее **** руб.), следует, что педагогическим работникам Школы в декабре 2012 года полагалась к выплате премия из расчета по **** руб. на одного педагогического работника, а педагогическим работникам ДОУ Школы - из расчета по **** руб. на одного педагогического работника (л.д. 154, том 1).
Такие премии истцам согласно расчетным листам по их заработной плате были выплачены.
Распоряжением Главы администрации Локомотивного городского округа от 23 октября 2013 года № 356-р, изданного в целях выполнения Указа Президента РФ от 01 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» и «Дорожной карты», утвержденной распоряжением Правительства Челябинской области от 26 апреля 2013 года № 96-рп, на основании письма Министерства образования и науки Челябинской области от 19 сентября 2013 года № 02/7221, было увеличено финансирование Школы в целях повышения заработной платы педагогам структурного подразделения «Блок дополнительного образования» из расчета, что среднегодовое значение в 2013 году среднемесячной заработной платы педагогических работников по структурному подразделению составит не менее **** руб. (л.д. 156, том
1).
Приказом по Школе от 28 октября 2013 года данное распоряжение было исполнено (л.д. 155, том 1). Перерасчет заработной платы истца Булатовой Н.А. в соответствии с указанным распоряжением и приказом согласно расчетным листам по заработной плате за октябрь-декабрь 2013 года был произведен.
Как указано в Указе Президента РФ от 07 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Правительству РФ необходимо обеспечить доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений
общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе, а средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе - к 2013 году.
Что касается педагогов дополнительного образования, то в соответствии с Указом Президента РФ от 01 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» оплату труда педагогов учреждений дополнительного образования детей предусмотрено довести до уровня не ниже среднего для учителей в регионе (подраздел 6 раздела III).
Распоряжения Правительства РФ от 26 ноября 2012 года № 2190-р утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, в соответствии с приложением № 4 к указанной Программе доведение уровня средней заработной платы педагогических работников учреждений дополнительного образования детей к средней заработной плате учителей в субъекте РФ (100%) планировалось к 2018 году.
В письме Министерства образования и науки Челябинской области от 09 июля 2012 года № 24/5115, адресованном руководителям управлений образования муниципалы i ых районов и городов области (л.д. 119, том 1) сообщалось, что в соответствии с решением правительства Челябинской области в областной бюджет на 2012 год внесены изменения, увеличивающие фонд оплаты труда с 1 октября 2012 года педагогических работников учреждений общего образования для доведения средней заработной платы педагогических работников до средней заработной платы по экономике области - **** руб., с 1 декабря 2012 года - педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы работай топ в сфере образования - **** руб.
Впоследствии письмом Министерства образования и науки Челябинской области от 09 октября 2012 года № 01/7668 (л.д. 115, том 1) показатель средней заработной платы педагогических работников учреждений общего образования уточнен - **** руб.
Письмом того же Министерства от 04 декабря 2012 года № 12/9510 (л.д. 133, том 1) в целях доведения заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы работников но экономике Челябинской области с 1 ноября 2012 года до **** руб. рекомендовано выплатить в декабре 2012 года премии по итогам работы за год из расчета **** руб. на одного педагогического работника, в отношении педагогических работников дошкольных образовательных учреждений - по **** руб. на одного педагогического работника в целях доведения их средней заработной платы до среднего заработка в сфере общего образования (**** руб.).
Министерство образования и науки Челябинской области своим
письмом от 19 сентября 2013 года № 02/7221, направленным в адрес руководителей органов местного самоуправления, сообщило о том, что «Дорожной картой» утвержденной распоряжением Правительства Челябинской области от 26 апреля 2013 года № 96-рп, предусмотрено доведение заработной платы педагогических работников учреждений дополнительного образования детей до уровня среднемесячной заработной платы учителей до 2018 года: в 2013 году - 75%, 2014 - 80% (л.д. 157-159, том 1).
Руководствуясь указанными нормативными правовыми актами и разъяснениями Министерства образования и науки Челябинской области, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что с 1 октября 2012 года должно было произойти повышение именно средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования, с 1 декабря 2012 года - педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, в 2013 году - педагогических работников учреждений дополнительного образования детей, что относительно Школы означало, что с 1 октября 2012 года должна увеличиться средняя заработная плата учителей (педагогических работников структурного подразделения «Школа»), с 1 декабря 2012 года -педагогических работников структурных подразделений «Детские сады», с 2013 года - средняя заработная плата педагогических работников «Блока дополнительного образования». Поэтому распоряжение Главы администрации Локомотивного городского округа от 09 октября 2012 года № 376, на котором истцы основывали свои исковые требования, на них не распространялось.
Из представленных расчетных листов по заработной плате истцов следует, что в их отношении требования Указа Президента РФ от 07 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и Указа Президента РФ от 01 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» соблюдены: у истцов Орловой, Кухарь, Васильевой средняя заработная плата с 1 декабря 2012 года составляла более **** руб., у истца Булатовой в 2013 году приближена к **** руб.
При таких обстоятельствах доводы истцов, изложенные в апелляционной жалобе, не могут повлечь отмену судебного решения, как основанные на ошибочном толковании норм материального права. Судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным.
Что касается выводов суда относительно пропуска истцами срока обращения в суд, предусмотренного частью первой статьи 392 Трудового кодекса РФ, то указанный вывод суда является неверным, но на существо принятого решения он не повлиял, так как суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска не только по причине пропуска срока.
Как пояснили представители Администрации Локомотивного
городского округа, распоряжение Главы администрации от 09 октября 2012 года № 376, как и последующие, опубликованы в средствах массовой информации не были, так как носят распорядительный характер, поэтому о нарушении своего права на повышенную оплату труда истцы, полагая, что оно распространяется и на них, в день издания такого нормативного акта не знали.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Карталинского городского суда Челябинской области от 05 февраля 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Булатовой Н.А., Орловой С.А., Васильевой И.А., Кухарь С.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи