НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Челябинского областного суда (Челябинская область) от 20.02.2018 № 11-2533/2018

Дело № 11-2533/2018 Судья Панова Л.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Жуковой Н.А.,

судей Галимовой P.M., Швайдак Н.А.,

при секретаре Подмаревой И.А.,

20 февраля 2018 г. рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Металлургическом районе города Челябинска на решение Металлургического районного суда города Челябинска от 13 ноября 2017 г. по иску Ковалевой Ирины Анатольевны к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Металлургическом районе города Челябинска о признании права на досрочное пенсионное обеспечение.

Заслушав доклад судьи Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения представителей ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Металлургическом районе города Челябинска Аристарховой Т.Н., Душкиной М.А., поддержавших доводы жалобы, возражения истца Ковалевой И.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ковалева И.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Металлургическом районе города Челябинска (далее - УПФР) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости от 04 августа 2017 г. № 388419/17 в части отказа в зачете в специальный стаж периодов работы со 02 ноября 2005 г. по 31 декабря 2014 г., с 01 января 2016 г. по 31 декабря 2016 г., возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы со 02 ноября 2005 г. по 31 декабря 2014 г., с 01 января 2016 г. по 31 декабря 2016 г. в **** в должности ****, и назначить досрочную пенсию по старости с 17 мая 2017 г., о взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В обоснование исковых требований указала, что 17 мая 2017 г. она обратилась в УПФР с заявлением о назначении досрочной пенсии по


2

старости. Решением ответчика от 04 августа 2017 г. ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. Считает, что спорные периоды необоснованно не включены в ее специальный стаж.

В судебном заседании истец Ковалева И.А. и ее представитель Забегаева Л.А. настаивали на удовлетворении заявленных исковых требований.

Представители ответчика УПФР Якупова Н.А., Аристархова Т.Н. возражали против удовлетворения иска, ссылаясь на законность принятого ответчиком решения и отсутствие оснований для признания права истца на досрочное пенсионное обеспечение.

Представитель третьего лица ПАО «Челябинский металлургический комбинат» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об уважительности причины неявки не сообщил.

Решением суда признано незаконным решение УПФР от 04 августа 2017 г. № 388419/17 в части отказа в зачете в специальный стаж периода работы со 02 ноября 2005 г. по 31 декабря 2014 г., с 01 января 2016 г. по 31 декабря 2016 г. для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; на УПФР возложена обязанность включить в стаж работы Ковалевой И.А. для досрочного назначения страховой пенсии по старости по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды: со 02 ноября 2005 г. по 31 декабря 2014 г., с 01 января 2016 г. по 31 декабря 2016 г. в должности ****, и назначить Ковалевой И.А. досрочную страховую пенсию по старости по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 17 мая 2017 г. С УПФР в пользу Ковалевой И.А. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В апелляционной жалобе ответчик УПФР просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает на противоречие нормам пенсионного законодательства вывода суда о том, что истец, работая в **** в должности **** со 02 ноября 2005 г. по 31 декабря 2014 г., с 01 января 2016 г. по 31 декабря 2016 г., фактически выполняла трудовые функции ****


****, а указание в наименовании должности «****» свидетельствует о более высоком уровне квалификации, и, следовательно, спорные периоды подлежат включению в специальный стаж. Должность **** не предусмотрена Списком от 24 апреля 1992 г. №272, который содержит исчерпывающий перечень должностей и не подлежит расширительному толкованию. Суд нарушил нормы пенсионного законодательства, отождествив должности «****» и «****». Судом не учтено, что отнесение категорий граждан, имеющих право на досрочное назначение пенсии, условия ее назначения входят в компетенцию законодателя, суд не обладает такими полномочиями. Фактически суд вышел за рамки своих полномочий, расширив Список должностей и установив тождественность наименований должностей.

Представитель истца Забегаева Л.А., представитель третьего лица ПАО «Челябинский металлургический комбинат» о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, в суд не явились, причины неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 - мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.


Подпунктом «г» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, - Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. № 272 «Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда» (далее - Список).

Списком предусмотрены диспетчеры маневровые железнодорожных станций внеклассных и первого класса.

Судом установлено, подтверждается материалами дела, что Ковалева И.А. 14 июня 1995 г. принята на работу на **** в ********. 02 июля 1996 г. **** преобразовано в ****, решением Общего собрания акционеров от 19 июня 2004 г. **** преобразовано в ****. 02 ноября 2005 г. истец назначена ****, где работает по настоящее время (л.д. 19-24).

17 мая 2017 г. Ковалева И.А., **** года рождения, обратилась в УПФР с заявлением о назначении ей досрочной пенсии на основании пункта 5 части 1 статьи 30 Федерального закона (л.д. 135-136).

Решением УПФР от 04 августа 2017 г. № 388419/17 Ковалевой И.А. отказано в установлении страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. Установлено, что возраст заявителя - 52 года; продолжительность страхового стажа (на 01 января 2017 г.) - 31 год 11 месяцев 22 дня; стаж на соответствующих видах работ отсутствует; величина индивидуального пенсионного коэффициента - 109,849. В стаж на соответствующих видах работ по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона не могут быть засчитаны


5

периоды: со 02 ноября 2005 г. по 31 декабря 2014 г. (09 лет 01 месяц), с 01 января 2016 г. по 31 декабря 2016 г. (01 год) в должности ****, так как в Списке предусмотрены только ****, «****» **** в указанный Список не включены (л.д.9-15).

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Ковалевой И.А. о включении в специальный стаж спорных периодов работы, суд первой инстанции исходил из того, что совокупностью имеющихся в деле доказательств подтверждается работа истца полный рабочий день при полной рабочей неделе в качестве **** на основании единой должностной инструкции, наименование ее должности как ****свидетельствует о более высокой квалификации, работе в более интенсивном режиме, с большей нагрузкой и ответственностью.

Судебная коллегия считает данные выводы суда первой инстанции правильными, поскольку они основаны на обстоятельствах дела и требованиях законодательства.

Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Согласно справке **** от 17 мая 2017 г. 382 Ковалева И.А. работала с полным рабочим днем при полной рабочей неделе на работах, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона, со 02 ноября 2005 г. по 31 декабря 2014 г., с


- ' J'

6

01 января 2016 г. по 31 декабря 2016 г. **** в **** (л.д.25).

Из должностной инструкции ****, утвержденной начальником УЖДТ 16 июня 2014 г., следует, что настоящая инструкция распространяется на всех ****, в том числе ****; **** маневровый осуществляет планирование, организацию и оперативное руководство работой станции, района по своевременному обслуживанию структурных подразделений комбината и их производственных участков железнодорожными перевозками в соответствии с утвержденными плановыми заданиями и графиками работ...(пункт 2.1); организует и проводит работу в соответствии с технологическим процессом и технически-распорядительным актом станции, обеспечивает своевременное выполнение графиков движения составов, контактных графиков обслуживания цехов, участков, а также графиков экипировки локомотивов (пункт 2.2.); своевременно доводит до подчиненного персонала план работ на смену, организует работу подчиненного персонала, обеспечивает безопасность их труда, систематически проводит профилактическую работу по охране труда и безопасности движения в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации (пункт 2.4.); в пределах своей компетенции в установленном порядке по согласованию с вышестоящим руководством производит временную перестановку подчиненного персонала в связи с производственной необходимостью или простоем с соблюдением требований Трудового кодекса Российской Федерации, для обеспечения бесперебойной и эффективной работы в смене (пункт 2.5.); обеспечивает своевременное получение предварительной информации от диспетчера поездного о подходе составов по виду прибывающих грузов, их назначению, обеспечивает правильное и своевременное планирование маневровой работы, информирование грузополучателей о необходимости своевременной подготовки ими фронтов выгрузки вагонов, организует и контролирует подачу вагонов под выгрузку с соблюдением установленных нормативов простоя вагонов (пункт 2.7.); организует и контролирует своевременную выгрузку вагонов в структурных подразделениях комбината и на других фронтах выгрузки, принимает необходимые меры по устранению задержек или затруднений в работе по выгрузке вагонов, предотвращению и снижению простоев поездов и маневровых составов, оперативно докладывает диспетчеру поездному и вышестоящему руководству о каждом случае задержки или срыве установленного срока на выгрузку (погрузку) вагонов и принятых мерах по их устранению (пункт 2.8.) и т.п. (л.д.99-103).

По штатным расписаниям на 01 ноября 2005 г., на 01 января 2006 г., на 01 января 2007 г., на 01 января 2008 г., на 01 января 2009 г., на 01 января 2010 г., на 01 января 2011 г., на 01 января 2012 г., на 01 января 2013 г., на 01


января 2014 г., на 01 января 2016 г. на железнодорожной станции «Прокат» были имелись 4 ставки старших диспетчеров маневровых железнодорожной станции, должностей диспетчеров маневровых железнодорожной станции в штате данной станции не имелось (л.д.121-132).

Согласно выписке из лицевого счета Ковалева И.А. зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 06 ноября 1997 г., спорные периоды содержат код особых условий труда - 27/5 (л.д. 137-140). С 2013 года **** уплачивал страховые взносы по дополнительному тарифу специальный (льготный) (л.д. 119).

В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Учитывая указанные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно зачел спорные периоды в специальный стаж Ковалевой И.А. для назначения досрочной пенсии по старости.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что Список содержит исчерпывающий перечень профессий и должностей, работа в которых дает право на досрочную пенсию, которым не предусмотрена должность ****, истец, работая в **** в должности **** со 02 ноября 2005 г. по 31 декабря 2014 г., с 01 января 2016 г. по 31 декабря 2016 г., фактически не исполняла трудовые функции ****, не могут быть приняты во внимание.

Как следует из положений Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37, в характеристиках должностей специалистов, включенных в справочник, предусматривается в пределах одной и той же должности без изменения ее наименования внутридолжностное квалификационное категорирование по оплате труда. Квалификационные категории по оплате труда специалистов устанавливаются руководителями предприятия, учреждения, организации. При этом учитывается степень самостоятельности работника при выполнении должностных обязанностей, его ответственность за принимаемые решения, профессиональные знания, опыт практической деятельности, определяемый стажем работы по специальности. Должностные обязанности производных


8

должностей специалистов (старших, ведущих), требования к их знаниям и квалификации определяются на основе содержащихся в справочнике характеристик соответствующих базовых должностей. Применение должностного наименования «старший» возможно при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Должность «старшего» может устанавливаться и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы.

Аналогичные положения были предусмотрены в ранее действовавших Указаниях МПС РФ от 18 октября 1996 г. № А-914у «Об утверждении квалификационных характеристик и разрядов для оплаты труда».

Из штатных расписаний за 2006-2016 годы на **** следует, что предусмотрены либо должность ****, либо должность **** (л.д. 121-132). Одновременного наличия на той или иной **** и **** по штатным расписаниям не выявлено.

Согласно представленным **** приказам за 2006-2015 годы «Об установлении базовых доплат за высокую квалификацию руководителям, специалистам и служащим», «Об установлении персональных надбавок руководителям, специалистам и служащим» в спорный период Ковалевой И.А. выплачивалась персональная надбавка, которая устанавливалась с учетом квалификации работника. При этом из приказов следует, что должностные оклады ****и **** были одинаковы, однако персональная надбавка **** была более высокой (л.д.34-73).

Кроме того, Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 не содержит самостоятельной должности ****, под позицией 21683 предусмотрено наименование должности «****» (л.д.30-31).

Учитывая отсутствие различий в должностных обязанностях **** и ****, исполнения истцом обязанностей ****, у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении исковых требований.

Ссылка ответчика в апелляционной жалобе на то, что суд нарушил


9

нормы пенсионного законодательства, отождествив должности **** и **** не может быть принята во внимание, поскольку сведениями индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, уточняющей справкой работодателя и иные доказательствами подтверждаются особые условия и характер работы истца, предусмотренные Списком, в спорные периоды, поэтому суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об их включении в специальный стаж.

Определив, что возраст Ковалевой И.А. старше 50 лет, специальный стаж, подлежащий зачету по решению суда, составил более 10 лет, страховой стаж, определенный УПФР, более 20 лет, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для назначения страховой пенсии по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при разрешении настоящего спора судом полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, имеющие значение для правильного разрешения спора. Нарушений норм материального и процессуального законодательства, влекущих отмену решения суда, не усматривается. Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Металлургического районного суда города Челябинска от 13 ноября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Металлургическом районе города Челябинска - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: