НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Челябинского областного суда (Челябинская область) от 14.03.2014 № 11-2538/14

                      Дело№> 11-2538/2014

                  Судья Андрусенко И.Д.

                      АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

        Судебная коллегия по гражданским       делам Челябинского областного суда в составе:

        председательствующего Шушкевич       О.В.

        судей Лутфуллоевой P.P.,       Скрябиной СВ.

        при секретаре Терюшовой       М.С.

        рассмотрела в открытом судебном       заседании 14 марта 2014 года в г. Челябинске гражданское дело по       апелляционной жалобе Сарсеновой М.М. на решение Чебаркульского городского суда Челябинской       области от 13 января 2014 года по иску Сарсеновой М.М. к Военному комиссариату Челябинской       области о признании незаконными действий по перерасчету       пенсии.

        Заслушав доклад судьи Шушкевич       О.В. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, возражения       представителя Военного комиссариата Челябинской области Поминова Д.Ю.       относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

        УСТАНОВИЛА:

        Сарсенова М.М. обратилась в суд с       заявлением, в котором просила признать незаконным действие Военного       комиссариата Челябинской области, выразившееся в перерасчете размера ее       пенсии в сторону уменьшения в 2008 году; обязать Военный комиссариат       Челябинской области решить вопрос о необходимости перерасчета ее пенсии в       сторону уменьшения в точном соответствии с действующим законодательством,       изложив принятое решение на бумажном носителе.

        В обоснование требований указала,       что пенсия за выслугу лет в 1994 году была ей назначена исходя из       должностного оклада по 5-му тарифному разряду. С 01 октября 2008 года       Военный комиссариат Челябинской области произвел перерасчет пенсии в       сторону уменьшения. При этом ее не ознакомили с каким-либо актом,       поясняющим причину уменьшения размера пенсии. Решением Центрального       районного суда г. Челябинска от 29 января 2010 года в удовлетворении       исковых требований к Военному комиссариату о возложении обязанности       произвести перерасчет пенсии в сторону увеличения исходя из должностного       оклада по 5 разряду отказано. Письмом

                      2

                      из военной прокуратуры       Центрального военного округа, полученном 5 марта 2013 года, ей сообщили,       что Военным комиссариатом Челябинской области какой-либо акт о перерасчете       пенсии с 1 октября 2008 года не издавался. Считает, что действием Военного       комиссариата Челябинской области по перерасчету пенсии в сторону       уменьшения без оформления в письменном виде решения о перерасчете пенсии       нарушены ее права.

        В судебном заседании истица       Сарсенова М.М. и ее представитель Попов СВ. поддержали заявленные       требования.

        Представитель Военного       комиссариата Челябинской области Матренин В.В. возражал против       удовлетворения заявленных требований. Суду пояснил, что перерасчет пенсии       произведен в соответствии с Методическими рекомендациями по организации       работы по пенсионному обеспечению и социальному обслуживанию пенсионеров       из числа лиц, уволенных с военной службы, разработанными Главным       управлением Военного бюджета и финансирования Министерства обороны РФ       (далее Методические рекомендации). Считает, что Сарсеновой М.М. пропущен       срок на обжалование действия комиссариата, так как о перерасчете пенсии в       сторону уменьшения она узнала в 2008 году. Полагает, что производство по       делу подлежит прекращению, так как имеется вступившее в законную силу       решение, принятое по заявлению о том же предмете. Кроме того, требования       Сарсеновой М.М. направлены на оспаривание размера пенсии, в связи с чем       усматривается спор о праве.

        Суд постановил решение, которым в       удовлетворении исковых требований отказал.

        В апелляционной жалобе Сарсенова       М.М. просит решение суда отменить, как вынесенное с существенным       нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что суд       не применил закон, подлежащий применению, а именно ст. 50 Закона от 12       февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших       военную службу, службу в органах внутренних дел...» (далее Закон от 12       февраля 1993 года № 4468-1), в соответствии с которой работа по       пенсионному обеспечению осуществляется применительно к порядку назначения       и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными       актами для органов социальной защиты населения. Согласно п. 33 Правил       обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии,       перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами       «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в       РФ» перерасчет пенсии оформляется распоряжением территориального органа       Пенсионного фонда РФ, которое приобщается в пенсионное дело получателя       пенсии. В соответствии с п. 34 Правил обязывает давать       разъяснения

                      3

                      пенсионеру о порядке обжалования       распоряжения в случае несогласия. Кроме того, суд, в нарушение норм ст.       120 и ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, ч. 1 ст. 11 Гражданского процессуального       кодекса РФ, необоснованно сослался на Методические рекомендации, как       нормативный правовой акт, поскольку указанные Методические рекомендации не       зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ, не были опубликованы в       установленном порядке. Ссылается на п. 25 Постановления Пленума Верховного       Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об       оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной       власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных       и муниципальных служащих», в нарушение которого ответчиком не соблюдены       форма и процедура принятия решения о перерасчете пенсии, что является       основанием для отмены решения суда. Поскольку письменным актом решение о       перерасчете пенсии оформлено не было, то неизвестно уполномоченным лицом       оно принято или нет.

        Сарсенова М.М. о времени и месте       рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещена, в суд не       явилась, просила рассмотреть дело без ее участия и без участия ее       представителя, в связи с чем судебная коллегия на основании ст.ст. 167,       327 Гражданского процессуального кодекса РФ признала возможным       рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.

        Проверив материалы дела, обсудив       доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для       отмены решения суда первой инстанции.

        Судом первой инстанции       установлено и подтверждается материалами дела, что Сарсенова М.М. с 01       ноября 1994 года является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной       Военным комиссариатом Челябинской области в соответствии с Законом РФ от       12 февраля 1993 года № 4468-1 (л.д. 168-170).

        С 01 октября 2008 года размер       пенсии Сарсеновой М.М. пересчитан, в результате чего       уменьшился.

        Решением Центрального районного       суда г. Челябинска от 29 января 2010 года, вступившим в законную силу,       Сарсеновой М.М. отказано в удовлетворении исковых требований к Военному       комиссариату Челябинской области о возложении обязанности по перерасчету       пенсии за выслугу лет исходя из должностного оклада по 5-му тарифному       разряду, начиная с 1 октября 2008 года (л.д. 117-118).

        Определением Центрального       районного суда г.Челябинска от 02 апреля 2012 года, вступившим в законную       силу, производство по гражданскому делу по иску Сарсеновой М.М. к Военному       комиссариату Челябинской области о

                      4

                      возложении обязанности по       перерасчету пенсии за выслугу лет прекращено на основании ст.220       Гражданского процессуального кодекса РФ в связи с наличием вступившего в       законную силу и принятого по спору между теми же сторонами, о том же       предмете и по тем же основаниям судебного акта (л.д. 119-120).

        Разрешая спор, суд первой       инстанции правильно исходил из того, что доказательств нарушения в связи с       произведенным с 01 октября 2008 года перерасчетом пенсии прав истцом не       представлено.

        В соответствии со ст. 254 и ст.       255 Гражданского процессуального кодекса РФ оспариванию в судебном порядке       подлежат решения, действия (бездействия) органа государственной власти,       органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или       муниципального служащего, нарушающие права и свободы граждан.

        Учитывая наличие вступившего в       силу судебного постановления, которым разрешен спор о праве истца на       получение пенсии в установленном размере, вывод суда об отсутствии       оснований для удовлетворении требований о признании незаконным действий       Военного комиссариата Челябинской области, выразившихся в перерасчете       пенсии в сторону уменьшения, является правильным, поскольку в силу ч. 2       ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства,       установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее       рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не       доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого       дела, в котором участвуют те же лица.

        Приходя к выводу, что перерасчет       пенсии произведен уполномоченным органом, суд первой инстанции       руководствовался пп. 40 п. 11 Положения о военных комиссариатах,       утвержденного Указом Президента РФ от 01 сентября 2007 года № 1132       (действовавшим до 07 декабря 2012 года).

        В соответствии с пп. 40 п. 11       Положения о военных комиссариатах к числу основных задач военных       комиссариатов относится организация и проведение работы по пенсионному и       социальному обеспечению граждан, уволенных с военной службы, и членов их       семей, назначение указанным лицам предусмотренных для них       законодательством РФ пенсий, пособий, предоставление компенсаций и других       выплат.

        Аналогичные положения       предусмотрены пп. 39 п. 17 Положения о военных комиссариатах,       утвержденного Указом Президента РФ от 07 декабря 2012 года № 1609,       действующего с 07 декабря 2012 года.

                      5

                      В этой связи доводы апелляционной       жалобы о том, что перерасчет произведен неуполномоченным лицом являются       несостоятельными.

        Вместе с тем, заслуживают       внимания доводы истца относительно применения Правил обращения за пенсией,       назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на       другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и       «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», утвержденных       постановлением Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ от 27 февраля 2012 года       № 17/19пб (далее Правила обращения за пенсией).

        Согласно ст. 50 Закона РФ от 12       февраля 1993 года № 4468-1 работа по пенсионному обеспечению лиц,       указанных в ст. 1 настоящего Закона, и их семей осуществляется       Министерством обороны РФ применительно к порядку назначения и выплаты       пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для       органов социальной защиты населения.

        Таким образом, одновременно с       закрепленным указанной нормой ведомственным принципом пенсионного       обеспечения лиц, проходивших военную и правоохранительную службу, и членов       их семей, определено, что организация работы по пенсионному обеспечению в       соответствующих ведомствах должна осуществляться в соответствии с порядком       назначения и выплаты пенсий, установленным законодательными и другими       нормативными актами для органов социальной защиты населения.

        Однако, ошибочный вывод суда       первой инстанции о несостоятельности ссылки истца на необходимость       применения Правил обращения за пенсией, не повлек принятия неправосудного       решения и в силу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса не является       безусловным основанием для отмены решения.

        В соответствии с п. 33 Правил       обращения за пенсией перерасчет размера пенсии оформляется распоряжением       территориального органа Пенсионного фонда РФ, которое приобщается в       пенсионное дело получателя пенсии.

        Исходя из анализа данной нормы       следует, что распоряжение - это документ, в котором отражается размер       пенсии в связи с ее перерасчетом. При этом нормативно-правовой акт,       которым утверждена форма такого распоряжения, отсутствует.

        Как следует из материалов дела,       перерасчет пенсии Сарсеновой М.М. с 01 октября 2008 года произведен на       основании документа, именуемого «Исчисление пенсии», в котором указан вид       пенсии, должностной оклад, оклад по воинскому званию, надбавка за выслугу       лет, основной размер

                      6

                      пенсии, размер пенсии с учет       районного коэффициента, ежемесячная доплата, общая сумма пенсии в       результате произведенного перерасчета, подпись начальника центра       социального обеспечения (л.д. 121).

        Указанный документ изготовлен на       бумажном носителе, приобщен к материалам пенсионного дела, которое ведется       Военным комиссариатом Челябинской области. Указанное дело обозревалось       судом апелляционной инстанции.

        Таким образом, судебная коллегия       приходит к выводу, что перерасчет пенсии с 01 октября 2008 года произведен       уполномоченным на то органом -Военным комиссариатом Челябинской области,       форма перерасчета не противоречит действующим нормативно-правовым актам,       регулирующим порядок перерасчета пенсий, установленный Правилами обращения       за пенсией для органов социальной защиты населения.

        Учитывая изложенное, а также то,       что правомерность перерасчета пенсии с 01 октября 2008 года подтверждена       вступившим в законную силу решением суда, у суда первой инстанции не было       оснований полагать, что порядок перерасчета и процедура оформления       перерасчета нарушены, следовательно, не было оснований для удовлетворения       исковых требований.

        В этой связи доводы апелляционной       жалобы на нарушение ответчиком формы и процедуры принятия решения о       перерасчете пенсии Сарсеновой М.М., равно как и доводы о нарушении судом       первой инстанции норм ст. 120 и ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, ч. 1 ст. 11       Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия отклоняет как       несостоятельные.

        Ссылка в апелляционной жалобе на       п. 34 Правил обращения за пенсией, обязывающий давать разъяснения       пенсионеру о порядке обжалования распоряжения в случае несогласия, не       свидетельствует о незаконности произведенного с 01 октября 2008 года       истице перерасчета и нарушении ее прав.

        В соответствии с п. 34 Правил       обращения за пенсией в случае несогласия гражданина, обратившегося за       перерасчетом размера пенсии, с распоряжением, вынесенным территориальным       органом Пенсионного фонда РФ, по его заявлению данное распоряжение может       быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда РФ (по отношению к       органу, вынесшему соответствующее распоряжение), который принимает решение       по существу вопроса, обязательное для исполнения соответствующим       территориальным органом.

        Вместе с тем, в указанной норме       не закреплена обязанность территориального органа Пенсионного фонда РФ       давать разъяснения

                      7

                      пенсионеру о порядке обжалования       распоряжения в случае несогласия с произведенным перерасчетом       пенсии.

        Кроме того, материалами дела       подтверждается, что ответчиком на запросы истца по вопросу перерасчета       пенсии с 01 октября 2008 года в сторону уменьшения давались ответы, что       подтверждается письмами Военного комиссариата Челябинской области от 22       июня 2009 года, от 05 апреля 2011 года, от 06 июня 2012 года (л.д. 123,       125, 127-128, 199)

        Доводы апелляционной жалобы о       том, что суд необоснованно сослался на Методические рекомендации, как       нормативный правовой акт, поскольку указанные Методические рекомендации не       зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ, не были опубликованы в       установленном порядке, не являются основанием для отмены постановленного       судом решения.

        В соответствии с пп. 31 п. 7       Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от       11 ноября 1998 года № 1357 в функции Минобороны входит реализация мер       правовой и социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала       Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их       семей.

        Министр обороны в силу п. 11       Положения о Министерстве обороны РФ решает вопросы обеспечения прав       военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан,       уволенных с военной службы, и членов их семей, предоставления им льгот,       гарантий и компенсаций (пп. 25), издает приказы, директивы, положения,       наставления, инструкции, уставы и иные нормативные (правовые, нормативные       правовые) акты (пп. 36).

        Согласно пп. 44 п. 7 Положения о       Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа       2004 года № 1082, Минобороны организует пенсионное обеспечение граждан,       уволенных с военной службы, а также членов их семей согласно       законодательству РФ.

        При этом, как предусмотрено пп. 7       п. 10 указанного Положения Министр вправе издавать приказы, директивы,       положения, наставления, инструкции, уставы и иные нормативные (правовые,       нормативные правовые) акты, давать указания, организовывать и проверять их       исполнение.

        Таким образом, Министр обороны РФ       в целях обеспечения перерасчета пенсии военным пенсионерам и членам их       семей вправе издавать приказы и иные акты, содержащие организационные       нормы, направленные на обеспечение исполнения Закона РФ от 12 февраля 1993       года № 4468-1.

                      8

                      Согласно Методическим       рекомендациям обязанности по назначению увольняемым с военной службы       военнослужащим пенсий, пособий и компенсаций, обеспечение выплаты и       перерасчета назначенных пенсий, пособий и компенсаций возложены на военные       комиссариаты областей (л.д. 141-164).

        В соответствии с Методическими       рекомендациями при пересмотре пенсии или ее перерасчете соответствующие       записи об этом производятся в разделе «Перерасчет пенсии». Записи в       разделе «Перерасчет пенсии» ведутся на компьютере по установленной форме и       подшиваются в пенсионное дело. Расчет на пенсию, а также записи в разделе       «Перерасчет пенсии» подписьшаются начальником отдела - заместителем       военного комиссара (по социальному и финансовому обеспечению).

        Как следует из преамбулы       Методических рекомендаций, они направлены для оказания практической помощи       работникам органов социального обеспечения Министерства обороны РФ и по       своему содержанию направлены на организацию работы по пенсионному       обеспечению военных пенсионеров и их семей, в том числе предусматривают       порядок осуществления перерасчета пенсии в части его       оформления.

        При этом в отношении документа,       которым оформляется перерасчет пенсии указано, что расчет пенсии является       документом, определяющим вид назначенной пенсии, норму и размер       пенсии.

        Таким образом, регулируя вопросы       организации пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей,       Методические рекомендации не создают какого-либо иного порядка перерасчета       пенсий, отличного от порядка, предусмотренного Правилами обращения за       пенсией, в связи с чем сомнений в том, что       перерасчет пенсии произведен уполномоченным лицом Военным комиссариатом       Челябинской области с соблюдением требований действующего       законодательства, у суда первой инстанции не возникло, как и не имеется у       судебной коллегии.

        Доводы апелляционной жалобы,       направленные на оспаривание судебного постановления, фактически повторяют       правовую позицию истца, изложенную в заявлении и в суде первой инстанции,       и выводов суда не опровергают, в связи с чем решение суда первой инстанции       является законным и обоснованным, оснований для его отмены не       имеется.

        Руководствуясь ст. ст. 328-330       Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная       коллегия

                      9

                      ОПРЕДЕЛИЛА:

        Решение Чебаркульского городского       суда Челябинской области от 13 января 2014 года оставить без изменения,       апелляционную жалобу Сарсеновой М.М. - без удовлетворения.

        Председательствующий

        Судья