НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Брянского областного суда (Брянская область) от 08.11.2017 № 2-2397/17

Дело № 2-2397/2017 Председательствующий судья Сухорукова Л.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ №33-4121/2017

город Брянск 08 ноября 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Сидоренковой Е.В.,

судей областного суда Маклашова В.И., Цуканова Д.А.,

при секретаре Савиной М.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда г. Брянска от 10 августа 2017 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к Департаменту строительства и архитектуры Брянской области об оспаривании размера среднемесячного заработка для назначения пенсии за выслугу лет.

Заслушав доклад судьи Брянского областного суда Сидоренковой Е.В., объяснения ФИО1, представителя Департамента строительства и архитектуры Брянской области – ФИО2, представителя администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области – ФИО3, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что замещал должность государственной гражданской службы Брянской области- заместителя директора Департамента по строительству Брянской области. По достижении возраста, предоставляющего право на страховую пенсию по старости, 21.02.2017 года он обратился за назначением пенсии по выслуге лет в соответствии с Законом Брянской области «О государственной гражданской службе Брянской области» с учетом заработка за 12 месяцев, предшествующих дню достижения возраста, дающего право на страховую пенсию. Ответчиком для исчисления размера пенсии в Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области была предоставлена справка о размере среднемесячного заработка истца за 12 месяцев, предшествующих увольнению с государственной гражданской службы в сумме 18431 рубль 68 копеек. С указанным размером среднемесячного заработка для исчисления пенсии за выслугу лет ФИО1 не согласен, считает, что он противоречит варианту, выбранному истцом для назначения пенсии за выслугу лет, предусмотренному п. 3 Приложения № 7 к Закону Брянской области «О государственной гражданской службе Брянской области», п. п. 6, 11 Правил определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.10.2009 № 818. По мнению истца, размер его среднемесячного заработка с учетом централизованного повышения должен составить 61 262 рубля. С учетом уточненных требований ФИО1 просил суд признать незаконной справку о размере среднемесячного заработка для установления пенсии за выслугу лет, подготовленную Департаментом строительства и архитектуры Брянской области 06.03.2017 г.; обязать Департамент строительства и архитектуры Брянской области произвести расчет среднемесячного заработка истца за 12 месяцев, предшествующих достижению возраста, дающего право на страховую пенсию - 21 февраля 2017 года (день обращения за назначением пенсии по выслуге лет), с учетом централизованного повышения в расчетном периоде денежного содержания (денежного вознаграждения).

Решением Советского районного суда г. Брянска от 10 августа 2017 года с учетом определения от 25 августа 2017 года об исправлении описки исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда первой инстанции как постановленное с нарушением норм материального права, и принять решение по делу об удовлетворении его исковых требований. В обоснование доводов жалобы ссылается на доводы иска. Считает, что расчетным периодом при исчислении ему среднемесячного заработка в данном случае является 12 месяцев, предшествующих достижению возраста, дающего право на страховую пенсию.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Департамента строительства и архитектуры Брянской области – ФИО2 просит решение Советского районного суда г. Брянска от 10 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

В возражениях и дополнениях к возражениям на возражения представителя Департамента строительства и архитектуры Брянской области ФИО1 указывает на то, что законы и нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам.

В судебном заседании судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда ФИО1 поддержал доводы жалобы, просил отменить решение Советского районного суда г. Брянска от 10 августа 2017 года.

Представитель Департамента строительства и архитектуры Брянской области – ФИО2, представитель администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области – ФИО3 возражали против доводов апелляционной жалобы, просили её оставить без удовлетворения, а решение суда – без изменения.

Представители Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области о месте и дне судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, обсудив доводы жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит.

В силу ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как следует из материалов дела, ФИО1 замещал государственную должность государственной службы Брянской области- заместителя директора по реализации национальных проектов и общим вопросам Департамента по строительству Брянской области (категория «руководители») с 01 мая 2006 года по 30 апреля 2007 года. Уволен 02 мая 2007 года в связи с проведением мероприятий по сокращению должностей государственной гражданской службы области по п. 2 ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (приказ №38-к от 25.04.2007).

Постановлением администрации Брянской области от 26.11.2010 № 1206 Департамент по строительству Брянской области переименован в Департамент строительства и архитектуры Брянской области, являющийся правопреемником Департамента по строительству Брянской области.

21.02.2017 года ФИО1 обратился к директору Департамента строительства и архитектуры Брянской области с заявлением об установлении пенсии за выслугу лет к назначенной ему страховой пенсии по старости.

Приказом Департамента строительства и архитектуры Брянской области от 07.03.2017 года №40-к ФИО1 с 21.02.2017 года установлена пенсия за выслугу лет, составляющая суммарно с учетом страховой пенсии по старости 63 процента среднемесячного заработка.

Из справки Департамента строительства и архитектуры Брянской области от 06.03.2017 года следует, что размер среднемесячного заработка для исчисления пенсии за выслугу лет истца, замещавшего государственную должность государственной службы Брянской области, составил 18431 рубль 68 копеек (23039,61 (денежное содержание) х 0,8).

Согласно представленного ответчиком расчета среднемесячного заработка для начисления пенсии за выслугу лет, фактическая зарплата (денежное содержание) истца за расчетный период (с 01 мая 2006 по 30 апреля 2007) составила 215572 рубля 10 копеек за минусом МП, ЕДВ, надбавок за особо важн. задание (258897,08 - 34654,50 — 8670,48); 215572, 10 руб. : 233 дня (фактически отработанное время согласно табелей учета рабочего времени, приказов о направлении в командировку) = 925,20 руб.; 925,20 руб. х 21 среднемесячное число рабочих дней в году = 19429, 25 руб.; 19429, 25 руб. + 3610, 41 (34654, 50 (МП/ЕДВ) + 8670,48 (за особо важное задание)/12) = 23039 рублей 61 копейка — размер денежного содержания истца за расчетный период.

По решению Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области от 21.03.2017 года № 944 ФИО1 с 21.02.2017 года определена к страховой пенсии по старости в размере 9327 рублей 58 копеек в месяц пенсия за выслугу лет 2284 рублей 38 копеек в месяц, исходя из общей суммы страховой пенсии и пенсии за выслугу лет в размере 11611 рублей 96 копеек, составляющей 63 процента среднемесячного заработка для исчисления пенсии и равного 18431 рубль 68 копеек при стаже государственной службы 21 год 05 месяцев. Выплату пенсии за выслугу лет производить в размере 3204 рубля.

Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», ст. 11 Закона Брянской области от 16.06.2005 №46-З «О государственной гражданской службе Брянской области», п.п. 2, 3, 6, 11 Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности государственной службы Брянской области, должности государственной гражданской службы Брянской области (Приложение № 7 к Закону Брянской области от 16.06.2005 №46-З), и пришел к выводу, что расчетным периодом для исчисления истцу среднемесячного заработка для назначения пенсии за выслугу лет является период, предшествующий прекращению государственной службы Брянской области с 01 мая 2006 года по 30 апреля 2007 года, поскольку после прекращения государственной службы Брянской области истец не замещал иные должности государственной службы. При этом суд, проверив расчет среднемесячного заработка истца для исчисления пенсии за выслугу лет, представленный ответчиком, признал его правильным, соответствующим требованиям нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям норм действующего законодательства.

В соответствии с пп. 2, 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней; условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 2 Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности государственной службы Брянской области, должности государственной гражданской службы Брянской области (Приложение № 7 к Закону Брянской области от 16.06.2005 №46-З) (далее – Положение) пенсия устанавливается лицам, имеющим право на страховую пенсию по старости (инвалидности), назначенную в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», либо пенсию, досрочно назначенную в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» или в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», замещавшим до вступления в силу Закона Брянской области «О государственной гражданской службе Брянской области» установленные в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Брянской области государственные должности государственной службы Брянской области, лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Брянской области, предусмотренные Реестром должностей государственной гражданской службы (приложение 1 к Закону Брянской области «О государственной гражданской службе Брянской области») (далее, если не оговорено особо, именуются - должности государственной службы), при наличии, в том числе следующего условия: в) увольнение с замещаемой должности государственной службы имело место не ранее 1 июня 1997 года по всем основаниям, предусмотренным федеральным законодательством, за исключением случаев увольнения за совершение проступка, за который предусмотрено увольнение с работы.

В силу ч.ч. 1-3 п. 3 Положения размер пенсии за выслугу лет государственным служащим исчисляется из их среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев государственной службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения ими возраста, дающего право на страховую пенсию, предусмотренную Федеральным законом «О страховых пенсиях» (дававшего право на трудовую пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Размер среднемесячного заработка, исходя из которого государственному служащему исчисляется пенсия, не может превышать 0,8 денежного содержания, установленного государственному служащему в соответствующем периоде либо сохраненного в соответствующем периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Размер среднемесячного заработка определяется путем деления общей суммы полученного за 12 месяцев денежного содержания, начисленной в расчетном периоде, на 12. В том случае если период замещения должности государственной службы Брянской области составил менее 12 месяцев, размер среднемесячного заработка определяется путем деления общей суммы денежного содержания за фактически полные месяцы замещения должности государственной службы Брянской области на число этих месяцев.

В соответствии с п. 6 Положения размер пенсии не может быть ниже 3204 рублей.

Доводы жалобы о том, что расчетным периодом для исчисления среднемесячного заработка истца является период – 12 полных месяцев, предшествующих достижению им возраста, дающего права на страховую пенсию, предусмотренную Федеральным законом «О страховых пенсиях», судебной коллегией признаются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании нормы права, а именно ч. 1 п. 3 Положения.

Исходя из буквального толкования вышеуказанной нормы, дню прекращения государственной службы либо дню достижения служащим возраста, дающего право на страховую пенсию, предусмотренную Федеральным законом «О страховых пенсиях», предшествуют последние 12 полных месяцев государственной службы.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, последние 12 полных месяцев, предшествующие дню достижения истцом возраста, дающего право на страховую пенсию, не являлись дня него государственной службой (ФИО1 не замещал в указанный период должности государственной службы).

Таким образом, вывод суда о том, что указанный период (12 месяцев), предшествующий дню достижения истцом возраста, дающего право на страховую пенсию, не является для истца расчетным, судебная коллегия считает правильным.

В соответствии с ч. 6 п. 3 Положения, если в расчетный период произошло повышение (увеличение) в централизованном порядке денежного содержания, среднемесячный заработок за весь расчетный период рассчитывается с учетом повышения (увеличения) денежного содержания.

Судом установлено, что в соответствии с Указами Губернатора Брянской области от 12.11.2013 № № 568, 569 производилась индексация заработной платы государственных служащих Брянской области в 2013 году.

В расчетном периоде, предшествовавшем дню прекращения истцом государственной службы Брянской области, (с 01 мая 2006 года по 30 апреля 2007 года) повышение (индексация) в централизованном порядке должностных окладов государственных служащих Брянской области не производилось.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оснований для расчета среднемесячного заработка истца с учетом повышения в централизованном порядке денежного содержания государственных гражданских служащих Брянской области в 2013 году не имеется.

Ссылки в апелляционной жалобе на то, что среднемесячный заработок, из которого исчисляется размер пенсии государственных гражданских служащих Брянской области, определяется в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 года №818 «Об утверждении Правил определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих», на правильность выводов суда первой инстанции не влияют.

В соответствии с Формой 3 Положения (Приложение № 7 к Закону Брянской области от 16.06.2005 №46-З) среднемесячный заработок, из которого исчисляется размер пенсии государственных гражданских служащих Брянской области, определяется, в том числе в порядке, установленном п.п. 2, 3 Положения.

Согласно Конституции РФ (п. ж ч. 1 ст. 72) и ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (п. 4 ст. 2) социальная защита, включая социальное обеспечение, а также правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ).

В силу п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» определение условий предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации за счет средств субъектов Российской Федерации отнесено к ведению субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон «О страховых пенсиях» также содержит норму, согласно которой отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 6 ст. 2).

Конституционный Суд РФ неоднократно констатировал, что полномочие по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы субъектов РФ, возложено федеральным законодателем на субъекты РФ, которые впредь до принятия соответствующего федерального закона, сохраняют полномочие самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий государственным служащим, включая ежемесячную доплату к страховой пенсии (определение от 15 января 2008 г. №107-О-О).

Раскрывая правовую природу ежемесячных доплат к пенсиям, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что они являются дополнительным помимо назначаемой на общих основаниях пенсии обеспечением бывших государственных служащих субъекта Российской Федерации и законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить, изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств доплат к установленным государственным пенсиям, как и других видов обеспечения лиц, замещавших государственные должности в субъекте Российской Федерации, предоставляемым за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, что не противоречит ст. 39 Конституции РФ.

Таким образом, установление доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) входит в компетенцию субъекта, который вправе определять порядок и условия ее назначения.

Иные доводы апелляционной жалобы, в том числе ссылки на разъяснение Управления государственного пенсионного обеспечения государственных служащих ПФР, судебной коллегией отклоняются, поскольку повторяют позицию истца, изложенную в суде первой инстанции, которым судом дана надлежащая оценка. Оснований для иной оценки у судебной коллегии не имеется.

С учетом изложенного, оснований к отмене постановленного по делу решения не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Советского районного суда г. Брянска от 10 августа 2017 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к Департаменту строительства и архитектуры Брянской области об оспаривании размера среднемесячного заработка для назначения пенсии за выслугу лет – оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий Е.В. СИДОРЕНКОВА

Судьи областного суда В.И. МАКЛАШОВ

Д.А. ЦУКАНОВ