НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Благовещенского городского суда (Амурская область) от 13.10.2017 № 2-8575/17

Дело № 2-8575/2017

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

г. Благовещенск 13 октября 2017 года

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Фирсовой Е.А.,

при секретаре Серикове Р.В.,

с участием

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Салмина С. А. к ФГУ «Главное Бюро медико-социальной экспертизы по Амурской области» о признании решения незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Салмин С.А. обратился в Благовещенский городской суд с настоящим иском к ФГУ «Главное Бюро медико-социальной экспертизы по Амурской области» о признании решения в части невключения в индивидуальную программу реабилитации замену автомобиля, компенсацию ОСАГО незаконным.

В судебном заседании решен процессуальный вопрос о прекращении производства по делу в связи с наличием иного порядка судебного рассмотрения настоящего дела.

Выслушав мнение участвующих в деле лиц, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

Как следует из содержания искового заявления, Салмин С.А., обращаясь в суд за защитой своих прав, оспаривал решение медицинской организации о невключении в его индивидуальную программу реабилитации в раздел «Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации, представляемые инвалиду» замену автомобиля, компенсацию ОСАГО. По мнению заявителя, Салмину С.А. должна быть произведена замена автомобиля, а также предоставлена компенсация ОСАГО.

Федеральный закон от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Признание лица инвалидом, в силу ст. 1 названного Закона, осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

К ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов пункты 10, 11 ст. 4 Закона относят: утверждение и финансирование федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду; определение критериев, установление условий для признания лица инвалидом; создание федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, осуществление контроля за их деятельностью.

Статьей 7 приведенного Закона определено понятие медико-социальной экспертизы - признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 8 Закона).

В соответствии с п.п. 1, 2, 4 ч. 3 ст. 8 Закона № 181-ФЗ на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы, в числе прочего, возлагается: установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты; разработка индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов; участие в разработке комплексных программ реабилитации, абилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов.

Приказом Минтруда России от 11.10.2012 года № 310н утвержден Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, к каковым ст. 1 Порядка относит Федеральное бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти (далее - главные бюро), имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро).

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном названным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрен порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации право обратиться в суд, в том числе с требованиями об оспаривании решения органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации предоставляется лицу, считающему, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод, реализации законных интересов.

Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Из приведенных положений законодательства, устанавливающего основы государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации и регулирующего правоотношения, в том числе о признании граждан инвалидами, определении соответствующей группы инвалидности, следует, что организации медико-социальной экспертизы наделяются отдельными публичными полномочиями в части возложения на них обязанности по признанию лица инвалидом.

Таким образом, требования истца, связанные с оспариванием решения ФКУ ГБ МСЭ по Амурской области по невключению в программу реабилитации технического средства реабилитации – автомобиля, а также компенсации ОСАГО, которое повлекло для заявителя правовые последствия, вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера, защищаемого в исковом производстве, поскольку спорные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон.

Главное бюро медико-социальной экспертизы по Амурской области реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов в отношении заявителя.

Действия (бездействие) ФКУ ГБ МСЭ по Амурской области, связанные с реализацией им публично-значимых государственных полномочий по установлению инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты; разработке индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов; участию в разработке комплексных программ реабилитации, абилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов, таким образом, подлежат оспариванию в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 18 января 2017 года № 56-КГ16-37.

В связи с этим истец, обращаясь к ответчику, реализовал право, предоставленное федеральным законодателем, который одновременно возложил на государственные органы обязанность принять соответствующее решение.

В соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Следовательно, оспариваемое решение является документом властно-распорядительного характера, содержащим обязательные указания, распоряжения, вынесенное уполномоченным органом, а требования истца вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера.

С учетом приведенных выше положений законодательства, обращаясь в суд с данным заявлением в порядке гражданского процессуального законодательства и говоря о нарушении материального права, Салминым С.А. избран неверный способ защиты нарушенного права, поскольку спорные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон. Медико-социальная экспертиза через уполномоченные органы реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов в отношении истца.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что настоящее исковое заявление не может быть разрешено в порядке норм Гражданского процессуального кодекса РФ, поскольку должно рассматриваться в ином судебном порядке (в административном судопроизводстве), в связи с чем производство по делу подлежит прекращению по основаниям, предусмотренным абз. 2 ст. 220, п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 220, 134, 224, 225 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Производство по гражданскому делу № 2-8575/2017 по иску Салмина С. А. к ФГУ «Главное Бюро медико-социальной экспертизы по Амурской области» о признании решения незаконным - прекратить.

Разъяснить сторонам, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами о том, же предмете и по тем же основаниям не допускается.

На определение может быть подана частная жалоба в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение пятнадцати дней со дня вынесения.

Судья Фирсова Е.А.