НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Автозаводского районного суда г. Тольятти (Самарская область) от 15.06.2023 № 2А-3444/2023

УИД 63RS0-64

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

об оставлении административного искового заявления

без рассмотрения

15 июня 2023 года <адрес>

Автозаводский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Козновой Н.П.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-3444/2023 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу,

у с т а н о в и л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России по <адрес> обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН 632100488060, в котором с учетом уточнения просит взыскать с административного ответчика в пользу государства задолженность по уплате налогов в общей сумме 28171,75 руб., из которой:

- налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ в размере 27011 руб., пени в размере 1145,71 руб. по требованию от ДД.ММ.ГГГГ,

- налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: пени в размере 0,12 руб. по требованию от ДД.ММ.ГГГГ,

- земельный налог: пени в размере 14,92 руб. по требованию от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, указал, что без результатов дополнительной налоговой проверки и сверке представленных административному истцу документов рассмотрение дела невозможно.

Представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия по имеющимся в деле документам.

Представитель заинтересованного лица УФНС по <адрес> в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен, причины неявки не сообщил, ходатайств не представил.

Изучив представленные документы, материалы административного дела, суд полагает возможным оставить без рассмотрения административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам на основании части 2 статьи 196 КАС РФ, в соответствии с которой суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, что не препятствует административному истцу вновь обратиться с административным исковым заявлением в общем порядке (часть 3 статьи 197 КАС РФ).

Принимая такое решение, суд исходит из следующего.

На основании 3 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела, в том числе, о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.

В соответствии со статьей 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно статье 57 Конституции РФ предусматривает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

В силу статей 362, 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию данного имущества на территории РФ.

На основании письма ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № КЧ-4-8/12644@ «О Централизации функций по управлению долгом», в соответствии с приказом УФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ функции по управлению долгом централизованы на базе Межрайонной ИФНС России по <адрес>.

В ходе судебного разбирательства установлено и подтверждается ответом МИФНС России по <адрес>, Инспекцией в отношении ФИО1, ИНН 632100488060 сформирован и произведен расчет налога на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных от продажи объектов недвижимого имущества за 2020 год.

В ответе на судебный запрос также указано следующее.

По данным расчета, налогоплательщиком в 2020 году получен доход от продажи:

1) гаража, расположенного по адресу: 445990, <адрес>, влд 32, 340, в размере 797 776,38 руб.

В соответствии со статьей 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах.

На основании пункта 5 статьи 217.1 НК РФ в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения налогом доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.

Положения статьи 217.1 НК РФ применяются в отношении объектов недвижимости, приобретенных в собственность после ДД.ММ.ГГГГ.

По договору купли-продажи ФИО1 продает недвижимое имущество (гаражный бокс) ниже кадастровой стоимости.

В соответствии с договором цена Гаражного бокса составляет 680 000 руб., кадастровая стоимость нежилого помещения - гаража, составляет 1139680,54 руб.

По данным налогового органа сумма дохода от продажи гаража с учетом положений пунктом 5 статьи 217.1 НК РФ составляет 797 776,38 рублей (кадастровая стоимость 1139680,54 руб.* 0,7 понижающий коэффициент).

Сумма имущественного налогового вычета, установленной пп.2 п.2 ст. 220 НК РФ составляет 600 000 руб. (документально подтвержденные расходы на приобретение объекта).

Налогооблагаемая база составит 117776,38 руб. (797 776 - 600 000), сумма налога 15 311 руб.

2) Квартира (1/2 доли) недвижимого имущества, расположенного по адресу: 454084, Россия, <адрес>, 12, в размере 590 000 руб.

При определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественных вычетов.

В соответствии с положениями подпункта 1 пункта 2 статьи 220 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 НК РФ, не превышающем в целом 1 000 000 рублей.

По данным налогового органа, стоимость объекта составляет 1 180 000 руб., сумма дохода, полученная от продажи 1/2 доли в квартире, составит - 590 000 руб., сумма имущественного налогового вычета в соответствии подпунктами 1, 3 пункта 2, статьи 220 НК РФ - 500000 руб. (1000000*1/2 пропорционально доли).

Налогооблагаемая база - 90 000 руб. (590000-500000), сумма налога 11700 рублей.

3) Земельный участок, расположенный по адресу: 445015, <адрес> размере 157878 руб.

По данным налогового органа, стоимость объекта составляет 157878 руб., сумма имущественного налогового вычета в соответствии с подпунктами 1, 3 пункта 2, статьи 220 НК РФ - 500000 руб., налогооблагаемая база - 0 руб., сумма налога 0,00 руб.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 228 НК РФ физические лица производят исчисление и уплату налога на доходы физических лиц исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 НК РФ, когда такие доходы не подлежат налогообложению.

В соответствии с пунктом 4 статьи 217.1 НК РФ минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет, за исключением случаев, указанных в пункте 3 статьи 217.1 НК РФ, то есть когда минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества, доходы от которого освобождаются от налогообложения, составляет три года в случае, когда право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в порядке наследования или по договору дарения от физического лица, признаваемого членом семьи и (или) близким родственником этого налогоплательщика в соответствии с Семейным кодексом РФ.

Если объект недвижимого имущества находился в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения таким объектом, доход от его продажи подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 229 главы 23 НК РФ налогоплательщиком предоставляется налоговая декларация по форме 3-НДФЛ не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть за 2020 год срок представления налоговой декларации - не позднее ДД.ММ.ГГГГ. В установленный срок ФИО1 налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц по форме -НДФЛ за 2020 год не представил, понесенные расходы по уплаченным процентам на приобретения жилья документально не подтвердил.

ДД.ММ.ГГГГ инспекцией вынесено Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, по данному решению начислено: налога на доходы физических лиц в размере: 27011,00 руб., пени 1145,71 руб., штрафные санкции по пункту 1 статьи 119 НК РФ в размере 2026 руб. по статьей 122 НК РФ в размере 2701 руб.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 представлена уточненная налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2020 год, рег. .

Сумма налога на доходы физических лиц, заявленная в декларации к возврату из бюджета составила 9119 руб.

В соответствии с положением подпункта 4 пункта 1 статьи 218 НК РФ получение стандартного налогового вычета за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, на обеспечении которых находится ребенок.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 220 НК РФ при продаже квартиры физическое лицо имеет право на получение имущественного вычета.

На основании подпункта 2 пункта 2 статьи 220 НК РФ| вместо получения имущественного налогового вычета в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 220 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением имущества.

В данном случае налогоплательщик - физическое лицо может воспользоваться нормой подпункта 2 пункта 2 статьи 220 НК РФ и уменьшить сумму своих облагаемых НДФЛ доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением квартиры. Правомерность заявленного налогоплательщиком имущественного налогового вычета будет рассмотрена по итогам проверки актуальной налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2020 год.

Учитывая вышеизложенное, поскольку в настоящее время на рассмотрении находится актуальная налоговая декларация по налогу на доход физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2020 год, по результатам рассмотрения которой будут сформированы окончательные исковые требования, суд соглашается с позицией административного ответчика о невозможности рассмотрения настоящих требований без получения решения по результатам налоговой проверки. По результатам проверки возможен перерасчет налога (взаимозачет), в связи с чем, рассмотрение настоящих требований без учета результатов проверки затронут права и законные интересы административного ответчика.

Таким образом, установлены противоречия в части обоснованности начисления налога. Устранение данных противоречий самостоятельно судом не представляется возможным, поскольку расчет налогов в силу норм действующего законодательства относится к полномочиям налогового органа, вмешательство в компетенцию которого судом не допустимо.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 196, 198-199 КАС РФ, суд

о п р е д е л и л:

оставить без рассмотрения административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу.

Разъяснить заявителю, что административный истец вновь может обратиться в суд с административным исковым заявлением в общем порядке.

На определение может быть подана частная жалоба в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд <адрес> в течение 15 дней.

Судья Н.П. Кознова