Строка статотчета 63, госпошлина 00 руб. 00 коп.
Докладчик: Дивин Н.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Гудушина Н.Б., судей Дивина Н.В. и Рудь Т.Н., при секретаре Одоевой И.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске 29 октября 2012 года дело по апелляционной жалобе директора ОАО «…» Т. на решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 22 августа 2012 года, которым заявление открытого акционерного общества «…» о признании незаконным и отмене предписания Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе от … № … оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи областного суда Дивина Н.В., судебная коллегия
установила:
Открытое акционерное общество «…» (далее – ОАО «…») обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе от … № …, которым предписано в срок до 17 августа 2012 года установить всем работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными или иными условиями труда (класс условий 3.1, 3.2, 3.3 и выше по итогам аттестации) компенсации на основании норм ТК РФ и Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 № 870, в том числе: в повышенном размере оплату труда (п.1); ежегодный дополнительный отпуск не менее 7 календарных дней (п.2); сокращенную продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю (п.3).
В обоснование требований указало, что Постановление Правительства РФ №870 от 20 ноября 2008 года не является нормативным актом прямого действия, так как пунктом 2 данного Постановления дано поручение Министерству здравоохранения и социального развития РФ установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными или иными особыми условиями труда, размеры компенсаций и условия их предоставления. Однако до настоящего времени соответствующий нормативный акт не принят, в связи с чем вынесенное государственным инспектором труда предписание привело к необоснованному возложению на Общество обязанности совершить действия по обеспечению установления гарантий и компенсаций и является незаконным.
В судебном заседании представители ОАО «…» Н. и Я. заявленные требования поддержали.
Государственный инспектор труда Харченко А.В. возражал против удовлетворения заявления, считая предписание законным и обоснованным, так как действующим на предприятии коллективным договором утверждены перечни профессий работников, занятых на тяжелых работах и работах с вредными условиями труда, которым предоставлены отдельные, но не все компенсации, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 № 870, вступившим в законную силу и имеющим прямое действие.
Суд принял указанное выше решение, с которым не согласен заявитель и просит его отменить, ссылаясь на незаконность решения суда, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права и без учета того, что в Трудовом кодексе РФ нет положений, непосредственно обязывающих работодателя предоставить работникам все виды компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством, а соответствующего подзаконного акта для определения минимальных компенсаций работникам, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными или иными особыми условиями труда, до настоящего времени не принято; судом необоснованно сделан вывод о том, что пункт 1 Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 является правовым актом прямого действия и содержит перечень минимальных компенсаций; решение суда приводит к ущемлению прав работодателя и нарушению интересов сторон трудовых отношений, судом неправомерно дана расширительная трактовка минимальных гарантий, предусмотренных трудовым законодательством.
Проверив материалы дела, выслушав объяснение представителя ОАО «…» Н., полностью подержавшей доводы апелляционной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда исходя из следующего.
В силу ст.357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право: предъявлять работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников.
Материалами дела установлено, что по результатам проведенной внеплановой проверки 12 июля 2012 года в адрес директора ОАО «…» вынесено предписание №… об устранении нарушений трудового законодательства с возложением обязанности, в том числе:
- установить оплату труда всем работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными или иными условиями труда (класс условий 3.1, 3.2, 3.3 и выше по итогам аттестации), в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами) /основание: ст.147 ТК РФ, Постановление РФ от 20.11.2008 № 870, карты аттестации рабочих мест по условиям труда/ (п.1);
- установить ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск не менее 7 календарных дней всем работникам, работающим во вредных условиях труда (класс условий 3.1, 3.2, 3.3 и выше по итогам аттестации), в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами) /основание: ст.117 ТК РФ, Постановление РФ от 20.11.2008 № 870, карты аттестации рабочих мест по условиям труда/ (п.2);
- установить сокращенную продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю всем работникам, работающим во вредных условиях труда (класс условий 3.1, 3.2, 3.3 и выше по итогам аттестации), в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами) /основание: ст.92 ТК РФ, Постановление РФ от 20.11.2008 № 870, карты аттестации рабочих мест по условиям труда/ (п.3);
- внести изменения в график отпусков на 2012 год в связи с установлением работникам, работающим во вредных условиях труда (класс условий труда 3.1, 3.2, 3.3 и выше по итогам аттестации) ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска /основание: ст.123 ТК РФ/ (п.4);
- внести изменения в трудовые договоры в виде соглашения в связи с установлением работникам повышенного размера оплаты труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, дополнительного оплачиваемого отпуска /основание: ст.57 ТК РФ/ (п.5).
Отказывая в удовлетворении требования заявителя, суд первой инстанции пришел к верному выводу о законности вынесенного государственным инспектором труда указанного Предписания, так как в ходе проверки было выявлено, что работникам ОАО «…» не установлены компенсации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 № 870, которое является нормативным правовым актом прямого действия, а также указанные компенсации предусмотрены и в Трудовом кодексе Российской Федерации, ограничений по их применению в законе не содержится.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласна, а доводы подателя апелляционной жалобы находит несостоятельными, как не основанными на нормах материального права и фактических обстоятельствах дела.
В соответствии с п.1 ст.10Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
В качестве основания для проведения внеплановой проверки в подп.«в» п.2 ст.10 упомянутого Закона указано поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан.
Как следует из материалов дела, внеплановая проверка государственным инспектором труда, в результате которой были выявлены нарушения норм трудового законодательства в части не установления ОАО «…» компенсаций в минимальном размере работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными или иными условиями труда (класс условий 3.1, 3.2, 3.3 и выше по итогам аттестации) на основании норм ТК РФ и Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 № 870, проведена после обращения работников лесопильного цеха ОАО «…» в государственную инспекцию труда о нарушении требований законодательства об охране труда.
В соответствии со ст.117 ТК РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, на других работах, связанных с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов.
Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия его предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Согласно ст.147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
Часть 2 статьи 219 ТК РФ также предусмотрено, что размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В исполнение указанных норм закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 20 ноября 2008 года № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда», пунктом 1 которого постановлено: установить работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест следующие компенсации:
сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации;
ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней;
повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Суд правильно руководствовался указанными правовыми нормами, являющимися актами прямого действия, придя к выводу о правомерности вынесенного государственным инспектором труда предписания в адрес директора ОАО «…» об установлении по результатам аттестации рабочих мест работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсаций в соответствии с упомянутыми нормами ТК РФ и Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 № 870.
С учетом изложенного не может быть принята судебной коллегией во внимание ссылка подателя апелляционной жалобы на пункт 2 указанного Постановления и не принятие до настоящего времени Министерством здравоохранения и социального развития РФ порядка определения размеров компенсаций и условий их предоставления, поскольку по смыслу и содержанию положений ст.ст.92, 117, 147, 219 ТК РФ во взаимосвязи с пунктом 1 Постановления Правительства РФ работодатель обязан до принятия Минздравсоцразвитием соответствующего правового акта по установлению минимальных размеров компенсаций в зависимости от класса условий труда установить работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, указанные компенсации хотя бы в минимальном размере согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 № 870.
Таким образом, государственный инспектор труда при проведении внеплановой проверки действовал в пределах предоставленных ему законом полномочий, а вынесенное им Предписание является законным и обоснованным.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены верно, материальный и процессуальный закон не нарушены, и судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого судом решения.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 22 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу директора ОАО «…» Т. – без удовлетворения.
Председательствующий Н.Б.Гудушин
Судьи Н.В.Дивин
Т.Н.Рудь