Дело № 3а-806/2019 21 ноября 2019 года
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Рассошенко Н.П.
при секретаре Шинаковой М.В.
с участием прокурора областной прокуратуры Пасько Ю.Н.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании в городе Архангельске 21 ноября 2019 года административное дело по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества «Комбинат торговой техники и рекламы» о признании недействующими в части приложений к распоряжениям министерства имущественных отношений Архангельской области от 22 декабря 2017 года № 2037-р «Об определении на 2018 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость» и от 25 декабря 2018 года № 2418-р «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость»,
у с т а н о в и л:
Распоряжением министерства имущественных отношений Архангельской области от 22 декабря 2017 года № 2037-р определен на 2018 год Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость.
Данный Перечень размещен на официальном сайте Правительства Архангельской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 25 декабря 2017 года. Распоряжение вступило в силу 01 января 2018 года.
В указанный Перечень под пунктом 8593 включено здание с кадастровым №, расположенное по адресу: <адрес>.
Распоряжением министерства имущественных отношений Архангельской области от 25 декабря 2018 года № 2418-р определен на 2019 год Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость.
Данный Перечень размещен на официальном сайте Правительства Архангельской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 26 декабря 2018 года. Распоряжение вступило в силу 01 января 2019 года.
В указанный Перечень под пунктом 6236 включено здание с кадастровым №, расположенное по адресу: <адрес>.
Закрытое акционерное общество «Комбинат торговой техники и рекламы» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пункта 8593 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, определенного распоряжением министерства имущественных отношений Архангельской области от 22 декабря 2017 года № 2037-р, и пункта 6236 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, определенного распоряжением министерства имущественных отношений Архангельской области от 25 декабря 2018 года № 2418-р.
В обоснование исковых требований указано, что в пункт 8593 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, и в пункт 6236 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год включено здание с кадастровым №, расположенное по адресу: <адрес>, собственником которого является административный истец. Статьей 1.1 Закона Архангельской области от 14.11.2003 № 204-25-ОЗ «О налоге на имущество организаций» предусмотрено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ, как кадастровая стоимость имущества в отношении объектов налогообложения, в том числе: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Постановлением Правительства Архангельской области от 04.04.2017 № 138-пп утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, которым предусмотрена процедура определения вида фактического использования и признания объектов недвижимости фактически используемых в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также в целях делового, административного и коммерческого назначения в соответствии с положениями пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 НК РФ. Виды фактического использования объектов недвижимости, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 2 данного Порядка, определяются министерством имущественных отношений Архангельской области на основании информации о назначении объектов недвижимости и о видах разрешенного использования земельных участков, на которых располагаются объекты, а также на основании результатов обследования объектов недвижимости. Здание с кадастровым № не отвечает признакам, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ. Здание расположено на земельном участке с кадастровым №, вид разрешенного использования которого – эксплуатация административно-технического корпуса. Данный вид разрешенного использования земельного участка однозначно не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения. Принадлежащее административному истцу здание имеет наименование – комбинат торговой техники и рекламы, назначение: нежилое. Согласно техническому паспорту здание является зданием комбината торговой техники и рекламы, нежилым. Из экспликации к поэтажному плану здания следует, что нежилые помещения в здании классифицированы только по наименованию: помещение, коридор, лестничная клетка, лифт, санузел, туалет, лестница, моечная, умывальная. Назначение и разрешенное использование помещений, поименованных «помещение», площадь которых составляет более 80 % общей площади здания, в техническом паспорте и приложениях не определены, следовательно, исходя из наименования здания, нельзя сделать вывод о том, что содержащиеся в технической документации сведения предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры. Таким образом, здание могло быть включено в Перечень на 2018 год и в Перечень на 2019 год исключительно на основании акта об обследовании вида фактического использования здания и помещений в нем, составленного министерством имущественных отношений Архангельской области. В нарушение статьи 378.2 НК РФ до принятия оспариваемых нормативных правовых актов вид фактического использования здания, подлежащего включению в указанные Перечни, не проверялся, соответствующий акт не составлялся. Оспариваемые нормативные правовые акты нарушают права, свободы и законные интересы административного истца, возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество организаций в предыдущем и текущем налоговых периодах.
В судебном заседании представитель административного ответчика Нутрихина С.В. просила прекратить производство по делу в связи с добровольным удовлетворением требований административного истца. Пояснила, что распоряжением от 12 ноября 2019 года № 1239-р здание с кадастровым № исключено из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (пункт 8593) и из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (пункт 6236). Данное распоряжение размещено на официальном сайте Правительства Архангельской области 15 ноября 2019 года, вступило в законную силу, копия распоряжения направлена в Управление Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
Административный истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направил.
Заслушав пояснения представителя административного ответчика, заключение прокурора Пасько Ю.Н., полагавшей производство по делу прекратить, суд приходит к следующему выводу.
В силу частей 2, 3 статьи 194 КАС РФ суд вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Суд прекращает производство по административному делу и в иных предусмотренных настоящим Кодексом случаях.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 214 КАС РФ суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Судом установлено, что распоряжением министерства имущественных отношений Архангельской области от 12 ноября 2019 года № 1239-р из приложения к распоряжению министерства имущественных отношений Архангельской области от 22 декабря 2017 года № 2037-р «Об определении на 2018 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость» исключен пункт 8593 (объект недвижимости с кадастровым №); из приложения к распоряжению министерства имущественных отношений Архангельской области от 25 декабря 2018 года № 2418-р «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость» исключен пункт 6236 (объект недвижимости с кадастровым №).
Данное распоряжение размещено на официальном сайте Правительства Архангельской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 15 ноября 2019 года, вступило в силу со дня официального опубликования. Распоряжение распространяется на правоотношения, возникшие: в части распоряжения от 22 декабря 2017 года № 2037-р с 01 января 2018 года, в части распоряжения от 25 декабря 2018 года № 2418-р с 01 января 2019 года.
Поскольку на момент рассмотрения административного дела оспариваемые положения нормативных правовых актов перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца, производство по делу должно быть прекращено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-195, 214 КАС РФ, суд
о п р е д е л и л:
Производство по административному делу по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества «Комбинат торговой техники и рекламы» о признании недействующими пункта 8593 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, определенного распоряжением министерства имущественных отношений Архангельской области от 22 декабря 2017 года № 2037-р, и пункта 6236 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, определенного распоряжением министерства имущественных отношений Архангельской области от 25 декабря 2018 года № 2418-р, прекратить.
Разъяснить, что повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
На определение может быть подана частная жалоба, а прокурором принесено представление во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения путем подачи частной жалобы или представления через Архангельский областной суд.
Председательствующий Н.П.Рассошенко