ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 88А-8279/2020 город Москва 25 марта 2020 года Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего Кузьмичева С.И. судей Склярука С.А., Смирновой Е.Д., рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении суда поданную 13 февраля 2020 года через суд первой инстанции кассационную жалобу Карабановой Светланы Николаевны на решение Дзержинского районного суда г. Ярославля от 23 августа 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 14 ноября 2019 года, принятые по административному делу № 3а-2551/2019 по административному исковому заявлению Карабановой С.Н. к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №32», Департаменту образования Ярославской области о признании незаконным отказа в назначении компенсации части родительской платы за счет средств областного бюджета, возложении обязанности назначить компенсацию расходов на присмотр и уход за детьми, осваивающие образовательные программы дошкольного образования, за счет областного бюджета. Заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции Склярука С.А., судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции установила: Карабанова С.Н. обратилась в суд с указанным административным иском к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 32» (далее - МДОУ «Детский сад № 32»), Департаменту образования Ярославской области, указав в его обоснование, что имеет семью в составе пять человек, в том числе супруг Карабанов В.В., и трое детей, двое из которых не достигли возраста совершеннолетия. При этом её совершеннолетняя дочь - Карабанова А.В., обучается по очной форме обучения на третьем курсе лечебного факультета ФГБОУ ВО «Ярославский государственный медицинский университет», самостоятельного источника дохода не имеет, находится на иждивении родителей и является членом их семьи. Однако при расчете среднедушевого дохода членов семьи Карабанова А.В. не была учтена, что повлекло отказ в назначении выплаты компенсации части родительской платы за посещение детского сада несовершеннолетним сыном административного истца - Карабановым Я.В. Ссылаясь на незаконность отказа МДОУ «Детский сад №32» в назначении ей компенсации части родительской платы за счет областного бюджета, просила суд признать его таковым, а также обязать МДОУ «Детский сад №32» назначить ей компенсацию части родительской платы за Карабанова Я.В., 2013 года рождения, в размере 50% на период с 1 апреля 2019 года по 31 марта 2020 года. Решением Дзержинского районного суда г. Ярославля от 23 августа 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам, вышеуказанные административные исковых требования Карабановой С.Н. были оставлены без удовлетворения. В кассационной жалобе административный истец Карабанова С.Н. просит об отмене указанных судебных актов с принятием по административному делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных административных исковых требований. В обоснование кассационной жалобы приводятся доводы о неправильном применении судами норм материального права. Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии правовых оснований к отмене обжалуемых судебных актов, в связи со следующим. Согласно пункту 5 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу с административным делом, вправе отменить либо изменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новый судебный акт, не передавая административное дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права. В соответствии с положениями статьи 328 КАС РФ основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке является, в том числе, неправильное применение норм материального права (часть 2). Судебная коллегия полагает, что обжалуемые судебные акты, постановлены судами нижестоящих инстанций при неправильном применении норм материального права. Так, при рассмотрении административного дела в суде первой инстанции было установлено, что семья административного истца Карабановой С.Н. состоит из 5 человек, в том числе её супруг - Карабанов В.В. и трое детей: Карабанова А.В., 2005 года рождения, Карабанов Я.В., 2013 года рождения, и Карабанова А.В., 1998 года рождения. 9 августа 2018 г. между МДОУ «Детский сад № 32» и Карабановой С.Н. в интересах несовершеннолетнего сына последней - Карабанова Я.В. заключен договор об образовании по образовательным программам дошкольного образования. 17 апреля 2019 г. Карабанова С.Н. обратилась в МДОУ «Детский сад № 32» с заявлением о предоставлении компенсации части родительской платы в соответствии со ст. 74.1 Закона Ярославской области от 19 декабря 2008 г. № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области», однако 23 апреля 2019 г. ей выдано уведомление об отказе в назначении компенсации части родительской платы за счет средств областного бюджета на основании п. 1.4 и п. 2.3 приказа Департамента образования Ярославской области от 11 февраля 2019 г. № 04-пн в связи с тем, что среднедушевой доход на каждого члена семьи истца (4 человека) составил 18 619 руб. 07 коп., то есть выше 1,5-кратной величины прожиточного минимума. В соответствии с ч. 5 ст. 65 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании в РФ) в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) предоставляется компенсация. Размер компенсации устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и не должен быть менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка, не менее пятидесяти процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее семидесяти процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации. При предоставлении компенсации органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации устанавливать критерии нуждаемости. Статьей 74.1 Закона Ярославской области от 19 декабря 2008 г. № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области» (далее Социальный кодекс) предусмотрена мера социальной поддержки - компенсация расходов на присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования (родительская плата). Размер компенсации части родительской платы определяется исходя из среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в государственных и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории Ярославской области, и составляет: 20 процентов на первого ребенка; 50 процентов на второго ребенка; 70 процентов на третьего и последующих детей. (часть 2 статьи 74.1 Социального кодекса).Компенсация части родительской платы в дошкольной образовательной организации назначается и выплачивается одному из родителей (законных •представителей), внесших плату за присмотр и уход за ребенком в соответствующей образовательной организации, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в Ярославской области, за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной компенсации (часть 3 статьи 74.1 Социального кодекса). В силу ч. 5 ст. 74.1 Социального кодекса порядок назначения и выплаты компенсации в соответствии с настоящей статьей устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти Ярославской области в сфере образования. Приказом Департамента образования Ярославской области от 25 марта 2014 г. №10-пн утвержден Порядок назначения и выплаты компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, (далее - Порядок). На основании п. 1.8 указанного Порядка выплата компенсации производится за счет средств бюджета Ярославской области. Компенсация назначается и выплачивается одному из родителей (законных представителей), внесших плату за присмотр и уход за ребенком в соответствующей образовательной организации, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в Ярославской области, за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением компенсации (пункт 1.3 Порядка). В соответствии с пунктом 1.4 Порядка для решения вопроса о назначении и выплате компенсации при расчете среднедушевого дохода семьи к членам семьи относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги (усыновители, опекуны (попечители), в том числе приемные родители), их несовершеннолетние дети (сыновья и дочери (усыновленные (удочеренные)), пасынки и падчерицы, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в том числе в приемной семье), а также являющиеся их детьми инвалиды с детства старше 18 лет и инвалиды 1 группы старше 18 лет. Установив указанные выше обстоятельства, а также то, что при учете в составе семьи административного истца только несовершеннолетних детей, размер среднедушевого дохода составляет более 1,5-кратной величины прожиточного минимума в Ярославской области за второй квартал 2018 года, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что Карабанова А.В., 1998 года рождения, в силу приведенных положений пункта 1.4 Порядка, при разрешении вопроса о назначении вышеуказанной компенсации не может быть признана членом семьи административного истца, а доводы о том, что она, обучаясь в образовательном учреждении высшего образования по очной форме обучения, не имеет самостоятельного дохода и находится на иждивении Карабановой С.Н. и её супруга, правового значения для разрешения настоящего административного спора не имеет. Вместе с тем, в силу положений статьи 76 Конституции Российской Федерации законы субъекта Российской Федерации по вопросам ведения Российской Федерации, а также по вопросам совместного ведения Российской федерации и субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. Приведенными выше положениями статьи 65 Закона об образовании в РФ предусматривается предоставление указанной компенсации в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям). Данной нормой также предусмотрено, что размер компенсации устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также право органов государственной власти субъектов Российской Федерации законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации устанавливать критерии нуждаемости. Реализация данных прав Ярославской области, как субъекта Российской Федерации, осуществлена при принятии Социального кодекса, а, именно, приведенных выше правовых предписаний, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 74.1 данного Закона Ярославской области. Частью 6 статьи 65 Закона об образовании в РФ предусматривается, что порядок обращения за получением компенсации, указанной в части 5 данной статьи, и порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Как указывалось выше, такой порядок на территории Ярославской области установлен Приказом Департамента образования Ярославской области от 25 марта 2014 г. №10-пн. Вместе с тем, ссылаясь в обоснование принятого решения на то, что пунктом 1.4 указанного Порядка не предусматривается при расчете среднедушевого дохода семьи относить к членам семьи совершеннолетних детей, находящихся на иждивении родителей в связи с обучением, суд не учел, что порядок расчета среднедушевого дохода семьи не относится непосредственно к порядку обращения за компенсацией и её выплаты. При этом согласно статье 13 Федерального закона от 5 апреля 2003 года №44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», устанавливающего порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года «О государственной социальной помощи» и Федеральным законом от 24 октября 1997 года «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», в состав малоимущей семьи при расчете среднедушевого дохода включаются лица, связанные родством и (или) свойством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы Эти нормы федерального законодательства свидетельствуют о том, что при расчете среднедушевого дохода для решения вопроса о предоставлении государственной меры социальной поддержки в виде компенсации, предусмотренной частью 5 статьи 65 Закона об образовании в РФ, членами семьи получателя такой компенсации являются супруги, их дети, независимо от возраста, совместно проживающие с ними и ведущие совместное хозяйство. Разрешая административные исковые требования Карабановой С.Н., суд данные положения федерального законодательства не учел. Допущенное судом первой инстанции неправильное применение норм материального права не было устранено при рассмотрении настоящего дела в апелляционном порядке. С учетом изложенного судебная коллегия полагает необходимым обжалуемые административным истцом судебные акты судов нижестоящих инстанций отменить и, не передавая административное дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт о признании незаконным отказа МДОУ «Детский сад №32» в назначении Карабановой С.Н. указанной компенсации. При этом суд кассационной инстанции не усматривает оснований в качестве восстановления нарушенных прав административного истца возлагать в рамках данного административного дела на МДОУ «Детский сад №32» обязанность назначить ей компенсацию части родительской платы за Карабанова Я.В., 2013 года рождения, в размере 50% на период с 1 апреля 2019 года по 31 марта 2020 года, поскольку данный период практически истек к моменту рассмотрения дела в порядке кассационного производства. На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции определила: решение Дзержинского районного суда г. Ярославля от 23 августа 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 14 ноября 2019 года отменить, принять по административному делу новый судебный акт. Признать незаконным отказ МДОУ «Детский сад №32» в назначении Карабановой Светлане Николаевне компенсации части родительской платы за счет областного бюджета, содержащийся в уведомлении от 23 апреля 2019 года. Председательствующий Судьи |