НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19.07.2023 № 88А-16587/2023

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 88а-16587/2023

19 июля 2023 года г. Москва

Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Циркуновой О.М.,

судей Войты И.В., Ульянкина Д.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Wheely Technologies Ltd (Вили Текнолоджис Лтд) на решение Тверского районного суда г. Москвы от 31 мая 2022 года (дело (дело № 2а-3/2022) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 25 ноября 2022 года (дело № 33а-6777/2022) по административному делу по административному исковому заявлению Wheely Technologies Ltd (Вили Текнолоджис Лтд), ФИО1 об оспаривании отдельных положений решения антитеррористической комиссии города Москвы.

Заслушав доклад судьи Войты И.В., выслушав объяснения представителя Wheely Technologies Ltd (Вили Текнолоджис Лтд) по доверенности ФИО2, поддержавшей кассационную жалобу, возражения представителя Правительства Москвы по доверенности ФИО3 и представителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы по доверенности ФИО4 относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,

установила:

антитеррористической комиссией города Москвы 31 августа 2020 года принято решение № 4-13-14545/20, согласно которому на диспетчерские службы заказа легковых такси, а также таксомоторные компании (юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие действующие разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы или Московской области), юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих оказание услуг (организацию оказания услуг) по перевозке пассажиров по заказу легковыми автомобилями, возложена обязанность представлять следующие данные в государственную информационную систему «Единая региональная навигационно-информационная система города Москвы» (далее - ГНС ЕРНИС) о водителях, осуществляющих перевозку: фамилия, имя, отчество (водителя); дата рождения, место рождения, место жительства (водителя); место его трудоустройства (наименование организации, Ф.И.О. индивидуального предпринимателя); серия, номер, срок действия водительского удостоверения, стаж вождения; государство, выдавшее водительское удостоверение; номер разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (для легковых такси); номер государственного регистрационного знака транспортного средства, с использованием которого осуществляется перевозка; данные о сериях и номерах страховых полисов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, с использованием которых осуществляются перевозки, а также о датах начала и окончания срока страхования; об указанных в страховом полисе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, с использованием которых осуществляются перевозки, целях пользования транспортного средства; сведения о прохождении медицинских предрейсовых и послерейсовых осмотров; сведения о прохождении технических предрейсовых и послерейсовых осмотров транспортных средств, с использованием которых осуществляются перевозки.

Диспетчерские службы заказа легковых такси и перевозчики должны передавать указанные данные о водителях легковых такси ежедневно в режиме онлайн в ГИС ЕРНИС (пункт 2.7).

Пунктом 2.8 Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы в целях реализации пункта 2.7 протокола предписано: направить в адрес диспетчерских служб заказа легковых такси и перевозчиков уведомления о необходимости исполнения пункта 2.7 протокола.

Принять меры по организации взаимодействия оператора ГИС ЕРНИС с диспетчерскими службами заказа легковых такси и перевозчиками для исполнения пункта 2.7 протокола, включая издание приказа Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы (при необходимости). Установить порядок и сроки представления данных о водителях легковых такси диспетчерскими службами заказа легковых такси и перевозчиками в ГИС ЕРНИС.

Обеспечить контроль за исполнением диспетчерскими службами заказа легковых такси и перевозчиками пункта 2.7 протокола.

Считая указанное решение комиссии незаконным, Wheely Technologies Ltd (Вили Текнолоджис Лтд), ФИО1 обратились в суд с административным иском об оспаривании названных пунктов решения.

Требования мотивированы тем, что оспариваемые положения противоречит требованиям действующего законодательства.

Решением Тверского районного суда г. Москвы от 31 мая 2022 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 25 ноября 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба административного истца – без удовлетворения.

В кассационной жалобе Wheely Technologies Ltd (Вили Текнолоджис Лтд) ставится вопрос об отмене судебных актов по мотивам неправильного применения и толкования норм материального и процессуального права, несоответствия выводов судов, изложенных в судебных актах, обстоятельствам административного дела, нарушения норм процессуального права, повлекших вынесение незаконных судебных актов.

В обоснование доводов кассационной жалобы указывается на превышение комиссией полномочий устанавливать обязательные правила поведения для неопределённого круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение. Суды не учли, что действующим федеральным законодательством не установлен перечень видов информации, предоставляемой в ГИС ЕРНИС. В нарушение Федерального закона «О персональных данных суды применили нерелевантные основания для обработки персональных данных без согласия субъектов персональных данных. В нарушение статьи 42 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции не рассмотрел заявление группы лиц о присоединении к административному исковому заявлению.

Определением судьи Второго кассационного, суда общей юрисдикции от 02 июня 2023 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца, возражения представителей административных ответчиков, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Таких нарушений судами обеих инстанций не допущено.

В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», в редакции, действующей на момент спорных правоотношений, по решению Президента Российской Федерации на федеральном уровне формируется коллегиальный орган, координирующий и организующий деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму. Функции указанного органа реализуются в соответствии с положениям о нём, утверждаемым Президентом Российской Федерации. Решения данного органа, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами.

В силу части 4.1 названной нормы, в целях обеспечения координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений по решению Президента Российской Федерации в субъектах Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц. Для организации взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений и (или) для реализации решений органов, сформированных в соответствии с настоящей частью, могут издаваться акты (совместные акты) этих органов и формироваться коллегиальные органы по профилактике терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений на территории одного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Такие коллегиальные органы формируются по решению руководителя органа, сформированного в соответствии с настоящей частью, который утверждает положение о коллегиальном органе и его состав. Решения органов, сформированных в соответствии с настоящей частью, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами в соответствующем субъекте Российской Федерации. Неисполнение или нарушение указанных решений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации. В случае, если административная ответственность за указанные действия не установлена федеральным законом, она может быть установлена законом субъекта Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму» постановлено в целях совершенствования государственного управления в области противодействия терроризму образовать для координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации (пункт 3). Установлено, что положение об антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации и её регламент утверждаются председателем Комитета (подпункт «а» пункта 12).

Председателем Национального антитеррористического комитета 17 июня 2016 года утверждено Положение об антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации, согласно которому антитеррористическая комиссия в субъекте Российской Федерации является органом, образованным в целях координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений (пункт 1).

Комиссия для решения возложенных на неё задач имеет право: принимать решения по вопросам, отнесенным к её компетенции; запрашивать и получать в установленном порядке от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций и должностных лиц необходимые материалы и информацию по вопросам, отнесенным к ее компетенции (подпункты «а, б» пункта 6).

Решения Комиссии, принятые в пределах её компетенции, обязательны для исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами в субъекте Российской Федерации (пункт 10).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму», распоряжением Мэра Москвы от 27 апреля 2006 года № 104-РМ образована Антитеррористическая комиссия города Москвы.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», информационные системы включают в себя: государственные информационные системы - федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, на основании правовых актов государственных органов.

Постановлением Правительства Москвы от 03 декабря 2013 года № 780-ПП, создана Государственная информационная система «Единая региональная навигационно-информационная система адрес», утверждено Положение о государственной информационной системе «Единая региональная навигационно-информационная система адрес».

Согласно названному Положению, РНИС представляет собой государственную информационную систему, предназначенную для обеспечения сбора, обработки, хранения и предоставления навигационной и телеметрической информации о движении на территории адрес транспортных средств (далее - мониторинговая информация), оснащенных навигационно-связным оборудованием ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (далее - абонентский телематический терминал) и зарегистрированных в РНИС, информации о собственниках транспортных средств, а также лицах, владеющих транспортными средствами на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (далее - владельцы ТС), об абонентских телематических терминалах, о транспортных средствах, а также об иной справочной информации (п. 1.2).

Функциями РНИС являются: сбор, обработка и хранение мониторинговой информации, поступающей в РНИС от абонентских телематических терминалов или из информационных систем, осуществляющих сбор мониторинговой информации, а также справочной информации, предоставляемой владельцами ТС или поступающей из информационных систем, о транспортных средств, передвигающихся на территории г. Москвы, осуществляющих перевозки пассажиров (п. 3.2.1.1); предоставление доступа к содержащейся в РНИС информации пользователям РНИС в соответствии с правами доступа (п. 3.2.2).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6, части 2 статьи 11 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных и биометрических персональных данных без согласия субъекта персональных данных допускается в случае, если обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей; в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обороне, о безопасности, о противодействии терроризму, о транспортной безопасности.

Отказывая в удовлетворении заявленные требований, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше нормами, исходил из того, что оспариваемые положения решения антитеррористической комиссии города Москвы приняты в пределах компетенции комиссии, в целях реализации полномочий и возложенных обязанностей по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений и не противоречат положениям действующего федерального законодательства, в том числе Федерального закона от 17 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных.

С выводами суда согласился суд апелляционной инстанции.

Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов обеих инстанций, верными, основанными на правильном применении и толковании норм материального права, мотивированными в судебных актах, соответствующими нормам процессуального права.

Позиция судов первой и апелляционной инстанций подробно и аргументированно изложена в судебных актах, кассационная жалоба не содержит доводов, ставящих под сомнение их правильность.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судами верно, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.

Доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку они не опровергают выводы судов, а сводятся к изложению правовой позиции административного истца, выраженной в судах нижестоящих инстанций, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную правовую оценку в обжалуемых судебных актах.

Несогласие административного истца с выводами судов первой и апелляционной инстанций, иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм материального или процессуального права.

Нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов судами обеих инстанций, предусмотренных частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не допущено.

В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Тверского районного суда г. Москвы от 31 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 25 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Wheely Technologies Ltd (Вили Текнолоджис Лтд) - без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный часть 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи