НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 14.09.2022 № 88А-20521/2022

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 88А-20521/2022

город Москва 14 сентября 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Циркуновой О.М.

судей Репиной Е.В. и Смирновой Е.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы представителей Псковской таможни ФИО8 и ФИО5 (поступившие в суд первой инстанции 19 июля 2022 года и 4 августа 2022 года, в суд кассационной инстанции вместе с делом 22 июля 2022 года) на решение Тушинского районного суда г. Москвы от 23 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 3 февраля 2022 года по административному делу № 2а-564/2021 по административному исковому заявлению ФИО1 к Псковской таможне о признании незаконным уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 9 марта 2021 года № .

Заслушав доклад судьи Циркуновой О.М., судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

установила:

административный истец ФИО1 обратился в суд с административным иском к Псковской таможне о признании незаконным уведомления 9 марта 2021 года № , выданного ему Псковской таможней.

В обоснование заявленных требований указал, что им было приобретено воздушное судно - вертолет Eurocopter BO-105 CBS-4, изготовленный в Германии в 1987 году, а также дополнительное оборудование на основании договора купли-продажи воздушного судна № DHANT/01 от 5 октября 2020 года, которое было ввезено на территорию Российской Федерации 16 ноября 2020 года по пассажирской таможенной декларации № , поданной от его имени таможенным представителем ООО «ТД «Иньер».

В установленный срок ФИО1 представил в таможенный орган копию свидетельства о государственной регистрации воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации № 8851 от 11 февраля 2021 года.

Однако, несмотря на соблюдение ФИО1 всех условий для освобождения от НДС при ввозе воздушного гражданского судна, административным ответчиком в адрес ФИО1 было направлено оспариваемое уведомление.

Решением Тушинского районного суда г. Москвы от 23 сентября 2021 года, оставленного без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 3 февраля 2022 года, административный иск ФИО1 удовлетворен. Признано незаконным уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 9 марта 2021 года № .

В поданных во ФИО2 кассационный суд общей юрисдикции кассационных жалобах представители Псковской таможни по доверенности ФИО8 и ФИО5 ставят вопрос об отмене решения Тушинского районного суда г. Москвы от 23 сентября 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 3 февраля 2022 года, как постановленных с нарушением норм материального и процессуального права и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении административного иска ФИО1

В судебном заседании представитель ФИО1 по доверенности ФИО6 возражала против удовлетворения кассационных жалоб, просила судебные акты оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия определила рассмотреть дело в их отсутствии.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.

В соответствии с частью 2 статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

При рассмотрении настоящего дела таких нарушений не допущено.

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца. При этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Из материалов дела следует и судами установлено, что ФИО1 на основании договора купли-продажи № DHANT/01 от 5 октября 2020 года приобретено воздушное судно - вертолет Eurocopter BO-105 CBS-4, регистрационный номер D-HANT, серийный номер S-776, изготовленный в Германии в 1987 году.

16 ноября 2020 года на Псковском таможенном посту был оформлен ТПО в связи с начислением таможенных пошлин, налогов в виде совокупного таможенного платежа в отношении данного воздушного судна в размере 2 876 649,30 руб., ввезенного ФИО1 по пассажирской таможенной декларации (далее - ПТД) от 16 ноября 2020 года № , поданной таможенным представителем ФИО1 - ООО «ДТ Иньер» на основании договора на оказание услуг таможенного представителя от 5 ноября 2020 года.

В соответствии с подпунктом 39 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза расчет подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, произведен по ставке ввозной таможенной пошлины согласно Единому таможенному тарифу ЕАЭС на 16 ноября 2020 года в соответствии с классификационным кодом товара 8802 11 000 3 ТН ВЭД ЕАЭС - 10%, НДС - 0%.

По результатам таможенного оформления воздушное судно было выпущено в свободное обращение, что подтверждается пассажирской таможенной декларацией от 16 ноября 2020 года.

При таможенном оформлении ФИО1 гражданского воздушного судна и исчислении совокупного таможенного платежа в составе документов 16 ноября 2020 года обществом в таможню было представлено и обязательство налогоплательщика налога на добавленную стоимость о представлении копии свидетельства о государственной регистрации гражданского воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации от 16 ноября 2021 года; до истечения 90 календарных дней с даты регистрации ФИО1 представил в таможенный орган копию свидетельства о государственной регистрации воздушного судна в государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации № 8851 от 11 февраля 2021 года.

После выпуска товара в соответствии со статьями 14, 310, 324 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза ответчиком проведен таможенный контроль в форме проверки документов и сведений в части полноты уплаты таможенных платежей, начисленных с применением ТПО /, по результатам составлен акт проверки /А0023 от 26 февраля 2021 года в отношении транспортного средства, собственником которого является административный истец.

В акте таможенный орган указал, что при расчете сумм, подлежащих уплате таможенных платежей, льготы, предусмотренные статьей 150 Налогового кодекса Российской Федерации при исчислении НДС по ставке - 0%, применены неправомерно, доначислению подлежит НДС в размере 6 328 628, 46 руб. по акту /А0023.

На основании указанного акта Псковской таможней 9 марта 2021 года сформировано уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей № 10209000/У2021/0000239 на 6 413 054, 12 руб. специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, которое направлено в адрес ФИО1

Срок добровольной уплаты по указанному уведомлению был установлен - не позднее 15 рабочих дней со дня получения уведомления.

Из материалов дела следует и подтверждается документами, представленными административным ответчиком, суммы платежей и пеней, отраженные в указанном выше уведомлении оплачены в полном объеме таможенным представителем - ООО «ДТ Иньер».

Разрешая административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что, несмотря на соблюдение условий, предусмотренных подпунктом 20 пункта 1 статьи 150 НК РФ для освобождения от НДС при ввозе гражданских воздушных судов, Псковской таможней 9 марта 2021 года было неправомерно вынесено оспариваемое уведомление в адрес ФИО1, оно противоречит положениям статей 49, 53, 54 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, подпункту 20 пункта 1 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, нарушает право ФИО1 на освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе воздушного гражданского судна.

Оснований не согласиться с указанными выводами судов нижестоящих инстанций, у судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, не имеется.

Так, взимание НДС в Российской Федерации осуществляется на основаниях и по правилам, предусмотренным главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу пунктов 3 и 5 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации при ввозе товаров на территорию Российской Федерации применяется налоговая ставка в размере 20 процентов. Сумма налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, исчисленной в соответствии со статьей 160 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 160 Налогового кодекса Российской Федерации определение налоговой базы для исчисления НДС производится с учетом статей 150 и 151 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 20 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 29 сентября 2019 года № 324-ФЗ, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией: гражданских воздушных судов при условии представления в таможенный орган копии свидетельства о государственной регистрации гражданского воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации.

В случае непредставления указанного свидетельства о регистрации, предусмотренный настоящим подпунктом ввоз гражданских воздушных судов освобождается от налогообложения при представлении в таможенный орган обязательства налогоплательщика по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела, представить в течение 90 календарных дней с даты регистрации таможенной декларации в таможенный орган соответствующее свидетельство.

Такая форма утверждена приказом ФТС России от 19 ноября 2019 года № 1772 «Об утверждении формы обязательства налогоплательщика налога на добавленную стоимость о представлении копии свидетельства о государственной регистрации гражданского воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации» (далее - Приказ № 1772).

Подпунктом 20 пункта 1 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 29 сентября 2019 года № 324-ФЗ предусмотрено, что если по истечении 90 календарных дней с даты регистрации таможенной декларации налогоплательщик, представивший в таможенный орган обязательство налогоплательщика, указанное в абзаце втором настоящего подпункта, не представил в таможенный орган копию свидетельства о государственной регистрации гражданского воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, сумма налога, исчисленная при таможенном декларировании гражданского воздушного судна, уплачивается этим налогоплательщиком не позднее дня, следующего за днем истечения срока, установленного абзацем вторым настоящего подпункта.

При исключении данных о гражданском воздушном судне из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации сумма НДС подлежит уплате налогоплательщиком, представившим в таможенный орган копию свидетельства о государственной регистрации гражданского воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, в день исключения данных из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации.

Таким образом, в соответствии с пунктом 20 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию РФ гражданских воздушных судов при условии представления в таможенный орган копии свидетельства о государственной регистрации гражданского воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации.

При нарушении указанных условий, в случаях, установленных абзацами 3, 4 подпункта 20 пункта 1 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма НДС, исчисленная при таможенном декларировании гражданского воздушного судна, подлежит уплате.

При установленных по делу обстоятельствах, правильно применив нормы материального права, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.

При таможенном оформлении ФИО1 до истечения 90 календарных дней с даты регистрации пассажирской таможенной декларации от 16 ноября 2020 года представил в таможенный орган копию свидетельства о государственной регистрации Воздушного судна в государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации № 8851 от 11 февраля 2021 года, что свидетельствует о соблюдении условий, предусмотренных подпунктом 20 пункта 1 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации для освобождения от НДС при ввозе гражданских воздушных судов.

Согласно части 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Псковской области от 28 сентября 2021 года признаны незаконными уведомления Псковской таможни выданные обществу с ограниченной ответственностью «ДТ Иньер» о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 9 марта 2021 года /У2021/000240 и /У2021/0000237, связанные с обстоятельствами ввоза ФИО1 гражданского воздушного судна.

Доводы кассационных жалоб повторяют позицию административного ответчика, изложенную в судах нижестоящих инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой оснований, не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемых судебных решений, судами не допущено.

Оснований для отмены или изменения судебных актов, предусмотренных частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Тушинского районного суда г. Москвы от 23 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 3 февраля 2022 года, оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Псковской таможни ФИО8, без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 20 сентября 2022 года.

Председательствующий:

Судьи: