НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 05.10.2022 № 88А-22746/2022

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 88а-22746/2022

город Москва 5 октября 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе

Председательствующего Склярука С.А.

судей Циркуновой О.М. и Репиной Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО2 (поступившую в суд первой инстанции 1 августа 2022 года, в суд кассационной инстанции с делом 17 августа 2022 года) на решение Савеловского районного суда г. Москвы от 30 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 31 марта 2022 года, вынесенные по административному делу № 2а-227/21 по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по г. Москве к ФИО2 о взыскании пени по налогу на доходы физических лиц, пени по налогу на имущество физических лиц, взыскании транспортного налога.

Заслушав доклад судьи Циркуновой О.М. судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Инспекция Федеральной налоговой службы России № 14 по г. Москве (далее-ИФНС России 314 по г. Москве, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к ФИО2 о взыскании пени по налогу на доход физических лиц за 2018 год в размере 0,53 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за 2017-2018 годы в размере 414,37 руб., взыскании транспортного налога за 2018 год в размере 45 600 руб. и пени в размере 194,94 руб., приводя доводы о том, что административный ответчик состоит на налоговом учете в ИФНС России №14 по г. Москве, у него в собственности имеется квартира, расположенная по адресу: <адрес>, являющаяся объектом налогообложения, и до 6 октября 2020 года в собственности административного ответчика находилось транспортное средство марки Линкольн Навигатор, гос. номер . Административному ответчику начислены налог на имущество физических лиц за 2017-2018 годы, который своевременно уплачен не был, а также транспортный налог, обязанность по уплате которого налогоплательщиком исполнена не была.

Кроме того, административным ответчиком в 2018 году получен доход, налог с которого уплачен не своевременно, в связи с чем, начислены пени.

Решением Савеловского районного суда г. Москвы от 30 апреля 2021 года, административные исковые требования ИФНС России № 14 по г. Москве удовлетворены.

С ФИО2 в пользу ИФНС России № 14 по г. Москве взысканы пени на доходы физических лиц за 2018 год в размере 0,53 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за 2017-2018 года в размере 414, 37 руб., транспортный налог за 2018 год в размере 45 600 руб., пени в размере 194, 94 руб., также с ФИО2 в доход бюджета города Москвы взыскана госпошлина в размере 1 586 руб.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 31 марта 2022 года решение Савеловского районного суда г. Москвы от 30 апреля 2021 года изменено.

С ФИО2 в пользу Инспекции ФНС России № 14 по г. Москве взыскан транспортный налог за 2018 год в размере 18 240 руб., пени за просрочку уплаты транспортного налога в размере 119 руб. 93 коп.

С ФИО2 взыскана государственная пошлина в доход бюджета Москвы в размере 750 руб. 99 коп.

В поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе ФИО2 ставится вопрос об отмене решения Савеловского районного суда г. Москвы от 30 апреля 2021 года и апелляционного определения Московского городского суда от 31 марта 2022 года, с принятием по делу нового решения об отказе ИФНС № 14 по г. Москве во взыскании с ФИО2 транспортного налога за 2018 год, а также изменении указанных судебных актов в части взыскания пени за несвоевременную уплату налога на имущество и транспортного налога.

Приводит доводы о том, что принадлежащий ему с 2002 года автомобиль, адрес регистрации региона не менял. При этом транспортный налог им всегда уплачивался по ставкам транспортного налога, установленного в Омской области. Транспортный налог за 2018 год был им оплачен в сумме 27 360 руб., поэтому его дополнительное взыскание является незаконным. Ссылается, что судами неправильно исчислена пеня, сумма которой составляет 75,96 руб.

В судебном заседании ФИО2 доводы кассационной жалобы поддержал в полном объеме.

Представитель ИФНС России № 14 по г. Москве ФИО6 возражал против удовлетворения кассационной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменные возражения ИФНС России № 14 по г. Москве, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.

В соответствии с частью 2 статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

При рассмотрении настоящего дела таких нарушений не допущено.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации.

В статье 358 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливаются объекты налогообложения, которыми признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговым периодом признается календарный год (статья 360 указанного Кодекса).

В соответствии со статьей 14 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог относится к региональным налогам, в силу пункта 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.

Согласно статье 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации; сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом в соответствии с пунктом 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено данной статьей и главами 25 и 26.1 указанного Кодекса. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Из материалов дела следует и судами установлено, что административный ответчик ФИО2 состоит на налоговом учете в ИФНС России №14 по г. Москве.

В собственности ФИО2 имеется квартира, расположенная по адресу: <адрес>, в 2018 году на имя ФИО2 было зарегистрировано транспортное средство марки Линкольн Навигатор государственный номер .

19 августа 2018 года в адрес ФИО2 направлено налоговое уведомление № 53741228, содержащее расчет налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 10 292 руб., со сроком уплаты до 3 декабря 2018 года.

22 августа 2019 года ответчику выставлено налоговое уведомление № 70499402 об уплате за 2018 год транспортного налога в размере 45 600 руб., налога на имущество в размере 11 321 руб. и налога на доходы физических лиц в размере 273 руб.

При рассмотрении дела судами установлено, что налог на имущество физических лиц за 2017, 2018 годы, налог на доходы физических лиц за 2018 год, административным ответчиком были уплачены 11 декабря 2019 года.

23 декабря 2019 года в адрес ФИО2 выставлено требование № 153794 о погашении задолженности по транспортному налогу за 2018 год и уплате пени в срок до 24 января 2020 года.

20 февраля 2020 года ответчику выставлено требование № 43847 об уплате пени по налогу на доходы физических лиц в размере 0,53 руб., пени по налогу на имущество на сумму 414, 37 руб.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 349 района Беговой г. Москвы от 18 июня 2020 года с ФИО2 взыскана недоимка по налогам, пени.

Определением мирового судьи судебного участка № 349 района Беговой г. Москвы от 22 июня 2020 года судебный приказ отменен.

Разрешая административный спор и придя к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что суммы транспортного налога исчислены правильно, налог административным ответчиком своевременно не уплачен, пени начислены обоснованно, порядок взыскания обязательных платежей и срок на обращение в суд соблюдены.

Вместе с тем, суд апелляционной инстанции установив, что ФИО2 произведен платеж в размере 27 360 руб. на счет УФК по г. Москве (ИФНС России № 14 по г. Москве) с назначением платежа транспортный налог, платежные реквизиты которого совпадают с платежными реквизитами (КБК, УИН), предоставленными налоговым органом, содержащимся в налоговом уведомлении № 70499402 от 22 августа 2019 года, пришел к правильному выводу об уменьшении размера взысканной задолженности по транспортному налогу за 2018 год и размера взысканной пени.

Судебная коллегия полагает выводы суда апелляционной инстанции правильными, все юридически значимые обстоятельства определены верно, исследованы, доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Приводимые ФИО2 доводы о том, что уплата транспортного налога подлежала по месту регистрации транспортного средства, являются несостоятельными.

В соответствии с пунктом 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Для целей статьи 83 Кодекса местом нахождения транспортных средств признается:

для водных транспортных средств (за исключением маломерных судов) - место государственной регистрации транспортного средства;

для воздушных транспортных средств - место нахождения организации или место жительства (место пребывания) физического лица - собственника транспортного средства, а при отсутствии таковых - место государственной регистрации транспортного средства;

для прочих транспортных средств - место нахождения организации (ее обособленного подразделения) или место жительства (место пребывания) физического лица, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство.

Определенный статьей 362 Налогового кодекса Российской Федерации порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу не предусматривает специальных правил в случае изменения в течение налогового периода места нахождения (места жительства, места пребывания) налогоплательщика, а также перерегистрации транспортного средства с одного обособленного подразделения организации на другое, когда указанное влечет применение налоговых ставок, установленных в соответствии с пунктом 2 статьи 356.1, пунктом 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации по новому месту нахождения (месту жительства, месту пребывания) налогоплательщика, его обособленного подразделения, на которое зарегистрировано транспортное средство.

Таким образом, в случае места нахождения (места жительства, места пребывания) налогоплательщика, на которого зарегистрировано облагаемое налогом транспортное средство, указанное в подпунктах 1.1, 2 пункта 5 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации, а также перерегистрации такого транспортного средства с одного обособленного подразделения организации на другое, находящееся в другом субъекте Российской Федерации, налог уплачивается в бюджет по месту нахождения транспортного средства, определенному по состоянию на 1-е число месяца, в котором произошли указанные изменения. Исходя из нового места нахождения (места жительства, места пребывания) налогоплательщика, его обособленного подразделения налог в отношении рассматриваемого транспортного средства уплачивается начиная со следующего месяца.

Из материалов дела следует, что административный ответчик ФИО2 с 2004 года зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, состоит на налоговом учете в ИФНС России № 14 по г. Москве. При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу, что не осуществление ФИО2 регистрационных данных автомобиля в связи с изменением его места жительства, на его обязанность по уплате транспортного налога влиять не может.

Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено; выводы, изложенные в апелляционном определении, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.

Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебного постановления не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 31 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО2 без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Мотивированное кассационное определение изготовлено в полном объеме 10 октября 2022 года.

Председательствующий

Судьи