НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 31.08.2022 № 88А-14502/2022

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

№ 88А-14502/2022

город Кемерово 31 августа 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Лукьяновой Т.Г.,

судей Евтифеевой О.Э., Пушкаревой Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 22 по Иркутской области, поданную 24 июня 2022 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 30 марта 2022 года

по административному делу № 2а-3949/2021 по административному исковому заявлению Инспекция Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г. Иркутска (далее - ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска) к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лукьяновой Т.Г., пояснения представителя истца ФИО2, поддержавшего доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,

у с т а н о в и л а:

ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска (далее - административный истец, кассатор) обратилась в Свердловский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2018-2019 года, пени в сумме 74 592 рубля 23 копейки.

В обоснование требований указано, что ФИО1 с 26 сентября 2002 г. по настоящее время состоит на учете в ИФНС России по Свердловскому округу в качестве адвоката, не уплатила в установленные сроки суммы страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2018 год в размере 36 675 рублей 20 копеек, за 2019 год в размере 37 917,03 рублей. Инспекцией принимались меры по взысканию задолженности путем обращения к мировому судье судебного участка № 13 Свердловского района г. Иркутска. При этом вынесенный мировым судьей судебный приказ о взыскании задолженности от 29 декабря 2020 г. № 2а-4501/2020 отменен 29 января 2021 года в связи с поступлением от ФИО1 возражений относительно его исполнения. Между тем, указанная задолженность по страховым взносам, пени за 2018-2019 годы административным ответчиком не уплачена.

Просит взыскать с ФИО1 задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2018-2019 годы в общем размере 74 592,23 рублей, в том числе:

по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год на выплату страховой пенсии в размере 26 545 рублей, пени в сумме 3 516 рублей 54 копейки;

по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год на выплату страховой пенсии в размере 29 354 рублей, пени в размере 1 360 рублей 07 копейки;

по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 5 840 рублей, пени в размере 773 рубля 66 копеек;

по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 6 884 рублей, пени в размере 318 рублей 96 копеек.

Решением Свердловского районного суда г. Иркутска от 5 октября 2021 года с ФИО1 в пользу ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2018 - 2019 годы в общем размере 74 592,23 рублей, в том числе: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 на выплату страховой пенсии в размере 26 545 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 3 516,54 рублей; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 5 840 рублей; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 773 рубля 66 копеек; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии за 2019 в размере 29 354 рубля; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере – 1 360 рублей 07 копеек; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 6 884 рубелей; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 318 рублей 96 копеек.

Определением Свердловского районного суда г. Иркутска от 23 декабря 2021 года произведена замена административного истца ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска его правопреемником Межрайонной ИФНС России № 22 по Иркутской области.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 30 марта 2022 года решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 5 октября 2021 года отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В кассационной жалобе Межрайонной ИФНС России № 22 по Иркутской области ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции. Кассатор указывает, что суд апелляционной инстанции необоснованно пришел к выводу о несоблюдении административным истцом процедуры принудительного взыскания с ФИО1 задолженности по страховым взносам, поскольку сведения в отношении ФИО1 из адвокатской палаты Иркутской области по запросу налогового органа поступили 25 августа 2020 года не могут являться основанием для исчисления указанного срока заново, поскольку инициирование процедуры взыскания страховых взносов не связано с датой поступления сведений из регистрирующего органа, а связано с неуплатой адвокатом платежей, исчисляемых им самостоятельно. Кроме того, выражают несогласие с выводами апелляционной инстанции о том, что административным истцом не доказано, что 25 августа 2020 года сведения в отношении ФИО1 в налоговый орган поступили впервые и ранее налоговому органу не было известно о том, что ФИО1 обладает статусом адвоката и не состоит на налоговом учете в качестве таковой. Кассатор указывает, что ФИО1 состояла на учете в Инспекции в качестве адвоката с 26 сентября 2002 года по настоящее время. Между тем, сведения о постановке на учет ФИО1 в качестве адвоката с 26 сентября 2002 года поступили в порядке, установленном ст. 85 Налогового кодекса 25 августа 2020 года. Сведения о налогоплательщике ФИО1 в качестве адвоката поступили в Межрайонную ИФНС России № 17 по Иркутской области только 17 августа 2020 года, что подтверждается сведениями о постановке на учет налогоплательщика в качестве адвоката, а также сведениями об адвокате по форме А от 17 августа 2020 года, направленной Межрайонной ИФНС России № 17 по Иркутской области по запросу Инспекции от 11 января 2022 года. По сведениям Инспекции, ФИО1 состоит на учете в качестве адвоката с 26 сентября 2002 года по настоящее время, статус адвоката приостановлен не был. При этом из системного толкования положений ст.ст. 32, 82, 87, 89 Налогового кодекса следует, что налоговый орган уполномочен проводить налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также страховых взносов, в том числе на предмет правильности исчисления и своевременность их уплаты плательщиками страховых взносов, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором налоговым органом выявлена недоимка по налогам, сборам и страховым взносам. Кассатор настаивает на том, что Инспекция вправе исчислить административному ответчику страховые взносы за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором выявлена данная недоимка налоговым органом. Учитывая, что недоимка по страховым взносам, образовавшаяся у ФИО1 по состоянию на 10 сентября 2020 года и 15 сентября 2020 года выявлена налоговым органом 17 августа 2020 года, Инспекцией правомерно исчислены страховые взносы за 2018-2019 годы. Поскольку сведения о присвоении 26 сентября 2002 года ФИО1 статуса адвоката поступили в налоговый орган только 17 августа 2020 года и внесены в информационный ресурс налогового органа 25 августа 2020 года, Инспекцией 10 сентября 2020 года и 15 сентября 2020 года налогоплательщику выставлены требования об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2018 - 2019 годы, а также пени за соответствующие налоговые периоды. Кассатор утверждает, что срок, установленный статьями 69, 70 Налогового кодекса, для выставления и направления спорных требований об уплате указанных выше страховых взносов и пени Инспекцией не нарушен. В связи с тем, что задолженность по требованиям об уплате налога № 381242108 (срок уплаты по требованию – 25 октября 2020 года), № 381242453 (срок для исполнения – 30 октября 2020 года) сумма, подлежащая взысканию, превысила 3 000 рублей, следовательно, налоговый орган вправе был обратиться в суд в порядке, установленном п. 2 ст. 48 Налогового кодекса с заявлением о вынесении: и судебного приказа о взыскании вышеуказанной задолженности с ФИО1 в общей сумме 74 592,23 руб. в срок до 25 апреля 2021 года (25.10.2020 + 6 месяцев) и 30 апреля 2021 года (30.10.2020 + 6 месяцев), соответственно. Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 13 Свердловского района г. Иркутска с заявлением о вынесении судебного приказа 23 декабря 2020 года. Судебный приказ № 2а-4501/2020 вынесен мировым судьей судебного участка № 13 Свердловского района г. Иркутска 29 декабря 2020 года. Считают, срок, установленный п. 2 ст. 48 Налогового кодекса, для обращения налогового в суд общей юрисдикции в порядке приказного производства налоговым органом не нарушен. 29 июля 2021 года Инспекция своевременно обратилась в Свердловский районный суд г. Иркутска. Кассатор полагает, что вопреки выводам суда апелляционной инстанции в материалах дела имеются документы, подтверждающие поступление в Инспекцию сведений из адвокатской палаты только 17 августа 2020 года о постановке на учет налогоплательщика в качестве адвоката, ранее данные сведения в налоговый орган не представлялись. Доказательства поступления указанных сведений в налоговый орган ранее 2020 года в материалах дела отсутствуют. Кроме того, кассатор указывает, что датой постановки на учет в налоговом органе адвоката по основанию, предусмотренному п. 13 Приказа Минфина Российской Федерации от 05.11.2009 № 114н, является дата приобретения статуса адвоката, содержащаяся в сведениях, сообщенных органами, организациями, указанными п. 2 ст. 85 Налогового кодекса. Согласно сведениям об адвокате от 17 августа 2020 года, поступившим от Адвокатской палаты Иркутской области, ФИО1 26 сентября 2002 года приобрела статус адвоката. Таким образом, дата постановки ФИО1 на учет в налоговом органе в качестве адвоката является 26 сентября 2002 года. Внесены данные сведения 25 августа 2020 года, после получения сведений об адвокате от Адвокатской палаты Иркутской области 17 августа 2020 года. Кассатор настаивает на том, что суд апелляционной инстанции не учел, что на момент регистрации ФИО1 в качестве адвоката 26 сентября 2002 года у адвокатской палаты Иркутской области отсутствовала обязанность по предоставлению сведений об адвокатах в порядке ст. 85 Налогового кодекса, поскольку внесенные ст. 3 Федерального закона от 23.12.2003 № 185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановке на учет адвокатов» изменения в п. 2 ст. 85 Налогового кодекса, начали действовать с 1 января 2005 года.

В судебном заседании представитель кассатора настаивал на удовлетворении кассационной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких нарушений при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции допущено не было.

Судами установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1 с 26 сентября 2002 года состоит на учете в ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска в качестве адвоката.

На административном ответчике лежала обязанность по уплате страховых взносов за расчетный период 2018 года в срок до 31 декабря 2018 г., за 2019 год - до 31 декабря 2019 г., однако страховые взносы не оплачены.

Разрешая заявленные требования суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для их удовлетворения, указав, что положения специальных норм налогового законодательства, устанавливающих срок предъявления налоговым органом административных исковых требований о взыскании недоимки в суд течение полугода с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов административным истцом соблюдены, административное исковое заявление подано в суд 29 июля 2021 г., в течение шести месяцев с момента отмены судебного приказа (29 января 2020 г.), то есть в срок, установленный п. 3 ст. 48 НК РФ, в связи с чем, административные исковые требования о взыскании с ФИО1 задолженности в общем размере 74 592,23 рублей являются законными и обоснованными. Административным истцом представлен расчет задолженности налогоплательщика ФИО1 по страховым взносам на обязательное пенсионное, медицинское страхование за спорный период и пени, который является арифметически верным, произведенным в соответствии с требованиями ст. 430 НК РФ и Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, расчет ответчиком не оспорен, в связи с чем принимается судом.

Отменяя решение суда первой инстанции об удовлетворении требований и принимая новое решение об отказе в их удовлетворении, суд апелляционной инстанции, указал, что постановка на учет адвоката согласно абзацу второму пункта 6 статьи 83 Кодекса осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых адвокатской палатой субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 85 Кодекса. На момент возникновения спорных правоотношений действовал Порядок постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц - граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, утвержденный Приказом Минфина России от 5 ноября 2009 г. № 114н, который вступил в силу 10 марта 2010 г. (далее Порядок). Согласно пункту 13 раздела II Порядка постановка на учет в налоговом органе нотариуса, адвоката осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений, сообщенных органами, организациями, указанными соответственно в пунктах 1 и 2 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, и в тот ж:е срок налоговый орган обязан выдать (направить заказным письмом) нотариусу, адвокату уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории РФ и свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации (если оно не выдавалось ранее) по формам, установленным ФНС России. Порядком установлено, что датой постановки на учет в налоговом органе адвоката по основаниям, предусмотренным пунктом 13 раздела II Порядка, является следующая дата, содержащаяся в сведениях, сообщенных органами, организациями, указанными соответственно в пунктах 1 и 2 статьи 85 НК РФ: дата приобретения статуса адвоката. Датой постановки на учет в налоговом органе адвоката является дата приобретения статуса адвоката, а не дата поступления сведений из соответствующего регистрирующего органа. При этом законодательство не связывает начисление страховых взносов и исчисление сроков для процедуры принудительного взыскания с датой поступления сведений из регистрирующего органа, поскольку страховые взносы рассчитываются и уплачиваются адвокатами самостоятельно. Согласно представленным в материалы дела сведениям (скриншот АИС Налог - ЗПРОМ, сведения о том, что ФИО1 является адвокатом у налогового органа имелись с 28 апреля 2005 г. - дата присвоения ОГРН индивидуального предпринимателя. Из материалов дела и письменных пояснений административного истца установлено, что ФИО1 состояла на налоговом учете в ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска в качестве адвоката с 26 сентября 2002 г. по 26 апреля 2021 г. Поскольку сроком исполнения ФИО1 обязанности по уплате страховых взносов за 2018 г. является 31 декабря 2018 г., а за 2019 г. 31 декабря 2019 г., то недоимка налоговой инспекцией должна быть выявлена за налоговый период 2018 г. не позднее 9 января 2019 г., за налоговый период 2019 года - не позднее 9 января 2020 г. Требования в адрес налогоплательщика были выставлены только в сентябре 2020 года, то есть за пределами трехмесячного срока со дня выявления недоимки, предусмотренного п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации. Вместе с тем, пропуск указанного срока, как одной из составляющих совокупного срока для принудительного взыскания, учитывается при решении вопроса о соблюдении срока, предусмотренного п. 2 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации. В адрес мирового судьи с заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган обратился лишь 23 декабря 2020 г., то есть за пределами совокупного срока, предусмотренного п. 1 ст. 70 и п. 2 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации. Следовательно, административным истцом не соблюдена процедура принудительного взыскания с ФИО1 задолженности по страховым взносам. То обстоятельство, что сведения в отношении ФИО1 из адвокатской палаты по запросу налогового органа поступили 25 августа 2020 г. не могут являться основанием для исчисления указанного срока заново, поскольку, как указано выше, инициирование процедуры взыскания страховых взносов не связано с датой поступления сведений из регистрирующего органа, а связано с неуплатой адвокатом платежей, исчисляемых им самостоятельно. Кроме того, административным истцом не доказано, что 25 августа 2020 г. сведения в отношении ФИО1 в налоговый орган поступили впервые и ранее налоговому органу не было известно о том, что ФИО1 обладает статусом адвоката и не состоит на налоговом учете в качестве таковой. Имея сведения о том, что ФИО1 с 26 сентября 2002 г. состояла на налоговом учете в качестве адвоката, налоговый орган был обязан предпринять все зависящие меры для соблюдения процедуры принудительного взыскания обязательных платежей, что налоговым органом не было сделано.

Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены апелляционного определения, нарушение апелляционным судом норм права не подтверждают.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 6 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации адвокаты признаются плательщиками страховых взносов.

Согласно ст. 423 НК РФ расчетным периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

В силу пп. 1, 2 п. 1 ст. 430 НК РФ (в редакции, действующей на 2018-2019 годы) плательщики, указанные в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, уплачивают:

За 2018 год страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено ст. 430 НК РФ:

- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года;

- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года плюс 1,0 процента суммы превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года.

За 2019 год страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено ст. 430 НК РФ:

- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 29 354 рубля за расчетный период 2019 года;

- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 29 354 рубля за расчетный период 2019 года плюс 1,0 процента суммы превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование составляют в фиксированном размере 6 884 рубля за расчетный период 2019 года.

Установлено, что ФИО1 с 26 сентября 2002 года состоит на учете в ФИО1 в качестве адвоката, что подтверждается данными о постановке ее на учет в налоговом органе и следует из доводов, изложенных в административном иске.

Таким образом, на административном ответчике лежала обязанность по уплате страховых взносов за расчетный период 2018 года в срок до 31 декабря 2018 г., за 2019 год - до 31 декабря 2019 г., однако страховые взносы не оплачены.

Разрешая спор и удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что положения специальных норм налогового законодательства, устанавливающих срок предъявления налоговым органом административных исковых требований о взыскании недоимки в суд течение полугода с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (ст. 48 НК РФ) административным истцом соблюдены, административное исковое заявление подано в суд 29 июля 2021 г., в течение шести месяцев с момента отмены судебного приказа (29 января 2020 г.), то есть в срок, установленный п. 3 ст. 48 НК РФ, в связи с чем, административные исковые требования о взыскании с ФИО1 задолженности в общем размере 74 592,23 рублей являются законными и обоснованными.

С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.

Согласно ч.1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), которые в силу подпункта 1 пункта 3.4 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязаны уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, установлены статьей 432 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой исчисление суммы страховых взносов, подлежат их уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Пунктом 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено данной статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом (абзац 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым данного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).

При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном Кодексом, недоимку по страховым взносам.

При этом в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации в целях реализации пункта 3 статьи 430 Кодекса календарным месяцем начала деятельности для адвоката, медиатора, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, признается календарный месяц, в котором указанные лица поставлены на учет в налоговом органе.

Согласно пункту 1 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы юстиции, выдающие лицензии на право нотариальной деятельности и наделяющие нотариусов полномочиями, обязаны сообщать в налоговый органпо месту своего нахождения о физических лицах, получивших лицензии на право нотариальной деятельности и (или) назначенных на должность нотариуса, занимающегося частной практикой, или освобожденных от нее, в течение пяти дней со дня издания соответствующего приказа.

В соответствии с пунктом 2 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации адвокатские палаты субъектов РФ обязаны не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту нахождения адвокатской палаты субъекта РФ сведения об адвокатах, внесенные в предшествующем месяце в реестр адвокатов субъекта РФ (в том числе сведения об избранной ими форме адвокатского образования) или исключенные из указанного реестра, а также о принятых за этот месяц решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвокатов.

Постановка на учет адвоката согласно абзацу второму пункта 6 статьи 83 Кодекса осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых адвокатской палатой субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 85 Кодекса.

На момент возникновения спорных правоотношений действовал Порядок постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц - граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, утвержденный Приказом Минфина России от 5 ноября 2009 г. № 114н, который вступил в силу 10 марта 2010 г. (далее Порядок).

Согласно пункту 13 раздела II Порядка постановка на учет в налоговом органе нотариуса, адвоката осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений, сообщенных органами, организациями, указанными соответственно в пунктах 1 и 2 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, и в тот ж:е срок налоговый орган обязан выдать (направить заказным письмом) нотариусу, адвокату уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории РФ и свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации (если оно не выдавалось ранее) по формам, установленным ФНС России.

Порядком установлено, что датой постановки на учет в налоговом органе адвоката по основаниям, предусмотренным пунктом 13 раздела II Порядка, является следующая дата, содержащаяся в сведениях, сообщенных органами, организациями, указанными соответственно в пунктах 1 и 2 статьи 85 НК РФ: дата приобретения статуса адвоката.

По смыслу вышеуказанных норм, датой постановки на учет в налоговом органе адвоката является дата приобретения статуса адвоката, а не дата поступления сведений из соответствующего регистрирующего органа.

При этом законодательство не связывает начисление страховых взносов и исчисление сроков для процедуры принудительного взыскания с датой поступления сведений из регистрирующего органа, поскольку страховые взносы рассчитываются и уплачиваются адвокатами самостоятельно.

Согласно представленным в материалы дела сведениям (скриншот АИС Налог - ЗПРОМ, сведения о том, что ФИО1 является адвокатом у налогового органа имелись с 28 апреля 2005 г. - дата присвоения ОГРН индивидуального предпринимателя.

В суде апелляционной инстанции установлено, что в судебном заседании представители административного истца пояснили, что в отношении ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска вышестоящим налоговым органом в 2020 г. была проведена проверка и установлены нарушения, в том числе, касающиеся адвоката ФИО1, по результатам проверки ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска запросила сведения в отношении ФИО1 в адвокатской палате. По запросу налогового органа, сведения в отношении ФИО1 поступили из адвокатской палаты 25 августа 2020 г. Следовательно., сведения в отношении ФИО1 в ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска 25 августа 2020 г. поступили не в порядке ст. 85 НК РФ, а в ответ на запрос налогового органа.

Из материалов дела и письменных пояснений административного истца установлено, что ФИО1 состояла на налоговом учете в ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска в качестве адвоката с 26 сентября 2002 г. по 26 апреля 2021 г.

Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 432 НК РФ ФИО1 обязана была самостоятельно исчислить и уплатить суммы страховых взносов за расчетный период не позднее 31 декабря текущего календарного года.

Поскольку сроком исполнения ФИО1 обязанности по уплате страховых взносов за 2018 г. является 31 декабря 2018 г., а за 2019 г. 31 декабря 2019 г., то недоимка налоговой инспекцией должна быть выявлена за налоговый период 2018 г. не позднее 9 января 2019 г., за налоговый период 2019 года - не позднее 9 января 2020 г.

Следовательно, налоговый орган был обязан предпринять все от него зависящее для соблюдения процедуры принудительного взыскания.

Из материалов дела установлено, что ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска в адрес налогоплательщика направлялись:

налоговое требование № 381242108 по состоянию на 10 сентября 2020 г. об уплате в срок до 25 октября 2020 г. страховых взносов за 2018 г. на обязательное пенсионное страхование в размере 26 545 рублей, на обязательное медицинское страхование в размере 5 840 рублей, по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 3516 рублей, по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 773,66 рублей. налоговое требование №381242453 по состоянию на 15 сентября 2020 г. об уплате в срок до 30 октября 2020 г. задолженности по страховым взносам за 2019 г. на обязательное пенсионное страхование в размере 29 354 рубля, на обязательное медицинское страхование в размере 6 884 рубля, по пени по страховым вносам на обязательное пенсионное страхование в размере 1360,07 рублей, по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 318,96 рублей.

Направление административному ответчику осуществлялось посредством размещения в личном кабинете налогоплательщика.

Направление административному ответчику осуществлялось посредством размещения в личном кабинете налогоплательщика.

Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом (часть 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с частью 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Апелляционной инстанцией установлено, что требования в адрес налогоплательщика были выставлены только в сентябре 2020 года, то есть за пределами трехмесячного срока со дня выявления недоимки, предусмотренного п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, пропуск указанного срока, как одной из составляющих совокупного срока для принудительного взыскания, учитывается при решении вопроса о соблюдении срока, предусмотренного п. 2 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации.

В адрес мирового судьи с заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган обратился лишь 23 декабря 2020 г., то есть за пределами совокупного срока, предусмотренного п. 1 ст. 70 и п. 2 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция обоснованно пришла к выводу о несоблюдении административным истцом процедуры принудительного взыскания с ФИО1 задолженности по страховым взносам, указав, что то обстоятельство, что сведения в отношении ФИО1 из адвокатской палаты по запросу налогового органа поступили 25 августа 2020 г. не могут являться основанием для исчисления указанного срока заново, поскольку, как указано выше, инициирование процедуры взыскания страховых взносов не связано с датой поступления сведений из регистрирующего органа, а связано с неуплатой адвокатом платежей, исчисляемых им самостоятельно.

Кроме того, судом апелляционной инстанции обоснованно учтено, что административным истцом не доказано, что 25 августа 2020 г. сведения в отношении ФИО1 в налоговый орган поступили впервые и ранее налоговому органу не было известно о том, что ФИО1 обладает статусом адвоката и не состоит на налоговом учете в качестве таковой.

Пункт 2 части 1 статьи 32 НК РФ обязывает налоговые органы осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

Имея сведения о том, что ФИО1 с 26 сентября 2002 г. состояла на налоговом учете в качестве адвоката, был обязан предпринять все зависящие меры для соблюдения процедуры принудительного взыскания обязательных платежей, что налоговым органом не было сделано.

Как следует из разъяснений, данных в пункте 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», судам надлежит иметь в виду, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней в принудительном порядке.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что Налоговый кодекс Российской Федерации исчерпывающим образом определяет правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, механизмы ее принудительного исполнения, порядок принятия решений налоговым органом, их обжалования и отмены, в том числе в связи с возникновением у физического лица недоимки при уплате транспортного налога. Нормы Налогового кодекса Российской Федерации не предполагают возможности бессрочного взыскания с налогоплательщика налоговой задолженности, направлены на установление надлежащего механизма реализации налогоплательщиками налоговой обязанности (Определения № 12-0 и № 20-0 от 30 января 2020 г.).

Судебная коллегия учитывает, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, имея профессиональных юристов, он должен быть осведомлен о порядке и сроках направления налогоплательщикам налоговых уведомлений и налоговых требований. Судом апелляционной инстанции правомерно сделан вывод о том, что судом первой инстанции при вынесении оспариваемого решения неправильно применены нормы материального права, установленная законом процедура принудительного взыскания с плательщика недоимки по страховым взносам, административным истцом не соблюдена, в связи с чем, административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела судом апелляционной инстанции установлены правильно, выводы апелляционной инстанции соответствуют установленным обстоятельствам и материалам дела, в полной мере мотивированы, нарушений норм материального или процессуального права, которые могли привести к принятию неправильного судебного акта не допущено, оснований для отмены апелляционного определения по доводам, изложенным в кассационной жалобе, не имеется. Позиция кассатора о том, что адвокатская деятельность не является предпринимательской выводы суда апелляционной инстанции не опровергает.

С учетом изложенного судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что оснований для отмены апелляционного определения по доводам, изложенным в кассационной жалобе, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

о п р е д е л и л а:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 30 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 5 сентября 2022 года.

Председательствующий

Судьи