ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ 88А-18351/2023
город Кемерово 30 августа 2023 года
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лукьяновой Т.Г.,
судей Евтифеевой О.Э., Пушкаревой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1, поданную 21 июля 2023 года, на решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 16 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 24 января 2023 года
по административному делу № 2а-275/2022 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, пеней,
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лукьяновой Т.Г., Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
у с т а н о в и л а:
Административный истец - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 14 по Алтайскому краю (далее-истец, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику ФИО1 (далее-ответчик, кассатор), в котором просит взыскать с последней недоимки по транспортному налогу с физических лиц за 2017 год в размере 700 рублей, по пени по транспортному налогу с физических лиц за 2017 год в размере 2 рубля 64 копейки, по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2017 год в размере 9250 рублей, по пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2017 год в размере 34 рубля 84 копейки (л.д. 2-5, Т.1)
Решением Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 16 сентября 2022 года (далее-решение суда первой инстанции) иск удовлетворен частично, с ответчика в пользу налогового органа взыскана недоимка по транспортному налогу с физических лиц за 2018 год в размере 700 рублей 00 копеек, пени по недоимке по транспортному налогу за 2018 год в размере 2 рубля 99 копеек, недоимка по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2018 год в размере 9613 рублей 00 копеек, недоимку по пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2014, 2015, 2016, 2018 года в размере 1121 рубль 93 копейки, а всего 11437 рублей 92 копейки.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 24 января 2023 (далее-апелляционное определение, апелляционная инстанция) решение суда первой инстанции в части взыскания пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2014 год за период с 1 декабря 2015 года по 29 ноября 2017 года отменено, принято в данной части новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Решение в части указания общего размера подлежащей взысканию суммы и взыскания государственной пошлины судом апелляционной инстанции изменено указать общий размер подлежащей взысканию суммы 11437 рублей 17 копеек, взыскать с ФИО1 в доход муниципального образования городского округа - город Барнаул государственную пошлину в размере 445 рублей.
Кассатор просит судебные акты отменить, указывая на незаконность судебных актов, выражая несогласие со всеми выводами судов, настаивая на том, что судебными актами не учтены интересы несовершеннолетних лиц.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, налоговым органом представлен отзыв в котором истец просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Как разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 г. № 17 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции», по общему правилу суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются (часть 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Однако если обжалуемая часть судебного акта обусловлена другой его частью или иным судебным актом, вынесенным по этому же административному делу, которые не обжалуются, то эта необжалованная часть судебного акта или необжалованный судебный акт также подлежат проверке судом кассационной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции в неизмененной и неотмененной апелляционным определением части и апелляционного определения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела административный ответчик является плательщиком транспортного налога с физических лиц, так как ей принадлежало в 2017 году на праве собственности следующее транспортное средство:
- Автомобиль легковой, Государственный регистрационный знак: <данные изъяты>, Марка/Модель: ТОЙОТА ПЛАЦ, Год выпуска 2000, дата регистрации права 18.07.2014.
Кроме того, административный ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, так как ей принадлежало в 2017 году на праве собственности следующее недвижимое имущество:
- квартира, адрес: <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты>, площадь 67,20, дата регистрации права 18.06.2008;
- квартира, адрес: <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты>, площадь 61, дата регистрации права 17.05.2004.
Указанное имущество в соответствии с главами 28, 32 Налогового кодекса Российской Федерации является объектами налогообложения. Ставки налога установлены указанным законом и Законом Алтайского края от 10.10.2002 № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края».
Налогоплательщик не произвела уплату транспортного налога с физических лиц за 2017 год в установленные законом сроки. В связи с возникновением недоимки по транспортному налогу с физических лиц начислены пени в размере 2 рубля 64 копейки.
Налогоплательщик не произвела уплату налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов. В связи с возникновением недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год начислены пени в размере 34 рубля 84 копейки.
В адрес налогоплательщика посредством выгрузки в личный кабинет налогоплательщика было направлено налоговое уведомление № 75841692 от 13.09.2018 г. о необходимости уплаты транспортного налога с физических лиц за 2017 год, налога на имущество физических лиц за 2017 год (л.д. 6, Т.1).
В связи с неуплатой указанных налогов административным истцом в адрес налогоплательщика посредством выгрузки в личный кабинет налогоплательщика было направлено требование № 58490 от 19.12.2018 г. о необходимости уплаты недоимки по транспортному налогу с физических лиц за 2017 год в размере 700 рублей 00 копеек, недоимки по пени по транспортному налогу с физических лиц за 2017 год в размере 2 рубля 64 копейки, недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 9250 рублей 00 копеек, недоимки по пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 год, в размере 34 рубля 84 копейки со сроком уплаты до 22.01.2019 (л.д. 7-8, Т.1).
Так как требование налогового органа оставлено без удовлетворения, Межрайонная ИФНС России № 14 по Алтайскому краю 16.05.2019 г. обратилась к мировому судье судебного участка № 5 Индустриального района г. Барнаула Алтайского края с заявлением о выдаче судебного приказа (л.д. 56-59, Т.1).
20.05.2019 г. мировым судьёй судебного участка № 5 Индустриального района г. Барнаула Алтайского края вынесен судебный приказ № 2а-776/2019 о взыскании с ФИО1 недоимки по транспортному налогу с физических лиц за 2017 год в размере 700 рублей 00 копеек, недоимки по пени по транспортному налогу с физических лиц за 2017 год в размере 2 рубля 64 копейки, недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 9250 рублей 00 копеек, недоимки по пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 34 рубля 84 копейки (л.д. 60, Т.1).
В связи с поступившими от ответчика возражениями (л.д. 63, дело № 2а-724/2022) определением мирового судьи судебного участка № 5 Индустриального района г. Барнаула Алтайского края от 16.12.2019 вышеуказанный судебный приказ отменен (л.д. 13, 64, Т.1).
Согласно ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
По настоящее время задолженность ответчиком не погашена. В связи с этим административный истец обратился с административным исковым заявлением в суд.
Решением Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 05.08.2020 административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 14 по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество, транспортному налогу, пени за 2017 год удовлетворено в полном объеме (л.д. 90-94, Т.1).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 23.11.2021 решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 05.08.2020 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд (л.д. 160-164, т.1).
Административный истец - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 14 по Алтайскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику ФИО1, в котором просит взыскать с последней недоимки по транспортному налогу с физических лиц за 2018 год в размере 700 рублей, по пени по транспортному налогу с физических лиц за 2017-2018 года в размере 36 рублей 76 копеек, по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2018 год в размере 9613 рублей, по пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2014-2018 года в размере 1568 рублей 25 копеек (л.д. 3-7, Т.2).
В обоснование иска указано, что ответчик является плательщиком транспортного налога с физических лиц, так как ей принадлежало в 2018 году на праве собственности следующее транспортное средство:
- Автомобиль легковой, Государственный регистрационный знак: <данные изъяты>, Марка/Модель: ТОЙОТА ПЛАЦ, VIN: нет данных, Год выпуска 2000, дата регистрации права 18.07.2014.
Кроме того, административный ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц, так как ей принадлежало в 2018 году на праве собственности следующее недвижимое имущество:
- квартира, адрес: <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты>, площадь 67,20, дата регистрации права 18.06.2008;
- квартира, адрес: <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты>, площадь 61, дата регистрации права 17.05.2004.
Указанное имущество в соответствии с главами 28, 32 Налогового кодекса Российской Федерации является объектами налогообложения. Ставки налога установлены указанным законом и Законом Алтайского края от 10.10.2002 № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края».
Налогоплательщик не произвела уплату транспортного налога за 2018 год в установленные законом сроки. В связи с возникновением недоимки по транспортному налогу с физических начислены пени в размере 36 рублей 76 копеек.
Налогоплательщик не произвела уплату налога на имущество физических лиц за 2014-2018 года. В связи с возникновением недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2014-2018 года начислены пени в размере 1568 рублей 25 копеек.
В адрес налогоплательщика посредством выгрузки в личный кабинет налогоплательщика было направлено налоговое уведомление № 3345185 от 28.06.2019 г. о необходимости уплаты транспортного налога с физических лиц за 2018 год, налога на имущество физических лиц за 2018 год (л.д. 13-14, Т.2).
В связи с неуплатой указанных налогов административным истцом в адрес налогоплательщика посредством выгрузки в личный кабинет налогоплательщика было направлено требование № 117687 от 23.12.2019 г. о необходимости уплаты недоимки по транспортному налогу с физических лиц за 2018 год в размере 700 рублей 00 копеек, недоимки по пени по транспортному налогу с физических лиц за 2018 год в размере 2 рубля 99 копеек, недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 год, в размере 9613 рублей 00 копеек, недоимки по пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год, в размере 41 рубль 10 копеек со сроком уплаты до 24.01.2020 г. (л.д. 15-16, Т. 2).
В связи с не своевременной оплатой налога на имущество физических лиц за 2014-2018 года, посредством выгрузки в личный кабинет налогоплательщика направлено требование № 59992 от 24.06.2019 г. о необходимости уплаты пени по налогу на имущество физических лиц в размере 1565 рублей 76 копеек. (л.д. 17-18, Т.2).
Так как требования налогового органа оставлены без удовлетворения, Межрайонная ИФНС России № 14 по Алтайскому краю 16.04.2020 г. обратилась к мировому судье судебного участка № 5 Индустриального района г. Барнаула Алтайского края с заявлением о выдаче судебного приказа (л.д. 65-70, Т.2).
20.04.2020 г. мировым судьёй судебного участка № 5 Индустриального района г. Барнаула Алтайского края вынесен судебный приказ № 2а-973/2020 о взыскании с ФИО1 недоимки по транспортному налогу с физических лиц за 2018 год в размере 700 рублей 00 копеек, недоимки по пени по транспортному налогу с физических лиц за 2018 год в размере 36 рублей 76 копеек, недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 9613 рублей 00 копеек, недоимки по пени по налогу на имущество физических лиц за 2014- 2018 года в размере 1573 рубля 09 копеек (л.д. 71, Т.2).
В связи с поступившими от ответчика возражениями (л.д. 73, Т.2) определением мирового судьи судебного участка № 5 Индустриального района г. Барнаула Алтайского края от 20.05.2020 г. вышеуказанный судебный приказ отменен (л.д. 11, 75, Т.2).
Согласно ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Судом первой инстанции установлено, что по настоящее время задолженность ответчиком не погашена.
Решением Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 17.03.2021 административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №14 по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество, транспортному налогу, пени за 2018 год удовлетворено в полном объеме (л.д. 127-133, Т. 2).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 14.09.2021 решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 17.03.2021 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд (л.д. 190-195, т.2).
Определением Индустриального районного суда г. Барнаула от 11.01.2022 г. административные дела № 2а-275/2022 по административному иску Межрайонной ИФНС России № 14 по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу, пени за 2017 год; № 2а-724/2022 по административному иску Межрайонной ИФНС России № 14 по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу, пени за 2018 год объединены в одно производстводля совместного рассмотрения и разрешения находящихся в производстве Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края однородных дел (л.д. 184-185, Т.1).
Протокольным определением Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 01.12.2021 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Межрайонная ИФНС России № 16 по Алтайскому краю.
Определением Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 01.03.2022 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю.
Протокольным определением Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 29.03.2022 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю, исключено из числа заинтересованных лиц Управление Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю.
Протокольными определениями Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 24.06.2022 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено отделение судебных приставов Индустриального района г. Барнаула Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю.
При рассмотрении спора по существу судом первой инстанции установлены следующие обстоятельства.
Административный ответчик в 2017 году являлась владельцем следующего транспортного средства:
- Автомобиль легковой, Государственный регистрационный знак: <данные изъяты>, Марка/Модель: ТОЙОТА ПЛАЦ, Год выпуска 2000, дата регистрации права 18.07.2014 (л.д. 99, Т2).
Законом Алтайского края от 10.10.2002 № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» установлен и введен в действие на территории Алтайского края транспортный налог, обязательный к уплате на территории Алтайского края.
В силу ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации).
Учитывая указанные положения Налогового кодекса Российской Федерации административный ответчик обязан был уплачивать транспортный налог за 2017 год.
Также в 2017 году административный ответчик являлась владельцем следующего недвижимого имущества
- квартира, адрес: <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты>, площадь 67,20, дата регистрации права 18.06.2008;
- квартира, адрес: <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты>, площадь 61, дата регистрации права 17.05.2004 (л.д. 57-60, Т2).
Указанное имущество в соответствии с главами 28, 32 Налогового кодекса Российской Федерации является объектами налогообложения. Ставки налога установлены указанным законом и Законом Алтайского края от 10.10.2002 № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края».
ФИО1 является владельцем личного кабинета налогоплательщика (л.д. 31., т.2).
Административный истец указывает, что в адрес налогоплательщика посредством выгрузки в личный кабинет налогоплательщика было направлено налоговое уведомление № 75841692 от 13.09.2018 г. о необходимости уплаты транспортного налога с физических лиц за 2017 год, налога на имущество физических лиц за 2017 год (л.д. 6, Т.1). Административный истец в качестве доказательств выгрузки налогового уведомления в личный кабинет налогоплательщика предоставляет скриншот из программы АИС Налог 3 ПРОМ (л.д. 23,Т.1).
В связи с неуплатой указанных налогов административным истцом в адрес налогоплательщика посредством выгрузки в личный кабинет налогоплательщика было направлено требование № 58490 от 19.12.2018 г. о необходимости уплаты недоимки по транспортному налогу с физических лиц за 2017 год в размере 700 рублей 00 копеек, недоимки по пени по транспортному налогу с физических лиц за 2017 год в размере 2 рубля 64 копейки, недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 9250 рублей 00 копеек, недоимки по пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 34 рубля 84 копейки со сроком уплаты до 22.01.2019 г. (л.д. 7-8, Т.1).
Административный истец в качестве доказательств выгрузки требования № 58490 от 19.12.2018 г. в личный кабинет налогоплательщика предоставляет скриншот из программы АИС Налог 3 ПРОМ (т. 2, л.д. 30). Однако подтверждающих доказательств доставки требования № 58490 от 19.12.2018 г. в личный кабинет налогоплательщика не представлено, более того представитель административного истца в своем ответе от 20.06.2022 г. сообщает, что у налогового органа отсутствует техническая возможность предоставить скриншот выгрузки требования № 58490 от 19.12.2018 г. в личный кабинет налогоплательщика (л.д. 102 оборот, Т.3).
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административным истцом не доказан факт направления налогоплательщику требования каким-либо из предусмотренных статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации способов, следовательно, налоговым органом не была соблюдена обязательная установленная законом процедура взыскания недоимок по транспортному налогу с физических лиц за 2017 год в размере 700 рублей, по пени по транспортному налогу с физических лиц за 2017 год в размере 2 рубля 64 копейки, по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2017 год в размере 9250 рублей, по пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2017 год в размере 34 рубля 84 копейки, что препятствует удовлетворению заявленных требований в этой части.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что ответчик в 2018 году являлась владельцем следующего транспортного средства:
- Автомобиль легковой, Государственный регистрационный знак: <данные изъяты>, Марка/Модель: ТОЙОТА ПЛАЦ, Год выпуска 2000, дата регистрации права 18.07.2014. (л.д. 99, Т.2)
Законом Алтайского края от 10.10.2002 № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» установлен и введен в действие на территории Алтайского края транспортный налог, обязательный к уплате на территории Алтайского края.
Ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц, так как ей принадлежало в 2018 году на праве собственности следующее недвижимое имущество:
- квартира, адрес: <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты>, площадь 67,20, дата регистрации права 18.06.2008;
- квартира, адрес: <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты>, площадь 61, дата регистрации права 17.05.2004 (л.д. 57-60, Т.2).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации, вступившей в законную силу с 01.01.2015 г., налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения, к которым в соответствии с ч. 1 статьи 401 настоящего Кодекса относятся квартира, комната, жилой дом, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения в силу п. 1 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации, вступившей в силу с 01.01.2015, определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. В силу п. 2 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи (п. 2 ст. 402 НК РФ).
Согласно ст. 1 Закона Алтайского края от 13.12.2018 № 97-ЗС "Об установлении единой даты начала применения на территории Алтайского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлена единая дата начала применения на территории Алтайского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2020 года.
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 01.03.2013 (статья 404 Налогового кодекса Российской Федерации, вступившая в силу с 01.01.2015).
Налоговым периодом признается календарный год (статья 405 Налогового кодекса Российской Федерации, вступившая в силу с 01.01.2015).
В соответствии с п. 1 ст. 406 Налогового кодекса Российской Федерации, вступившей в силу с 01.01.2015, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
Ставки налога установлены Решение Барнаульской городской Думы от 07.11.2014 № 375 (в ред. Решения Барнаульской городской Думы от 23.12.2014 № 399) "О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края".
В силу ч. 1 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации, вступившей в силу с 01.01.2015, налог на имущество подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно ч. 2 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Учитывая указанные положения Налогового кодекса Российской Федерации суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административный ответчик обязан был уплачивать налог на имущество физических лиц за 2018 год.
В адрес налогоплательщика посредством выгрузки в личный кабинет налогоплательщика было направлено налоговое уведомление № 3345185 от 28.06.2019 г. о необходимости уплаты транспортного налога с физических лиц за 2018 год, налога на имущество физических лиц за 2018 год (л.д. 13-14, 35 оборот, Т.2).
В связи с неуплатой указанных налогов административным истцом в адрес налогоплательщика посредством выгрузки в личный кабинет налогоплательщика было направлено требование № 117687 от 23.12.2019 г. о необходимости уплаты недоимки по транспортному налогу с физических лиц за 2018 год в размере 700 рублей 00 копеек, недоимки по пени по транспортному налогу с физических лиц за 2018 год в размере 2 рубля 99 копеек, недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 9613 рублей 00 копеек, недоимки по пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 41 рубль 10 копеек со сроком уплаты до 24.01.2020 г. (т. 2 л.д. 15-16, 30, 35, 35 оборот)
В связи с несвоевременной оплатой налога на имущество физических лиц за 2014, 2015, 2016, 2017, 2018 года, посредством выгрузки в личный кабинет налогоплательщика направлено требование № 59992 от 24.06.2019 о необходимости уплаты пени по налогу на имущество физических лиц в размере 1565 рублей 76 копеек (л.д. 17-18, 30,35 оборот, Т.2)
Так как требования налогового органа оставлены без удовлетворения, Межрайонная ИФНС России № 14 по Алтайскому краю 16.04.2020 г. обратилась к мировому судье судебного участка № 5 Индустриального района г. Барнаула Алтайского края с заявлением о выдаче судебного приказа (л.д. 65-70, Т.2).
20.04.2020 г. мировым судьёй судебного участка № 5 Индустриального района г. Барнаула Алтайского края вынесен судебный приказ № 2а-973/2020 о взыскании с ФИО1 недоимки по транспортному налогу с физических лиц за 2018 год в размере 700 рублей 00 копеек, недоимки по пени по транспортному налогу с физических лиц за 2018 год в размере 36 рублей 76 копеек, недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 9613 рублей 00 копеек, недоимки по пени по налогу на имущество физических лиц за 2014- 2018 года в размере 1573 рубля 09 копеек (л.д. 71, Т.2).
В связи с поступившими от ответчика возражениями (л.д. 73, Т.2) определением мирового судьи судебного участка № 5 Индустриального района г. Барнаула Алтайского края от 20.05.2020 г. вышеуказанный судебный приказ отменен (л.д. 11, 75, Т.2).
С административным исковым заявлением (л.д. 3-7, Т.2) в суд административный истец обратился 17.11.2020 г., направив его в суд посредством почтовой корреспонденции (л.д. 40, Т.2), то есть в срок, предусмотренный Налоговым кодексом Российской Федерации, с учетом ч. 2 ст. 93 КАС РФ.
Административный истец просит взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2018 год в следующем размере:
- Автомобиль легковой, Государственный регистрационный знак: <данные изъяты>, Марка/Модель: ТОЙОТА ПЛАЦ, Год выпуска 2000, дата регистрации права 18.07.2014, составила: мощность двигателя «70» л.с. х налоговая ставка «10» руб. х 12/12 (количество месяцев владения автомобилем) = 700 рублей 00 копеек.
Суд первой инстанции указал, что расчет транспортного налога с физических лиц за 2018 год, приведенный судом, административным ответчиком не оспорен.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что с административного ответчика подлежит взысканию недоимка по транспортному налогу за 2018 год в размере 700 рублей 00 копеек.
Как следует из материалов дела административный истец приводит следующий расчет пени по транспортному налогу с физических лиц за 2018 год:
Расчет пени по транспортному налогу за 2018 год:
- за период с 03.12.2019 по 15.12.2019 – 700 руб. (недоимка) х 6,50% / 300 х 13 (дни просрочки) = 1 рубль 97 копеек;
- за период с 16.12.2019 по 22.12.2019 – 700 руб. (недоимка) х 6,25% / 300 х 7 (дни просрочки) = 1 рубль 02 копейки.
Суд первой инстанции указал, что расчет пени по транспортному налогу с физических лиц за 2018 год административным ответчиком не оспорен, судом проверен и признан правильным, пришел к выводу о том, что с административного ответчика подлежит взысканию недоимка по пени по транспортному налогу с физических лиц за 2018 год в размере 2 рубля 99 копеек.
Поскольку недоимка по транспортному налогу с физических лиц за 2017 год не взыскана, то и пени, начисленные на данную недоимку, в размере 33 рубля 77 копеек, также не подлежат взысканию.
Согласно ответу Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» инвентаризационная стоимость квартир:
- с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенной по адресу: <адрес>, составляет 568270 рублей 08 копеек;
- с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенной по адресу: <адрес>, составляет 338725 рублей 80 копеек (л.д. 63, 96, Т.2).
Коэффициент-дефлятор на 2018 год установлен приказом Минэкономразвития России 30.10.2017 № 579 "Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2018 год" в размере 1,481.
Согласно Решению Барнаульской городской Думы (далее Решение) № 375 от 07.11.2014 (с дополнениями и изменениями), действовавшему до 31.12.2019 г., были установлены налоговые ставки в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и вида объекта налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), в следующих размерах: Жилой дом, квартира, комната, объект незавершенного строительства (в случае, если проектируемым назначением такого объекта является жилой дом), единый недвижимый комплекс (в состав которого входит хотя бы один жилой дом) до 300000 руб. - налоговая ставка - 0,1 %, свыше 300000 руб. до 500000 руб. налоговая ставка - 0,225%, свыше 500000 руб. до 800000 руб. налоговая ставка - 0,5 %, свыше 800000 руб. до 1500000 руб. налоговая ставка - 0,88 %, свыше 1500000 руб. до 3000000 руб. налоговая ставка - 0,92 %, свыше 3500000 руб. налоговая ставка - 1,5 %.
Как следует из материалов дела административным истцом приведен расчет налога на имущество физических лиц за 2018 год, исходя из инвентаризационной стоимости объекта недвижимости:
- квартиры, адрес: <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты>, площадь 67,20, дата регистрации права 18.06.2008 (1доля):
Налоговая база = инвентаризационная стоимость х коэффициент-дефлятор = 568 270 рублей 08 копеек х 1,481= 841607 рублей.
841607 рубль х 0,88% (налоговая ставка) х 1 (доля в праве) х 12/12 (количество месяцев владения) =7406 рублей 00 копеек.
- квартиры, адрес: <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты>, площадь 61, дата регистрации права 17.05.2004 (1/2 доля):
Налоговая база = инвентаризационная стоимость х коэффициент-дефлятор = 338 725 рублей 80 копеек х 1,481= 501652 рубля.
501652 рубля х 0,88% (налоговая ставка) х 1/2 (доля в праве) х 12/12 (количество месяцев владения) = 2207 рублей 00 копеек.
Суд первой инстанции указал, что расчет недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 год административным ответчиком не оспорен, судом проверен и признан правильным.
Итого с административного ответчика подлежит взысканию недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 9613 рублей 00 копеек (7406 рублей 00 копеек + 2207 рублей 00 копеек).
Как следует из материалов дела административный истец приводит следующий расчет пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год:
- за период с 03.12.2019 по 15.12.2019 – 9613 рублей 00 копеек (недоимка) х 6,50% /300 х 13 (дни просрочки) = 27 рублей 08 копеек;
- за период с 16.12.2019 по 22.12.2019 –9613 рублей 00 копеек (недоимка) х 6,25% / 300 х 7 (дни просрочки) = 14 рублей 02 копейки.
Всего пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год 41 рубль 10 копеек (27 рублей 08 копеек + 14 рублей 02 копейки).
Суд первой инстанции указал, что расчет пени по недоимке по налогу на имущество физических лиц за 2018 год административным ответчиком не оспорен, судом проверен и признан правильным.
Итого с административного ответчика подлежит взысканию пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 41 рубль 10 копеек.
Налог на имущество физических лиц за 2014-2015 года взыскан с ФИО1 по судебному приказу № 2а-1706/2017 мирового судьи судебного участка № 5 Индустриального района г. Барнаула от 25.09.2017 (л.д. 85, Т.2).
Поскольку недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2014 года взыскана с административного ответчика 30.11.2017 в полном объеме в размере 2273 рубля, то пени по налогу на имущество физических лиц за 2014 год также подлежат взысканию.
Как следует из материалов дела административный истец приводит следующий расчет пени по налогу на имущество физических лиц за 2014 год:
- за период с 01.12.2015 по 31.12.2015 – 2273 рубля 00 копеек (недоимка) х 8,25% / 300 х 31 (дни просрочки) = 19 рублей 38 копеек;
- за период с 01.01.2016 по 13.06.2016 – 2273 рубля 00 копеек (недоимка) х 11 % / 300 х 165 (дни просрочки) = 137 рублей 52 копейки;
- за период с 14.06.2016 по 18.09.2016 – 2273 рубля 00 копеек (недоимка) х 10.50% / 300 х 97 (дни просрочки) = 77 рублей 17 копеек;
- за период с 19.09.2016 по 26.03.2017 – 2273 рубля 00 копеек (недоимка) х 10% / 300 х 189 (дни просрочки) = 143 рубля 20 копеек;
- за период с 27.03.2017 по 01.05.2017 – 2273 рубля 00 копеек (недоимка) х 9,75% / 300 х 36 (дни просрочки) = 26 рублей 59 копеек;
- за период с 02.05.2017 по 18.06.2017 – 2273 рубля 00 копеек (недоимка) х 9,25% / 300 х 48 (дни просрочки) = 33 рубля 64 копейки;
- за период с 19.06.2017 по 17.09.2017 – 2273 рубля 00 копеек (недоимка) х 9 % / 300 х 91 (дни просрочки) = 62 рубля 05 копеек;
- за период с 18.09.2017 по 29.10.2017 – 2273 рубля 00 копеек (недоимка) х 8,50% / 300 х 42 (дни просрочки) = 27 рублей 05 копеек;
- за период с 30.10.2017 по 28.11.2017 – 2273 рубля 00 копеек (недоимка) х 8,25% / 300 х 30 (дни просрочки) = 18 рублей 75 копеек;
- за период с 29.11.2017 по 29.11.2017 – 2273 рубля 00 копеек (недоимка) х 8,25% / 300 х 1 (дни просрочки) = 0 рублей 63 копейки.
Итого пени по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в размере 545 рублей 98 копеек (19 рублей 38 копеек + 137 рублей 52 копейки + 77 рублей 17 копеек + 143 рубля 20 копеек + 26 рублей 59 копеек + 33 рубля 64 копейки + 62 рубля 05 копеек + 27 рублей 05 копеек + 18 рублей 75 копеек + 0 рублей 63 копейки).
Расчет пени по недоимке по налогу на имущество физических лиц за 2014 год административным ответчиком не оспорен, судом проверен и признан правильным.
Как указывает истец, 30.11.2017 ФИО1 частично оплачена сумма пени по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в размере 545 рублей 23 копеек.
Итого с административного ответчика подлежит взысканию остаток пени по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в размере 0 рублей 75 копеек (545 рублей 98 копеек - 545 рублей 23 копеек).
Поскольку задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 год взыскана в полном объеме 29.08.2018 г. в размере 736 рублей, 30.09.2018 г. – 1683 рубля 00 копеек, 30.10.2018 г. – 1782 рубля, то пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год также подлежат взысканию.
Расчет пени за 2015 год, приведенный административным истцом в административном исковом заявлении неверный, суд приводит собственный расчет пени, начисленной на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2015 год:
- за период с 12.12.2017 по 17.12.2017 – 4201 рубль 00 копеек (недоимка) х 8,25% / 300 х 6 (дни просрочки) = 6 рублей 93 копейки;
- за период с 18.12.2017 по 11.02.2018 – 4201 рубль 00 копеек (недоимка) х 7,75% / 300 х 56 (дни просрочки) = 60 рублей 78 копеек;
- за период с 12.02.2018 по 25.03.2018 – 4201 рубль 00 копеек (недоимка) х 7,50 % / 300 х 42 (дни просрочки) = 44 рубля 11 копеек;
- за период с 26.03.2018 по 28.08.2018 – 4201 рубль 00 копеек (недоимка) х 7,25% / 300 х 156 (дни просрочки) = 158 рублей 38 копеек;
- за период с 29.08.2018 по 16.09.2018 – 3465 рубль 00 копеек (недоимка) х 7,25% / 300 х 19 (дни просрочки) = 15 рублей 91 копейка;
- за период с 17.09.2018 по 29.09.2018 – 3465 рубль 00 копеек (недоимка) х 7,50% / 300 х 13 (дни просрочки) = 11 рублей 26 копеек;
- за период с 30.09.2018 по 29.10.2018 – 1782 рубль 00 копеек (недоимка) х 7,50% / 300 х 30 (дни просрочки) = 13 рублей 37 копеек;
Расчет пени по недоимке по налогу на имущество физических лиц за 2015 год административным ответчиком не оспорен.
Итого с административного ответчика подлежит взысканию пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 310 рублей 74 копейки (6 рублей 93 копейки + 60 рублей 78 копеек + 44 рубля 11 копеек + 158 рублей 38 копеек + 15 рублей 91 копейка + 11 рублей 26 копеек + 13 рублей 37 копеек).
Налог на имущество физических лиц за 2016 год взыскан с ФИО1 по судебному приказу № 2а-917/2018 мирового судьи судебного участка № 5 Индустриального района г. Барнаула от 04.06.2018 (л.д. 92, Т.2).
Поскольку задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год взыскана в полном объеме, 29.08.2018 в сумме 1464 рубля, 30.09.2018 – 517 рублей 00 копеек, 30.10.2018 – 418 рубля, 29.11.2018 -220 рублей 00 копеек, 31.12.2018 – 400 рублей 00 копеек, 31.01.2019 – 3628 рублей 00 копеек, то пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 год также подлежат взысканию.
Расчет пени за 2016 год, приведенный административным истцом в административном исковом заявлении неверный, суд приводит собственный расчет пени, начисленной на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2016 год:
- за период с 12.12.2017 по 17.12.2017 – 8627 рублей 00 копеек (недоимка) х 8,25% / 300 х 6 (дни просрочки) = 14 рублей 24 копейки;
- за период с 18.12.2017 по 11.02.2018– 8627 рублей 00 копеек (недоимка) х 7,75% / 300 х 56 (дни просрочки) = 124 рубля 80 копеек;
- за период с 12.02.2018 по 25.03.2018 – 8627 рублей 00 копеек (недоимка) х 7,50% / 300 х 42 (дни просрочки) = 90 рублей 58 копеек;
- за период с 26.03.2018 по 28.08.2018 – 8627 рублей 00 копеек (недоимка) х 7,25% / 300 х 156 (дни просрочки) = 325 рублей 24 копейки;
- за период с 29.08.2018 по 16.09.2018 – 7163 рубля 00 копеек (недоимка) х 7,25% / 300 х 19 (дни просрочки) = 32 рубля 89 копеек;
- за период с 17.09.2018 по 29.09.2018 – 7163 рубля 00 копеек (недоимка) х 7,50% / 300 х 13 (дни просрочки) = 23 рубля 28 копеек;
- за период с 30.09.2018 по 29.10.2018 – 6646 рублей 00 копеек (недоимка) х 7,50% / 300 х 30 (дни просрочки) = 49 рублей 85 копеек;
- за период с 30.10.2018 по 28.11.2018 – 6228 рублей 00 копеек (недоимка) х 7,50% / 300 х 30 (дни просрочки) = 46 рублей 71 копейка;
- за период с 29.11.2018 по 16.12.2018 – 4028 рублей 00 копеек (недоимка) х 7,50% / 300 х 18 (дни просрочки) = 18 рублей 13 копеек;
- за период с 17.12.2018 по 30.12.2018 – 4028 рублей 00 копеек (недоимка) х 7,75% / 300 х 14 (дни просрочки) = 14 рублей 57 копеек;
- за период с 31.12.2018 по 30.01.2019 – 3628 рублей 00 копеек (недоимка) х 7,75% / 300 х 31 (дни просрочки) = 29 рублей 05 копеек.
Расчет пени по недоимке по налогу на имущество физических лиц за 2016 год административным ответчиком не оспорен.
Итого с административного ответчика подлежит взысканию пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 769 рублей 34 копейки (14 рублей 24 копейки + 124 рубля 80 копеек + 90 рублей 58 копеек+325 рублей 24 копейки + 32 рубля 89 копеек + 23 рубля 28 копеек + 49 рубля 85 копеек + 46 рублей 71 копейка + 18 рублей 13 копеек + 14 рублей 57 копеек + 29 рублей 05 копеек).
Поскольку недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2017 год не взыскана, то и пени, начисленные на данную недоимку, в размере 446 рублей 31 копеек, также не подлежат взысканию.
Итого с административного ответчика подлежит взысканию пени по налогу на имущество физических лиц за 2014, 2015, 2016, 2018 года в размере 1121 рубль 93 копейки.
Всего с административного ответчика ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС России № 14 по Алтайскому краю подлежит взысканию недоимка по транспортному налогу с физических лиц за 2018 год в размере 700 рублей 00 копеек, пени по недоимке по транспортному налогу за 2018 год в размере 2 рубля 99 копеек, недоимка по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2018 год в размере 9613 рублей 00 копеек, недоимка по пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2014, 2015, 2016, 2018 года в размере 1121 рубль 93 копейки, а всего 11437 рублей 92 копейки.
Апелляционной инстанцией решение суда первой инстанции в части отменено, в части изменено.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции в неизмененной и неотмененной апелляционным определением части и апелляционного определения.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 356 Кодекса транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой.
Согласно статье 357 Кодекса налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 358 Кодекса).
Законом Алтайского края от 10 октября 2002 года № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» установлен и введен в действие на территории Алтайского края транспортный налог, обязательный к уплате на территории Алтайского края, а также установлены налоговые ставки в зависимости от мощности двигателя.
Согласно статье 1 указанного закона налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах: автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно - 10,0.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 399 Кодекса налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
Статьей 400 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 данного Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 401 Кодекса объектом налогообложения, в числе прочих, признаются расположенные в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно статье 404 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.
В случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах одного муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) (пункт 4 статьи 406 Кодекса).
Решением Барнаульской городской Думы от 7 ноября 2014 года № 375 «О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края» установлены следующие ставки налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и вида объекта налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов): за жилой дом, квартиру, комнату, объект незавершенного строительства (в случае, если проектируемым назначением такого объекта является жилой дом), единый недвижимый комплекс (в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом) при суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения свыше 800000 рублей до 1500000 рублей включительно - 0,88 %.
Согласно приказу Минэкономразвития России от 30 октября 2017 года № 579 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2018 год» коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации, в 2018 году равен 1,481.
Из материалов дела следует, что ответчик имеет личный кабинет налогоплательщика, что подтверждается заявлением о доступе к личному кабинету налогоплательщика от 17 августа 2017 года, сведениями из регистрационной карты, согласно которой ответчица осуществила вход в кабинет 17 августа 2017 года в 9:51:36, сменила первичный пароль, историей действий пользователя, сведений о прекращении доступа в личный кабинет материалы дела не содержат, как правильно указала апелляционная инстанция ответчица, имея доступ в личный кабинет налогоплательщика, располагала возможностью ознакомления с направленными налоговым уведомлением и требованием.
Судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства по спору.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Индустриального района г.Барнаула от 25 октября 2019 года на основании данного судебного приказа были возбуждены исполнительные производства № <данные изъяты> (о взыскании задолженности по налогам), а также исполнительное производство № <данные изъяты> (о взыскании государственной пошлины).
В рамках указанных исполнительных производств с ответчицы были взысканы и перечислены взыскателю денежные средства на общую сумму 5603,41 руб., из которых 5493,44 руб. перечислены в счет уплаты налогов (в счет налога на имущество: 6 ноября 2019 года - 1132,53 руб., 4259,55 руб., 13 ноября 2019 года - 56,87 руб., 18 ноября 2019 года - 0,48 руб., в счет транспортного налога: 6 ноября 2019 года - 43,93 руб., 18 ноября 2019 года - 0,08 руб.), 109,97 руб. - в счет государственной пошлины (6 ноября 2019 года - 22,67 руб., 0,87 руб., 85,29 руб., 13 ноября 2019 года - 1,13 руб., 18 ноября 2019 года - 0,01 руб.), что подтверждается справками о движении денежных средство по депозитному счету по исполнительным производствам № <данные изъяты>, № <данные изъяты> карточек расчета с бюджетом, ответом ОСП Индустриального района г.Барнаула от 21 июня 2022 года.
При этом, как следует из карточек расчетов с бюджетом, 5449,43 руб. из взысканных сумм были распределены в счет уплаты налога на имущество физических лиц за 2017 год (11 ноября 2019 года - 4259,55 руб., 12 ноября 2019 года - 1132,53 руб., 18 ноября 2019 года - 56,87 руб., 21 ноября 2019 года - 0,48 руб.), 44,01 руб. - в счет уплаты транспортного налога за 2017 год (43,93 руб. - 12 ноября 2019 года, 0,08 руб. - 21 ноября 2019 года).
Определением мирового судьи судебного участка № 5 Индустриального района г.Барнаула от 16 декабря 2019 года в связи с поступившими возражениями от должника судебный приказ был отменен.
23 декабря 2019 года исполнительное производство № <данные изъяты> прекращено.
Определением мирового судьи судебного участка № 5 Индустриального района г.Барнаула от 30 апреля 2020 года заявление ФИО1 о повороте исполнения судебного приказа № 2а-776/2019 от 20 мая 2019 года удовлетворено, произведен поворот исполнения судебного приказа, взыскано с Межрайонной ИФНС № 14 по Алтайскому краю в пользу ФИО1 5603,41 руб.
29 июня 2020 года Межрайонной ИФИС № 14 по Алтайскому краю возращены ФИО1 денежные средства в сумме 5493,44 руб. (5 449,43 по налогу на имущество, 44,01 по транспортному налогу), что подтверждается карточками расчетов с бюджетом, копиями платежных поручений от 29 июня 2020 года № 590050, № 590067.
При этом 109,97 руб. государственной пошлины не возвращено, для их возврата предусмотрен заявительный порядок (статья 333.40 Кодекса), данные суммы не имеет отношения к предмету настоящего налогового спора.
Таким образом, взысканные в принудительном порядке денежные средства в счет задолженности за 2017 год по налогам и пеням на основании отмененного судебного приказа ответчице возвращены.
Кроме того, на основании исполнительного документа, выданного во исполнение решения суда по настоящему делу от 5 августа 2020 года о взыскании недоимки по транспортному налогу, налогу па имущество за 2017 год, пеней по ним, судебным приставом-исполнителем ОСП Индустриального района г.Барнаула 25 января 2021 года было возбуждено исполнительное производство № <данные изъяты>, в рамках которого с ответчицы были взысканы денежные средства в размере 4020,14 руб., что следует из ответа ОСП Индустриального района г.Барнаула.
Судом апелляционной инстанции установлено, что данные денежные средства распределены судебным приставом-исполнителем и самим налоговым органом в счет недоимок по налогам в следующих размерах: 4020 руб. в счет недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год (10 руб. и 10 руб. - 10 февраля 2021 года, 4000 руб. - 16 февраля 2021 года), 0,14 руб. - в счет недоимки по транспортному налогу за 2017 год (0,02 руб. - 24 марта 2021 года, 0,07 руб. - 23 июня 2021 года, 0,05 руб. - 23 сентября 2021 года), что следует из карточек расчетов с бюджетом и справки о движении денежных средств по депозитному счету по исполнительному производству № <данные изъяты>, 12 июля 2022 года данное исполнительное производство окончено в связи с отзывом судом исполнительного листа (т.4, л.д.З).
Исследовав совокупность доказательств по делу суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что поскольку данные суммы взысканы принудительно на основании отмененного решения суда, при новом рассмотрении в удовлетворении требований о взыскании недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество и пеней на них отказано, взысканные денежные средства подлежат возврату в порядке поворота исполнения.
Доводам ответчика судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка, основания не согласится с которой у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Судом апелляционной инстанции установлено, что ответчицей подано заявление о повороте исполнения данного решения и взыскании судебных расходов по делу при первом рассмотрении соответствующего иска, которое находится в производстве Индустриального районного суда г.Барнаула.
При этом оснований к зачету данной суммы в счет подлежащей взысканию задолженности за 2018 года не имеется, притом что ответчицей документально подтверждено списание денежных средств, поступивших на ее счет в качестве алиментов и субсидии па жилищно-коммунальные услуги, что следует из выписок по счетам № <данные изъяты>, № <данные изъяты>.
Согласно справке ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г.Барнаула от 24 января 2023 года в ОСП на исполнении находится судебный приказ № 2-177/2008 от 1 июня 2016 года о взыскании с ФИО8 в пользу ФИО1 алиментов на содержание несовершеннолетних детей, денежные средства в счет алиментов перечисляются взыскателю по исполнительному производству ФИО2 на расчетный счет Сбербанка России № <данные изъяты>.
Денежные средства в рамках указанного исполнительного производства совпадают с расчетным счетом, на который судебным приставом-исполнителем ОСП Индустриального района г.Барнаула было обращено взыскание по исполнительному производству № <данные изъяты> (<данные изъяты>) и взыскано 5 февраля 2021 года - 10 руб., 9 февраля 2021 года - 4 000 руб., что следует из выписки по счету № <данные изъяты>.
Со счета, на который поступают субсидии, взыскано 5 февраля 2021 года - 10 руб., 18 марта 2021 года - 0,02 руб., 18 июня 2021 года - 0,07 руб., 18 сентября 2021 года - 0,05 руб., что следует из выписки по счету № <данные изъяты>.Согласно пунктам 6, 7 части 1 статьи 101 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскание не может быть обращено на ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое); денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов.
Правильно применив указанные нормы суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оснований к зачету данной суммы в счет подлежащей взысканию задолженности за 2018 год не имеется.
Апелляционная инстанция отменяя и изменяя решение суда первой инстанции исходила из того, что поскольку сумма пени за 2014 год за период с 1 декабря 2015 года по 29 ноября 2017 года составила менее 500 руб. (0,75 руб.), то требование подлежало направлению в течение 1 года с момента уплаты недоимки, то есть до 30 ноября 2018 года и направлено 2 июля 2019 года несвоевременно. После 30 ноября 2018 года сумма задолженности по налогам превысила 3000 руб. 19 декабря 2018 года при формировании требования № 58490 на общую сумму 9987,48 руб., между тем с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании данной задолженности налоговый орган обратился лишь 16 апреля 2020 года с существенным пропуском совокупного срока принудительного взыскания задолженности по пене.
Как следует из ответа Межрайонной ИФНС № 14 по Алтайскому краю от 23 декабря 2022 года, пропуск срока на обращение в суд связан с высокой загруженностью правового отдела, наличием открытых вакансий, апелляционная инстанция обоснованно указала, что данные обстоятельства не свидетельствуют о существовании уважительных причин пропуска срока и оснований к восстановлению такового, в связи с чем решение суда первой инстанции в части взыскания задолженности по пене на недоимку по налогу на имущество за 2014 год за период с 1 декабря 2015 года по 29 ноября 2017 года правомерно отменено судом апелляционной инстанции.
Решение суда первой инстанции обоснованно отменено апелляционной инстанцией в части взыскания пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2014 год за период с 1 декабря 2015 года по 29 ноября 2017 года в размере 0,75 руб., а также измененено в части взыскания государственной пошлины и указания общего размера, подлежащей взысканию суммы. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 333.19 Кодекса как правомерно указала апелляционная инстанция подлежит взысканию государственная пошлина в размере 457 руб. (11437,17 х 4%), в редакции определения об исправлении опечатки от 24.01.2023 (том., 4, л.д.,151)
Доводы жалобы, по сути, сводятся к неправильному толкованию норм права, регулирующие спорные правоотношения и к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Вопреки доводам кассационной жалобы, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами полно и правильно, иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права, оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
о п р е д е л и л а:
решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 16 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 24 января 2023 года в обжалованной части оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 31 августа 2023 года.
Председательствующий
Судьи