ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ 88А-18181/2022
город Кемерово 30 августа 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лукьяновой Т.Г.,
судей Евтифеевой О.Э., Пушкаревой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Иркутского регионального отделения Политическая партия ЛДПР – Либерально-демократическая партия России, поданную 19 августа 2022 года, на решение Иркутского районного суда Иркутской области от 4 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 15 августа 2022 года
по административному делу № 2а-3830/2022 по административному исковому заявлению Иркутского регионального отделения Политическая партия ЛДПР - Либерально-демократическая партия России к Иркутской районной территориальной избирательной комиссии, избирательному объединению Иркутское районное местное отделение Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» о признании незаконным и отмене решения Иркутской районной избирательной комиссии о заверении списка кандидатов.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лукьяновой Т.Г., пояснения представителя истца Зенина А.И., просившего удовлетворить кассационную жалобу, пояснения представителей ответчиков Кузнецовой Л.А., Алексеевой Л.Г., просивших отказать в удовлетворении кассационной жалобы, представителя КПРФ Тананаевой Н.А., просившего отказать в удовлетворении кассационной жалобы, заключение прокурора Кадошникова С.О., просившего отказать в удовлетворении кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
у с т а н о в и л а:
решением Думы Ушаковского муниципального образования от 14 июня 2022 года № 34 были назначены выборы депутатов Думы Ушаковского муниципального образования пятого созыва на 11 сентября 2022 года.
Решением Иркутской районной территориальной избирательной комиссии от 14 июля 2022 года № 89/765 был заверен список кандидатов по десятимандатному и пятимандатному избирательным округам, выдвинутых Иркутским региональным отделением Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России при проведении выборов депутатов Думы Ушаковского муниципального образования пятого созыва в единый день голосования 11 сентября 2022 года.
Решением Иркутской районной территориальной избирательной комиссии от 23 июля 2022 года № 95/870 был заверен список кандидатов по пятимандатному и десятимандатному избирательным округам, выдвинутых Иркутским районным местным отделением Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» при проведении выборов депутатов Думы Ушаковского муниципального образования пятого созыва в единый день голосования 11 сентября 2022 года.
Иркутское региональное отделение Политическая партия ЛДПР – Либерально-демократическая партия России (далее - административный истец, кассатор) обратилось в Иркутский районный суд Иркутской области с административным исковым заявлением к Иркутской районной территориальной избирательной комиссии, избирательному объединению Иркутское районное местное отделение Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (далее- КПРФ) о признании незаконным и отмене решения Иркутской районной территориальной избирательной комиссии от 23 июля 2022 г. № 95/870 «О заверении списка кандидатов по пятимандатному и десятимандатному избирательным округам, выдвинутых Иркутским районным местным отделением Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» при проведении выборов депутатов Думы Ушаковского муниципального образования пятого созыва в единый день голосования 11 сентября 2022 г.
В обоснование требований указано, что решением Иркутской районной территориальной избирательной комиссии от 23 июля 2022 г. № 95/870 заверен список кандидатов по пятимандатному и десятимандатному избирательным округам, выдвинутых Иркутским районным местным отделением Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (далее по тексту также КПРФ) при проведении выборов депутатов Думы Ушаковского муниципального образования пятого созыва в единый день голосования 11 сентября 2022 г. Полагают указанное решение принятым с нарушением норм действующего избирательного законодательства, указывая, что список кандидатов, выдвинутых по многомандатным избирательным округам избирательным объединением Иркутское районное местное отделение Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», заверен подписью первого секретаря Комитета Иркутского районного местного отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», однако, в соответствии с уставом КПРФ, первый секретарь местного отделения не наделен полномочиями по заверению списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением по многомандатным избирательным округам.
Административный истец полагает, что представленный в избирательную комиссию список заверен подписью лица, не уполномоченного на то уставом избирательного объединения, что является нарушением ч. 6 ст. 52 Закона Иркутской области от 11 ноября 2011 г. № 116-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области». Данное обстоятельство является основанием для отказа избирательному объединению в заверении списка кандидатов.
Кроме того, решением Иркутской районной территориальной избирательной комиссии от 16 июня 2022 г. № 85/602 утвержден перечень документов, представляемых уполномоченным представителем избирательного объединения в Иркутскую районную территориальную избирательную комиссию для заверения списка кандидатов по одномандатному и или (многомандатным) избирательным округам.
В пункте 2.1.10 Приложения № 1 к названному решению, указано, что уполномоченный представитель избирательного объединения, помимо иных документов, должен представить в избирательную комиссию «Решение уполномоченного органа избирательного объединения о делегировании лицу полномочий заверить список кандидатов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам в случае, если в уставе политической партии такое лицо не определено (ч. 6 ст. 52 Закона области)».
Уполномоченным Иркутского районного местного отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» такой документ в Иркутскую районную территориальную избирательную комиссию предоставлен не был.
Непредоставление избирательным объединением в избирательную комиссию списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, отвечающего требованиям ч. 6 ст. 52 Закона Иркутской области, является основанием для отказа в заверении списка кандидатов.
Кроме того, в соответствии с ч. 14.1 ст. 35 Федерального Закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в п. 2 ст. 33 Федерального Закона № 67-ФЗ представляет в организующую выборы избирательную комиссию, в том числе, нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, его территориальным органом, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании.
Пунктом 2.1.15 Приложения № 1 к решению Иркутской районной территориальной избирательной комиссии от 16 июня 2022 г. № 85/602, которым утвержден перечень документов, представляемых уполномоченным представителем избирательного объединения в Иркутскую районную территориальную избирательную комиссию для заверения списка кандидатов по одномандатному и или (многомандатным) избирательным округам указано, что помимо иных документов, он представляет нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, его территориальным органом, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, - также решение о его создании (п. 4 ч. 5 ст. 52 Закона области).
Из буквального толкования положений устава КПРФ следует, что документом, подтверждающим создание местного отделения КПРФ, является- решение (постановление) учредительного собрания или конференции членов КПРФ местного отделения.
Уполномоченным представителем избирательного объединения Иркутское районное местное отделение Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» решение (постановление) учредительного собрания или конференции членов КПРФ о создании Иркутского районного местного отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» в избирательную комиссию представлен не был.
Решением Иркутского районного суда Иркутской области от 4 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 15 августа 2022 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Иркутским региональным отделением Политической партии ЛДПР – Либерально-демократическая партия России ставится вопрос об отмене судебных актов, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
Выражают несогласие с выводами судов, что документ - выписка из протокола 11 Пленума Комитета Иркутского областного отделения КПРФ «О создании местных отделений КПРФ в Иркутской области» от 15.05.1993 г., была представлена избирательным объединением в Иркутскую районную территориальную избирательную комиссию 22 июля 2022 года совместно со всем пакетом документов, поскольку данный вывод судов основан на предположении и не подтверждается какими-либо доказательствами, судами не учтено, что первоначально избирательной комиссией были представлены в суд копии документов, поданные избирательным объединением в комиссию для заверения списка кандидатов. Среди прочих документов, была представлена справка на Тананаеву Н.А. о ее членстве и статусе в партии на 1 листе, именно данная справка была третьим листом, отраженным в 12 пункте подтверждения получения документов. Данная справка не указана в других пунктах, и не соотноситься по количеству листов с другими документами указанного подтверждения.
Выписка из протокола II Пленума Комитета Иркутского областного отделения КПРФ «О создании местных отделений КПРФ в Иркутской области» от 15.05.1993 г. была представлена комиссией в суд первой инстанции, только лишь после уточнения исковых требований истцом и при указании об отсутствии данного документа. Однако, приобщая указанный документ, суд не учел, что количество листов, указанных в подтверждения получения документов, с учетом этого документа, не совпадает.
Считают, что суды не могли основывать свои выводы на основании пояснений представителей политической партии КПРФ и представителей Иркутской районной территориальной избирательной комиссии, так как указанные лица являются представителями административных ответчиков. являются заинтересованными лицами в исходе административного дела и не принимали участия в подаче и приемке пакета документов, представляемых для заверения списка кандидатов. Уполномоченный представитель избирательного объединения Новоселов В.Ю., который предоставлял пакет документов в избирательную комиссию и Член рабочей группы Кислицина Е.И., которая принимала документы, в судебном заседании допрошены не были.
Суд, отвергая довод административного истца, о том, что Иркутским районным местным отделением Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» на ряду с иными документами, должно было представить решение (постановление) учредительного собрания или конференции членов КПРФ о создании Иркутского районного местного отделения КПРФ, указал, что это не может служить основанием для отмены решения территориальной избирательной комиссии. Проверка принятых органами политической партии решений о создании своих структурных подразделений (региональных, местных) на предмет соответствия таких решений Уставу политической партии не входит в компетенцию избирательных комиссий при решении вопроса о регистрации кандидатов в депутаты, выдвигающихся политическими избирательными объединениями».
Однако, указанный вывод противоречит позиции Шестого кассационного суда общей юрисдикции по аналогичным обстоятельствам, и содержащейся в кассационном определении от 29 сентября 2020 г. № 88а-20691/2020.
Полагают, что выписка из протокола II Пленума Комитета Иркутского областного отделения КПРФ «О создании местных отделений КПРФ в Иркутской области» от 15.05.1993 г., без решения Учредительного собрания или Конференции членов КПРФ, не является надлежащим документом о создании Иркутского районного местного отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации». Избирательная комиссия не вправе была принимать решение о заверении списка кандидатов по пятимандатному и десятимандатном избирательным округам, выдвинутых Иркутским районным местным отделением Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» при проведении выборов депутатов Думы Ушаковскою муниципального образования пятого созыва в единый день голосования 11 сентября 2022 года».
Определением Иркутского районного суда Иркутской области от 1 августа 2022 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Иркутское районное местное отделение Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», в качестве заинтересованных лиц привлечены Иркутское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», Ермаков Н.Н., Абрамов С.С., Бизимова Е.В., Бизимова Л.П., Голда М.С., Добрынина Н.А., Кащей Н.Е., Тарков Г.А., Тупицина Ю.С., Мальцев А.В.
В судебном заседании представитель истца просил удовлетворить кассационную жалобу. Представители ответчиков и представитель КПРФ просили отказать в удовлетворении кассационной жалобы. Прокурор просил отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
Частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации гарантировано гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти.
Законодательной основой регулирования отношений, в рамках которых реализуется конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).
Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов верховенства права, равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 15, части 1 и 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
Право на свободные выборы и гарантирующая его реализацию обязанность государства проводить с разумной периодичностью свободные выборы путем тайного голосования в условиях, обеспечивающих свободное волеизъявление народа, закреплены в Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 3 Протокола N 1). Международный пакт о гражданских и политических правах также исходит из того, что каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность принимать участие в государственных делах как непосредственно, так и через свободно избранных представителей, голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании (статья 25).
Согласно части 1 статье 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный Закон № 67-ФЗ) избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В многомандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе. В едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов, а при проведении выборов выборного должностного лица - одного кандидата. Кандидат может упоминаться в списке кандидатов по единому избирательному округу только один раз.
Частью 1.1 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по многомандатным избирательным округам списком, в котором определяется, по какому многомандатному избирательному округу выдвигается каждый кандидат. В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по многомандатным избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией.
В соответствии с частью 14.1 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ в случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по многомандатным избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в пункте 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, представляет в организующую выборы избирательную комиссию следующие документы:
а) список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в котором указываются фамилия, имя и отчество каждого включенного в него кандидата, дата и место его рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а также номер и (или) наименование одномандатного (многомандатного) избирательного округа, по которому выдвигается кандидат;
в) решение о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения, в котором указываются его фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий);
г) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, его территориальным органом, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа;
д) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения;
е) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком;
ж) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.
Законом Иркутской области от 11 ноября 2011 года № 116-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области» предусмотрено, что заверение списка кандидатов по многомандатным избирательным округам осуществляется избирательной комиссией, организующей выборы (ст. 32 Закона № 116-ОЗ).
В соответствии с пунктом 14.2 статьи 52 Закона № 116-ОЗ организующая выборы избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов, указанных в п. 14.1 настоящей статьи, обязана принять решение о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован. Основаниями для отказа в заверении списка являются отсутствие документов, предусмотренных подп. «а», «в» - «ж» п. 14.1 настоящей статьи, несоблюдение требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», настоящим Федеральным законом.
Согласно части 6 статьи 52 Закона № 116-ОЗ в списке кандидатов, выдвинутых избирательным объединением по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, в отношении каждого кандидата указываются фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а также номер и (или) наименование одномандатного (многомандатного) избирательного округа, по которому выдвигается кандидат.
Список кандидатов, выдвинутых по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, представляется в избирательную комиссию муниципального образования на бумажном носителе по форме, утверждаемой этой избирательной комиссией. Указанный список должен быть прошит, пронумерован (за исключением списка, составленного на одном листе), заверен подписью лица, уполномоченного на то уставом избирательного объединения или решением уполномоченного органа избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом).
Согласно части 2 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ выдвижение списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ "О политических партиях" (далее Федеральный закон № 95-ФЗ).
В соответствии с пунктами «е», «и» части 2 статьи 21 Федерального закона № 95-ФЗ устав политической партии должен содержать положения о порядке избрания руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений, срок полномочий и компетенцию указанных органов, а также положения о порядке выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах.
Согласно пункту 3.1 Устава политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» в структуру КПРФ входят первичные отделения, местные отделения и региональные отделения, являющиеся структурными подразделениями партии.
В соответствии с пунктом 5.7 Устава политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» постоянно действующим руководящим органом местного отделения КПРФ является Комитет.
Комитет имеет право самостоятельно решать все вопросы, связанные с деятельностью местного отделения КПРФ, не относящиеся к компетенции органов соответствующего регионального отделения, высшего или центральных органов КПРФ, а также Конференций местного отделения КПРФ, и не урегулированные решениями указанных органов (пункт 5.8 Устава).
Пунктом 5.14 Устава политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» установлено, что руководство деятельностью Комитета и его Бюро осуществляется первым секретарем Комитета, который избирается и освобождается от должности Комитетом. Первый Комитет подписывает решения комитета и его Бюро, а также иные документы местного отделения КПРФ.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что постановлением I Пленума Комитета от 27 февраля 2021 года утвержден список местных отделений Иркутского областного отделения КПРФ, не имеющих права юридического лица, но обладающих правом в соответствии с Уставом КПРФ принимать участие в выборах и референдумах, куда включено Иркутское районное местное отделение КПРФ.
22 июля 2022 года от уполномоченного представителя избирательного объединения Иркутского районного местного отделения КПРФ Новоселова В.Ю. Иркутской районной территориальной избирательной комиссией приняты документы, в том числе: список кандидатов, выдвинутых избирательным объединением по одномандатному (многомандатным) избирательным округам, на бумажном носителе; постановление о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения; решение уполномоченного органа политической партии о делегировании лицу полномочий заверить список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам.
Представленный в Иркутскую районную территориальную избирательную комиссию список кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, заверен представителем избирательного объединения «Иркутское районное местное отделение КПРФ» Тананаевой Н.А.
Из справки первого секретаря Комитета Иркутского областного отделения КПРФ Левченко С.Г. от 15 июля 2022 года № АВС-26/2 следует, что Тананаева Н.А. является членом политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», первым секретарем Комитета Иркутского районного местного отделения КПРФ.
Постановлением первого секретаря Иркутского районного местного отделения КПРФ Тананаевой Н.А. от 19 июля 2022 года полномочия по заверению списков кандидатов по многомандатным и одномандатным избирательным округам делегированы Тананаевой Н.А.
В ходе судебного заседания по ходатайству представителя административного ответчика Кузнецовой Л.А. приобщена в материалы дела выписка из протокола II Пленума Комитета Иркутского областного отделения КПРФ «О создании местных отделений КПРФ в Иркутской области» от 15 мая 1993 года. Представитель ответчика Кузнецова Л.А. в судебном заседании пояснила, что указанная выписка была представлена политической партией вместе со всем пакетом документов. Указанный факт подтверждается подтверждением в получении документов, составленной ИРТИК и представленным в материалы дела (п. 12).
Предоставление указанной выписки из протокола II Пленума Комитета Иркутского областного отделения КПРФ «О создании местных отделений КПРФ в Иркутской области» подтвердил в судебном заседании представитель избирательного объединения Иркутского районного местного отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» Тананаева Н.А.
Исследовав и оценив в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные доказательства, правильно применив нормы права, установив, что в Иркутскую районную территориальную избирательную комиссию представлены: постановление Пленума Комитета Иркутского областного отделения КПРФ от 27 февраля 2021 года, которым утвержден список местных отделений Иркутского областного отделения КПРФ, не имеющих права юридического лица, но обладающих правом в соответствии с Уставом КПРФ принимать участие в выборах и референдумах, куда включено Иркутское районное местное отделение КПРФ; выписка из протокола II Пленума Комитета Иркутского областного отделения КПРФ «О создании местных отделений КПРФ в Иркутской области» от 15 мая 1993 года, свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации Иркутское областное отделение Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» от 14 ноября 2002 года суды пришли к правильному выводу, что оснований для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным оспариваемого решения Иркутской районной территориальной избирательной комиссии о заверении списка кандидатов по пятимандатному и десятимандатному избирательным округам, выдвинутых Иркутским районным местным отделением Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» при проведении выборов депутатов Думы Ушаковского муниципального образования пятого созыва в единый день голосовая 11 сентября 2022 года не имеется, в Иркутскую районную территориальную избирательную комиссию уполномоченным представителем представлены документы, подтверждающие, что Иркутское районное местное отделение Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» является структурным подразделением КПРФ и создано решением уполномоченного органа в соответствии с уставом КПРФ.
Апелляционной инстанцией установлено, что согласно представленному в материалах дела подтверждению получения документов для заверения списка кандидатов по десятимандатному и пятимандатному избирательному округу на выборах депутатов Думы Ушаковского муниципального образования пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением, составленному 22 июля 2022 г. Иркутской районной территориальной избирательной комиссией, в числе прочих документов передано постановление «Об утверждении списка местных отделений Иркутского областного отделения КПРФ, не имеющих прав юридического лица, но обладающих правом в соответствии с Уставом КПРФ принимать участие в выборах и референдумах» (на 3 л. в 1 экз.), в материалы дела приобщена также выписка из протокола II Пленума Комитета Иркутского областного отделения КПРФ «О создании местных отделений КПРФ в Иркутской области» от 15 мая 1993 г., анализ и количество листов, представленных в избирательную комиссию документов, подтверждающих создание Иркутского районного местного отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» свидетельствует, что в качестве таких документов в п. 12 подтверждения поименовано и представлено постановление «Об утверждении списка местных отделений Иркутского областного отделения КПРФ, не имеющих прав юридического лица, но обладающих правом в соответствии с Уставом КПРФ принимать участие в выборах и референдумах» на 3 листах, постановление от 27 февраля 2021 г. содержится на 1 листе, приложение к постановлению от 27 февраля 2021 г. (список местных отделений) - на 1 листе, выписка из протокола II Пленума Комитета Иркутского областного отделения КПРФ «О создании местных отделений КПРФ в Иркутской области» от 15 мая 1993 г.- на 1 листе.
Судом апелляционной инстанции обоснованно отклонены доводы административного истца о том, что выписка из протокола II Пленума Комитета Иркутского областного отделения КПРФ «О создании местных отделений КПРФ в Иркутской области» от 15 мая 1993 г. без решения Учредительного собрания или Конференции членов КПРФ, не является надлежащим документом о создании Иркутского районного местного отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» как основанные на неверном толковании норм избирательного права и правомерно сделан вывод о том, указанные доводы не могут служить основанием для отмены решения территориальной избирательной комиссии, поскольку проверка принятых органами политической партии решений о создании своих структурных подразделений (региональных, местных) на предмет соответствия таких решений Уставу политической партии не входит в компетенцию избирательных комиссий при решении вопроса о регистрации кандидатов в депутаты, выдвигающихся политическими избирательными объединениями.
Кассационный суд не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не опровергают правильности их выводов.
Ссылка кассатора на судебную практику подлежит отклонению, поскольку настоящее дело имеет иные фактические обстоятельства. Позиция кассатора о том, что суды необоснованно руководствовались пояснениями сторон, подлежит отклонению, поскольку в соответствии со статьей 59 КАС РФ в качестве доказательств по административному делу допускаются объяснения лиц, участвующих в деле и как следует из материалов дела основанием для отказа в удовлетворении иска послужила установленная помимо пояснений сторон, совокупность доказательств по делу. Вопреки позиции кассатора, всем доводам истца судами была дана надлежащая правовая оценка.
Приведенные в кассационной жалобе доводы аналогичны доводам, приведенным в административном исковом заявлении, в обоснование заявленных требований и в апелляционной жалобе, являлись предметом судебной оценки, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и материалам дела. Фактически доводы кассационной жалобы направлены на иную оценку установленных судами обстоятельств и представленных доказательств, носят субъективный характер и не могут являться основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
о п р е д е л и л а:
решение Иркутского районного суда Иркутской области от 4 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 15 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 30 августа 2022 года.
Председательствующий
Судьи