НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.02.2024 № 88А-4966/2024

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 88А-4966/2024

г. Кемерово 21 февраля 2024 г.

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Пушкаревой Н.В.,

судей Евтифеевой О.Э., Лукьяновой Т.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи кассационную жалобу акционерного общества «Русско-китайская инвестиционная компания по развитию торгово-промышленного сотрудничества в Томской области», поданную через суд первой инстанции 22 января 2024 г., на решение Асиновского городского суда Томской области от 22 июня 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 18 октября 2023 г.

по административному делу № 2а-235/2023 по административному исковому заявлению акционерного общества «Русско-китайская инвестиционная компания по развитию торгово-промышленного сотрудничества в Томской области» к администрации Асиновского городского поселения Томской области о признании недействующим постановления № 620/22 от 28 октября 2022 г. «Об утверждении нормативов состава сточных вод, сбрасываемых абонентами МУП АГП «Асиновский водоканал» в централизованную систему водоотведения г. Асино».

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В., объяснения Новикова С.Н., представляющего интересы акционерного общества «Русско-китайская инвестиционная компания по развитию торгово-промышленного сотрудничества в Томской области», поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения Сивириновой Ю.О., представляющей интересы администрации Асиновского городского поселения Томской области, Цедрик Ж.С., представляющей интересы МУП АГП «Асиновский водоканал», заключение прокурора пятого отдела (апелляционно - кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О., Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,

установила:

акционерное общество «Русско-китайская инвестиционная компания по развитию торгово-промышленного сотрудничества в Томской области» (далее – АО «Рускитинвест») обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления № 620/22 от 28 октября 2022 г. «Об утверждении нормативов состава сточных вод, сбрасываемых абонентами МУП АГП «Асиновский водоканал» в централизованную систему водоотведения г. Асино».

Требования мотивированы тем, что оспариваемым постановлением утверждены нормативы состава сточных вод, сбрасываемых абонентами МУП АГП «Асиновский водоканал» в централизованную систему водоотведения г. Асино. Постановление опубликовано в официальном издании «Образ жизни. Регион» и размещено на официальном сайте муниципального образования «Асиновское городское поселение» www.gorodasino.ru. Постановление основано на расчете нормативов состава сточных вод для абонентов централизованной системы водоотведения Асиновского городского поселения, утвержденных 17 июня 2022 г. директором МУП АГП «Асиновский водоканал» и противоречит Правилам холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 644. Расчет нормативов состава сточных вод основан на результатах отбора проб, которые представителями аккредитованной лаборатории не производились, что противоречит положению пункта 9 и пункта 23 постановления Правительства Российской Федерации № 728 от 22 мая 2020 г. «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». Оспариваемое постановление нарушает права АО «Рускитинвест», так как на его основании МУП АГП «Асиновский водоканал» административному истцу выставлен счет об оплате за ноябрь 2022 г. 14 420 192,91 руб., за декабрь 2022 г. 11 727 250,18 руб.

Решением Асиновского городского суда Томской области от 22 июня 2023 г. административное исковое заявление удовлетворено; признано недействующим с момента вступления в законную силу решения суда постановление администрации Асиновского городского поселения Томской области № 620/22 от 28 октября 2022 г. «Об утверждении нормативов состава сточных вод, сбрасываемых абонентами МУП АГП «Асиновский водоканал» в централизованную систему водоотведения г. Асино»; на администрацию Асиновского городского поселения Томской области возложена обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный недействующим; постановлено, что сообщение о принятом решении подлежит опубликованию администрацией Асиновского городского поселения Томской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в средствах массовой информации путём размещения в газете «Образ жизни. Регион», на официальном сайте муниципального образования «Асиновское городское поселение» http://www.gorodasino.ru, а также путем размещения в информационном сборнике в библиотечно-эстетическом центре, расположенном по адресу: <адрес>

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 18 октября 2023 г. решение Асиновского городского суда Томской области от 22 июня 2023 г. отменено, принято по делу новое решение, которым требования акционерного общества «Русско-китайская инвестиционная компания по развитию торгово-промышленного сотрудничества в Томской области» к администрации Асиновского городского поселения Томской области о признании недействующим постановления № 620/22 от 28 октября 2022 г. «Об утверждении нормативов состава сточных вод, сбрасываемых абонентами МУП АГП «Асиновский водоканал» в централизованную систему водоотведения г. Асино» оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе заявитель просит отменить апелляционное определение, решение суда изменить, установив иную дату признания не действующим оспариваемого постановления.

Относительно доводов кассационной жалобы администрацией Асиновского городского поселения Томской области, Муниципальным унитарным предприятием Асиновского городского поселения «Асиновский водоканал» принесены возражения, Верхне-Обским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов представлены пояснения.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Производство в суде кассационной инстанции, порядок осуществления которого регламентируется нормами главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предназначено для проверки законности и обоснованности вступивших в законную силу судебных актов, в отношении которых исчерпаны иные установленные Кодексом способы обжалования судебного акта до дня вступления его в законную силу (статья 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы данное решение суда отменено судом апелляционной инстанции, то есть в законную силу не вступило.

Отсутствие предмета обжалования при отмене решения суда первой инстанции вышестоящим судом исключает рассмотрение поданной на такое решение суда кассационной жалобы, ввиду чего кассационная жалоба акционерного общества «Русско-китайская инвестиционная компания по развитию торгово-промышленного сотрудничества в Томской области» в части обжалования решения Асиновского городского суда Томской области от 22 июня 2023 г., не может быть рассмотрена судом кассационной инстанции.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.

Судами установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением администрации Асиновского городского поселения от 28 октября 2022 г. № 620/22 «Об утверждении нормативов состава сточных вод, сбрасываемых абонентами МУП АГП «Асиновский водоканал» в централизованную систему водоотведения г. Асино» установлены нормативы водоотведения состава сточных вод для объектов абонентов МУП АГП «Асиновский водоканал».

Видами деятельности МУП АГП «Асиновский водоканал» являются: предоставление услуг водоснабжения и водоотведения гражданам и юридическим лицам путем забора, очистки и распределения воды; сбора и обработки сточных вод. В ведении МУП АГП «Асиновский водоканал» находятся несколько очистных сооружений, обслуживающих различные населенные пункты. Прием сточных вод от абонентов и последующий сброс в озеро Кривое осуществляется с очистных сооружений МУП АГП «Асиновский водоканал», расположенных на территории г. Асино.

Право пользования водным объектом озеро Кривое с целью сброса сточных вод предоставлено МУП АГП «Асиновский водоканал» решением Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, зарегистрированы в государственном водном реестре 3 сентября 2019 г. сроком водопользования по 1 сентября 2024 г.

Из схемы водоснабжения и водоотведения Асиновского городского поселения Асиновского района Томской области, утвержденной постановлением администрации Асиновского городского поселения от 3 марта 2015 г. , следует, что система водоотведения г. Асино является централизованной системой.

Согласно свидетельству об актуализации учетных сведений очистные сооружения <адрес> относятся к объектам II категории негативного воздействия на окружающую среду.

<данные изъяты> по заказу МУП АГП «Асиновский водоканал» изготовлен расчет нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, поступающих в озеро Кривое со сточными водами, от 14 февраля 2021 г. Расчет нормативов произведен в соответствии с методикой, утвержденной приказом Минприроды России от 29 декабря 2020 г. . Определена допустимая концентрация НДС по загрязняющим веществам и их концентрации.

10 марта 2021 г. МУП АГП «Асиновский водоканал» утверждены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, поступающих в озеро Кривое со сточными водами.

17 марта 2021 г. МУП АГП «Асиновский водоканал» направило в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области декларацию о воздействии на окружающую среду от 16 марта 2021 г.

20 июня 2022 г. в целях установления нормативов сточных вод в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 г. № 728 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», в соответствии с требованиями пункта 172 Правил № 644, МУП АГП «Асиновский водоканал» предоставило в администрацию Асиновского городского поселения рассчитанные значения нормативов состава сточных вод для абонентов централизованной системы водоотведения Асиновского городского поселения, рассчитанные нормативы допустимого сброса веществ и микроорганизмов в озеро Кривое, расчет значений нормативов состава сточных вод абонентов, в целях их установления.

Между МУП АГП «Асиновский водоканал» и абонентом АО «Рускитинвест» 7 июня 2019 г. заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения.

18 ноября 2021 г. АО «Рускитинвест» в соответствии с разделом VIII «Порядок подачи абонентами декларации» Правил № 644 подана МУП АГП «Асиновский водоканал» подана декларация о составе и свойствах сточных вод на 2022 г.

Письмом от 7 ноября 2022 г. МУП АГП «Асиновский водоканал» уведомил АО «Рускитинвест» об утверждении нормативов состава сточных вод и о необходимости внесения изменений в части перечня загрязняющих веществ с последующей подачей измененной декларации в течение 3-х месяцев.

После получения документов от организации, осуществляющей водоотведение, администрацией Асиновского городского поселения 28 октября 2022 г. принято постановление № 620/22 «Об утверждении нормативов состава сточных вод, сбрасываемых абонентами МУП АГП «Асиновский водоканал» в централизованную систему водоотведения г. Асино», установлены нормативы водоотведения состава сточных вод для объектов абонентов МУП АГП «Асиновский водоканал».

6 декабря 2022 г. АО «Рускитинвест» подана МУП АГП «Асиновский водоканал» декларация о составе и свойствах сточных вод на 2023 г.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление № 620/22 от 28 октября 2022 г. принято административным ответчиком в пределах предоставленных ему полномочий, однако с нарушением процедуры его принятия и не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. При этом, суд пришел к выводу, что нарушены положения пунктов 172, 173, 175 Правил холодного водоснабжения и водоотведения от 29 июля 2013 г. № 644, а именно не соблюдены сроки расчета нормативов состава сточных вод; нормативы допустимых сбросов (НДС) загрязняющих веществ, поступающих в озеро Кривое, выполнены с нарушением действующего законодательства; акты и протоколы проб «Сточные воды, поступающие на очистные сооружения г. Асино», акты и протоколы «Сброс с очистных сооружений г. Асино в озеро Кривое» не соответствуют требованиям пункта 6.3 ГОСТ 31816-2021 «Вода. Общие требования к отбору воды»; программа экологического контроля МУП АГП «Асиновский водоканал» не является единым документом с приложениями с № 1 по № 12; оценка регулирующего воздействия в соответствии с положениями Закона Томской области от 17 ноября 2014 г. № 156-ОЗ «Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе муниципальных нормативных правовых актов в Томской области» не представлена.

Судебная коллегия не согласилась с выводами суда первой инстанции. Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении требований, судебная коллегия, исследовав и оценив в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями частей 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», частей 2, 3 статьи 22, пункта 1 статьи 30.3, части 1 статьи 31.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 8.1 части 11 статьи 7, статьи 30.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пунктов 2, 170, 171, 172, 173, 175, 180, 181, раздела XIII Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 644, Приложения № 6 к данным Правилам, пунктов 1, 9 Правил отнесения централизованных систем водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. № 691, пунктов 9, 23 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 г. №728 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», пункта 13 Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Минприроды России от 29 декабря 2020 г. № 1118, ГОСТ 31861-2012. Межгосударственный стандарт. Вода. Общие требования к отбору проб, введённого в действие Приказом Росстандарта от 29 ноября 2012 г. № 1513-ст, ГОСТ Р 59024-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Вода. Общие требования к отбору проб, утвержденного Приказом Росстандарта от 10 сентября 2020 г. № 640-ст и действующего с 1 января 2023 г., письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 9 октября 2017 г. №36109-АЧ/04, пункта 4 статьи 9, пункта 14 статьи 72, пункта 1 статьи 79 Устава муниципального образования «Асиновское городское поселение», принятого решением Совета Асиновского городского поселения 16 августа 2007 г. № 101, указала на ошибочность выводов судов о нарушении административным ответчиком положений пунктов 172, 173, 175 Правил холодного водоснабжения и водоотведения в части сроков расчета нормативов состава сточных вод, поскольку законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения не предусмотрена ответственность за несоблюдение сроков, предусмотренных пунктами 172 и 173 Правил № 644, некоторая задержка может быть обусловлена, кроме того пункт 175 Правил холодного водоснабжения и водоотведения предусматривает принятие нормативов состава сточных вод в случаях бездействия организации, осуществляющей водоотведение. В части установления судом нарушений в отношении расчетов нормативов допустимых сбросов (НДС) загрязняющих веществ, поступающих в озеро Кривое, судебная коллегия не согласилась с выводами суда, указав, что декларация, содержащая такие расчеты НДС, признается действующей до момента расчета новых НДС в соответствии с указанными обстоятельствами и предоставления Декларации, приложением к которой являются расчеты новых НДС в пределах сроков, на которые предоставлена Декларация, но не более 6 месяцев.

Суд апелляционной инстанции признал ошибочными выводы суда о признании актов и протоколов проб не соответствующим требованиям пункта 6.3 ГОСТ 31816-2021 «Вода. Общие требования к отбору воды», указав, что с учетом положений Правил № 644, а также Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 г. № 728, отбор проб сточных вод и их транспортировка могут осуществляться как представителями организации, осуществляющей водоотведение, так и представителями аккредитованной лаборатории, а анализ отобранных проб сточных вод может осуществляться только в аккредитованной лаборатории (в том числе являющейся подразделением организации, осуществляющей водоотведение). Судебная коллегия пришла к выводу, что пробы отобраны надлежащим лицом, действующее законодательство запрета на привлечение для отбора проб в рассматриваемом случае сотрудников иных организаций не содержит. Временной период отбора проб, определённый законом, соблюден.

Кроме этого, судебная коллегия пришла к выводу, что оснований для применения положений Закона Томской области от 17 ноября 2014 г. № 156-ОЗ «Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе муниципальных нормативных правовых актов в Томской области» нет, поскольку оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и местных бюджетов (статья 2), однако в данном случае оспариваемый нормативный правовой акт такие положения не включает.

Кассационный суд не находит оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции. В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы. В силу положений статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судебной коллегией, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.

В силу указанного доводы кассационной жалобы о нарушении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, выразившегося в не соблюдении порядка отбора проб для анализа сточных вод, в том числе недостаточности временного периода, составившего менее 12 месяцев, отсутствии компетенции у исполнителя, недостоверности уставленных нормативов, а также другие, повторяющие доводы, которыми была обоснована позиция административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, и являвшиеся предметом оценки суда апелляционной инстанций не могут быть приняты во внимание, как направленные на переоценку исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств. Иное толкование заявителем жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора и представленных доказательств, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права. Ссылку на обстоятельства, которые бы ранее не приводились при рассмотрении настоящего дела и установление которых могло бы повлиять на результат административного иска, кассационная жалоба не содержит.

Вопреки утверждению заявителя относительно возникших правоотношений судом апелляционной инстанции, с учетом разрешения заявленного требования в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормы материального права применены верно, выводы суда о соответствии оспариваемого постановления нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу мотивированы и по существу в кассационной жалобе не опровергнуты.

Оснований для отмены апелляционного определения по доводам, изложенным в кассационной жалобе, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 18 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 4 марта 2024 г.

Председательствующий

Судьи