НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.01.2021 № 88А-1292/2021

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

№ 88А-1292/2021

город Кемерово 21 января 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Евтифеевой О.Э.,

судей Зиновьевой К.В., Пушкаревой Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кормышева Евгения Васильевича, поданную 13 ноября 2020 года, на решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 28 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 6 августа 2020 года

по административному делу № 2а-2396/2020 по административному исковому заявлению Кормышева Евгения Васильевича о признании незаконным решения Филиала № 11 Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ГУ – КРОФСС РФ) от 24 декабря 2019 года № 9862 о привлечении к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 26.28 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеевой О.Э.,

у с т а н о в и л а:

Кормышев Е.В. обратился в Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Филиала № 11 Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 24 декабря 2019 года № 9862 о привлечении к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 26.28 Федерального закона от 24 июля 1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

В обоснование требований ссылался на то, что в ноябре 2019 года представитель административного истца обратился к административному ответчику с целью представления сведений по форме 4-фсс (квартальный отчёт) за три предшествующих месяца (август, сентябрь, октябрь). Сотрудники ГУ - КРОФСС РС дали разъяснения положений статьи 6 Федерального закона от 24 июля 1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», которая устанавливает обязанность работодателя встать на регистрационный учёт в течение 30 дней после принятия на работу первого работника. Для устранения нарушения законодательства 22 ноября 2019 года административным истцом в адрес ГУ - КРОФСС РФ представлено заявление о регистрации в качестве страхователя - физического лица с необходимым пакетом документов и объяснениями с указанием причин допущенного нарушения законодательства и перечислением имеющихся смягчающих ответственность обстоятельств, которые могут повлиять на назначение штрафных санкций. 24 декабря 2019 года по результатам камеральной проверки от 26 ноября 2019 года вынесено решение, которым Кормышев Е.В. привлечен к ответственности как страхователь по пункту 2 статьи 26.28 Федерального закона от 24 июля 1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» за не предоставление заявления о регистрации страхователя - физического лица, заключившего трудовой договор с работником, в течение 30 дней, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Полагает что при рассмотрении материалов проверки и определения размера, подлежащей взысканию с адвокатского образования суммы штрафа, не были учтены возражения на акт камеральной проверки, а также не исследовался вопрос о наличии обстоятельств, смягчающих ответственность административного истца. Постановлением мирового судьи судебного участка № 7 Центрального судебного района г. Новокузнецка Кемеровской области от 27 февраля 2020 года Кормышев Е.В., как должностное лицо, привлечен к ответственности за административное правонарушение, предусмотренное статьей 15.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 500 руб. Привлечение к ответственности за одно и тоже деяние, одного и того же лица является незаконным и противоречит положениями статьи 50 Конституции Российской Федерации.

Решением Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 28 мая 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 6 августа 2020 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Кормышевым Е.В. ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения либо направлении дела на новое рассмотрение.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких нарушений при рассмотрении дела судами допущено не было.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24 июля 1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) страхователь - юридическое лицо любой организационно-правовой формы либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона № 125-ФЗ.

Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона N 125-ФЗ определено, что обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем.

Согласно пункту 2 статьи 17 Федерального закона N 125-ФЗ страхователь обязан своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для регистрации в качестве страхователя.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 6 Федерального закона N 125-ФЗ, регистрация страхователей - физических лиц, заключивших трудовой договор с работником, по месту жительства страхователя на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 30 календарных дней со дня заключения трудового договора с первым из принимаемых работников.

В соответствии с пунктом 2 статьи 26.28 Федерального закона N 125-ФЗ нарушение установленного статьей 6 настоящего Федерального закона срока регистрации в качестве страхователя у страховщика более чем на 90 календарных дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

В силу статей 1, 3, 6, 22 Федерального закона N 125-ФЗ налогоплательщики, производящие выплаты в пользу физических лиц по трудовому, гражданско-правовому договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обязаны уплачивать страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

К числу обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, установленных статьей 26.26 Федерального закона N 125-ФЗ относятся: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения; иные обстоятельства, которые судом или территориальным органом страховщика, рассматривающими дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Судами установлено и подтверждается материалами дела, что адвокатский кабинет «Адвокат Кормышев Е.В.» 22 июля 2019 года заключил трудовой договор с первым из нанимаемых работников ФИО8 Заявление о регистрации в качестве страхователя направлено в ГУ -КРОФСС (филиал № 11) представителем адвоката Кормышева Е.В. по доверенности 22 ноября 2019 года, что свидетельствует о нарушении страхователем Кормышевым Е.В. установленного срока регистрации на 94 дня.

22 ноября 2019 года в ГУ - КРОФСС были представлены письменные возражения о привлечении адвоката к ответственности за нарушение законодательства с просьбой учесть смягчающие обстоятельства, в числе которых указаны: инициатива со стороны адвоката, чем не допущено расходов Фонда на выявление нарушений подачи отчетности; неосведомленность о необходимости предоставления отчетов; нарушение правил подачи отчетности произошло впервые; страховые выплаты на обязательное страхование ФИО9 осуществлялись в полном объеме; несоразмерность ответственности допущенному нарушению. В виду своей неосведомленности и отсутствия профильного бухгалтерского образования ФИО10 не подготавливал отчетной документации в ФСС России, и не считает свои права нарушенными в виду не оформления адвокатским образованием соответствующей отчетной документации в ФСС России.

Возражения страхователя не были признаны ГУ - КРОФСС смягчающими, так как не поименованы в статье 26.26 Федерального закона № 125-ФЗ.

По результатам проведенной камеральной проверки составлен акт от 26 ноября 2019 года № 9862, филиалом № 11 Государственного учреждения – Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации вынесено решение № 9862 от 24 декабря 2019 года о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, предусмотренной пунктом 2 статьи 26.28 Федерального закона N 125-ФЗ за нарушение установленного статьей 6 настоящего федерального закона срока регистрации в качестве страхователя у страховщика более чем на 90 календарных дней в виде штрафа в размере 10 000 руб.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела установлено, что постановлением мирового судьи судебного участка № 7 Центрального судебного района г. Новокузнецка Кемеровской области от 27 февраля 2020 года должностное лицо Кормышев Е.В. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 15.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному штрафу в размере 500 руб.

Руководствуясь указанными нормами права, оценивая доводы административного истца и представленные доказательства, суды пришли к обоснованному выводу, что оснований для признания незаконным решения филиала № 11 ГУ – КРОФСС РФ от 24 декабря 2019 года № 9862 о привлечении к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 26.28 Федерального закона N 125-ФЗ адвоката Кормышева Е.В. не имеется, поскольку решение о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний вынесено 24 декабря 2019 года и вступило в законную силу 16 января 2020 года. Протокол об административном правонарушении от 28 января 2020 года составлен после вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Постановление мирового судьи судебного участка № 7 Центрального судебного района г. Новокузнецка Кемеровской области о признании должностного лица Кормышева Е.В. виновным в совершении правонарушения по статье 15.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено 27 февраля 2020 года. Адвокат, учредивший адвокатский кабинет, обязан уплачивать страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в отношении стажера, поскольку стажер принят на работу на условиях трудового договора, заключенного с адвокатским кабинетом, который является по отношению к данному лицу работодателем. Факт совершения Кормышевым Е.В. правонарушения материалами дела подтверждён, Кормышев Е.В. правомерно привлечён к ответственности по пункту 2 статьи 26.28 Федерального закона Федерального закона N 125-ФЗ, доказательств наличия объективных препятствий для своевременной регистрации в территориальном органе Фонда Кормышевым Е.В. не представлено. Оспариваемое решение принято должностным лицом в пределах полномочий, процедура проведения проверки и принятия решений ГУ -КРОФСС не нарушена, обстоятельств, исключающих вину лица в совершении правонарушения в силу статьи 26.25 Федерального закона N 125-ФЗ, как и обстоятельств, смягчающих ответственность в силу статьи 26.26 Федерального закона N 125-ФЗ, не установлено.

Выводы судов соответствует требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, материалам дела и фактическим обстоятельствам.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решения, действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. Такая совокупность условий по административному делу судами не установлена.

Оспариваемое решение Филиала № 11 ГУ – КРОФСС РФ о привлечении к ответственности требованиям закона не противоречит, доказательств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, требующих судебной защиты, по административному делу не представлено.

Вопреки доводам кассационной жалобы, административным ответчиком при принятии оспариваемого решения о привлечении к ответственности и судами, при оценке законности указанного решения, обстоятельствам, указанным административным истцом в качестве смягчающих, была дана правовая оценка, оснований считать которую неправильной не имеется.

Не могут являться основанием для отмены судебных актов доводы о несоразмерности установленного штрафа при привлечении к ответственности, поскольку размер штрафа определен в пределах, установленных законом.

Доводы заявителя о незаконности оспариваемого решения вследствие повторного привлечения к ответственности за совершение правонарушения не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, поскольку как правильно указано судами при рассмотрении требований, на момент принятия решения о привлечении к ответственности по основанию, предусмотренному статьей 26.28 Федерального закона N 125-ФЗ Кормышев Е.В. не был привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Судебные акты исходя из фактических обстоятельств дела не вступают в противоречие в правовой позицией, изложенный в Постановлении Конституционного Суда РФ от 4 февраля 2019 N 8-П "По делу о проверке конституционности статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки У.М. Эркеновой".

С учетом требований статей 38, 41, 221 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, состав лиц, подлежащих привлечению к участию в деле судами определен правильно, доводы о необоснованном привлечении в участию в деле ГУ – КФРОФСС РФ не свидетельствуют о нарушении судами норм процессуального права, основаны на их неправильном толковании заявителем.

В соответствии с пунктом 24 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" региональные отделения Фонда образуются в субъектах Российской Федерации.

Региональные и центральные отраслевые отделения Фонда и их филиалы согласно пункту 25 указанного Положения осуществляют: регистрацию страхователей и выдают удостоверения о регистрации, организуют банки данных по всем категориям страхователей; финансовую деятельность по обеспечению социального страхования в регионе или отрасли; устанавливают для страхователей в соответствии с инструкцией нормативы расходов, необходимые для обеспечения государственных гарантий по социальному страхованию работников; обеспечивают полноту и своевременность уплаты страхователями взносов на социальное страхование, исполнение доходных и расходных частей бюджетов органов Фонда; производят расчеты со страхователями, другими органами Фонда и прочими организациями; осуществляют контроль за расходованием средств страхователями; в случаях, установленных инструкцией, принимают решения о непринятии к зачету расходов по социальному страхованию и списании средств в бесспорном порядке.

Согласно пункту 3 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации, а также филиалы отделений, создаваемые региональными отделениями Фонда входят в исполнительные органы Фонда.

В соответствии с пунктом 2 статьи 26.15 Федерального закона N 125-ФЗ камеральная проверка проводится должностными лицами страховщика в соответствии с их должностными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя территориального органа страховщика.

Согласно Положению о Государственном учреждении – Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденного Приказом ФСС России от 22 мая 2002 года № 90, отделение Фонда выполняет возложенные на него функции непосредственно и через создаваемые филиалы.

В силу положений статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции. С учетом изложенного, судебная коллегия кассационного суда полагает, что оснований для удовлетворения ходатайства заявителя об истребовании доказательств не имеется.

С учетом указанных выше актов, регулирующих деятельность ФСС России и его должностных лиц, правильными являются выводы судов о том, что решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний принято уполномоченным должностным лицом. Доводы кассационной жалобы о том, что правовой статус филиала не был установлен судом, а равно доводы о нарушении судом норм процессуального права в связи с отказом в истребовании доказательств, не свидетельствуют о незаконности судебных актов, нарушений судами норм материального или процессуального права не подтверждают.

Указание в решении суда на порядок регистрации страхователей в пенсионных органах не может являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не повлекло неправильные выводы суда.

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены судебных актов в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

о п р е д е л и л а:

решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 28 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 6 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 4 февраля 2021 года.

Председательствующий

Судьи