НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18.10.2023 № 88А-21019/2023

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 88А-21019/2023

г. Кемерово 18 октября 2023 года

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Конаревой И.А.

судей Никулиной И.А., Черемисина Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Губановой Татьяны Васильевны, поданную 25 августа 2023 года, на решение Лесосибирского городского суда Красноярского края от 28 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 6 июня 2023 года

по административному делу № 2а-127/2023 по административному исковому заявлению Губановой Татьяны Васильевны к Администрации города Лесосибирска Красноярского края об оспаривании постановления от 25.12.2020г. №1350 об установлении платы за содержание жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конаревой И.А., заключение прокурора Волковой А.Г., полагавшей судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Губанова Татьяна Васильевна обратилась в суд с административным иском к Администрации города Лесосибирска Красноярского края об оспаривании постановления от 25.12.2020 № 1350 «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения для собственников помещений в многоквартирных домах, которые на общем собрании собственников помещений не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения» в части включения в Приложение №1 многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> обязании исключить дом из Приложения №1, ссылаясь на незаконность оспариваемого постановления в данной части в связи с тем, что собственники помещений указанного многоквартирного жилого дома решением общего собрания, проведенного в период с 15 ноября 2020 года по 31 января 2021 года, оформленного протоколом от 1 февраля 2021 года, приняли решение об определении размера платы за содержание общего имущества многоквартирного дома с 1 июля 2021 года в размере 20 рублей 20 копеек за 1 кв.м, жилого помещения. Информация о проведении собрания доведена до управляющей компании - ООО УК «Ваш партнер+», а также Администрации г. Лесосибирска Красноярского края.

Решением Лесосибирского городского суда Красноярского края от 28 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 6 июня 2023 года, заявленные требования оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе Губанова Т.В. ставит вопрос об отмене решения Лесосибирского городского суда Красноярского края от 28 марта 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 6 июня 2023 года с принятием нового решения, со ссылкой на нарушения норм материального и процессуального права.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В силу положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его отдельных положений имеющим большую юридическую силу нормативным правовым актам возлагается на орган, принявший такой акт (часть 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался положениями статьей 154, 156, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, установив принятие оспариваемого муниципального правового акта уполномоченным органом, в соответствии с его компетенцией, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре принятия, пришел к заключению о его соответствии требованиям жилищного законодательства.

При этом суд первой инстанции исходил из того, что на общем собрании собственников многоквартирного дома не принималось решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения за период после 1 июля 2020 до принятия постановления от 25 декабря 2020 года №1350, в связи с чем такой размер правомерно установлен Администрацией г.Лесосибирска Красноярского края.

Выводы судов согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные отношения.

Отношения в сфере внесения платы за жилое помещение регулируются жилищным законодательством, согласно которому органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 11 части 1 статьи 4, часть 7 статьи 5 названного Кодекса).

При этом муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (пункт 2 части 1 статьи 154, часть 1 статьи 156 ЖК РФ).

Правительство Российской Федерации во исполнение положений статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением от 13 августа 2006 года № 491 утвердило Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - Правила), регулирующие отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с Правилами расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме предоставления коммунальных услуг, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (пункт 29).

При определении размера платы за содержание жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений. При этом предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома (пункт 31).

Размеры платы за содержание жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ (пункт 35).

В случае если собственники помещений на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, органы местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (пункт 36).

Согласно статье 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1). Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Постановления Правительство Российской Федерации от 29 августа 2005 года № 541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг» федеральный стандарт уровня платежей граждан составляет 100% экономически обоснованных затрат на содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.

В силу части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации в том случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

Судами установлено и подтверждается материалами дела, что постановление Администрации г. Лесосибирска Красноярского края от 25 декабря 2020 года №1350 принято на основании экономического обоснования размера платы за содержание и управление общим имуществом в многоквартирном доме, выполненным филиалом Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика Решетнева М.Ф. от 30 июня 2020 года, в котором рассчитана экономическая обоснованность размера платы за содержание жилого помещения (далее - экономическое обоснование от 30 июня 2020 года).

Согласно экономическому обоснованию от 30 июня 2020 года расчет платы произведен в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, Рекомендациями по нормированию труда работников, занятых содержанием и ремонтом жилищного фонда, утвержденными Приказом Госстроя Российской Федерации от 9 декабря 1999 года № 139, Рекомендациями по нормированию материальных ресурсов на содержание и ремонт жилищного фонда, утвержденными Приказом Госстроя Российской Федерации от 22 августа 2000 года № 191, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда МДК 2-03.2003, утвержденными Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170. Сам расчет экономически обоснованного размера тарифа произведен на основании технико-экономических сведений о многоквартирных домах г. Лесосибирска Красноярского края.

Управление спорным многоквартирным домом по адресу: <адрес> осуществляется ООО УК «Ваш партнер+» на основании договора управления многоквартирным домом от 19 марта 2008 года. В соответствии с пунктом договора тариф платы за управление, содержание и ремонт помещений утверждается общим собранием собственников помещений.

В силу дополнительного соглашения от 30 мая 2013 года к договору от 19 марта 2008 года подпункт договора изложен в следующей редакции: «Если собственниками помещений на общем собрании не установлены тарифы на оплату жилья, то цена договора управления определяется, исходя из тарифов на оплату жилья, утверждаемых Администрацией города Лесосибирска».

Учитывая, что в силу вышеуказанных норм права, размер платы за содержание жилого помещения должен быть экономически обоснованным, обеспечивающим покрытие (возмещение) затрат управляющей организации на обслуживание и содержание общего имущества многоквартирного дома, и произведен с учетом предложений такой организации, на момент принятия оспариваемого постановления на общем собрании собственников данного многоквартирного дома не принято решения об установлении размера платы за содержание жилого помещения, выводы судов о том, что постановление Администрации г. Лесосибирска Красноярского края от 25 декабря 2020 года №1350 в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, права административного истца не нарушает, являются обоснованными.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 21 апреля 2011 года № 522-О-О, установление органами местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения направлено на обеспечение надлежащего функционирования жилищно-коммунального хозяйства и не предполагает возможности принятия произвольных решений данными органами, которые при реализации указанного полномочия должны руководствоваться критериями пропорциональности и соразмерности с целью соблюдения баланса интересов участников жилищных отношений. Таким образом, при определении размера платы за содержание жилого помещения органы местного самоуправления должны исходить из приведенных выше федеральных норм, предоставить расчеты, подтверждающие соблюдение норм жилищного законодательства и баланса интересов участников жилищных отношений.

Как установлено судами нижестоящих инстанций, административным ответчиком при установление размера платы за содержание жилья, указанные требования были соблюдены, такие доказательства в материалы дела представлены. Постановление Администрации г.Лесосибирска Красноярского края от 25 декабря 2020 года №1350 принято на основании экономического обоснования размера платы за содержание и управление общим имуществом в многоквартирном доме, выполненным филиалом Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика Решетнева М.Ф. от 30 июня 2020, в котором рассчитана экономическая обоснованность размера платы за содержание жилого помещения, заложенный в тариф перечень работ по содержанию жилых помещений в спорном многоквартирном доме является необходимым для поддержания дома в работоспособном состоянии, отвечающем требованиям безопасности жильцов, и не содержит излишних видов работ либо расходов.

Выводы судов соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение, в силу которых плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Доводы административного истца о необходимости считать пролонгированным решение общего собрания собственников помещений в жилом доме от 24.06.2019 об определении тарифа в размере 20 рублей 20 копеек за 1 кв.м, помещения без ограничения по времени были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана правовая оценка, не согласится с которой у судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется оснований.

Суд апелляционной инстанции правомерно указал, что данные доводы административного истца противоречат положениям части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и содержанию решения общего собрания собственников помещений от 24.06.2019, установившего конкретный срок действия такого размера платы до 30 июня 2020.

Доводы кассационной жалобы, сводящиеся к тому, что размер платы за содержание жилья для многоквартирных домов экономически необоснован, не могут повлиять на отмену решения, все они судами нижестоящих инстанций проверялись, им дана надлежащая судебная оценка, с которой судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции согласна.

При таком положении вывод судов о соответствии правового акта в оспариваемой части требованиям жилищного законодательства, является правильным, решение законным, оснований для его отмены либо изменения не имеется.

Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установила оснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Лесосибирского городского суда Красноярского края от 28 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 6 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 октября 2023 года.

Председательствующий

Судьи