ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88А-26286/2023
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кемерово 13 декабря 2023 г.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Виноградовой О.В., Пушкаревой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Денежкина Вячеслава Владимировича, поданную 28 октября 2023 г. на решение Искитимского районного суда Новосибирской области от 9 января 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 2 мая 2023 г.,
по административному делу № 2а-296/2023 по административному исковому заявлению Денежкина Вячеслава Владимировича о признании незаконным приказа Департамента по недропользованию по Сибирскому федеральному округу об изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э., объяснения представителя ООО «Разрез Богатырь» Роганова А.В., поддержавшего доводы, изложенные в возражениях,
установила:
Денежкин В.В. обратился в Искитимский районный суд Новосибирской области с административным исковым заявлением о признании незаконным приказ Департамента по недропользованию по Сибирскому федеральному округу от 19.07.2022 № 232 «Об изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования».
В обоснование требований указано, что Денежкин В.В. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами №
Приказом Департамента по недропользованию по Сибирскому федеральному округу (Сибнедра) от 19.07.2022 № 232 принято решение об изъятии у Денежкина В.В. земельных участков с кадастровыми номерами № для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования.
Приказ полагает незаконным и нарушающим права и законные интересы Денежкина В.В.
Указано, что изымаемый земельный участок входит в состав земель сельскохозяйственного назначения, имеет приоритет в использовании и подлежит особой охране в силу положений статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.06.2020 № 1523-р «Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года» не установлено, что Западная Сибирь является регионом Энергетической стратегии, что дополнительно подтверждает отсутствие государственных нужд в изъятии принадлежащих Денежкину В.В. земельных участков и необходимость сохранения его целевого использования.
Подлежащие изъятию земельные участки № относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеют вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства». Земельные участки используются по их прямому назначению. Сибнедра не обосновало наличие государственных нужд для изъятия земельного участка.
В случае добычи полезных ископаемых подземным (шахтным) способом, работы могут полностью проводиться под землей без использования земельных участков, расположенных над шахтой.
Учитывая, что геологическое изучение и разведка месторождения полезных ископаемых может осуществляться без существенного нарушения целостности недр, потребность в использовании принадлежащих Денежкину В.В. земельных участков может возникнуть только через 10-15 лет с момента выдачи лицензии ООО «Разрез Богатырь» или не возникнуть вообще.
На момент издания оспариваемого приказа проектная документация на выполнение работ на участке недр Богатырь у ООО «Разрез Богатырь» отсутствовала (равно как и отсутствует в настоящее время), конкретные места проведения работ и последовательность проведения работ на участке недр ООО «Разрез Богатырь» не определены.
Полагает, само по себе наличие лицензии на пользование недрами не является достаточным основанием для изъятия земельного участка сельскохозяйственного назначения.
Решением Искитимского районного суда Новосибирской области от 09.01.2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 02.05.2023, в удовлетворении административных требований отказано.
В кассационной жалобе Денежкин В.В. ставит вопрос об отмене судебных актов, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права, принятии нового решения об удовлетворении требований.
В обоснование жалобы, повторяя изложенную по делу позицию, указывают, что суды не дали правовой оценки его доводам. Указывает, судом необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства об истребовании и исследовании в судебном заседании проекта геологического изучения участка недр, с целью установления факта использования истребованного земельного участка при реализации проекта разработки недр. Настаивает на нарушении положении статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 49 главы VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации в отсутствие надлежащих доказательств наличия государственных нужд для изъятия земельного участка. Настаивает, что неправомерное изъятие принадлежащих заявителю земельных участков нарушает его конституционные права, гарантированные статьями 34-36 Конституции Российской Федерации, противоречит статье 1 Федерального закона. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», устанавливающими приоритет охраны и использования сельскохозяйственных земель по их прямому назначению.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений представленных заинтересованным лицом ООО «Разрез Богатырь», судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами.
Согласно части 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством (пункт 3 статьи 279 ГК РФ).
Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством (пункт 5 статьи 279 ГК РФ).
В силу пункта 3 статьи 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, предусмотренными федеральными законами.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 56.3 ЗК РФ принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя).
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса (пункт 4 статьи 56.3 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 3 пункта 1 статьи 56.4 ЗК РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, с которыми в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, вправе обратиться организации, являющиеся недропользователями, в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователей.
Согласно пункту 2 статьи 56.4 ЗК РФ перечень организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3 Перечня организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.05.2015 № 442, к числу таковых отнесены организации, являющиеся недропользователями на основании выданной федеральным органом исполнительной власти лицензии, в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователей.
В ходатайстве об изъятии должна быть указана цель изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (пункта 4 статьи 56.4 ЗК РФ). Ходатайство об изъятии может быть подано в отношении одного или нескольких земельных участков (пункта 5 статьи 56.4 ЗК РФ).
Требования к форме и содержанию ходатайства об изъятии, состав прилагаемых к нему документов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункта 7 статьи 56.4 ЗК РФ). В частности, такие требования установлены Приказом Минэкономразвития России от 23.04.2015 № 250, который утратил силу с 09.09.2022 в связи с изданием Приказа Минэкономразвития России от 21.04.2022 N 215.
Основания для возврата без рассмотрения ходатайства об изъятии земельного участка уполномоченным органом исполнительной власти (или органом местного самоуправления) установлены пунктом 9 статьи 56.4 ЗК РФ.
Пунктом 11 статьи 56.4 ЗК РФ установлены основания для принятия уполномоченным органом решения об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии.
Пунктом 7 статьи 56.6 ЗК РФ установлены случаи, при которых решение об изъятии не может быть принято.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 № 293, Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования.
Согласно пункту 4 указанного Положения Федеральное агентство по недропользованию осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Департаменте по недропользованию по Сибирскому федеральному округу, утвержденным Приказом Роснедр от 26.03.2014 № 183, Департамент по недропользованию по Сибирскому федеральному округу (Сибнедра), является территориальным органом межрегионального уровня, осуществляющим функции Федерального агентства по недропользованию по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования на территории части субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа и определенных приказом Федерального агентства по недропользованию от 19.11.2013 № 954.
Приказом Роснедр от 07.04.2016 № 255 осуществление полномочий по принятию решений об изъятии земельных участков для государственных нужд РФ в связи с осуществлением недропользования, возложено, в том числе, на Сибнедра.
Судами установлено и следует из материалов дела, что ООО «Разрез Богатырь» обратилось в Департамент по недропользованию но Сибирскому федеральному округу с ходатайством от 04.04.2022 об изъятии для государственных нужд Российской Федерации земельных участков с кадастровыми номерами № собственником которых с 28.12.2021 и с 03.02.2022 года соответственно является Денежкин В.В.
Согласно ответу ФБУ «ТФГИ по Сибирскому федеральному округу» от 13.04.2022 № № предполагаемые к изъятию земельные участки с кадастровыми номерами № расположены в контуре действующей лицензии НОВ 16793 ТР в границах участка №, вне территорий населенных пунктов.
Обладателем лицензии НОВ 16793 ТР на право пользования недрами является ООО «Разрез Богатырь», с целевым назначением и видами работ: для геологического изучения, разведки и добычи угля каменного, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств. Участок недр расположен в Искитимском и Черепановском районах Новосибирской области. Участок недр имеет статус геологический отвод и горный отвод; основной вид полезных ископаемых: уголь каменный.
По результатам рассмотрения ходатайства ООО «Разрез Богатырь» приказом Департамента по недропользованию по Сибирскому федеральному округу от 19.07.2022 № 232 «Об изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования» принято решения об изъятии у Денежкина В.В. земельных участков с кадастровыми номерами № для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования в соответствии с лицензией на пользование недрами № (недропользователь: ООО «Разрез Богатырь»).
Приказ опубликован в Искитимской газете № 29 от 21.07.2022. Копия приказа направлена Денежкину В.В. 20.07.2022.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствуясь положениями статьи 279 ГК РФ, статей 49, 56.3, 56.4, 56.6, 56.9, 56.10 ЗК РФ, Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», Положением о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 № 293, Положением о Департаменте по недропользованию по Сибирскому федеральному округу, утвержденным Приказом Федерального агентства по недропользованию от 21.05.2007 № 569, оценив представленные доводы и доказательства, пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований, установив, что оспариваемый приказ принят уполномоченным органом при наличии правовых оснований для изъятия земельных участков.
Проверяя законность решения, судебная коллегия апелляционной инстанции, с выводами суда, об отсутствии предусмотренной частью 2 статьи 227 КАС РФ совокупности условий, необходимых для удовлетворения требований, согласилась.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными, соответствующими установленным обстоятельствам и нормам материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Несогласие заявителя жалобы с выводами судов, иное толковании норм материального права, подлежащих применению при разрешении спора, не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка при применении судом норм материального, процессуального права.
Доводы кассационной жалобы с указанием на категорию изымаемых земель – земли сельхозназначения, являлись предметом судебной оценки в судах первой и апелляционной инстанции, обоснованно были отклонены. Изъятие земельных участков для государственных нужд осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством, указанный административным истцом Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" запрета на изъятие земельных участков для целей недропользования не устанавливает, о чем свидетельствует также внесение в указанный федеральный закон на основании Федерального закона от 05.12.2022 N 507-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статьи 6.1 согласно которой принудительное изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с земельным и гражданским законодательством.".
Доводы кассационной жалобы об отсутствии доказательств использования поверхности земельных участков для целей недропользования не могут повлечь отмену судебных актов, поскольку установлено, и не опровергнуто в ходе рассмотрения дела, что изымаемые земельные участки расположены в контуре действующей лицензии НОВ 16793ТР в границах участка № 1, участок недр имеет статус геологический отвод и горный отвод, на указанном участке № 1 в соответствии с условиями лицензии запланировано ведение работ по геологическому изучению, включая поиски и оценку месторождений каменного угля, разведка каменного угля. Доводы заявителя об отказе в удовлетворении ходатайства об истребовании доказательств, в том числе указанных проектов, не могут повлечь отмену судебных актов, поскольку сведений об условиях лицензии в материалах дела имеются, и были оценены судами.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установила оснований для отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе, кассационная жалоба Денежкина В.В. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Искитимского районного суда Новосибирской области от 9 января 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 2 мая 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 14 декабря 2023 г.
Председательствующий:
Судьи: