НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 03.06.2020 № 88А-6682/20

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 88А-6682/2020

г. Кемерово 3 июня 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Пушкаревой Н.В.,

судей Зиновьевой К.В., Мишиной И.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Алехина Валерия Валерьевича, поданную через суд первой инстанции 13 февраля 2020 года, на решение Киренского районного суда Иркутской области от 5 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 11 декабря 2019 года

по административному делу № 2а-147/2019 по административному исковому заявлению Алехина Валерия Валерьевича к Областному государственному казённому учреждению «Управление социальной защиты населения по Киренскому району и Катангскому району» (далее – ОГКУ «УСЗН по Киренскому району и Катангскому району)о признании решения незаконным, об обязании предоставить меру социальной поддержки.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В., Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,

установила:

Алехин В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании решения незаконным, об обязании предоставить меру социальной поддержки.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Алехин В.В. обратился в Областное государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения по Киренскому району и Катангскому району» (далее – ОГКУ «УСЗН по Киренскому району и Катангскому району) с заявлением о назначении меры социальной поддержки – бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов в медицинских организациях по месту жительства на основании Закона Иркутской области от 17 декабря 2008 года № 105-оз. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ в назначении данной меры социальной поддержки ему отказано, в связи с отсутствием права на получения меры социальной поддержки в соответствии с пунктом 8 статьи 4 названного Закона.

Решение ОГКУ «УСЗН по Киренскому району и Катангскому району нарушает права истца на получение мер социальной поддержки как ветерана труда, проживающего на территории Иркутской области в районе, приравненном к району Крайнего Севера в соответствии с Законом Иркутской области от 17 декабря 2008 года № 105-оз с учетом переходных положений положения 5 и 6 и части 2 статьи 33 Закона № 400-ФЗ. Требования Закона Иркутской области от 17 декабря 2008 года № 105-оз не содержат оснований для отказа в назначении ему меры социальной поддержки «Бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики). Административным ответчиком не была исполнена установленная законодательством Российской Федерации и законом Иркутской области от 17 декабря 2008 года № 105-оз обязанность по предоставлению мер социальной поддержки.

Решением Киренского районного суда Иркутской области от 5 июля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 11 декабря 2019 года, административные исковые требования Алехина В.В. оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе административный истец просит отменить судебные акты, направить дело на новое рассмотрение в ином составе суда. Заявитель в жалобе приводит свое толкование норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения. Полагает, что судами при принятии решения не учтены, изменения от 28 декабря 2013 года, внесенные в закон «О страховых пенсиях» относительно назначения пенсии по старости.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.

Из материалов дела следует и установлено судами, что Алехин В.В. является ветераном труда Иркутской области, получателем страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, которая назначена ему досрочно, как гражданину из числа работников <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ Алехин В.В. обратился в ОГКУ «УСЗН по Киренскому району и Катангскому району» с заявлением о назначении ему меры социальной поддержки – бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме изделий из драгоценных металлов и металлокерамики).

Административным ответчиком принято решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении меры социальной поддержки «Бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в медицинских организациях по месту жительства» в связи с отсутствием права у Алехина В.В. на меры социальной поддержки в соответствии с пунктом 8 статьи 4 Закона Иркутской области от 17 декабря 2008 года № 105-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов в Иркутской области».

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что Алёхин В.В. не достиг общего возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, для мужчин - 60 лет, и соответственно, не имеет права на предоставление меры социальной поддержки в виде бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов в медицинских организациях по месту жительства за счет средств областного бюджета. Закон Иркутской области не распространяет меры социальной поддержки в виде бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов на лиц, не достигших установленного федеральным законодательством возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, поэтому у административного ответчика не имеется возможности предоставить такую меру поддержки истцу в настоящее время.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований о предоставлении меры социальной поддержки по пункту 4 части 1 статьи 4 Закона Иркутской области № 72-03 от 13 июля 2018 года «О ветеранах труда Иркутской области», пункту 4 части 1 статьи 2 Закона Иркутской области № 105-оз от 17 декабря 2008 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов в Иркутской области», установив, что административный истец является ветераном труда Иркутской области, однако при этом не достиг общеустановленного возраста выхода на пенсию по старости, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у него права на данные меры социальной поддержки, поскольку законодатель субъекта Федерации связывает право на данные меры социальной поддержки с достижением возраста дающего право на назначение мера социальной поддержки ветеранам труда Иркутской области в виде бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов предоставляется после установления (назначения) им трудовой (страховой) пенсии по старости либо пенсии за выслугу лет, но не ранее достижения ими возраста, дающего право на страховую пенсию по старости.

С данными выводами согласился суд апелляционной инстанции.

Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, основаны на неверной оценке административным истцом обстоятельств дела.

В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (ред. от 4 июня 2014 года, с изм. от 19 ноября 2015 года) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу пункта 4 части 1 статьи 4 Закона Иркутской области № 72-оз от 13 июля 2018 года «О ветеранах труда Иркутской области» социальная поддержка ветеранов труда Иркутской области предусматривает предоставление ежемесячной денежной выплаты в размере 489 рублей и иных мер социальной поддержки: бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в медицинских организациях по месту жительства.

Меры социальной поддержки предоставляются ветеранам труда Иркутской области: 1) после установления (назначения) им трудовой (страховой) пенсии по старости либо пенсии за выслугу лет, но не ранее достижения ими возраста, дающего право на страховую пенсию по старости; 2) независимо от прекращения ими трудовой деятельности.

В соответствии со ст. 2 Закона Иркутской области № 105-оз от 17 декабря 2008 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов в Иркутской области» меры социальной поддержки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, предоставляются: ветеранам труда после установления (назначения) им пенсии по старости; ветеранам труда, получающим иные виды пенсий либо пожизненное содержание за работу (службу), но не ранее достижения ими возраста, дающего право на пенсию по старости; "гражданам, приравненным к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 года, но не ранее достижения ими возраста, дающего право на пенсию по старости; ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, которым предоставлялись соответствующие льготы в натуральной форме, установленные до 1 января 2005 года Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года № 40-ФЗ).

Исходя из Порядка организации работы по предоставлению ветеранам труда Иркутской области меры социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов, утвержденного приказом министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 1 ноября 2018 года № 56-396/18-мпр право на предоставление меры социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) имеет ветеран труда Иркутской области. Заявитель имеет право на меру социальной поддержки: после установления (назначения) им трудовой (страховой) пенсии по старости либо пенсии за выслугу лет, но не ранее достижения им возраста, дающего право на страховую пенсию по старости; независимо от прекращения ими трудовой деятельности; независимо от факта назначения (получения) страховой пенсии, при достижении возраста 60 лет - для мужчин, 55 лет - для женщин.

Из системного анализа приведенных выше норм следует, что мера социальной поддержки предоставляется ветеранам труда Иркутской области только после достижения ими возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, независимо от факта досрочного назначения им пенсии на льготных условиях.

Такая мера социальной поддержки предоставляется после установления (назначения) пенсии, в том числе на льготных основаниях досрочно, но не ранее достижения общего возраста, дающего право на страховую пенсию по старости.

Доводы кассационной жалобы о том, что судами при принятии решения не учтены, изменения от 28 декабря 2013 года, внесенные в закон «О страховых пенсиях» относительно назначения пенсии по старости подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального права, подлежащего применению к возникшим правоотношениям.

По существу, доводы заявителя кассационной жалобы сводятся к несогласию с произведенной судом оценкой фактических обстоятельств дела и конкретных доказательств, на основании которых они установлены. Доводы, изложенные в жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, направленными на переоценку уже имеющихся по делу доказательств.

Судебная коллегия считает, что выводы судов, изложенные в обжалованных судебных актах, полностью соответствуют обстоятельствам административного дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.

При разрешении спора судами правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дана правовая оценка, оснований, считать которую неправильной не имеется, оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы Судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Киренского районного суда Иркутской области от 5 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 11 декабря 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: