НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 02.12.2020 № 88А-18651/20

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

№ 88а-18651/2020

г. Кемерово 2 декабря 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Никулиной И.А.,

судей Мишиной И.В., Пушкаревой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе администрации Горьковского муниципального района Омской области, поданной через суд первой инстанции 20 октября 2020 года, на решение Горьковского районного суда Омской области от 22 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 23 сентября 2020 года по административному делу № 2а-131/2020 по административному исковому заявлению прокурора Горьковского района Омской области в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, неопределенного круга лиц к администрации Горьковского муниципального района Омской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Никулиной И.А., прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлова А.А., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,

установила:

прокурор Горьковского района Омской области в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, неопределенного круга лиц обратился в Горьковский районной суд Омской области с административным исковым заявлением к администрации Горьковского муниципального района Омской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.

В обоснование требований указал, что администрация Горьковского муниципального района Омской области в нарушение действующего законодательства порядок обеспечения несовершеннолетних обучающихся с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием или получение денежной компенсации не регламентировала, соответственно, данной категории лиц, предусмотренные федеральным законодательством льготы, не предоставляются.

Просит признать незаконным бездействие администрации Горьковского муниципального района Омской области, выразившееся в нерегламентированности порядка обеспечения бесплатным двухразовым питанием, выплаты денежной компенсации за обеспечение бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях Горьковского муниципального района Омской области, с возложением обязанности разработать и утвердить такой порядок; признать незаконным бездействие администрации Горьковского муниципального района Омской области, выразившееся в необеспечении несовершеннолетних обучающихся с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием, в неосуществлении выплат денежной компенсации за обеспечение бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях Горьковского муниципального района Омской области, с возложением данной обязанности.

Решением Горьковского районного суда Омской области от 22 июля 2020 года требования административного истца удовлетворены, признано незаконным бездействие администрации Горьковского муниципального района Омской области, выразившееся в нерегламентированности порядка обеспечения бесплатным двухразовым питанием, выплаты денежной компенсации за обеспечение двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях Горьковского муниципального района Омской области, а также в необеспечении несовершеннолетних обучающихся с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием и неосуществлении выплат денежной компенсации за обеспечение бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях Горьковского муниципального района Омской области; на администрацию Горьковского муниципального района Омской области возложена обязанность разработать и утвердить порядок обеспечения бесплатным двухразовым питанием, выплаты денежной компенсации за обеспечение двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях Горьковского муниципального района Омской области; обеспечить бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, выплату денежной компенсации за обеспечение двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях Горьковского муниципального района Омской области.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 23 сентября 2020 года решение Горьковского районного суда Омской области от 22 июля 2020 года отменено в части требований о признании незаконным бездействия, выразившегося в нерегламентированности порядка обеспечения бесплатным двухразовым питанием, выплаты денежной компенсации за обеспечение бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях Горьковского муниципального района Омской области; обязании администрации Горьковского муниципального района Омской области разработать и утвердить порядок обеспечения бесплатным двухразовым питанием, выплаты денежной компенсации за обеспечение бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях Горьковского муниципального района Омской области, в связи с отказом прокурора Горьковского муниципального района Омской области от данных требований. В остальной части решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе администрация Горьковского муниципального района Омской области ставит вопрос об отмене судебных актов, указывая на нарушение норм материального права, приводя в обоснование доводы возражений на административный иск и апелляционной жалобы.

Утверждает, что на уровне субъекта Омской области отсутствует нормативный правовой акт, регулирующий порядок выплаты денежной компенсации за обеспечение бесплатным двухразовым питанием несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательных учреждениях муниципального района, носящий рекомендательный либо обязательный характер исполнения, являющийся основанием для выделения средств на соответствующие цели, бюджетом Горьковского муниципального района Омской области подобные финансовые обязательства также не предусмотрены.

Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Омской области принесены возражения.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.

Как установлено судами и следует из материалов дела, проведенной в 2019 году прокурорской проверкой выявлено, что в муниципальных образовательных учреждениях Горьковского муниципального района Омской области обучаются 105 детей с ограниченными возможностями здоровья, которые вопреки положениям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» не обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием, выплата денежной компенсации не производится. При этом порядок обеспечения бесплатным двухразовым питанием, выплаты денежной компенсации указанной категории обучающихся администрацией Горьковского муниципального района Омской области не регламентирован.

По результатам проверки исполняющим обязанности прокурора Горьковского района Омской области 6 сентября 2019 года главе администрации внесено представление, которое оставлено без удовлетворения.

Отказ администрации Горьковского муниципального района Омской области удовлетворить представление прокурора послужил поводом для предъявления в суд настоящего административного иска в суд.

Разрешая заявленные по существу требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь действующим законодательством, регулирующим спорные правоотношения, исходил из того, что вопрос обеспечения бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных образовательных учреждениях, в том числе посредством выплаты денежной компенсации, относится к вопросам местного значения, прямо предусмотренным пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Законом об образовании, и для решения данного вопроса административным ответчиком мер не принимается.

Проверяя законность принятого решения, суд принял отказ исполняющего обязанности прокурора Горьковского района Омской области от требований о признании незаконным бездействия, выразившегося в нерегламентированности порядка обеспечения бесплатным двухразовым питанием, выплаты денежной компенсации за обеспечение бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях Горьковского муниципального района Омской области, а такж об обязании администрации Горьковского муниципального района Омской области разработать и утвердить порядок обеспечения бесплатным двухразовым питанием, выплаты денежной компенсации за обеспечение бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях Горьковского муниципального района Омской области, с прекращением производства по делу в данной части. В указанной части судебные акты не оспариваются.

Оставляя без изменения решение суда первой инстанции в остальной части, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

Выводы судов являются правильными, соответствуют требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию правовым социальным государством, которое гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем обеспечения государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, установления пособий и иных гарантий социальной защиты (статья 1, часть 1; статьи 7 и 18; статья 19, части 1 и 2; статья 21, часть 1).

Конституционные гарантии общедоступности и бесплатности образования призваны обеспечить равенство прав граждан в этой сфере независимо от социально-экономических и иных различий между ними. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, каждый ребенок в силу статьи 19 Конституции Российской Федерации имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные организации (Постановление от 15 мая 2006 года N 5-П).

Общие вопросы воспитания, образования, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункты "е", "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся наряду с другими вопросами в сфере образования организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Специальным законом, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере образования и устанавливающим правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяющим правовое положение участников отношений в сфере образования, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании), в статье 34 которого закреплены основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования, а также определено, что обучающиеся обеспечиваются питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Так, статьей 37 Федерального закона об образовании, обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления (часть 4).

Статья 79 Федерального закона об образовании устанавливает особенности обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

В соответствии с частью 1 статьи 9 ФЗ от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.

В соответствии с частью 2 статьи 18 ФЗ от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Анализ приведенных норм в их совокупности позволяет сделать вывод о том, что предоставление бесплатного двухразового питания детям с ограниченными возможностями здоровья не является мерой социальной поддержки, а является одним из условий организации их обучения, предусмотренным федеральным законодательством, и исполнение обязанности по обеспечению бесплатным двухразовым питанием соответствующей категории детей, а при невозможности его получения в натуральной форме – выплате денежной компенсации, - прямо предписаны федеральным законодателем.

В ходе проверки исполнения федерального законодательства прокуратурой Горьковского района Омской области установлено, что обучающиеся в муниципальных образовательных учреждениях Горьковского муниципального района Омской области дети с ограниченными возможностями здоровья в нарушение вышеприведенных положений законодательства не обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием, выплата денежной компенсации им также не производится.

При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенных норм права, судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что в образовательных учреждениях Горьковского района Омской области в нарушение требований законодательства не организованы бесплатное двухразовое питание для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или получение соответствующей денежной компенсации и обоснованно возложили обязанность по организации такого обеспечения на администрацию Горьковского муниципального района Омской области.

Доводы кассационной жалобы о нарушении прав муниципального района отсутствием на федеральном уровне нормативной базы, регулирующей финансовое пополнение местного бюджета для реализации органом местного самоуправлени полномочий по организации бесплатного двухразового питания для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или получение ими соответствующей денежной компенсации, а также ссылки на то, что бюджетом Горьковского муниципального района Омской области расходы на подобные финансовые обязательства не предусмотрены, правового значения для разрешения настоящего спора не имеют и правильных выводов судов не опровергают, поскольку указанные кассатором обстоятельства не отменяют императивность предусмотренных федеральным законодательством условий и гарантий для обучающихся.

Доводы кассационной жалобы по своему содержанию повторяют доводы отзыва на административный иск и апелляционной жалобы, которые получили должную оценку при вынесении судебных постановлений, выражают несогласие с выводами суда первой и апелляционной инстанции, которые мотивированы судами, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств дела и собранных по делу доказательств, отражают субъективное мнение административного истца о том, как должно быть рассмотрено дело и оценены его фактические обстоятельства.

Безусловные основания для отмены или изменения судебных актов не установлены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Горьковского районного суда Омской области от 22 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 23 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 декабря 2020 года.

Председательствующий

Судьи